Исторические этапы развития морали.

ЭТИКА (греч. обычай, дом, место совместного проживания)-философская наука, объектом изучения которой является мораль. Для обозначения учения о нравственности термин "этика" был введен Аристотелем. Постепенно в этике начали различать два рода проблем: вопросы о том, как должен поступать человек(нормативная этика) и вопросы о происхождении и сущности морали(теоретическая этика) . Этика анализирует социальный механизм морали и ее сторон - природу нравственной деятельности, моральных отношений и морального сознания. Основные элементы моральных отношений, сознания и деятельности обобщаются и отражаются в категориях этики. Главная задача нормативной этики - разработка научно обоснованных принципов нравственности. Для выяснения места мировоззренческих проблем в системе этических знаний, которыми занимается теоретическая этика, важно выделить ядро мировоззрения, вокруг которого структурируются его компоненты. Таким компонентом выступает отношение человека к миру, то есть его оценка мира не просто как объективно существующей реальности, а в связи с человеком, и определение места человека в мире.

Диалектика добра и зла - ключевая проблема философско-этического знания. Можно выделить следующие пункты анализа данных понятий:

1. Характеристика объекта, круга явлений, к которым может быть отнесена общая моральная оценка-добро или зло.

2. Характеристика природы источника данной оценки.

3. Характеристика критерия различения добра и зла как противоположностей.

Понять природу добра и зла - значит выявить их источники, вывести из определенного основания. Понять, что добро является и целью, и результатом должного поведения, так же как должное может быть средством для достижения более совершенного настоящего.

На сегодняшний день этика включает в себя такие разделы:

- история нравов;

- социология морали;

- психология морали;

- теория нравственного воспитания;

- история этических учений;

- профессиональная этика.

Рассмотрения требует вопрос о соотношении понятий «этика пра-

ва» и « юридическая этика ». Современные исследователи рассматривают обращение к философии права, в частности, к этике – философской науке, как попытку увидеть место права в жизни современного человека. Существует ряд определений философии права: « наука о познавательных, ценностных и социальных основах права » ( Ершов Ю.Г.); « Учение о смысле права, то есть о том, в результате каких универсальных причин и ради каких универсальных целей человек устанавливает право» ( Тихонравов Ю.В. ); « наука о праве в жизни людей, в человеческом бытии » ( Алексеев С.С.).

Этика права рассматривает отличительный от философии права аспект. Он состоит, во-первых, не в рассмотрении права, а в рассмотрении человека в праве, во-вторых, в анализе ценностного отношения человека к праву. Субъект в этике права выступает не только в качестве носителя своих интересов. Он является и творцом права, он наделяет право конкретным содержанием, он его толкует, он его проводник, он может его осуществить, изменить или дезавуировать.

Юридическая этика относится к видам профессиональной этики. Для работников юстиции этика имеет такое же значение как комплекс юридических наук. Основную цель и задачу этики, сформулированную еще Аристотелем, можно признать актуальной и для профессиональной этики юриста: основываясь на знании о душе человеческой, воспитывать добродетельного гражданина государства. Можно дополнить эту цель перечнем конкретных задач: обеспечение правопорядка и справедливости, правосудия в стране, защита жизни, чести, имущества граждан, правовое просвещение и т.д.

Решение этих благородных задач требует от работников органов юстиции соответствующих качеств их личности, дающих возможность противостоять злу в их профессиональной деятельности: стойкости, честности, бескорыстия, верности долгу, отваги, принципиальности, гуманности и т.п.

Воспитание перечисленных качеств также является задачей юридической этики.

Теоретическое воссоздание общего понятия морали является необходимым условием типологии исторических форм морального сознания и практически выраженных нравственных отношений. Общее понятие морали не может быть образовано без предварительного изучения многообразия ее конкретных проявлений как в исторической ретроспективе, так и в современную эпоху.

Одной из сложнейших проблем исторической этики является вопрос о происхождении нравственности. Проблема происхождения нравственности расчленяется на вопросы о необходимости морали для человеческого общежития, об условиях реализации этой необходимости на начальных этапах становления общества. Известно, что любое общественное явление возникает в ответ на определенную историческую необходимость. Мораль не составляет исключения. Вопрос можно поставить так: является ли необходимость морали внутренней потребностью жизни, или мораль призвана удовлетворять какую-то внешнюю для общества и человека необходимость?

С точки зрения религии назначение морали состоит в том, чтобы внушить людям, что их жизнь является всего лишь подготовкой к потустороннему существованию, заставить их следовать церковным догматам, преподносимым от имени бога. В натуралистической этике смысл морали заключается в обеспечении земного блага, достижении счастья. Эта мысль возникла на сопоставлении человеческого общества с животным миром. Однако человек в морали делает свой выбор осознанно, в то время как животные руководствуются инстинктами.

В архаической первобытной культуре не было никаких моральных предписаний, даже устных, поскольку мышление и слово были « вплетены » в процесс жизни первобытного человека; мораль формируется в эпоху родоплеменного строя как практика взаимоотношений внутри рода и между первобытными коллективами, как закрепляемый опыт регулирования отношений, передающийся от поколения к поколению. Закладывающиеся тогда основы общения представляли собой просто правила общения, вытекающие из тотемизма. Людей рода объединяла общность происхождения , и это закреплялось в системе табу и ритуалов, нарушение которых предполагало наказание. Тотемизм подвергал оценке возможные формы человеческих действий и взаимоотношений: одни значимые, важные, полезные для поддержания жизни рода и потому одобряемые ( это явилось прототипом появившегося позднее понятия блага, добра ), другие – подрывающие стабильность жизни, вредные и потому наказуемые ( прототип понятия зла ). Именно из ритуала вырастает система социального санкционирования норм поведения, которая укоренялась в обычаях, а затем постепенно превращалась в моральные нормы.

Первобытные табу имели главной своей целью- сохранение рода. Сознание человека носит синкретический (нерасчлененный) характер, моральный аспект еще не выделился из культурного опыта. Господствовало одно правило- равное воздаяние или закон талиона. Ценностное отражение моральных норм сознанием еще отсутствует. Моральные нормы архаики носят локальный характер и распространяются только на членов своей общности.

В мифопоэтическом мышлении архаического человека отсутствовало различие не только между фантазией и реальностью, но и между поступками и их внутренними побуждениями. Поэтому все табу выступали как чисто внешние по отношению к индивидуальной, формирующейся психике человека, они не требовали ни мотивировки, ни обоснования. Такая ориентированность первобытного человека на внешний, и только внешний мир объясняет и то, что оценке подвергались и явления природы, а осуждение и оправдание поступков людей были направлены вовне – к духам, к предкам и т.п.; то, что принято называть угрызениями совести, понималось как преследование мифических сил ( например богини мщения Эринии).

Мораль в собственном смысле слова появляется лишь тогда, когда происходит процесс самоопределения, когда человек начинает понимать собственное отличие от природного мира и – на индивидуальном уровне – от других людей, то есть выделять себя из мира социального. Именно когда в сознании возникает противоречие между сущим и должным, когда появляется необходимость оценивать собственные поступки и соотносить их с поступками других людей, когда становится недостаточным основанием сила табу и ритуалов,- тогда в действие вступает собственно моральная регуляция, тогда возникает моральная рефлексия, тогда складываются предпосылки для возникновения этики, - и лишь тогда происходит «достроение» морали до своей целостности в системе культуры.

Особую роль в развитии этики сыграла эпоха античности. Уже в памятниках раннегреческой литературы более или менее адекватно и каждый раз в соответствии с жанровой спецификой рассматриваются проблемы соотношения индивидуальной воли и всеобщего блага, необузданных горячих страстей и умеряющего, трезвого разума, интересов и целей одного индивида с интересами и целями других, а также довольно определенно обозначается та нормативная модель поведения - подчинение индивидуального всеобщему, страстей разуму, живых личностей абстрактным нормам, того, что есть, тому, что должно быть, -которая получает систематическое обоснование в складывающейся философской этике или, выражаясь по-другому, для обоснования которой в значительной степени складывается философская этика.

Предэтика древнегреческой античности. Зачатки моральной рефлексии (вычленение абстрактных моральных норм ) мы находим в поэмах Гомера, Гесиода « Труды и дни », « Теогония », в изречениях Семи мудрецов, в дошедших до нас фрагментах пифагорейцев и Гераклита. В ранней греческой философии содержится предэтичекое знание, опирающееся на рассмотрение человеческой жизни наравне и как часть природной, космической. Герои Гомера еще моральны сами по себе, они еще не знают добра и зла, им неведомы проблемы морального выбора, так как еще отсутствует абстрактно фиксированный критерий различения нравственного и безнравственного. Поэмы Гесиода, напротив, проникнуты моралистическим смыслом, ибо своеобразие описываемой Гесиодом ситуации в том, что нарушилась связь между достойным образом действий и жизненным преуспеванием, и поэтому возникла необходимость поиска ответа на вопрос: почему следует придерживаться морального идеала, который не совпадает ( и даже противостоит) с реальными общественными нравами. В качестве основных ценностей Гесиод выдвигает труд и справедливость, понимая под ними бережливость, расчетливость, законность и рассматривая их как надиндивидуальные нормы, противостоящие реальным во времена Гесиода расточительству, насилию, зависти.

Важнейшим для всех исторических периодов остается вопрос о сущности и соотношении добра и зла. Над ответом на него размышляли Будда, Конфуций, Сократ, Моисей, Иисус Христос, Марк Аврелий, Фома Аквинский, Эразм Роттердамский, Кант, Спиноза, Гегель, Маркс, Ницше, Сартр, Соловьев и многие другие гении прошлого и настоящего.

В домарксистской этике выделилось два подхода к поискам истоков добра и зла: гетерономный - истоки добра во внешних для морали явлениях, таких как психические состояния людей (удовольствие, счастье, польза и т.д.). Автономный - истоки добра и зла связывались с внутренними для морали основаниями - долгом, достоинством, честью.

Еще в древний период были определены главные нравственные ценности и должное отношение к ним со стороны человека:

Ценность Норма
ЖИЗНЬ 1. Не убей
  2. Защита жизни
  3. Приумножение жизни
БОГАТСТВО ДУХОВНОЕ  
Любовь 1. Возлюби ближних, как себя 2. Возлюби врага своего 3. Не гневайся на брата своего
  2. Не прелюбодействуй
  3. Не возжелай жены ближнего
Честь и достоинство 1. Не лги, не клевещи
  2. Не лжесвидетельствуй
МАТЕРИАЛЬНОЕ 1. Не укради
  2. Не пожелай имущества ближнего своего

Как мы видим, этика более двух тысяч лет обосновывает такие качества человека, освободиться от которых можно, лишь перестав быть человеком.

Наши рекомендации