Исторические этапы развития морали.
ЭТИКА (греч. обычай, дом, место совместного проживания)-философская наука, объектом изучения которой является мораль. Для обозначения учения о нравственности термин "этика" был введен Аристотелем. Постепенно в этике начали различать два рода проблем: вопросы о том, как должен поступать человек(нормативная этика) и вопросы о происхождении и сущности морали(теоретическая этика) . Этика анализирует социальный механизм морали и ее сторон - природу нравственной деятельности, моральных отношений и морального сознания. Основные элементы моральных отношений, сознания и деятельности обобщаются и отражаются в категориях этики. Главная задача нормативной этики - разработка научно обоснованных принципов нравственности. Для выяснения места мировоззренческих проблем в системе этических знаний, которыми занимается теоретическая этика, важно выделить ядро мировоззрения, вокруг которого структурируются его компоненты. Таким компонентом выступает отношение человека к миру, то есть его оценка мира не просто как объективно существующей реальности, а в связи с человеком, и определение места человека в мире.
Диалектика добра и зла - ключевая проблема философско-этического знания. Можно выделить следующие пункты анализа данных понятий:
1. Характеристика объекта, круга явлений, к которым может быть отнесена общая моральная оценка-добро или зло.
2. Характеристика природы источника данной оценки.
3. Характеристика критерия различения добра и зла как противоположностей.
Понять природу добра и зла - значит выявить их источники, вывести из определенного основания. Понять, что добро является и целью, и результатом должного поведения, так же как должное может быть средством для достижения более совершенного настоящего.
На сегодняшний день этика включает в себя такие разделы:
- история нравов;
- социология морали;
- психология морали;
- теория нравственного воспитания;
- история этических учений;
- профессиональная этика.
Рассмотрения требует вопрос о соотношении понятий «этика пра-
ва» и « юридическая этика ». Современные исследователи рассматривают обращение к философии права, в частности, к этике – философской науке, как попытку увидеть место права в жизни современного человека. Существует ряд определений философии права: « наука о познавательных, ценностных и социальных основах права » ( Ершов Ю.Г.); « Учение о смысле права, то есть о том, в результате каких универсальных причин и ради каких универсальных целей человек устанавливает право» ( Тихонравов Ю.В. ); « наука о праве в жизни людей, в человеческом бытии » ( Алексеев С.С.).
Этика права рассматривает отличительный от философии права аспект. Он состоит, во-первых, не в рассмотрении права, а в рассмотрении человека в праве, во-вторых, в анализе ценностного отношения человека к праву. Субъект в этике права выступает не только в качестве носителя своих интересов. Он является и творцом права, он наделяет право конкретным содержанием, он его толкует, он его проводник, он может его осуществить, изменить или дезавуировать.
Юридическая этика относится к видам профессиональной этики. Для работников юстиции этика имеет такое же значение как комплекс юридических наук. Основную цель и задачу этики, сформулированную еще Аристотелем, можно признать актуальной и для профессиональной этики юриста: основываясь на знании о душе человеческой, воспитывать добродетельного гражданина государства. Можно дополнить эту цель перечнем конкретных задач: обеспечение правопорядка и справедливости, правосудия в стране, защита жизни, чести, имущества граждан, правовое просвещение и т.д.
Решение этих благородных задач требует от работников органов юстиции соответствующих качеств их личности, дающих возможность противостоять злу в их профессиональной деятельности: стойкости, честности, бескорыстия, верности долгу, отваги, принципиальности, гуманности и т.п.
Воспитание перечисленных качеств также является задачей юридической этики.
Теоретическое воссоздание общего понятия морали является необходимым условием типологии исторических форм морального сознания и практически выраженных нравственных отношений. Общее понятие морали не может быть образовано без предварительного изучения многообразия ее конкретных проявлений как в исторической ретроспективе, так и в современную эпоху.
Одной из сложнейших проблем исторической этики является вопрос о происхождении нравственности. Проблема происхождения нравственности расчленяется на вопросы о необходимости морали для человеческого общежития, об условиях реализации этой необходимости на начальных этапах становления общества. Известно, что любое общественное явление возникает в ответ на определенную историческую необходимость. Мораль не составляет исключения. Вопрос можно поставить так: является ли необходимость морали внутренней потребностью жизни, или мораль призвана удовлетворять какую-то внешнюю для общества и человека необходимость?
С точки зрения религии назначение морали состоит в том, чтобы внушить людям, что их жизнь является всего лишь подготовкой к потустороннему существованию, заставить их следовать церковным догматам, преподносимым от имени бога. В натуралистической этике смысл морали заключается в обеспечении земного блага, достижении счастья. Эта мысль возникла на сопоставлении человеческого общества с животным миром. Однако человек в морали делает свой выбор осознанно, в то время как животные руководствуются инстинктами.
В архаической первобытной культуре не было никаких моральных предписаний, даже устных, поскольку мышление и слово были « вплетены » в процесс жизни первобытного человека; мораль формируется в эпоху родоплеменного строя как практика взаимоотношений внутри рода и между первобытными коллективами, как закрепляемый опыт регулирования отношений, передающийся от поколения к поколению. Закладывающиеся тогда основы общения представляли собой просто правила общения, вытекающие из тотемизма. Людей рода объединяла общность происхождения , и это закреплялось в системе табу и ритуалов, нарушение которых предполагало наказание. Тотемизм подвергал оценке возможные формы человеческих действий и взаимоотношений: одни значимые, важные, полезные для поддержания жизни рода и потому одобряемые ( это явилось прототипом появившегося позднее понятия блага, добра ), другие – подрывающие стабильность жизни, вредные и потому наказуемые ( прототип понятия зла ). Именно из ритуала вырастает система социального санкционирования норм поведения, которая укоренялась в обычаях, а затем постепенно превращалась в моральные нормы.
Первобытные табу имели главной своей целью- сохранение рода. Сознание человека носит синкретический (нерасчлененный) характер, моральный аспект еще не выделился из культурного опыта. Господствовало одно правило- равное воздаяние или закон талиона. Ценностное отражение моральных норм сознанием еще отсутствует. Моральные нормы архаики носят локальный характер и распространяются только на членов своей общности.
В мифопоэтическом мышлении архаического человека отсутствовало различие не только между фантазией и реальностью, но и между поступками и их внутренними побуждениями. Поэтому все табу выступали как чисто внешние по отношению к индивидуальной, формирующейся психике человека, они не требовали ни мотивировки, ни обоснования. Такая ориентированность первобытного человека на внешний, и только внешний мир объясняет и то, что оценке подвергались и явления природы, а осуждение и оправдание поступков людей были направлены вовне – к духам, к предкам и т.п.; то, что принято называть угрызениями совести, понималось как преследование мифических сил ( например богини мщения Эринии).
Мораль в собственном смысле слова появляется лишь тогда, когда происходит процесс самоопределения, когда человек начинает понимать собственное отличие от природного мира и – на индивидуальном уровне – от других людей, то есть выделять себя из мира социального. Именно когда в сознании возникает противоречие между сущим и должным, когда появляется необходимость оценивать собственные поступки и соотносить их с поступками других людей, когда становится недостаточным основанием сила табу и ритуалов,- тогда в действие вступает собственно моральная регуляция, тогда возникает моральная рефлексия, тогда складываются предпосылки для возникновения этики, - и лишь тогда происходит «достроение» морали до своей целостности в системе культуры.
Особую роль в развитии этики сыграла эпоха античности. Уже в памятниках раннегреческой литературы более или менее адекватно и каждый раз в соответствии с жанровой спецификой рассматриваются проблемы соотношения индивидуальной воли и всеобщего блага, необузданных горячих страстей и умеряющего, трезвого разума, интересов и целей одного индивида с интересами и целями других, а также довольно определенно обозначается та нормативная модель поведения - подчинение индивидуального всеобщему, страстей разуму, живых личностей абстрактным нормам, того, что есть, тому, что должно быть, -которая получает систематическое обоснование в складывающейся философской этике или, выражаясь по-другому, для обоснования которой в значительной степени складывается философская этика.
Предэтика древнегреческой античности. Зачатки моральной рефлексии (вычленение абстрактных моральных норм ) мы находим в поэмах Гомера, Гесиода « Труды и дни », « Теогония », в изречениях Семи мудрецов, в дошедших до нас фрагментах пифагорейцев и Гераклита. В ранней греческой философии содержится предэтичекое знание, опирающееся на рассмотрение человеческой жизни наравне и как часть природной, космической. Герои Гомера еще моральны сами по себе, они еще не знают добра и зла, им неведомы проблемы морального выбора, так как еще отсутствует абстрактно фиксированный критерий различения нравственного и безнравственного. Поэмы Гесиода, напротив, проникнуты моралистическим смыслом, ибо своеобразие описываемой Гесиодом ситуации в том, что нарушилась связь между достойным образом действий и жизненным преуспеванием, и поэтому возникла необходимость поиска ответа на вопрос: почему следует придерживаться морального идеала, который не совпадает ( и даже противостоит) с реальными общественными нравами. В качестве основных ценностей Гесиод выдвигает труд и справедливость, понимая под ними бережливость, расчетливость, законность и рассматривая их как надиндивидуальные нормы, противостоящие реальным во времена Гесиода расточительству, насилию, зависти.
Важнейшим для всех исторических периодов остается вопрос о сущности и соотношении добра и зла. Над ответом на него размышляли Будда, Конфуций, Сократ, Моисей, Иисус Христос, Марк Аврелий, Фома Аквинский, Эразм Роттердамский, Кант, Спиноза, Гегель, Маркс, Ницше, Сартр, Соловьев и многие другие гении прошлого и настоящего.
В домарксистской этике выделилось два подхода к поискам истоков добра и зла: гетерономный - истоки добра во внешних для морали явлениях, таких как психические состояния людей (удовольствие, счастье, польза и т.д.). Автономный - истоки добра и зла связывались с внутренними для морали основаниями - долгом, достоинством, честью.
Еще в древний период были определены главные нравственные ценности и должное отношение к ним со стороны человека:
Ценность | Норма |
ЖИЗНЬ | 1. Не убей |
2. Защита жизни | |
3. Приумножение жизни | |
БОГАТСТВО ДУХОВНОЕ | |
Любовь | 1. Возлюби ближних, как себя 2. Возлюби врага своего 3. Не гневайся на брата своего |
2. Не прелюбодействуй | |
3. Не возжелай жены ближнего | |
Честь и достоинство | 1. Не лги, не клевещи |
2. Не лжесвидетельствуй | |
МАТЕРИАЛЬНОЕ | 1. Не укради |
2. Не пожелай имущества ближнего своего |
Как мы видим, этика более двух тысяч лет обосновывает такие качества человека, освободиться от которых можно, лишь перестав быть человеком.