Смерть: сила, уход, символ идентичности
· у бритоголовых или фанатов мотив смерти вписывается в сценарии практик насилия
· у пацифистов, последователей хипповских традиций смерть – выражение «ухода», т.е. продолжение эскапистской стратегии: «И я молчу, я делаю глоток, Который тихо шепчет: жить не стоит» (Ротонда, 1988 г.).
Мотив самоубийства. С Ротондой – одним из главных мест ленинградских тусовок 1980-х – 90-х гг. - связаны легенды о повесившихся там людях: «Говорят, там два человека повесились на куполе. Там снаружи можно забраться на купол, отогнуть листы, и там есть крюк. Веревку зацепить и прыгнуть туда. Чем длиннее веревка, тем лучше – быстрее повесишься» (ПМА, Л.. 1988 г.). Парадная Ротонды, круглая в плане, с винтовой лестницей, завершается вверху куполом, с которого свисает длинный шнур или провод, который, вероятно, провоцирует подобные рассказы.
Среди персонажей Ротонды (оставивших на ее стенах надписи) в 1988 году был человек, подписывавшийся «Третий»: «Если Ротонда умрет (т.е. перестанет быть местом тусовок.), вы увидите труп в петле этого провода! Третий».
В те же годы системе был человек по имени Десс (как он объяснял, имя это происходит от английского death ‘смерть’): «Меня назвали так из-за моих ранних стихов. У меня была чисто эстетическая теория антиискусства. Мои стихи должны были создать у человека черное ощущение. Настолько черное, что человек после этого, выйдя на улицу, увидел бы, что на самом деле все не так уж плохо…Дело в том, что у меня отчим, и меня многие знали то под одной, то под другой фамилией. И я решил проблему (при помощи.) псевдонима. А меня многие друзья звали «Смерть», ну, я перевел на английский и сделал русскую транскрипцию: Десс. В Сайгоне я уже так и представлялся» (Л., 1987 г.).
Тело силы
Скинхеды: насилие сюжетно.
Формы силовых акций:
Патрулирование – быстрое групповое избиение на котролируемой территории. Группа из 3 – 5 человек обходит определенную территорию, выискивая того, кого можно отнести к числу «врагов». Другая группа следит за обстановкой, предупреждая в случае появления милиции. Найдя «врага», его сбивают с ног, потом все вместе пинают в течение нескольких минут и разбегаются.
Рейд – спланированное нападение несколькими группам на заранее намеченный объект (например, общежитие или рынок). Бритоголовые в этом случае появляются в неприметной одежде (шифруются), чтобы быстро ретироваться.
Погром -- массовый проход по большой улице: собирается несколько команд и быстро идут, запрудив всю ширину улицы, громя по пути ларьки, машины и случайных встречных, которых могут отнести к категории символических «врагов». Затем все разбегаются в разные стороны.
Махач – массовая драка «стенка на стенку», вероятно, между двумя молодежными группировками (это слово используется и у футбольных фанатов).
Тело силы: фанаты (hooligans)
Формы коллективного насилия:
· акции (спланированное столкновение с противоборствующей фанатской группировкой, иногда при участии нескольких групп с обеих сторон);
· перформанс;
· идейная драка (т.е. драка по заранее оговоренным правилам: забитая, т.е. оговоренная лидерами групп);
· дерби (драка между фанатами одной команды; тем же словом обозначается встреча двух команд из одного города).
Из элементов организации: третий тайм (время после окончания матча), проводы (нападение на группу фанатов перед отправлением на выезд).
Процесс переговоров о времени, месте и правилах (например, ограничениях в использовании оружия) обозначается глаголом забиваться. Забиваются, т.е. договариваются между собою, лидеры фанатских фирм.
Тело: фанаты, алисоманы
Обозначение приемов, используемых во время силовых акций:
· шедвел (проникновение группы hooligans в сектор фанатов враждебной команды, провокация драки),
· слэм (куча-мала после гола, нередко как провокация для милиции),
· ретировка (быстрый уход с места потасовки врассыпную или мелкими группами).
· оружие, собирательно называемое
· дерьмо (г…) или аргументы:
· рычаг (рука или нож),
· пряга (тяжелый армейский ремень с пряжкой) и др. используются также цепи, обрезки металлических труб, дубинки.
· свинчатки (дверные пружины, наполненные кусочкам свинца и обмотанные снаружи изолентой) и
· беспальцовки – кожаные перчатки с обрезанными пальцами и металлическими шипами [Николенко Н.С., Указ.соч.; Будько Т. Указ.соч.; Муфтиярова А.А. Современный хулиганизм. Курсовая работа. СПб ГУ, ф-т социологии, 5 курс в/о. Научный руководитель – д.и.н., проф.В.В. Бочаров.].