Тема 3. Функциональные стили современного русского литературного языка (1 час)
Функциональные стили современного русского языка. Понятие функционального стиля. Разговорный стиль, его языковые особенности. Художественный стиль, выразительные средства, применяемые в данном стиле. Научный стиль, сфера его функционирования. Жанровое разнообразие. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Публицистический стиль. Устное публичное выступление. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Нормы современного русского литературного языка (2 часа)
Цель – усвоить основные нормы русского литературного языка.
Практические задания
Задание 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
А…умулятор, ц…стерна, а…е…яция, а…улировать, а…истент, к…мп…стировать, а…оциативный, ин…циалы, а…омп…немент, д…кл…мация, б…летень, в…н…грет, ан…л…гичный, а…ракцион, б…икада, ж…кет, инте…ктуальный, ба…отироваться, ко…ектор, б…л…етристика, ижд…венец, к…бура, п…лисадник, п…н…рама, л…ндшафт, м…нифест, пр…в…легии, баци…ла, б…ктерии, д…ертация, г…раж, р…скошный, п…р…петии, д…зинфекция, г…лерея, д…з…нтерия, ант…г…нист, ап…л…дисменты, артил…ерист, к…ридор, а…юминий, ко…квиум, ц…тата, ко…юнике, конгре…мен, …белиск, криста…ический, криста…ьный, мета…ический, аб…н…мент, д…ф…рамб, энтуз…азм, ар…ергард, пер…он, су…огат, к…росин, б…т…рея, к…мпания (друзей), к…мпания (предвыборная), к…мпетенция, сакв…яж, тр…котаж, тр…туар, д…сант, …ляповатый, ге…заметр, ш…ренга, эксп…нат.
Задание 2. Определите произношение Е или Ё в словах:
Истекший срок годности, новорожденный, лососевый, истекший кровью, желчь, острие, оседлый, афера, опека, никчемный, завороженный.
Задание 3. Расставьте ударения в следующих словах.
Газопровод, сливовый, досуг, дремота, знамение, догмат, древко, ломоть, мусоропровод, мышление, пасквиль, духовник, приданое, свекла, ходатайство, щавель, ишиас, еретик, гастрономия, донельзя, генезис, диспансер, мастерски, жизнеобеспечение, камбала, иконопись, квартал, некролог, нефтепровод, искра, кожух, колосс, пуловер, партер, премирование, пурпур, лассо, столяр, христианин, экслибрис, свекольный, торты, августовский, форзац, ядровый, осведомить, исчерпать, арахис, бунгало, сабо, флюорография, фетиш, шарфы, зубчатый, трубчатый, агрономия, ветеринария, зоотехния, ревень, мытарства, мозаичный, банты.
Задание 4.Выявите и откорректируйте речевые ошибки.
(1) Мне нужно замотивировать людей на производство. (2) Это сделано по германской технологии. (3) Это явно дефект воспитания. (4) Недостоверные факты должны настораживать. (5) Это вне сферы моей компетентности. (6) Данные новации могут оказаться весьма продуктивными. (7) Урожайность с га будет повышена за счет внесения удобрений. (8) Состоялся форум модельеров, на котором демонстрировались новые модели. (9) Наши главные приоритеты связаны с внедрением инноваций. (10) К сожалению, мы не в состоянии составить конкуренцию столичным вузам. (11) Ему предоставлен полный карт-бланш. (12) Он кивнул головой в ответ. (13) Увеличение товарооборота с финансовой точки зрения уменьшает объем капитальных вложений. (14) На кафедре принято аналогичное решение. (15) Предупреждаю Вас о невозможности повторения подобных прецедентов.
Задание 5.Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением:
а) фразеологизмов, б) устойчивых оборотов:
а) Чего там есть? Супа-то кот поплакал. Авария на нефтебазе оказала вред окружающей среде. Нечего биться головой об лед. Тесть попался на дешевую удочку рекламы. Положив руку на сердце, хочу сказать. Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей. Под лежачим камнем вода не течет. Как кильки в банке.
Задание 6. Определите род несклоняемых существительных иноязычного происхождения.
Авеню, бигуди, Гоби, Дели, Замбези, кенгуру, конферансье, кофе, купе, леди, меню, Миссисипи, Сочи, евро, сабо, салями, сулугуни, танго, импресарио, кабальеро, кюре, мафиози, пони, какаду, фойе, фрау, хинди, цеце, шимпанзе, бикини, бунгало, портье, рантье, рефери, Токио, Хельсинки, Баку, варьете, виски, видео, жалюзи, зеро, макраме, пенсне, ранчо, сомбреро, шасси, шоссе, шоу.
Задание 7. Просклоняйте в творительном падеже числительные:
5679, 665, три студента, полтора килограмма, одна целая двадцать четыре сотых, трое студентов, шестьдесят пять процентов, сто сорок пять человек,
две пары сапог.
Задание 8. Закончите предложения, раскрывая скобки и употребляя следующие фамилии в нужном падеже. Аргументируйте правильность своего решения.
(1) Мы хорошо знаем имена известных российских и зарубежных писателей: (Владимир Короленко, Александр Блок, Константин Бальмонт, Агния Барто, Александр Дюма, Бернард Шоу). (2) Зрители высоко ценят талантливых актёров: (Вячеслав Шалевич, Галина Польских, Владимир Этуш, Сергей Никоненко). (3) Стоит побывать на концертах: (Иосиф Кобзон, Валерий Меладзе, Елена Воробей, Гедеон Кремер, Елена Степаненко и Евгений Петросян). (4) Убедительно звучат в судах речи известных современных адвокатов: (Генри Резник, Генрих Падва, Карина Москаленко).
Задание 9. Согласуйте форму сказуемого с подлежащим.
В забастовке (принимать) участие 32 авиадиспетчера. Полгорода (остаться) без света и газа. С участка (собрать) 22 ведра картофеля. В селе (жить) большинство местных избирателей. Часть абитуриентов (оказаться) выпускниками столичных математических школ. Ряд специалистов, представляющих ведущие исследовательские центры страны, еще вчера (прибыть) в зону бедствия. Большинство (решить) не дожидаться помощи, а двигаться в сторону населенного пункта.
Задание 10. Найдите ошибки в употреблении деепричастий. Запишите предложения в исправленном виде.
(1) Уехав из Вятки, меня долго мучило воспоминание о Родионе. (2)Войдя в трамвай, неожиданно пошёл дождь. (3) Взяв её под руку, они пошли вместе. (4) Поработав полгода, отца перевели на другую стойку. (5) Войдя в лес, солнце уже село. (6) Увидев её мельком, она ему показалась ещё лучше. (7) Осмотревшись в Москве, взгляд Голицына остановился на Дмитрии Павловиче. (8) Имея право выбирать оружие, жизнь его была в моих руках.
Задание 11. Исправьте ошибки в употреблении предлогов.
Предоставить Сергеевой Л. М. неоплачиваемый отпуск согласно личного заявления. Он часто теряет свои вещи благодаря своей рассеянности. Из-за эффективного лечения больной быстро поправился. Благодаря мне ты опоздала на лекцию. Из-за своей скромности он никому не расскажет о своем успехе. Школьники не посещали школу за счет сильных морозов. В целях повышения квалификации его направили на курсы. Мы прибыли с целью оказания помощи.
Задание 12. Объясните ошибки, связанные с управлением.
Уделите внимание за здоровье. Все эти мероприятия рассчитаны на благо природе. Заведующий больницы встретил нас «прохладно». Читатели нашей газеты уделяют большое внимание на рубрику «Мир глазами путешественника». Для абитуриента, желающего учиться в университете, надо будет знать и английский язык.
Тема 2. Стили современного русского литературного языка (2 часа)
Цель-закрепление теоретических вопросов о стилях речи, отработка навыков лингвостилистического анализа текста.
Практические задания
Задание 1. Образуйте устойчивые словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, добавив к первой группе существительных соответствующие прилагательные, ко второй группе существительных – необходимые глаголы:
а) приговор, срок, лицо, дети, ответственность, действия, оборона, полномочия, обстоятельства, преступление, наказание, жалоба, пособие, органы, порядок, рассмотрение;
б) приказ, контроль, должностные оклады, выговор, порицание, ошибка, содействие, порядок, выполнение, недоделки, дисциплина, совещание, перестройка, обязанности, обследование, меры.
Задание 2. Прочитайте шуточный приказ, составленный К. И. Чуковским. На чем основан его юмористический эффект? Составьте приказ о поощрении, дав оценку выполненной работе и указав факт и меру поощрения.
Приказ
Наши женщины хорошо поработали, да и в общественной жизни себя неплохо показали. Надо их порадовать, скоро ведь 8 Марта наступит! Мы тут посоветовались и решили дать грамоты…
Задание 3. Напишите заявление о предоставлении академического отпуска по болезни.
Задание 4.Прочитайте доверенность, написанную К. И. Чуковским в юмористическом ключе. На чем основан юмористический эффект? Напишите доверенность на получение вашей заработной платы в связи с Вашим отъездом в командировку.
Доверенность
Пусть Воронину Сергею отдадут мою зарплату. Он, как будто, человек честный и, надеюсь, денег моих не растратит.
Задание 5. Для поступления на интересующую Вас работу составьте резюме.
Задание 6. Напишите автобиографию.
Задание 7.Прочитайте языковые обороты, взятые из деловой корреспонденции. Предложите более короткую запись этих оборотов без потери информативности.
Абсолютно новый документ; собранные вместе материалы; продолжающиеся далее инциденты; сотрудничать вместе с Вами; каждый в отдельности считает, что…; приложенное при этом заявление; точно совпадающие данные; повторите снова Ваше предложение; все еще остается не решенным; я прошу вас.
Задание 8. Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания.
А. Если за 10 дней до окончания действия договора ни одна из сторон письменно не заявит о своем намерении расторгнуть договор, то договор считается продленным на тот же срок и тех же условиях. По истечении срока действия договора обязательства сторон по настоящему договору прекращаются. Если по заявлению Клиента не будет заключен новый договор банковского счета, счета Клиента, открытые в соответствии с пунктом 2.1 настоящего договора закрываются.
Остаток валютных средств на счетах зачисляется на специальный счет и может быть востребован Клиентом в течение установленного законом срока исковой давности.
Б. Американский писатель Уэйн Б. Егер даже книгу выпустил «Техника профессионального карманника», которая стала настоящим бестселлером в США. Еще бы ведь в Нью-Йорке ежегодно от щипачей страдает полмиллиона людей. Автор утверждает, что карманное воровство не только простое и выгодное, но также и достаточно безопасное занятие. В России этот вид кражи относится к разряду трудно раскрываемых преступлений. Тем не менее полиция продолжает бороться с любителями порыться в чужих карманах, сумках, кошельках. Уголовный кодекс РФ не либеральничает с преступниками. В нем есть сто пятьдесят восьмая статья предусматривающая максимальное наказание до трех лет лишения свободы, а если преступление совершено ранее судимым или организованной группой - до десяти лет.
В. Наиболее бросающееся в глаза изменение научно-технического потенциала в России в ходе реформ - это его резкое сокращение за счет падения государственного финансирования объемов работ и соответственно уменьшение числа занятых в сфере науки и научного обслуживания. Сокращение это происходит неравномерно в разных секторах разных категориях работников разных специальностях, но сам факт крупных кадровых потерь российской науки очевиден и наглядно демонстрируется данными статистики. Вопрос не в доказательстве этого обстоятельства, а в его оценке Мнения высказываемые по данному поводу разноречивы.
Задание 9.На научное произведение (по выбору) дать аннотацию, написать реферат, отзыв, рецензию. При выполнении упражнения необходимо помнить, что: аннотация - краткая характеристика, обобщенное описание научного текста; реферат- это композиционно-организованное, обобщенное изложение содержания источника информации с выводами референта; рецензия - письменный разбор научного текста, предполагающий комментирование основных положений, выражение своего отношения к постановке проблемы, обобщенную аргументированную оценку, выводы о значимости работы; отзыв - самая общая характеристика текста без подробного анализа, но с практическими рекомендациями референта.
Задание 10.Подберите антонимы в официально-деловом стиле к следующим терминам:
Государственное предприятия, заключение договора, регистрация брака, истец, кормилец, поставка товара, нести ответственность.
Тема 3. Структура речевой деятельности. Речевое общение.Культура ораторской речи (2 часа)
Цель- закрепление теоретических знаний основ речевого общения, формирование коммуникативной компетенции, обучение студентов составлению текстов выступлений, овладение культурой речи.
Практические задания
Задание 1. Дайте толкование каждому фразеологизму. В каких ситуациях они могут быть использованы?
Вытаращить глаза, глаза на лоб лезут, делать большие глаза, прятать глаза, пялить глаза, хлопать глазами, строить глазки; нахмурит брови, и бровью не шевельнуть; поджать губы, скривить губы; лоб наморщить; раскрыть рот, разинуть рот; вешать голову, опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой; развести руками, опустить руки, махнуть рукой, положа руку на сердце, протянуть руку; погрозить пальцем; показать нос.
Задание 2.К какому виду общения (светское, дружеское или деловое) относятся следующие речевые ситуации. Назовите цели в каждом виде общения.
а) телефонный разговор матери с сыном по поводу успехов в школе;
б) беседа однокурсников о прошедшей сессии;
в) разговор с незнакомым человеком в купе поезда;
г) диалог между молодыми мамами, гуляющими с детьми в парке.
Задание 3. Определите, к какому виду общения относится данный диалог или высказывание. Назовите, какие цели реализуются в каждом виде общения.
а) - Привет! Отлично выглядишь!
б) - А у вас есть такие сапоги на размер меньше?
в) - Выходи за меня замуж!
г) - Привет! Сегодня совещание в 15.30. Помнишь об этом?
д) - Давно вы здесь отдыхаете?
е) - Сегодня прекрасная погода для рыбалки!
ж) - Хорошая погода! Пойдем на речку!
з) - А там очередь большая, поэтому возьми с собой что-нибудь почитать. Могу тебе дать свежий журнальчик!
Задание 4. Подтвердите или опровергните пословицы:
- Речь вести - не лапти плести;
- У кого что болит, тот о том и говорит;
- Правду говорить - друга не нажить;
- От родного слова да навек ссора;
- В гостях хорошо, а дома лучше;
- Ласковое слово и кошке приятно;
- Слово не воробей, вылетит не поймаешь;
- Яблочко от яблоньки недалеко падает;
Выступления по пословицам: сначала необходимо своими словами объяснить смысл пословицы, затем вспомнить или придумать случай, который иллюстрировал бы или опровергал смысл пословицы, подобрать аргументы, если можно - привести случай из жизни, сделать понятный вывод. Выступление должно носить убеждающий характер. Продолжительность выступления - от 1 до 2 минут.
Например: Детки - радость, детки - горе. Возможный тезис убеждающего характера: Все дети неизбежно и радуют и огорчают своих родителей и др.
Задание 5. Подготовьте и проведите дебаты на интересующую вас тему:
- Надо ли вводить единый экзамен «школа-вуз»?
- Способна ли тюрьма исправить?
- Можно ли победить преступность?
- Можно ли победить наркотики?
- Нужна ли реформа русского языка?
- Может ли вера в Бога обеспечить нравственность в обществе?
- Как помочь бездомным?
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Выполнение контрольной работы начинается с выбора темы. Тематика контрольной работы приведена ниже и содержит ключевые проблемы культуры речи. Студент выбирает тему строго из приведённого списка самостоятельно, с учётом личного интереса и имеющейся литературы. Написание контрольной работы следует начинать с поиска и изучения литературы, причём рекомендуется использовать не только учебники, но также научную и популярную литературу по культуре речи. Тема должна быть раскрыта последовательно – в соответствии с оглавлением, пункты оглавления должны быть повторены в тексте. При написании контрольной работы необходимо проявлять самостоятельность, поэтому не допускается использование готовых компьютерных вариантов контрольных работ. Особое внимание следует уделить оформлению контрольной работы. Желательно сдавать контрольную работу в компьютерном варианте, а не рукописном. Формат бумаги А 4. Объём 12-15 страниц, шрифт 14, через полтора интервала, поля зеркальные – слева, справа, сверху, снизу – 2см. Студент должен обратить внимание на правильное оформление титульного листа, оглавления и списка литературы (смотрите образцы оформления в приложениях). Контрольная работа сдаётся методисту. Студент, не сдавший контрольную работу, к экзамену (зачёту) не допускается. К контрольной работе должны быть приложены выполненные и оформленные тестовые задания, которые даны по вариантам. Каждый вариант состоит из 20 заданий. Номер варианта определяется по последней цифре номера студенческого билета. Образец:
последняя цифра 1, 2 – вариант 1; 3, 4 – вариант 2; 5, 6 – вариант 3; 7, 8 – вариант 4; 9, 0 – вариант 5.
Ответы на тесты должны быть в открытой форме, т.е. полным ответом. Например: определите лексическое значение слова «аншлаг».
a) первое выступление артиста на сцене
b) повышенный интерес
c) реклама какого-либо зрелищного мероприятия
d) объявление о том, что все билеты проданы
Ответ: лексическое значение слова «аншлаг» - объявление о том, что все билеты проданы.
В конце работы рекомендуется написать свой вариант, и выписать буквами выбранные ответы. Образец: 1а, 2б, 3 г и т.д.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Основные понятия культуры речи.
Следует охарактеризовать такие понятия, как правильность, точность, понятность, чистота и выразительность речи.