Тема 3. Функциональные стили современного русского литературного языка (1 час)

Функциональные стили современного русского языка. Понятие функционального стиля. Разговорный стиль, его языковые особенности. Художественный стиль, выразительные средства, применяемые в данном стиле. Научный стиль, сфера его функционирования. Жанровое разнообразие. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Публицистический стиль. Устное публичное выступление. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Нормы современного русского литературного языка (2 часа)

Цель – усвоить основные нормы русского литературного языка.

Практические задания

Задание 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

А…умулятор, ц…стерна, а…е…яция, а…улировать, а…истент, к…мп…стировать, а…оциативный, ин…циалы, а…омп…немент, д…кл…мация, б…летень, в…н…грет, ан…л…гичный, а…ракцион, б…икада, ж…кет, инте…ктуальный, ба…отироваться, ко…ектор, б…л…етристика, ижд…венец, к…бура, п…лисадник, п…н…рама, л…ндшафт, м…нифест, пр…в…легии, баци…ла, б…ктерии, д…ертация, г…раж, р…скошный, п…р…петии, д…зинфекция, г…лерея, д…з…нтерия, ант…г…нист, ап…л…дисменты, артил…ерист, к…ридор, а…юминий, ко…квиум, ц…тата, ко…юнике, конгре…мен, …белиск, криста…ический, криста…ьный, мета…ический, аб…н…мент, д…ф…рамб, энтуз…азм, ар…ергард, пер…он, су…огат, к…росин, б…т…рея, к…мпания (друзей), к…мпания (предвыборная), к…мпетенция, сакв…яж, тр…котаж, тр…туар, д…сант, …ляповатый, ге…заметр, ш…ренга, эксп…нат.

Задание 2. Определите произношение Е или Ё в словах:

Истекший срок годности, новорожденный, лососевый, истекший кровью, желчь, острие, оседлый, афера, опека, никчемный, завороженный.

Задание 3. Расставьте ударения в следующих словах.

Газопровод, сливовый, досуг, дремота, знамение, догмат, древко, ломоть, мусоропровод, мышление, пасквиль, духовник, приданое, свекла, ходатайство, щавель, ишиас, еретик, гастрономия, донельзя, генезис, диспансер, мастерски, жизнеобеспечение, камбала, иконопись, квартал, некролог, нефтепровод, искра, кожух, колосс, пуловер, партер, премирование, пурпур, лассо, столяр, христианин, экслибрис, свекольный, торты, августовский, форзац, ядровый, осведомить, исчерпать, арахис, бунгало, сабо, флюорография, фетиш, шарфы, зубчатый, трубчатый, агрономия, ветеринария, зоотехния, ревень, мытарства, мозаичный, банты.

Задание 4.Выявите и откорректируйте речевые ошибки.

(1) Мне нужно замотивировать людей на производство. (2) Это сделано по германской технологии. (3) Это явно дефект воспитания. (4) Недостоверные факты должны настораживать. (5) Это вне сферы моей компетентности. (6) Данные новации могут оказаться весьма продуктивными. (7) Урожайность с га будет повышена за счет внесения удобрений. (8) Состоялся форум модельеров, на котором демонстрировались новые модели. (9) Наши главные приоритеты связаны с внедрением инноваций. (10) К сожалению, мы не в состоянии составить конкуренцию столичным вузам. (11) Ему предоставлен полный карт-бланш. (12) Он кивнул головой в ответ. (13) Увеличение товарооборота с финансовой точки зрения уменьшает объем капитальных вложений. (14) На кафедре принято аналогичное решение. (15) Предупреждаю Вас о невозможности повторения подобных прецедентов.

Задание 5.Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением:

а) фразеологизмов, б) устойчивых оборотов:

а) Чего там есть? Супа-то кот поплакал. Авария на нефтебазе оказала вред окружающей среде. Нечего биться головой об лед. Тесть попался на дешевую удочку рекламы. Положив руку на сердце, хочу сказать. Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей. Под лежачим камнем вода не течет. Как кильки в банке.

Задание 6. Определите род несклоняемых существительных иноязычного происхождения.

Авеню, бигуди, Гоби, Дели, Замбези, кенгуру, конферансье, кофе, купе, леди, меню, Миссисипи, Сочи, евро, сабо, салями, сулугуни, танго, импресарио, кабальеро, кюре, мафиози, пони, какаду, фойе, фрау, хинди, цеце, шимпанзе, бикини, бунгало, портье, рантье, рефери, Токио, Хельсинки, Баку, варьете, виски, видео, жалюзи, зеро, макраме, пенсне, ранчо, сомбреро, шасси, шоссе, шоу.

Задание 7. Просклоняйте в творительном падеже числительные:

5679, 665, три студента, полтора килограмма, одна целая двадцать четыре сотых, трое студентов, шестьдесят пять процентов, сто сорок пять человек,

две пары сапог.

Задание 8. Закончите предложения, раскрывая скобки и употребляя следующие фамилии в нужном падеже. Аргументируйте правильность своего решения.

(1) Мы хорошо знаем имена известных российских и зарубежных писателей: (Владимир Короленко, Александр Блок, Константин Бальмонт, Агния Барто, Александр Дюма, Бернард Шоу). (2) Зрители высоко ценят талантливых актёров: (Вячеслав Шалевич, Галина Польских, Владимир Этуш, Сергей Никоненко). (3) Стоит побывать на концертах: (Иосиф Кобзон, Валерий Меладзе, Елена Воробей, Гедеон Кремер, Елена Степаненко и Евгений Петросян). (4) Убедительно звучат в судах речи известных современных адвокатов: (Генри Резник, Генрих Падва, Карина Москаленко).

Задание 9. Согласуйте форму сказуемого с подлежащим.

В забастовке (принимать) участие 32 авиадиспетчера. Полгорода (остаться) без света и газа. С участка (собрать) 22 ведра картофеля. В селе (жить) большинство местных избирателей. Часть абитуриентов (оказаться) выпускниками столичных математических школ. Ряд специалистов, представляющих ведущие исследовательские центры страны, еще вчера (прибыть) в зону бедствия. Большинство (решить) не дожидаться помощи, а двигаться в сторону населенного пункта.

Задание 10. Найдите ошибки в употреблении деепричастий. Запишите предложения в исправленном виде.

(1) Уехав из Вятки, меня долго мучило воспоминание о Родионе. (2)Войдя в трамвай, неожиданно пошёл дождь. (3) Взяв её под руку, они пошли вместе. (4) Поработав полгода, отца перевели на другую стойку. (5) Войдя в лес, солнце уже село. (6) Увидев её мельком, она ему показалась ещё лучше. (7) Осмотревшись в Москве, взгляд Голицына остановился на Дмитрии Павловиче. (8) Имея право выбирать оружие, жизнь его была в моих руках.

Задание 11. Исправьте ошибки в употреблении предлогов.

Предоставить Сергеевой Л. М. неоплачиваемый отпуск согласно личного заявления. Он часто теряет свои вещи благодаря своей рассеянности. Из-за эффективного лечения больной быстро поправился. Благодаря мне ты опоздала на лекцию. Из-за своей скромности он никому не расскажет о своем успехе. Школьники не посещали школу за счет сильных морозов. В целях повышения квалификации его направили на курсы. Мы прибыли с целью оказания помощи.

Задание 12. Объясните ошибки, связанные с управлением.

Уделите внимание за здоровье. Все эти мероприятия рассчитаны на благо природе. Заведующий больницы встретил нас «прохладно». Читатели нашей газеты уделяют большое внимание на рубрику «Мир глазами путешественника». Для абитуриента, желающего учиться в университете, надо будет знать и английский язык.

Наши рекомендации