Семейное воспитание и его идеалы

Старшеклассница, у которой брали интервью журналисты «Работницы» во многом являлась истинными примером для своих сверстниц. «Я вот не могу отказаться, когда просят что-либо сделать»[36] - фраза человека исполнительного, ответственного, того, кто не откажет в помощи, как и требовало того советское общество, его идеология.

Во многом девочки старались преуспеть за мамами: «Вот научиться бы мне успевать во всем, как моя мама. Если ей работать в первую смену, то она уходит из дому в 6 утра. Заводит для нас с братом будильник. Завтрак на столе, обед на плите. С работы придёт-перекусит и бежит по своим общественным делам. Она у нас депутат горсовета. Все время в заботах»[37].

Школьница радовалась таким мелочам, как хорошее комсомольское собрание, удачный школьный вечер, продуктивный субботник. Ей стыдно жить только для себя, ничего не давая коллективу, девочке претила пассивность других учеников. Комсомолка откровенно говорила о том, что её выводит из себя, а это люди, которые строят свою будущую жизнь по расчету, в частности «прикрывают свои небескорыстные интересы комсомольским билетом»[38].

Но не всегда на страницах издания мы можем увидеть похвалу и идеологический пример. Часто здесь рассуждали и над проблемами воспитания детей, о том, как влияла современная жизнь на советского воспитанника. «Не умеют и не любят писать письма наши дети! Оттого может, что выросли в эпоху телевидения и телефонии, не привыкли при передаче информации размышлять над словом»[39],-писала одна из авторов статей о воспитании. В связи с этим и спадала физическая активность детей, все меньше уделялось внимания зарядке, прогулкам после школы, подвижным играм, домашнему труду. Отмечалось, что в СССР около 10-15% детей страдали ожирением. На этом сказалось и традиционное представление хозяек о том, что «овощи – это не еда»[40].

В одном из интервью, посвященных воспитанию детей, героиня-мама озвучила такую примечательную мысль: «Тепло ли другим людям рядом с моими сыновьями и дочерями?» Главное здесь – «другие люди», мнение которых важно для любой советской женщины. Ведь и они, и их дети (но не все) воспитывались в гармонии коллективизма, когда общее благо важнее частностей. Отправив своего сына на заработки, женщина волновалась о том, как он работал, прежде всего, как он нес ответственность. Воспитание собственных детей многие советские труженицы сравнивали с собственной пятилеткой.[41]

Часто в изучаемом нами издании поднимался вопрос о том, как важно научить детей «принимать близко к сердцу общественные интересы» и не баловать ребенка. Создается такое впечатление, что советские матери разделились на два лагеря либералов (индивидуалистов) и консерваторов(коллективистов). Все же при таком напоре со стороны печати, телевидения в сфере воспитания не все матери давали детям помогать нести тяжелые сумки, убираться по дому, опекая ребенка и его свободное время. Отсюда «Работница» и поднимал проблему «формирования бездумного потребительского отношения к жизни у молодежи». «Не умеют сосредотачиваться вчерашние десятиклассники»,- жаловались мастера на заводах; «Пока от них дождешься чего-нибудь – сам тысячу раз сделаешь», - говорили современные матери.[42]

Сами родители часто при этом жаловались на школы, которые «мало внимания уделяют культуре поведения, не обучают этикету». Редакция «Работницы» уверяла, что это должно прививаться в семье. По словам журналистов, часто в доме с гостями ребенок становился предметом демонстраций: «спой тете песенку», «расскажи стишок». Привыкая к этому, ребенок начинал требовать внимания, а всему виной родительское тщеславие. «С окружающими мы чаще всего вежливы, корректны, тактичны, но куда все исчезает, когда рядом собственные дети»[43], - заявлял один из психологов редакции. Действительно, читая журнал начинаешь осознавать гипертрофированность этого старания женщины показать себя перед другими.
Несмотря на то, что «Работница» пытался замаскировать зависимость женщины от чужого мнения под словами о скромности и немногословности, тенденция ко всеобщему одобрению прослеживается явно. Такое поведение матери вызывало в детях чувство протеста или же неуверенности и скованности.

«Работница» обвинял родителей в том, что те упустили момент, когда дети стали жадными и эгоистичными из-за вседозволенности, пропагандируя идею воспитания ребенка, как помощника, приводя такие образцы: «В воскресенье дочка без напоминаний берется за пылесос и тряпку», полная рвений она должна убрать и лестничную площадку пока ее не остановят[44].

Еще одним важным аспектом воспитания по журналу являлось «умение детей принять гостей в отсутствие родителей». На то время это действительно являлось важным, ведь, как уже было сказано, советский человек жил без отрыва от общества, ему важно иметь одобрение коллектива на работе и соседей.

Для описания ситуации в институте семьи нельзя обойти мимо и статьи о приютах, о детях, которые там проживали и причинах их пребывания в детском доме. В 1970-х гг. контингент детей в приютах сильно изменился. Настоящие сироты, по отметкам журнала, составляли совсем небольшой процент; 60% - это дети, которых пришлось спасать от родителей (алкоголиков, «морально несостоятельных»); 15-20% - дети, которых отдали на временное воспитание матери-одиночки.[45] Наверняка, всему этому были причины, несмотря на политические и социально-культурные стабильность и прогресс, о которых часто отмечалось в журнале. Негативные прорехи тоже имели место для освещения в «Работнице» и целью этого могло являться побуждение читателей исправить существующую ситуацию, обратив внимание на собственное поведение или же, можно предположить, на вопрос об усыновлении ребенка из приюта.

Большую роль в воспитании советской семьи занимало образование. Дома нередко можно было увидеть полки, заставленные книгами. Каждому из детей родители внушали: «Учись». Образование тогда становилось одним из наиболее прочных шансов выйти в люди.

Таким образом, женское издание «Работница» стало жестким консультантом и надзирателем советских семей, диктуя печатным словом, что и как нужно привить подрастающему поколению. Результат такой пропаганды мы можем увидеть в лицах сегодняшних бывших граждан СССР, учитывая, что этот журнал пользовался в период 1977-1985 гг. широкой популярностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы рассмотрели некоторые из аспектов повседневности советской женщины (1877-1985 – х гг.) на страницах журнала «Работница».

В ходе исследования нам удалось рассмотреть содержание ключевых понятий, относящихся к данной тематике. Одним из них являлось понятие советских СМИ, которые являлись, на наш взгляд одним из главных источников общественной пропаганды того времени. К этим СМИ относится и журнал, который отличается от других периодических изданий своей тематической направленностью и ориентирами на определенную часть населения (в нашем случае – женщин, преимущественно жительниц города среднего возраста). В контексте данной темы мы попытались понять, что же все-таки означает обозначение одного из советских периодов развития, как поздний развитой социализм, который, прежде всего характеризуется назреванием кризиса в советском обществе, недовольстве системой. Также нельзя не обозначить важность таких понятий, как быт (в данной работе это совокупность особенностей ведения хозяйства, домашней экономики, обязанностей участников семьи по дому) и повседневность, которая включает в себя каждодневный образ советской женщины, ее расписание и режим дня, ответы на вопрос, почему женщина вела себя именно так.

К тому же в данной работе мы постарались дать объективную характеристику журнала «Работница» и его деятельности в период с 1977 г. по 1985 г., как верного слуги правительства на благо процветания социалистического общества. Однако многие общественные проблемы в нем отражались довольно прямо и журнал был полон негативных примеров. Вероятнее всего, такие публикации прежде всего имели воспитательный характер, в духе родительского «так делать не надо».

Что касается гендерного аспекта и отношения редакции журнала к проблемам ведения домашнего хозяйства, то мы можем с полной уверенностью заключить, что «Работница» был здесь открыто субъективен, то есть полностью защищал сторону слабого пола, то есть предлагает разделить домашние обязанности хотя бы наполовину. Наверняка, это сделано, прежде всего, для привлечения и сохранения читателей, которыми являлись преимущественно женщины. Например, если сравнивать данный журнал с той же самой ведомственной газетой, как «Тюменская правда», то в газете мы можем и прочитать статьи о безответственном отношении некоторых женщин к работе, или же мы можем увидеть порочащие репутацию статьи о женском пьянстве и их нежелании трудиться дома.

Изучая институт семьи, мы определили с какими проблемами сталкивалась советская женщина в повседневной жизни дома. Это и непринятие ее новых продвинутых общественных интересов мужем, нехватка времени на семью и работу. Несмотря на активные законодательные меры в социальной сфере, государство было не в силах обеспечить благоприятный климат существования для всех советских семей. К тому же обстановка с детскими дошкольными и школьными учреждениями была отнюдь не безоблачной. Несмотря на все прогрессивные реформы, которые активно описывал «Работница», группы в детских садах были переполнены.

Нельзя не отметить, что мы выявили в отношение рекомендаций, а точнее наставлений журнала по воспитанию детей. Читая статьи рубрик, связанных с воспитанием и обучением, мы действительно осознаем, что такое «советское воспитание», и почему люди, которые старше нас на несколько десятков лет постоянно упоминают о разрыве поколений, о том, что «сегодня дети, молодежь – другие или уже не те». Как уже и было сказано, теперь в советском обществе различались две традиции: «индивидуалистическая» и «коллективистская». У каждой из них мы можем отметить плюсы и минусы. В «индивидуалистской» ребенок окружен вниманием и повсеместной опекой родителей, его ни к чему не обязывали, а все ресурсы направляли на его развитие, но при этом авторы статей о семье, в том числе и педагоги, отмечали, что такой ребенок скорее всего вырастит эгоистом, а поэтому не примет никакого отказа и неодобрения от родителей. При «коллективистской» форме воспитания, которая наиболее предпочтительна в «Работнице», ребенок – активный помощник в семье, без напоминаний и просьб он трудится на благо семейного быта, но часто такие дети испытывали огромное давление со стороны родителей, которые хвастались ими перед друзьями и соседями, становясь при этом либо очень скованными, либо слишком самоуверенными. Причиной такого разрыва, на наш взгляд, являлась склонность самих женщин к самопожертвованию и максимальной самоотдаче. Конечно, они у них проявлялись в разной мере, из чего исходят и разные парадигмы воспитания. Многие женщины были настолько ответственны, что боялись доверить ребенку, например, донести пакет с продуктами. «Работница» в этом вопросе, как мы уже сказали, настаивает на «коллективистском» воспитании ребенка в кругу семьи, когда родители воспитывают в ребенке личность, стремящуюся к развитию и прогрессу, прежде всего общему; личность альтруистическую, готовую пожертвовать своими личными интересами в пользу окружающих; сына и дочь, заботившихся о благе родителей и ничего не требующих. С уже привитыми общественно-значимыми идеалами ребенок, по мнению авторов рубрик о воспитании, должен прийти в школу, где учителя будут заниматься его образованием, а не воспитанием.

К проблеме чрезвычайной ответственности, по моему мнению, можно отнести и распределение домашних обязанностей между мужем и женой. Возможно, сама женщина не могла довериться супругу, а поэтому жаловалась на постоянную усталость и нехватку свободного времени. Поэтому здесь стояла проблема не только нежелания мужчин принять другой эмансипированный образ женской половины, но и неготовность самих женщин отдать часть домашних обязанностей своему супругу или же ребенку.

Таким образом, и авторами статей в периодической печати, и учеными в исторической литературе подчеркивается переходное состояние советского общества во времена позднего развитого социализма СССР, которое было, в первую очередь, связано с изменениями гендерной роли женщин, а соответственно и их повседневности. Отнюдь не все изменения принимались обществом, некоторые из них и по сей день являются претерпеваемыми. Например, даже сегодня для женщин является актуальной проблема совмещения карьеры и семьи, или же выбора между семьей и карьерой. На нас, как и на советских женщин также влияют СМИ, задавая тон нашему образу жизни. Как мы видим, советское правительство, даже благодаря такой сильной пропаганде и социальной политике, так и не справилось с проблемой разрушения института брака; ибо на это влияют сами люди, те реалии, с которыми они сталкиваются ежедневно. Противоречивость политики включения женщины в производство и укрепления института семьи сказалась на ее результатах.

Итак, данное исследование дает нам возможность сделать вывод о существующих противоречиях в кругу семьи, и каким образом мы можем их избежать, а также обращает внимание на часть сегодняшних проблем женского населения и их причины.

Наши рекомендации