Социопедагогический анализ процесса досугового общения
§ 1. Сущность и структура общения в сфере свободного времени
Каким бы высоким ни оказался культурогенный потенциал рассмотренных выше видов досуговой деятельности человека, он в принципе не может быть реализован, если эта деятельность не обеспечивается и не подкрепляется прямым или косвенным общением. Вызываемые потребностями в совместной деятельности коммуникации, понимаемые нами как многоплановый процесс установления и развития межличностных контактов, непременно включают в себя выработку единой стратегии и тактики взаимодействия, обмен рациональной и эмоциональной информацией, непосредственно внесение определенных изменений в систему лично- стно-смысловых образований контактирующих партнеров. Не будет преувеличением сказать, что человек становится личностью только в результате активного взаимодействия с другими людьми. Культурообразующий и социопедагогичес- кий смысл общения состоит в его уникальных и богатейших возможностях выступать в качестве важнейшего средства массовой трансляции накопленного социального опыта.
Развивающиеся в сфере досуга коммуникации имеют большое значение для общего культурного развития личности, ее социального формирования, успешного адаптирования в социуме, творческой самореализации человека.
Днако наилучшим образом все это происходит не само °оои, а при условии хорошо продуманного педагогического Регулирования межличностных отношений, как ^ самом широком плане общение можно определить взаимодействие на основе взаимного психического отра- ® таком понимании оно представляет собой частный и Коммуникации, под которой понимается любой вид
информации. Процесс общения - это выражение тенденц^ к организации, заложенной в самой природе социально^ практики человека.
Потребность в общении проявляется у ребенка уже ца первом году жизни. По мере взросления она превращается в одну из основных социальных потребностей индивида, во многом определяющую его духовный облик и практическое поведение. Исходя из современных научных представлений об общении, мы рассматриваем эту потребность как такое состояние личности, которое характеризуется ее стремлением к вступлению в контакты с другими людьми. Нормально развивающийся человек всегда стремится к общению и испытывает потребность в общении.
Обычно стремление к общению возникает там, где человек испытывает определенное затруднение: налицо потребность и сформировавшиеся мотивы к действию, но достичь желаемой цели в одиночку, без участия других людей, он не в состоянии. Живя в обществе, люди не могут не координировать свои намерения с намерениями окружающих. Даже самое простое дело, когда в него вовлечено несколько человек, требует согласования усилий. Благодаря общению люди получают возможность перенимать друг у друга то, что они еще не знают и не умеют сами.
Социальная психология рассматривает в качестве основного условия и главной предпосылки процесса общения реально существующие различия между людьми. Психологи считают, что именно природная разновидность индивидов подталкивает их к постоянному социальному взаимодействию друг с другом. И действительно: если предположить, что сознание, опыт, способности, знания, возможности людей станут абсолютно одинаковыми, непонятно, зачем им тогда вступать во взаимодействие? В этом случае людям просто нечего было бы сказать и передать друг другу.
Коммуникативная ситуация всегда является проблемной. Возникает коммуникативная интенция, т.е. стремление вступить с кем-то в контакт, наладить связь и взаимодействие.
Трудно согласиться с отдельными авторами, которые ерждают, что общение в сфере свободного времени ^оЖеТ выступать только в качестве социально-психологи- МесКОЙ характеристики той или иной формы практических анятий, особенно когда при этом категорически отвергает- 3 общение как вид досуговой активности, смысл и содержание которого исчерпывается им самим. На наш взгляд, столь ешительное исключение общения из числа самостоятельных явлений противоречит реальной практике и является весьма уязвимым в теоретическом отношении. Важная особенность досугового общения состоит в том, что оно в целом оЯде случаев становится самоцелью, а предметная деятельность в собственном смысле превращается в повод для
коммуникации.
Не менее ошибочным является встречающееся в некоторых публикациях отнесение свободного общения к занятиям исключительно развлекательного плана. Такая квалификация измельчает смысл и суть неорганизованных досуговых контактов, суживает их функционально-содер- жательный диапазон и ограничивает педагогические возможности.
Нельзя забывать, что элементы свободного межличностного общения пронизывают не только отдых в собственном смысле слова, но и все другие области досуга, не исключая познавательную и культурно-творческую. Кроме того, существует самостоятельная совокупность занятий, основной смысл которых сводится к общению, причем эти занятия довольно часто не относятся к разряду развлечений. Свободное общение выделяется в данном случае исходя из уровня внешней формализации совместной деятельности. " таком понимании ему противостоит регламентируемое щение, происходящее в рамках целенаправленно подго- товляемых и проводимых программ и занятий.
Еще один неплодотворный подход к трактовке свобод- °Го общения связан с фактическим игнорированием меж- ностных контактов, происходящих вне организованной Уговой общности. В принципе, возможность таких контактов не отрицается, но они низводятся до уровня малозна- чимых и неперспективных явлений.
Сторонники этой точки зрения нередко рассматривают современный досуг как систему самостоятельных объединений, внутри которых только и могут функционировать все коммуникативные процессы. Между тем организованными общностями охвачена лишь мизерная часть населения Основным субъектом в работе социокультурных центров является не кружковец, а посетитель. Таким образом свободные взаимосвязи, в которые люди вступают в сфере свободного времени, никак нельзя считать чем-то второстепенным и малозначимым.
Общение в социокультурных центрах долгое время шло по пути усиления так называемого регулятивного начала. В этом сказывалось влияние популярной тогда идеи о необходимости всемерного идеологического насыщения социально-психологических явлений,что проявлялось в чисто практическом стремлении не выпустить коммуникативные процессы из-под определенного контроля. Однако внешне- организационное воздействие на область межличностного общения может быть полезным лишь в определенных пределах. И там, где оно их переступает, свободные коммуникации теряют свою самобытность и трансформируются в явления институционного порядка. Стоит заглянуть в недавнее прошлое, как мы отчетливо увидим, как это происходило. Речь идет о времени, когда оптимальный баланс между формализованными и неформализованными занятиями оказался явно нарушенным. Социокультурные центры понесли от этого несомненный урон и потеряли значительную массу своих потенциальных посетителей.
Многочисленные опросы последних лет с убедительностью свидетельствуют о возрастающей потребности людей в свободном повседневном общении. Нет никакого сомнения в том, что эта сфера досуговой жизни вносит довольно существенный и ничем не заменимый вклад в дело удовлетворения реальных желаний и стремлений личности, а также в процесс развития человека. Она по самой своей природе славивится втискиванию в рамки строгих институций и вся- пр° и противится формализации.
Ч£С БуДУчи обусловленными социальными факторами, овые контакты представляют собой разновидность Мщения в его личностной модификации. С точки зрения ° соба контактирования - это живое, непосредственное сП модействие без каких-либо опосредствующих средств Бвязй. Здесь имеет место максимальное сближение дистан- между субъектами, а также возникает двухсторонняя связь _ вступающие в контакты, как правило, меняются оолями (интенсивность этого перехода детерминирована в каждом случае субъективными факторами).
В социально-психологическом плане досуговое общение является формой неофициальных и нормативно нерегла- ментируемых взаимодействий. Тут человек встречается с другим человеком не как с членом той или иной организации, а как с личностью. Отсюда еще одна особенность общения - высокий уровень эмоциональности, гораздо более высокий, чем в сфере делового общения.
Благодаря полной свободе и добровольности досугово- го общения человек вступает в сеть образующихся взаимосвязей в наиболее благоприятной для него роли, и это создает хорошие условия для индивидуального самопроявления и самореализации. Современные исследователи справедливо отмечают, что в условиях досуга создается наилучшая обстановка для спокойных, объективных и всесторонних обсуждений взаимоинтересных вопросов. Качественной особенностью складывающейся коммуникации является ее непринужденность и непристрастность по сравнению, допустим, с атмосферой в такой области, как деловое взаимодействие.
В сфере досуга деятельность в ее практическом смысле Довольно часто служит лишь поводом для общения, а само Щение, понимаемое прежде всего как речевое взаимодей- етс е> превращается в деятельность. На этой основе базиру- большая и перспективная область свободных досуговых Уникаций, где общение становится не фоновым и сопутствующим, а основным видом человеческой активности.
В рамках досуговых занятий, представляющих органическое единство двух относительно самостоятельных компонентов - практической деятельности и общения между ее участниками, соотношение и удельный вес этих компонентов может быть различным. Прежде всего оно зависит от вида занятий. В одних занятиях для людей важен в первую очередь результат их деятельности. Так, например, в просветительно-образовательной работе человека привлекает та информация, которую он получает. В занятиях другого вида результат и процесс деятельности имеют примерно одинаковую значимость. К таким занятиям можно отнести большинство культурно-творческих занятий. Для третьего вида досуговых занятий характерным является то, что итоговый результат не представляет для участвующих в них людей какой-либо самостоятельной ценности. В данном случае важен и привлекателен сам процесс деятельности. К занятиям такого вида относятся, прежде всего, рекреационно- развлекательные формы досуга. Нетрудно заметить, что с увеличением значимости «процессуальной стороны» увеличивается и удельный вес общения между людьми, вовлеченными в то или иное занятие.
Все это имеет особенно большое значение, когда мы рассматриваем понятие «деятельность» и «общение» в аспекте процессов социализации. С этих позиций можно смело утверждать, что в любой ситуации на ум и сердце человека влияет не только и не столько какое-то практическое занятие - оно может оказаться в культурном плане и нейтральным, а прежде всего связи, которые складываются между контактирующими людьми.
Деятельность вообще формирует личность, потому что является прежде всего совместной деятельностью, т.е. совокупностью человеческих отношений. При всей близости деятельность и общение в данном случае не могут и не должны идентифицироваться. И сколь широко мы ни трактовали бы предметно-практическую сторону досуговых занятий, она
никогда не покроет другой - социально-психологической
поны. Более того, игнорирование межличностного аспек- С приводит к искаженному пониманию практической деятельности. Не вполне понятным становится, в частности, процесс восприятия и усвоения рациональной и эмоциональной информации.
Основными парадигмами взаимодействия в сфере свободного времени могут быть кооперация, состязание и иалог. Характеристиками общения, базирующегося на кооперации, можно назвать стремление к достижению общей цели, сходство позиций и взаимопонимание. Люди стараются в данном случае всячески обходить вопросы, способные вызывать острые разногласия.
Особенность взаимодействия в форме состязания связана с желанием каждого из общающихся или группы общающихся добиться собственной цели и помешать в достижении целей другим. Эта разновидность общения отличается большей напряженностью отношений, чем контакт, основанный на кооперации.
Что касается парадигмы диалога, то здесь субъекты общения, несмотря на определенные расхождения, с самого начала отчетливо видят возможности достижения согласия. Они готовы внимательно выслушивать друг друга и могут пойти в необходимых случаях на взаимный компромисс. Расхождения в позициях в данном случае не означают их несовместимости.
Досуговое общение можно рассматривать как процесс, включающий в себя накопление, обработку и выдачу информации. Он имеет ярко выраженную осведомительную направленность. Любому человеку в любой момент жизни необходимо знать, что происходит в окружающем мире. Оптимальный уровень информированности обеспечивает нормальное самочувствие и дает возможность правильно и вовремя корректировать линию практического поведения.
Досуговые контакты развертываются в той части временного бюджета, когда человек свободен от забот по удовлетворению своих основных потребностей. Это накладывает определенный отпечаток на их содержание: одни виды информации выходят на первый план, другие - на второй или вовсе вытесняются. И тем не менее общий объем проходящей информации остается довольно широким.
Основные особенности содержания досугового общения можно определить как свежесть информации (говорят чаще всего о том, что произошло недавно), преобладание событийной информации (велик удельный вес своего, местного), экспрессивность и эмоциональность (в информации силен оценочный элемент). Взаимодействие в сфере свободного времени, с присущими ему взаимообменом информацией, ее осмыслением и оценкой, помогает людям лучше и правильнее ориентироваться в событиях и тенденциях меняющейся жизни. Это важный способ проверки истинности личностных представлений, их переосмысления и корректировки. Человек через досуговые контакты получает нередко дополнительные сведения, которые не могут быть почерпнуты ни из каких других источников. Эта информация существенно увеличивает возможности знакомства с ранее неизвестными сторонами жизни.
Досуговое общение доставляет людям удовлетворение прежде всего путем снятия личностных напряжений. Оно помогает устранить неопределенность: человек получает ответ на интересующие его вопросы (информационно-познавательный эффект); а также получает возможность утвердиться или разувериться в истинности какого-то мнения, оценки, суждения (ценностно-позиционный эффект), удовлетворить свои аффективные потребности, прежде всего потребность в эмоциональном сопереживании (эмоциональный эффект), снять коммуникативную дискомфортность, компенсировать дефицит, изменить круг и структуру общения (коммуникативный эффект), удовлетворить потребность в дисфункциональных личностно-избирательных контактах (гедонический эффект), включиться в сферу коллективного отдыха и развлечений (рекреационный эффект).
Как информационный процесс досуговое общение включает в себя не только передачу рациональной информации, но и обмен переживаниями. Потребность в таком обме- е - один из важных мотивов, толкающих людей к постоянным контактам со знакомыми и незнакомыми, с приятелями друзьями. Многие исследователи справедливо рассматривают эту потребность как инстинктивно-биологический гЬундамент человеческой общительности. Жажда поделиться своими радостями и печалями, излить то, чем наполнена душа, _ вполне естественное желание человека. И, наоборот, душевная черствость и сознательное сдерживание эмоциональных реакций заметно ограничивает возможности вступ- ления в контакт, мешает достижению психологической близости, обедняет глубину общения. Все это, в итоге, может стать серьезным тормозом на пути развития человека как субъекта общения.
Досуговое общение вносит очень важный и практически ничем не заменимый вклад в процесс индивидуальной рекреации. Само ощущение того, что у тебя есть настоящие друзья, у которых всегда можно найти поддержку и взаимопонимание, порождает чувство уверенности и оптимизма. Благодаря комфортности ближайшего окружения личность утверждается в своей нужности и значимости. Периодически повторяющиеся встречи становятся в этой ситуации благотворным фактором, способным снимать или, во всяком случае, уменьшать эмоциональное напряжение. Человек получает удовольствие от самого процесса взаимодействия. Людей привлекает возможность строить свое поведение как свободное, стимулируемое только личными желаниями, лишенное строгой регламентации и стандартизации.
Не будет преувеличением сказать, что продуктивное общение предполагает параллельно идущее с ним и не менее продуктивное (если оно правильно организовано) уединение. Вот почему эти процессы, несмотря на кажущуюся противоположность, очень тесно взаимосвязаны и развитие одного из них тотчас сказывается на развитии другого.
Уединение помогает готовиться к выходу на люди, ^°Вершенствоваться в качестве партнера по общению. Без Г° е,а,ва ли возможно сохранить и развить себя как инди- АУальность. Быть интересной в общении личностью, значит быть человеком, имеющим свое лицо. Это не происходит само собой. Самобытность всегда результат долгой и упорной работы, размышлений, анализа, накопления знаний. Как тут не вспомнить один из известных афоризмов: если ты непременно хочешь иметь свое лицо, не забудь предварительно обзавестись собственной головой, все попытки обойти это правило кончались неудачей.
Мы уже говорили, что при очень интенсивном общении, которое забирает чуть ли не все свободное время, человек практически перестает работать над самим собой. Конечно, общение, особенно в интересной, хорошей компании, в какой-то мере способствует развитию личности. Однако без подкрепления этого плодотворного в своей основе процесса систематическим саморазвитием, а оно проходит чаще всего в индивидуальных формах, общение не может дать многого. Вот так и возникает необходимость пойти на сознательное ограничение своих повседневных встреч. Нельзя не отметить, что сделать это бывает довольно трудно. Привычные формы досуга по-своему затягивают - отказаться от них ничуть не легче, чем навсегда забыть сигареты для заядлого, с многолетним опытом курильщика. Ответить отказом на приглашение, сказать обидное «нет» старому другу способен далеко не каждый, но делать это все-таки приходится.
Прикладной культурологией обычно выделяются четыре возможных в реальной практике организации досуга содержательных вида межличностного общения: общение в процессе отдыха и развлечений; общение в ходе потребления духовных ценностей; общение на основе созидания духовных ценностей; общение, связанное с деятельностью по распространению духовных ценностей.
По признаку организации можно выделить два самостоятельных вида досугового общения. Первый из них возникает и функционирует в рамках стихийно образующихся диффузных групп и представляет собой наиболее распространенную форму повседневного свободного контактирования. Второй вид общения - это межличностное рзаимодействие и взаимосвязи, развивающиеся внутри стабильных досуговых объединений. Здесь контакты отличается большей устойчивостью, регулярностью, организованностью. Субъекты общения связаны единой, регулярно повторяющейся деятельностью. Взаимоотношения в данном сЛучае строятся более осознанно. Поскольку люди хорошо знают ДрУг друга и находятся в рамках общности со своими дополнительными нормами поведения, уменьшается действие случайных факторов. Не будет преувеличением сказать, что этот вид досуговых контактов обладает особенно мощным социокультурным потенциалом.
Будучи тесно связанным с деятельностью, общение имеет аналогичную с нею структуру. Однако структурные элементы этого процесса обладают и целым рядом особенностей.
В любом коммуникативном акте действует субъект общения. Объектом, на который направлена его активность, является другой человек. Поскольку он тоже находится в активной позиции, есть все основания говорить о наличии не одного, а двух или нескольких субъектах. Таким образом, в общении мы сталкиваемся с субъектно-субъектной связью и отношениями.
Как и любое проявление личностной активности, общение имеет в своей основе определенные побудители. Они могут быть внутренними и внешними. Внутренние побудители - это наши личностные потребности. Они осознаются и, как осознанные потребности, становятся мотивами практического поведения. Потребности и мотивы отражают стремление личности вступить в контакт с другими людьми с тем, чтобы удовлетворить какие-то духовные нужды: обменяться информацией, выбрать единую линию поведения, включить- Ся в групповую деятельность и т.д.
Внешним побудителям относятся те воздействия из- > которые способны актуализировать наши потребности, Мо ести в Деятельностное состояние соответствующие в Кон^ы и Дать толчок к практическому вступлению людей
Применительно к досуговому взаимодействию можно выделить несколько групп стимулов, побуждающих человека к общению. К первой группе относятся стимулы, обусловленные потребностью в новых знаниях и текущей событийной осведомленности (необходимо, используя групповую информированность, восполнить свои информационные пробелы; есть сведения, которые можно получить только здесь; благодаря повседневному общению будешь в курсе всех местных дел).
Вторую группу составляют стимулы, обусловленные жизненно-практической значимостью совместного досуга (общаясь, расширишь и укрепишь свои дружеские связи; контакт с другими людьми дает возможность более правильно ориентироваться в обстановке).
Группа третья включает стимулы, имеющие своей основой общественное мнение (неприятие нелюдимости, замкнутости, общественное одобрение коллективистической настроенности и направленности личности, высокий общественный престиж групповых форм свободного времяпрепровождения).
Четвертая группа - стимулы, связанные со свойствами самосознания личности (в общении можно показать себя; общаясь, получаешь возможность проверить себя в сравнении с другими людьми; через досуговые контакты можно укрепить свое ролевое положение в микросреде).
К пятой группе следует отнести стимулы, связанные с экспрессивно-эмоциональными ценностями, прежде всего с потребностью в совместных переживаниях.
И, наконец, в шестую группу входят стимулы, связанные со стремлением к культурно-творческому развитию (в досуговой группе собираются знающие, интересные люди и, общаясь с ними, можно многому научится; интересуют1151 вид любительства возможен только при объединении и т.Д-г
Ключевой характеристикой любого акта общения и его конституирующим ядром является предмет совместных Aelf ствий. Реально проявить свою коммуникативную активно ^ человек способен только по какому-то конкретному пов^
___ не бывает ни беспредметного общения, ни беспредметной
деятельности.
Предметы общения являются своеобразными «посредниками» между взаимодействующими субъектами. В условиях досуга предметом общения чаще всего являются раз- дичные выражения научных знаний и концентрированного человеческого опыта; результаты ценностно-ориентацион- ной деятельности в определенных знаковых системах - мнения, суждения, оценки, идеи; процессы и продукты творческой деятельности; коллективные занятия, самоценные процессуально (система рекреации, игра и другие развлечения).
В сфере досуга предмет деятельности и предмет общения могут совпадать. Однако в ряде случаев дело обстоит иначе. Каждый раз, когда общение абстрагируется от предметных занятий и превращается в самостоятельную деятельность, его основным предметом становится передача той или иной информации. Причем она выполняет уже не подсобную, а основную роль и обретает вполне автономную ценность и значимость.
Как процесс взаимодействия, содержанием которого является обмен информацией для установления определенных взаимоотношений, общение имеет свою систему средств. Первостепенную роль здесь играет язык. Он является важнейшим средством человеческого общения, осуществляет свои функции через звучащую речь.
В процессе досугового общения велик удельный вес диалогических форм речи. Характерная черта их - чередование высказываний одного человека с высказываниями другого. Вступление в разговор происходит или в порядке естественной смены высказываний (выслушал - отвечай), рит В ПоРядке прерывания, когда собеседник начинает гово- ^ ь> не дослушав партнера до конца. Общение базируется Восе^нстве прямой и обратной связи, то есть предполагает ной е ответной реакции сразу после передачи первич- Юще^НФ°РмаЦии. Обязательное условие нормально развива-
°ся диалога - взаимовнимание. Собеседники должны слушать друг друга. При этом подготовка к очередному вЬ1с казыванию происходит параллельно с восприятием. В быт0~ вом диалоге нет возможности делать слишком больщ^ паузы для обдумывания. Разговор идет практически без перерывов.
В непосредственном общении слово всегда дополняется зрительным восприятием. Мимика и пантомимика нагляд но отражают реакцию собеседника на услышанное (согласие, несогласие, внимание, отключение и т.д.). Кроме того, зрительно воспринимаемые компоненты общения могут выполнять и роль недвусмысленного ответа собеседнику.
Живое слово в процессе общения опирается на переживаемые людьми чувства и эмоции. Для выражения их человек прибегает к использованию целого ряда дополнительных сигналов, из совокупности которых складывается эмоциональный компонент общения.
Поскольку досуговое общение в конечном счете представляет собой своеобразную систему взаимных воздействий, его итоговой результат следует искать в тех изменениях, которые происходят в облике контактирующих субъектов. Изменяться в данном случае может сознание и поведение личности. Практически здесь возможны три варианта. Первый (назовем его положительным результатом общения) - это случай, когда вызванные взаимодействием изменения соответствуют первоначальным целям контактирующих субъектов. Например: смысл сообщений понят, выявлены и сформированы одинаковые установки, установки могут реализоваться и реализуются в действиях и поведении субъектов.
Следующий вариант - отрицательный результат общения: изменения достигнуты, но они прямо противоположны тем, которые предполагались. Если в первом случае люДй приходили в процессе взаимодействия к согласованию, то во втором мы сталкиваемся с ясно выраженным рассогласованием.
И, наконец, третий вариант результативности - это так
1ваемый «нуль-эффект», означающий полное отсутствие
йаЗЬ ^.либо изменений в сознании и поведении субъектов каКи
0бтеНИЯ-
Если выразить изменения, происходящие в сознании и ведеНии контактирующих субъектов в психологических П°пминах, то первые проявляются в различных мыслях, сужениях, представлениях, взглядах, убеждениях, оценках, Л тановках и стремлениях, а вторые - в действиях, поступках поведении. Те же самые результаты общения языком оциально-психологических понятий можно обозначить как взаимопонимание, согласование, взаимоуподобление, взаимопомощь, сотрудничество или, наоборот, взаимоигнорирование, взаимообособление и разъединение.
Разобравшись в том, что представляет собой досуговое общение по своей природе, сути и структуре, мы можем теперь выстроить систему его основных функций.
Прежде всего здесь следует вычленить перцепциально- гностическую функцию. Только в процессе общения люди взаимно познают друг друга, осмысливают информацию и программируют в соответствии с ней линию своего практического поведения. Именно коммуникации являются для человека важнейшим источником знаний об объектах общения, а без этих знаний невозможны ни взаимопонимание, ни взаимодействия, ни взаимоотношения.
Ведущее место в системе присущих общению функций принадлежит информационной функции. Основным содержанием коммуникативного взаимодействия является обмен определенными ценностями, прежде всего осведомительной, эмоциональной и регулятивной информацией. Человек получает в общении с другими людьми новые знания и необходимую событийную информацию. Идет интенсивный мен мнениями, оценками, идеями, передается накопленный опыт, формируются нравственные качества, расширятся культурные интересы. Раз ^Щение выполняет интегративную функцию. Каждый > когда люди не могут реализовать свои цели индивиду- 0) общение способствует объединению усилий и придает
деятельности совместную форму. В результате общен^ возникает развернутая система связей, основанных на пр0_ думанном распределении ролей. Действующая груПГ1а превращается в коллективно-творческий субъект, которые обретает ряд существенных преимуществ по сравнению с индивидуально действующими субъектами.
Общение обладает ярко выраженной регулятивной функцией. В процессе его всегда происходит взаимная регуляция и коррекция поведения. Включаясь в ту или иную общность, человек подчиняет свое поведение установленным правилам и требованиям. Взаимодействие с другими людьми становится для него решающим источником мотивов и способов практического поведения.
В условиях досуга общение имеет еще одну специфическую функцию - рекреационную. Как особая форма рекреации, оно компенсирует то, что человек недополучает в других сферах своей жизнедеятельности, способствует восстановлению его сил, нормального самоощущения и самочувствия. В основном это происходит за счет способности досугового общения снимать некоторые из личностных напряжений, устранять неосведомленность, четко ориентировать на удовлетворение потребности в эмоциональном сопереживании, предоставлять возможность самоутверждения, ликвидировать коммуникативный дефицит и т.д.
§ 2. Социокультуная динамика досугового общения
Сущность и особенности досугового общения нельзя в полной мере понять, не зная, хотя бы в самых общих чертах, особенностей его развития в целом и в российских условиях в частности. История общения в России - интереснейший предмет для социокультурного изыскания. Перед исследователем здесь открываются самые привлекательные перспективы, занимательные сюжеты, весьма интересный фактологический материал. В контексте досугово-бытовои истории русский народ предстает как исключительно раду®'
Й гостеприимный и общительный. Он и в самом деле все- 11 отличался повышенной коммуникативностью. Отсюда и ГДобенности национального быта. Тон здесь неизменно °аДавала АеРевня с ее вековым общинным укладом. Русские Издали уникальную систему гостевания, накопили отлич- С ie традиции праздничного застолья, придумали великое ножество форм совместных развлечений, освоили замечательный народный календарь. Конечно, на этом длинном и сложном пути были и нелегкие времена, когда обстановка отнюдь не способствовала проявлению радости, веселья и открытости, без которых полноценное общение в принципе невозможно. Но даже эти мрачные периоды не смогли пригасить общительность как коренную черту русского национального менталитета.
Оглядываясь назад, следует подчеркнуть, что на развитие и характер общественного досуга большое влияние оказало принятие христианства. В соответствии с православными заповедями полагалось делать свободными от работы воскресные и праздничные дни. Досуг четко отмежевывался от повседневной производственной деятельности. Это твердое членение временного бюджета было, без сомнения, прогрессивным явлением. Наличие санкционированного религией свободного времени по-своему украшало довольно нелегкую жизнь человека. Досуг и досуговое общение были для трудового люда совершенно необходимой отдушиной, выполнявшей важные компенсаторные функции.
Очень сильное воздействие на образ жизни русской Деревни как хранительницы национальной культуры оказывали сельская община, общинный дух и общинные традиции. Единые дела и единые заботы всегда сближают людей, порождают духовное единство. В рамках общины их сплачивали общая земля, общественная житница, общинные схо- АЬ1, братчины, помочи, праздники, единый приход и многое- Многое другое. Эта атмосфера братства утверждала и укреп- ^Яла систему взаимопомощи, доброжелательности, милосер- бьГ' ^ельзя забывать и о том, что российское село всегда 1Ло буквально пронизано родственными связями, к которым примыкало вторичное родство, образующееся за счет крестин, побратимства, кумовства и других православных ц чисто житейских обычаев.
Нельзя не отметить сильное влияние деревенской общины на становление и развитие нравственных начал. Русская деревня имела довольно строгие нормы поведения. Здесь четко разделялось дозволенное и недозволенное. Весьма суровыми были суждения общественного мнения. Появление на посиделках молодого человека в пьяном виде, например, считалось крайне неприличным и безоговорочно осуждалось. Девицам предписывалась поистине величайшая скромность.
Некоторые послабления в поведении допускались только в играх. Скажем, не подвергались осуждению игры с поцелуями. Существовали игры и игровые ситуации, санкционировавшие некоторые особенности в поведении молодых пар, готовившихся к свадьбе. Все было выверено в самых разумных пропорциях. Пресекалась любая распущенность, но не было и супераскетизма. В целом сфера досуга была насквозь пронизана традициями и обычаями, которые ничуть не помешало бы больше чтить нашему обществу и сегодня.
Самым распространенным местом досуговых встреч летом с незапамятных времен считалась завалинка. Так в народе называли земляную насыпь вокруг избяных стен, которая для удобства устилалась поверху гладко струганными досками. Это было излюбленное место сбора мужчин среднего и старшего возраста. Женщины сюда заглядывали гораздо реже, но зато интенсивно восполняли подобные пробелы беседами у деревенских колодцев.
Отличные возможности для вечернего и праздничного общения в летнюю пору предоставляла сама деревенская улица. Главными формами такого общения становились игрища, хоровод, карагод, круг. Все это происходило обычно на околице, на лугу, у речки и в других традиционных для деревни местах отдыха и развлечений. Инициаторами былй чаще всего молодые женщины и девушки, которые собир3 лись посередине села и начинали «играть песни». Чере3 некоторое время к ним присоединялись мужчины и парни. Появлялись гармошки, балалайки, бубны. Взявшись за руки, участники этого импровизированного гуляния составляли круг, в центре которого появлялся заводила. Начиналось веселье с песнями, плясками, кадрилями, традиционными театрализованными действиями и т. д.
Весьма важное место в системе деревенского общения занимали братчины (кануны). Так назывались в селах периодически проводимые традиционные пиршества за общим столом. В процессе подготовки братчины со всех дворов собирали муку и деньги. Затем варили общее пиво, готовили праздничный обед, покупали у местного шинкаря водку. Обычно подобные празднества устраивались по так называемому обету и были связаны с какими-то давними событиями, случаями и происшествиями: большими ураганами, пожарами, нав