Оценка состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся оздоровительной физической культурой
Основной целью оздоровительной тренировки является увеличение работоспособности сердца и кровообращения. Поскольку сердце — самое уязвимое звено в тренирующемся организме, то наблюдение за его состоянием особенно важно. Во-первых, знание резервных возможностей своего сердца позволяет сделать безопасными и эффективными используемые нагрузки. Во-вторых, контроль за развивающимися в процессе занятий изменениями в сердечно-сосудистой системе позволяет выяснить, насколько успешно эта задача решается.
Перед началом систематических занятий физическими упражнениями надо проверить исходный уровень тренированности. Уровень подготовленности организма определяется работоспособностью сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для их оценки существует достаточно много точных методов и функциональных проб.
Наиболее доступным показателем деятельности сердечно-сосудистой системы является пульс.
По пульсу в положении сидя (в покое) можно приблизительно оценить состояние сердца. Если у мужчин он реже 50 уд./мин — отлично, реже 65 — хорошо, 65—75 — удовлетворительно, выше 75 — плохо. У женщин и юношей эти показатели примерно на 5 уд./мин выше.
Лестничная проба. Для оценки состояния тренированности нужно подняться на четвертый этаж нормальным темпом без остановок на плошадках и сосчитать пульс. Если он ниже 100 уд./мин — отлично, меньше 120 — хорошо, меньше 140 — удовлетворительно, выше 140 — плохо.
Проба с приседаниями. Встать в основную стойку и сосчитать пульс. В медленном темпе сделать 20 приседаний, поднимая руки вперед, сохраняя туловище прямым и широко разводя колени в стороны. Пожилым и слабым людям, приседая, можно держаться руками за спинку стула или край стола. После приседаний снова сосчитать пульс. Увеличение пульса после нагрузки на 25% и менее считается отличным, на 25—50% — хорошим, на 50—75% — удовлетворительным и свыше 65% — плохим. Удовлетворительные и плохие оценки свидетельствуют о том, что сердце совершенно не тренировано.
Проба с подскоками. Предварительно сосчитав пульс, встать в основную стойку, руки на пояс. Мягко на носках в течение 30 с сделать 60 небольших подскоков, подпрыгивая над полом на 5— 6 см. Затем снова сосчитать лульс. Оценки такие же, как и в пробе с приседаниями.
Оценка реакции организма на дозированную нагрузку в процессе занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью осуществляется по показателям ЧСС (пульс), артериального давления, дыхания, жизненной емкости легких (спирометрия), мышечной силы, массы тела, а также по результатам в контрольных упражнениях (тестах).
Важным показателем является быстрота восстановления пульса до исходного или близкого к нему уровня после физической нагрузки. Если частоту пульса, зафиксированную в первые 10 с после нагрузки, принять за 100%, то хорошей реакцией восстановления считается снижение пульса через 1 мин на 20%, через 3 мин — на 30%, через 5 мин — на 50%, а через 10 мин — на 70— 75% от этого наивысшего пульса.
Проба с приседанием. Подсчитать пульс в покое за 10 с, затем сделать 20 приседаний за 30 с и вновь подсчитать пульс. Продолжать подсчитывать его каждые 10 с вплоть до возвращения к первоначальным цифрам. В норме увеличение пульса в первый после нагрузки 10-секундный промежуток составляет 5—7 ударов, а возвращение к исходным цифрам происходит в течение 1,5—2,5 мин, при хорошей тренированности — за 40—60 с. Учащение пульса свыше 5—7 ударов и задержка восстановления больше чем на 2,5— 3 мин служит показателем нарушения тренировочного процесса или заболевания.
Состояние нервной регуляции сердечно-сосудистой системы позволяют оценить пробы с переменой положения тела (ортоста- тическая и клиностатическая пробы).
Ортостатическая проба. В положении лежа подсчитываете я пульс за 10 с и умножается на 6. Затем нужно спокойно встать и подсчитать пульс в положении стоя. В норме превышение его не составляет 10—14 уд./мин. Учащение до 20 ударов расценивается как удовлетворительная реакция, свыше 20 — неудовлетворительная. Большая разница в частоте сердечных сокращений при переходе их положения лежа в положении стоя говорит об утомлении или недостаточном восстановлении после физической нагрузки.
Клиностатическая проба выполняется в обратном порядке: при переходе из положения стоя в положение лежа. В норме пульс уменьшается на 4—10 уд./мин. Большее замедление — признак тренированности.
Важным показателем, характеризующим функцию сердечнососудистой системы, является уровень артериального давления (АД), который измеряется специальными приборами. На уровень АД влияют масса и рост, возраст, ЧСС, характер питания, занятия физическими упражнениями
Нормальные величины артериального давления (систолического и диастолического) определяются по следующим формулам:
Зная цифры артериального давления и пульса, можно подсчитать, конечно приблизительно, минутный объем крови. Делается это так: из максимального значения артериального давления вычитается минимальное. Разница умножается на частоту пульса. В норме минутный объем крови равен 2600. При утомлении и перетренировке этот показатель возрастает.
По формуле Кваса можно вычислить коэффициент выносливости: частота пульса умножается на 10 и результат делится на величину пульсового давления (разность максимального и минимального артериального давления). Нормальным считается коэффициент, равный 16. Его возрастание — признак ослабления деятельности сердечно-сосудистой системы.
Важнейшим показателем, характеризующим функциональные возможности легких, или так называемого внешнего дыхания, является жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Это количество воздуха, которое способен выдохнуть человек после максимального глубокого вдоха. У здорового мужчины эта величина равна обычно 3—5 л, у женщин — 2—3 л, у детей 1,2—3,2 л. Под влиянием систематических занятий (особенно если в оздоровительных тренировках выполняется много упражнений на выносливость) она увеличивается на 1—2 л, отражая возросшие функциональные возможности дыхательного аппарата.
Чтобы оценить фактическую величину ЖЕЛ, ее необходимо сравнить с должной для конкретного человека величиной ЖЕЛ. Рассчитать ее можно по формуле Людвига (в мл):
а) должная ЖЕЛ (для мужчин) — (40 х рост в см) + (30 х вес
тела в кг) — 4400;
б) должная ЖЕЛ (для женщин) = (40 х рост в см) + (10 х вес
тела в кг) — 3800.
Пример. В норме у здоровых лиц ЖЕЛ может отклоняться от должной в пределах ±15%. Оценивается из соотношения
Предположим, что у занимающегося физическими упражнениями ЖЕЛ равна 4200 мл, а должная — 4100 мл. Подставив эти значения в указанное соотношение, получим
Превышение фактической величины ЖЕЛ относительно должной характерно для лиц, занимающихся, например, бегом, лыжами, и указывает на высокое функциональное развитие легких. Снижение ЖЕЛ более чем на 15% может указывать на патологию легких.
В процессе занятий физическими упражнениями важно следить за частотой дыхания. В покое она составляет 10—16 раз в мин.
Под влиянием физической нагрузки число дыханий увеличивается: при умеренных нагрузках — до 25—30 в 1 мин, при более высоких — до 30—40 в 1 мин.
Если одышка, сопровождаемая учащением дыхания, проходит в течение первых 3—5 мин (максимум 10) после прекращения нагрузки, то такое учащение можно считать удовлетворительным. Если же учащение дыхания сохраняется более 10 мин, то, безусловно, эта реакция отрицательная. Она свидетельствует о том, что нагрузка, применяемая в данном случае, не соответствовала состоянию организма.
Проба Штанге. Сесть на стул, удобно оперевшись о его спинку, и расслабить мышцы. Сделать умеренно глубокий вдох и задержать дыхание, зажав пальцами нос. По секундомеру (или секундной стрелке часов) фиксируется время задержки дыхания. Если занимающийся в состоянии задержать дыхание свыше 90 с — отлично, от 60 до 90 с — хорошо, от 30 до 60 с — удовлетворительно и ниже 30 с — плохо. По мере тренированности время задержки дыхания увеличивается, что свидетельствует о правильности выбранной программы физической активности.
Пробы с задержкой дыхания не следует выполнять лицам с какими-либо заболеваниями органов дыхания или кровообращения, а также занимающимся лицам пожилого возраста.
Для предварительного и последующего контроля тренирован*-ности занимающихся физическими упражнениями используются и специальные контрольные упражнения (см. табл. 26, 27, 55, 57).
Выбор различных функциональных проб и контрольных упражнений обусловлен состоянием здоровья, возрастом, полом и уровнем физической подготовленности занимающихся.
Следует отметить, что только комплекс самых разных показателей может достоверно характеризовать состояние здоровья и тренированности организма. Поэтому всем занимающимся оздоровительной физической культурой необходимо проходить минимум 2 раза в год врачебный контроль и вести дневник самоконтроля.
Медицинское освидетельствование с использованием лабораторных исследований (компьютерная диагностика) и различных функциональных проб поможет сделать более объективные выводы о состоянии здоровья, тренированности, внести коррективы в тренировочный режим и образ жизни.
Кроме врачебного контроля занимающимся физическими упражнениями необходимо самостоятельно контролировать свое здоровье, переносимость физических нагрузок с помощью ежедневных записей в дневнике самоконтроля. Примерная схема ведения дневника самоконтроля представлена в таблице 58.
Использованная литература
1. Годик М.А. Спортивная метрология: Учеб. для ин-тов физ. культ. - М., 1988.
2. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. — М., 1998.
3. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. — М., 1999.
4. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ. — М., 1991.
5. Методика физического воспитания учащихся 10—11 классов: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха. — М., 1997.
6. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б.Кофмана. - М., 1998.
7. Определение физической подготовленности школьников / Под ред. Б. В. Сермеева. — М., 1973.
8. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техникумов физ. культ. / Под ред. А.А.Гужаловского. — М., 1986.
9. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культ.: В 2 т. / Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А.Д. Новикова. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1976.
10. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для пединститутов / Под ред. Б. А. Ашмарина. — М., 1990.
11. Физическое воспитание учащихся 5—7 классов: Пособие для учителя / Под ред. В. И. Ляха, Г. Б.Мейксона. — М., 1997.
12. Физическая культура: Примерная учебная программа для высших учебных заведений. — М., 1994.
Рекомендуемая литература
Антонова О.Н., Кузнецов B.C. Лыжная подготовка: Методика преподавания: Учеб. пособие. — М., 1999.
Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебник. — М., 2000.
Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытое Д.Н. Туризм и спортивное ориентирование: Учеб. пособие. — М., 2000.
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. — М., 2000.
Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие. — М., 2000.
Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: Учебник. — М., 2000.
Жуков М.Н. Подвижные игры: Учебник. — М., 2000.
Лазарев И.В., Кузнецов B.C., Орлов Г.А. Практикум по легкой атлетике: Учеб. пособие. — М., 1999.
Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебник. — М., 1997.
Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология: Учебник. - М., 2000.
Теория и методика спорта: Учеб. пособие для училищ олимпийского резерва / Под общ. ред. Ф. П. Суслова, Ж. К. Холодова. — М., 1997.
Оглавление
От авторов.................................................................................................................... 3
ЧАСТЬ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 4
Глава 1. Общая характеристика теории и методики физического
воспитания.................................................................................................. 4 •
1.1. Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе 4
1.2. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные понятия 5
Глава 2. Система физического воспитания в Российской Федерации...... 10
2.1. Понятие о системе физического воспитания в стране и ее структуре 10
2.2. Цель и задачи физического воспитания......................................... 12
2.3. Общие социально-педагогические принципы системы физического воспитания 18
Глава 3. Направленное формирование личности в процессе
физического воспитания...................................................................... 19
3.1. Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания 20
3.2. Технология воспитательной деятельности педагога
по физической культуре и спорту.................................................... 22
Глава 4. Средства и методы физического воспитания.................................. 32
4.1. Средства физического воспитания.................................................. 32
4.1.1. Физические упражнения.......................................................... 32
4.1.2. Оздоровительные силы природы.......................................... 39
4.1.3. Гигиенические факторы.......................................................... 40
4.2. Методы физического воспитания.................................................... 40
4.2.1. Методы строго регламентированного упражнения........ 42
4.2.2. Игровой метод............................................................................ 46
4.2.3. Соревновательный метод........................................................ 46
4.2.4. Общепедагогические методы, используемые
в физическом воспитании........................................................ 47
Глава 5. Общеметодические и специфические принципы
физического воспитания........................................................................ 52
5.1. Иерархия принципов в системе физического воспитания 52
5.2. Общеметодические принципы.......................................................... 54
5.2.1. Принцип сознательности и активности............................... 54
5.2.2. Принцип наглядности............................................................... 56
5.2.3. Принцип доступности и индивидуализации...................... 57
5.3. Специфические принципы физического воспитания.................. 58
5.3.1. Принцип непрерывности процесса физического воспитания 58
5.3.2. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.... 59
5.3.3. Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий 60
5.3.4. Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок 62
5.3.5. Принцип циклического построения занятий...................... 63
5.3.6. Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания 63