Тема 10: Культура как система знаков. Языки культуры
1.Язык культуры описывает реальность при помощи …
· формализации, метафоризации, искажения
системы художественных стилей
верификации, концептуализации, отождествления
конечных значений и смыслов
Решение:
Набор знаков (алфавит, лексика) и правил их сочетания (грамматика, синтаксис) в языке всегда конечен, а потому ограничен по отношению к многообразию явлений действительности и смыслов. Поэтому закрепление смысла в языке, его «означение» предполагает не только формализацию, но и метафоризацию, определенное искажение; означающее тяготеет над означаемым. Данная ситуация усугубляется при «переводе» информации с одного языка на другой, причем искажение тем значительнее, чем сильнее различаются принципы «означения» (референцирования) в этих языках.
2.Знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл: выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта, называется …
· символом
обычаем
обрядом
ритуалом
Решение:
Символ – знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл: выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта.
3.Задачей семиотики является исследование …
· невербальных языков культуры
естественных языков культуры
литературного языка
языков науки
Решение:
Среди множества познавательных задач, решаемых семиотикой культуры можно выделить следующие: сопоставление взаимодействий имен культурных явлений как лингвистических единиц (по законам лингвистики) с такого же рода взаимодействием культурных явлений как социальных единиц; исследование происхождения имен явлений и событий культуры и динамики их смысловой эволюции; исследование «семиосферы» (Ю. Лотман), как культуры, в особом ракурсе ее понимания, как сферы знаковой деятельности человека и ее результатов в целом, представляющей собой специфическую область культурной практики; исследование, наряду с вербальными, невербальных языков культуры, выраженных в системах мимики и пластики, церемониальном, ритуальном (и любом ином) поведении людей, художественно-образных произведениях, опредмеченной в формах и чертах продуктов и технологий любой человеческой деятельности, во всей системе межчеловеческих отношений.
4.Лишним компонентом в классификации языков культуры являются ______ языки.
· первичные
вторичные
естественные
искусственные
Решение:
К настоящему времени сложилась следующая общепринятая классификация языков:
- естественные языки, как основное и исторически первичное средство познания и коммуникации (русский, французский, эстонский, чешский и т.п.).
- искусственные языки – это языки науки, где значение фиксировано и существуют строгие рамки использования. Понятно, для чего это необходимо: повседневная речь многозначна, что недопустимо в науке, где необходима предельная адекватность восприятия. Научное знание стремится избежать неопределенности информации, что может привести к неточностям и даже ошибкам.
- вторичные языки (вторичные моделирующие системы) – это коммуникационные структуры, надстраивающиеся над естественно-языковым уровнем (миф, религия, искусство).
5.Семиотический базис культуры образуется …
· вербальными знаковыми системами
конвециональными знаками
функциональными знаками
естественными знаками
Решение:
Семиотический базис культуры образуется вербальными знаковыми системами. Это важнейшие из созданных людьми знаковых систем. Их называют «естественными», чтобы отличить от искусственных, например, формализованных, языков.
6.К языкам культуры нельзя отнести …
· инстинкты
этику
ритуалы
философские сочинения
Решение:
В качестве особых языков в культуре задействованы и акты человеческого поведения, имеющие высокую информативную значимость; и художественные образы в разных видах искусств; и специальные церемониальные, ритуальные и обрядовые ситуации, совершаемые по особому сценарию; и особые смысловые конструкции, заложенные в тексты философских, религиозных и литературных сочинений. Все, созданное руками и интеллектом человека, по определению наполнено символическим содержанием, представляет собой определенный текст культуры, изложенный на том или ином культурном языке.
7.Под культурным кодом понимается …
· набор символов, передающих информацию внутри группы
тайный язык творческой элиты
каллиграфическое письмо
система специальных шифров
Решение:
Культурные системы складываются вокруг комплексов символических значений – кодов, на основе которых они структурируются, особых сочетаний символов, в них используемых, условий их использования, сохранения и изменения как частей систем действия.
8.К основным типам знаков и знаковых систем не относятся …
· топографические
естественные
функциональные
иконические
Решение:
В составе семиотического поля можно выделить следующие основные типы знаков и знаковых систем: естественные, функциональные, конвециональные (условные), иконические, вербальные (естественные языки), знаковые системы записи.
9.Совокупность культурных объектов, форм, черт, смыслов, выраженных в знаковой форме, является …
· культурным текстом
контркультурой
культурной интеграцией
аккультурацией
Решение:
Совокупность культурных объектов, форм, черт, смыслов, выраженных в знаковой форме, является культурным текстом. Как объект исследования культура – это всегда текст, хотя его исследование необязательно строится на лингвистической научной базе.
10.Система условных символов, знаков, смыслов, которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека, называется …
· культурным кодом
культурными нормами
культурными заимствованиями
образом жизни
Решение:
Система условных символов, знаков, смыслов, которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека называется кодом культуры.
Тема 11: Динамика культуры
1. Процесс самообновления культуры осуществляется благодаря …
· трансформации уже существующих форм
возникновению новых феноменов
теоретическому моделированию
накоплению исторического опыта
Решение:
Культурогенез заключается в порождении как новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, так и в формировании самих новых культурных систем и конфигураций. Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформации уже существующих форм и систем, но и путем возникновения и интеграции в практику новых феноменов, не существовавших в культуре ранее.
3.Процесс культурной изменчивости включает _______ изменчивость.
· социальную
· историческую
политическую
технологическую
Решение:
Процесс культурной изменчивости принято делить на социальную изменчивость, затрагивающую главным образом отдельные формы, черты, подсистемы, но не влияющую (или незначительно влияющую) на общее социальное устроение жизни общества, и историческую изменчивость, напротив, заметно отражающуюся на базовых основаниях общественной жизни.
4.Одними из первых исследование исторического генезиса культуры осуществили …
· Ф. Энгельс
· Э. Тайлор
Л. Фробениус
К. Леви-Стросс
Решение:
Вопросы исторического происхождения культуры затрагивались многими историками и философами, однако первые системные исследования в этой области связаны с работами эволюционистов XIX в. (Г. Спенсер, Л. Морган, Э. Тайлор, Ф. Энгельс и др.) и их последователей.