Полное педагогическое наблюдение и анализ урока физической культуры
ПОЛНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ И АНАЛИЗ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В процессе педагогического наблюдения и анализа уроков студенты должны оценивать работу преподавателя (практиканта) по следующим разделам:
Подготовленность педагога к уроку
Состояние конспекта урока
· Формулировка задач. Степень конкретизации и четкость формулировок частных задач учебно-воспитательной работы, логическая связь их с содержанием предыдущего урока.
Достаточная информативность задач с точки зрения комплексного подхода к осуществлению воспитательно-образовательных и гигиенических воздействий (включая элементы нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания), возможность выполнения намеченного, учитывая продолжительность урока, подготовленность учащихся и условия работы.
Мотивационно-побудительное значение задач для учащихся, необходимость раскрытия и обоснования их или же перешифровки в конкретные задания (особенно младшие классы) в процессе проведения урока.
· Подбор средств (учебного материала). Соответствие намеченных средств программным требованиям, задачам и условиям проведения данного урока, их воспитательно- образовательная ценность, оригинальность, наличие необходимых подготовительных, подводящих и других вспомогательных упражнений.
Методически правильная последовательность упражнений с точки зрения врабатываемости, переноса тренированности и пр., обоснованность предлагаемой дозировки упражнений и правильность записи.
· Разработанность организации и методики обучения и воспитания. Целесообразность и достаточность предусмотренных методов и методических приемов (словесных, наглядных, практических, вариантов фронтального, поточного и др., состояние и целесообразность использования технических средств в учебном процессе).
Наличие общих, групповых и индивидуальных заданий (в том числе и домашних). Умение лаконично записать используемые методические приемы, творчески проиллюстрировать (в виде чертежей, схем, схематических рисунков) намечаемое расположение снарядов, ориентиров, учащихся, порядок действий в игре, соревновательных упражнениях и т.п. Контроль за успеваемостью.
· Оформление конспекта. Соответствие содержания и формы конспекта рекомендациям кафедры теории и методики физического воспитания.
Точность в записи терминов, грамотность, лаконичность и аккуратность всех записей, творческий подход к разработке содержания и структуры урока, организации и проведения учебно-воспитательного процесса.
· Предварительная подготовка условий для успешного проведения урока.
Подготовка мест занятий, оборудования их исправности и наличия требуемого количества. Обеспечение санитарно-гигиенических условий (чистоты пола, снарядов, матов, спортивного инвентаря, освещенности, чистоты воздуха, опрятности костюмов занимающихся и т.д.) Проверка подготовленности и дополнительное инструктирование помощников (физоргов, дежурных, групповодов, капитанов команд исполнителей разовых поручений). Готовность учителя к проведению урока (внешний вид, показ упражнений, двигательных действий и др.)
Проведение педагогом урока
Заключение по уроку
Приложение I
ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ И АНАЛИЗА УРОКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Протокол полного педагогического наблюдения и анализа урока, проведенного__________________200__года в _______классе.
Фамилия проводившего урок _________________________
Фамилия наблюдавшего урок_________________________
Задачи урока:
1. Разучить технику захвата каната ногами.
2. Совершенствовать пружинность приземления в сочетании с энергичным, по полной амплитуде, отталкиванием в прыжках со скакалкой.
3. Способствовать развитию силы мышц рук и ног, а также развитию
скоростно-силовых качеств.
4. Воспитывать ответственность за результаты самостоятельных учебных действий.
ИЗЛОЖЕНИЕ И АНАЛИЗ ФАКТОВ
Подготовка педагога к проведению урока
Конспект урока подготовлен и проверен своевременно. Основные задачи урока отражают главные стороны содержания и могут быть охарактеризованы как достаточно конкретные для данного этапа.
Содержание урока полностью согласуется с планом работы на данную четверть. При его разработке учтены условия проведения занятий и особенности данного класса. Основные задачи раскрыты достаточно конкретными частными. Правильно подобраны приемы дозировки, всесторонне продуманы методические приемы обучения, воспитания, организации.
Конспект отлично оформлен, причем педагогом проявлена грамотность и аккуратность, необходимые чертежи выполнены красочно и наглядно отражают некоторые моменты организации. По такому конспекту легко представить урок.
Перед уроком был подготовлен зал и необходимый инвентарь. Для лучшей ориентировки в игре педагог начертила линии-указатели, а для общеподготовительных упражнений были подготовлены скакалки. Палки для выполнения подготовительного упражнения по захвату каната были сложены в удобном месте. В целом подготовка к уроку осуществлена на необходимом уровне.
Заключение
Хорошо проведенная первая часть урока и эффективная в связи с этим деятельность учеников свидетельствуют о больших потенциальных возможностях педагога. Однако следует обратить внимание на более тщательную разработку вопросов основной части урока. Более активное использование объяснений, соревновательных элементов, оценок, взаимооценок, самооценок значительно повысили бы эффективность деятельности занимающихся в основной части урока и обеспечили бы более полноценное решение образовательных задач. Оценка урока - хорошо.
ПОЛНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ И АНАЛИЗ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В процессе педагогического наблюдения и анализа уроков студенты должны оценивать работу преподавателя (практиканта) по следующим разделам: