Идентичность (символический интеракционизм)

Идентичность

Идентичность (лат. identicus — тождественный, одинаковый) — осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний.

Идентичность, с точки зрения психосоциального подхода (Э. Эриксон), является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. Она оформляется в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте и от ее качественных характеристик зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни.

Идентичность обусловливает способность индивида к ассимиляции личностного и социального опыта и поддержанию собственной цельности и субъектности в подверженном изменениям внешнем мире.

Идентификация и сигнификация

Принятие той ли иной идентичности опосредует связь идентификации (процесса становления, функционирования и развития идентичности) с сигнификацией, понимаемой как процесс реализации этой идентичности в общественной практике человека или группы. Идентификация и сигнификация включены в механизм социализации личности и выполняют важную адаптивную функцию.

Характер соотношения этнических "мы" и "они" определяется не только устойчивыми этническими/национальными авто- и гетеростереотипами, но и реальными межнациональными связями и контактами (может меняться).

Как отмечает немецкий политолог А. Нойманн: "...идентичность - это не данность, а отношение, постоянно формируемое и реформируемое в рамках определенного дискурса".

Роль языка (знаковой системы) в процессе идентификации, особенно при необходимости "оградить", отличить свое сообщество от другого.

Идентичность и субкультура: ролевики

1982 г. – в СССР под названием "Хранители" вышел сокращенный перевод книги Дж.Р.Р. Толкиена "Властелин колец".

В конце 1980-х гг. стали появляться группы, занимавшиеся переводом книг Толкиена

В 1980-е гг. в Системе (underground-сообщество) получили распространение имена (прозвища), восходящие к фантастическим произведениям: Сталкер, Дикобраз (источники – культовые в этой среде "Пикник на обочине" А. и Б. Стругацких и фильм А. Тарковского "Сталкер" по его мотивам), а в конце 1980-х – и собственно к произведениям Дж.Р.Р. Толкиена.

С 1987 г. - первые клубы (?)

С 1990 г. - первые Хоббитские Игры (ролевая игра по мотивам произведений Толкиена) под Красноярском, в 1991 – под Москвой.

Прототип: влияние толкинистского движения 1980-х гг. на Западе, где оно было связано с распространением компьютерных игр.

Фэндом: В 1970-х гг. получило известность сообщество, сложившееся вокруг журнала "Уральский Следопыт" (Свердловск) и фестиваля фантастики "Аэлита" [см.: М. Кожаринов, С. Тишин. История молодежного движения в России и динамика его развития//Сайт "Технология альтруизма": www.altruism.ru]. В 1970 – середине 1980-х гг. получили распространение переводы произведений фантастики (научной и фэнтези), публиковавшиеся в самиздате.

Прототип

· фан-движение Толкина:

· 1937 г. никому еще неизвестный профессор Оксфордского университета, Джон Рональд Руэл Толкиен, заканчивает “Хоббита, или Туда и обратно”

· 1965 году выходит продолжение — “Властелин Колец"

· общества толкинистов в США (?)

· компьютерные игры

Участники ролевого движения отмечают его связь с хиппи:

"Почти у всех молодость прошла на Ротонде (место тусовок ролевиков), – говорит участник ролевых игр по прозвищу Арагорн (Арагорн – герой книги Дж.Р.Р. Толкиена "Властелин Колец", странник, воин, впоследствии правитель.). – Хиппи перешли в ролевое движение. Пласт достаточно серьезный. Почти все интересы общие, равны интеллектуально. Движение хиппи распалось в ролевое".

Другой игрок, по прозванию Кэрри, говорит: "В свое время, когда начался большой приток народа в ролевые игры, это все достаточно быстро наполнилось ребятами из Системы. Хиппи и около лежащие. Если я иду по Невскому и вижу, что навстречу идет девушка босиком, в хайратнике и в фенечках, то я на девяносто пять процентов уверен, что она была хотя бы на одной игре".

Реконструкторы

отличие

· от ролевиков: интерес к средневековью

· от индеанистов: этника

1991 – Санкт–Петербург: начало Движению Реконструкции положило организованное совместно с администрацией города в честь юбилея победы на Чудском озере путешествие по Волхову (1991 год). Пятнадцать человек совершили его на ладье, сооруженной в соответствии с технологиями XIII века, используя быт и экипировку инсценировавшегося времени.

В этом же году на льду озера было разыграно Чудское сражение. Инициатором мероприятия являлся Петр Васин, ныне стоящий во главе Санкт–Петербургской Реконструкции и, в частности, клуба Княжеская Дружина численностью 74 человека (на лето 2000-го года).

Реконструкция входит в Ассоциацию военно–исторических клубов России, объединяющую, помимо русских, клубы Литвы, Белоруссии, Украины, Польши и Венгрии: историко–коммерческая организация, движение, помимо прочего, эффективно сотрудничает с Ассоциацией каскадеров, участвует в киносъемках, в рекламных роликах и городских празднествах (кинофильмы с их участием — “Крестоносец” и “Рыцарская баллада”, реклама “Масло деревенское” древнерусский витязь — Реконструктор).

Экспертный совет ассоциации – высшие ступени иерархии в клубах утверждают.

Северный путь: клуб, СПб., около 20 воинов, 2 раза в неделю занятия русским боем, 5 женщин, предводитель – Тинг, управляет Совет), торговля, литье, оружие, женщины шьют костюмы для своих, на заказ, на общие нужды клуба.

· клубы исторической реконструкции в Европе

· сеть общения в Интернете

· фестивали

· походы

· мастерские

· система обучения

· связи с ролевым движением (через тренировки, ремесло и отбор)

· связь с археологами

Власть интерпретации

· обладание личным символом подразумевает право его интерпретации.

На самом деле это право интерпретации вообще символов своей среды, поскольку именно из их фонда берутся личные символы.

· возможность конструировать авторитет, в частности, через распространение и интерпретацию символики (одновременно «своей» и характерной для среды в целом).

Люди, имеющие опыт подобного использования субкультурной символики, как правило, осознают ее управленческий потенциал.

Сольми говорил об улитке как средстве «видеть» во всем символ и понимать – т.е. интерпретировать: «Улитка – спираль. Растения – они тоже растут по спирали. Это росток, развитие. Улитка – она является символом мудрости в Древнем Китае. Это я уже потом узнал… У улитки четыре глаза. Это у меня концепция такая: смотреть и видеть – есть удел немногих. Путь к совершенству – через созерцание. Имеющий глаза да увидит, имеющий уши да услышит. У даосов: истинно мудрый не стремится познать все. Достаточно смотреть на все и видеть. Ибо во всем есть символ. Я потом уже встретил это у Гессе. Так оно и есть, ибо нам идет подсказка – через любую вещь. Такой вещью для меня является улитка. Через нее я смотрю на мир и понимаю» (ПМА: М., 1987 г.).

Доступ к инфраструктуре (суб)культурного производства обладание символически значимыми характеристиками (музыкальным умением, «вкусом», знакомствами) превращается в субкультурный капитал, как основу авторитета и иерархии.

Доступ к инфраструктуре – еще один механизм такой трансформации.

Так, игра (участие в музыкальном творчестве) в панк-группе позволяет идентифицировать человека как «панка». Те, кто просто «слушает панк», т.е. панковская тусовка, также идентифицируется через этот символ («панк»).

Но играющий в группе в большей степени включен в инфраструктуру, обеспечивающую производство и распространение музыкального продукта (сюда входят клубы, где проходят рок-концерты, звукозаписывающие студии=лэйблы, дистрибуторы=дистро, журналы=зины).

Эта же инфраструктура обеспечивает и воспроизводство субкультуры: ее традиций, текстов, стиля и самой среды-носителя.

Именно вокруг этих клубов, посещений концертов, обсуждения и производства журналов, иногда самодельных и даже рукописных, формируется тусовка или панк-сцена, складывается та среда, которая обладает стилевым единством и формирует субкультуру. Для своего воспроизводства она использует инфраструктуру музыкального (в данном случае – панк) производства.

Это достигается за счет символической идентификации.

Далеко не все, кто тусуется как «панк», играют панк-рок или пишут в журналы. Достаточно того, что они символически отмечены как «панки», и через этот общий символ идентифицируются с производителями панк-рока, получая доступ к его инфраструктуре.

С.Б. Переслегин о возможном подходе к понятию "идентичность".

1. "Идентичность в себе" есть функция первичной аксиологии.

2. Идентичность есть "идентичность в себе", проявленная в процессе взаимодействия.

3. Идентичности существуют на уровне убеждений. Идентичность всегда отвечает на вопрос "кто ты?".

4. Идентичность всегда отвечает на этот вопрос: "я - тот-то".

5. Идентичности проявляют себя превращением аксиологии в деятельную форму (идеологию).

6. Идентичности есть превращенная (деятельная) форма тех ценностей, которые различаются у взаимодействующих сторон.

7. Идентичности проявлены тем сильнее, чем уже канал их актуализации (меньше размерность разностного аксиологического пространства - пространства сравнения ценностей).

8. Идентичность проявляются тем сильнее, чем выше онтологическое значение той ценности, "вдоль" которой она актуализирована.

9. Проявление идентичности есть процесс спонтанного нарушения симметрии. Если в двух- или многостороннем взаимодействии один из участников проявит свою идентичность (переведет свои ценности в деятельную форму), то с неизбежностью идентичность - не обязательно та же самая - будет проявлена и у остальных участников.

10. Поскольку каждой мыслимой ценности может быть сопоставлена своя антиценность (Богу Дьявол), можно говорить о "знаке" идентичности, проявленной "вдоль" той или иной ценности. Например, ценность служения Господу имеет знак "плюс" для христианина и "минус" для сатаниста.

Идентичность

Идентичность (лат. identicus — тождественный, одинаковый) — осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний.

Идентичность, с точки зрения психосоциального подхода (Э. Эриксон), является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. Она оформляется в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте и от ее качественных характеристик зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни.

Идентичность обусловливает способность индивида к ассимиляции личностного и социального опыта и поддержанию собственной цельности и субъектности в подверженном изменениям внешнем мире.

Идентичность (символический интеракционизм)

И.Гоффман выделяет различные виды идентичности (социальная, личная, я-идентичность) в самостоятельные категории. При этом акцент делается на социальной обусловленности идентичности.

Работы основоположника концепции символического интеракционизма Дж. Мида по данному вопросу были опубликованы задолго до того, как увидели свет основные труды Э. Эриксона по проблемам идентичности, и во многом отражали спор сторонников биологического и социального детерминизма развития личности.

Э. Эриксон, говоря о взаимосвязи личной истории индивида и социума в рамках понятий идентичности и кризиса идентичности, замечает, что "... было бы явно неправильно переносить на изучаемое нами некоторые термины индивидуальной и социальной психологии, часто применяемые к идентичности или к расстройствам идентичности, такие как представление о себе, образ «я»".

В позднейших исследованиях представителей все того же символического интеракционизма наметилась тенденция к интеграции понятий личностной и социальной идентичности.

Ю. Хамберс выдвинул концепцию баланса идентичности. Он предложил модель, согласно которой личностная и социальная идентичность выступают как два измерения единого целого: "Вертикальное измерение — личностная идентичность — обеспечивает связанность истории жизни человека. Горизонтальное измерение — социальная идентичность — обеспечивает возможность выполнять различные требования всех ролевых систем, к которым принадлежит человек".

Э.Эриксон (см.: Ачкасов В. А. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора // ЖССА. 1999. Т. 2. Вып. 1).

Идентичность рассматривается Э. Эриксоном в двух аспектах:

Во-первых, это "Я-идентичность", которая, в свою очередь, состоит из двух компонентов: органического, т.е. данности физического внешнего облика и природных задатков человека, и индивидуального, т.е. осознания им собственной неповторимости, стремления к развитию и реализации собственных способностей и интересов.

Во-вторых, социальная идентичность, которая также подразделяется на групповую и психосоциальную. Групповая идентичность рассматривалась Э. Эриксоном как включенность личности в различные общности, подкрепленная субъективным ощущением внутреннего единства со своим социальным окружением. Наконец, психосоциальная идентичность это то, что дает человеку ощущение значимости своего бытия в рамках данного социума (и с точки зрения социума).

Культура - "цемент общественных отношений" не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе политической социализации и контактов с представителями других культур, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной общности, т.е. чувство идентичности. "В современном мире... культурные идентичности (этнические, национальные, религиозные, цивилизационные) занимают центральное место, а союзы, антагонизмы и государственная политика складываются с учетом культурной близости и культурных различий", - отмечает С. Хантингтон.

Согласно определению А.Турена, "идентичность - осознанное самоопределение социального субъекта", следовательно, идентификация - это процесс эмоционального и иного самоотождествления индивида, социальной группы с другим человеком, группой или образцом, интериоризации занимаемых социальных статусов и освоения значимых социальных ролей.

Наши рекомендации