Комплексная индивидуально-ориентированная
Программа
Группы кратковременного пребывания
«Радость»
МАДОУ д/с № 26 «Золотая рыбка»
Г.о.г. Кумертау Республики Башкортостан
Для воспитанников
С тяжелыми нарушениями ОДА,
В том числе ДЦП.
1. Пояснительная записка
Актуальность программы
В настоящее время существует достаточно большая группа детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести, например, нарушение общения в сочетании с умственной отсталостью, церебральный паралич с сенсорным или умственным дефектом, выраженные эмоциональные и поведенческие расстройства, слепота, тяжелые посттравматические расстройства, различные варианты сложных нарушений у детей с генетическими или нейрохирургическими заболеваниями и т.д. Дети указанных категорий нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию родительско-детского взаимодействия, преодоление психогенных нарушений. Родители этих детей также нуждаются в квалифицированной психологической помощи.
Актуальность функционирования группы кратковременного пребывания для детей с ОВЗ (далее ГКП), объясняется необходимостью непрерывного сопровождения ребёнка-инвалида на ранних этапах развития. Посещение ГКП непременно усилит эффективность развития ребёнка.
В связи с этим для реализации деятельности ГКП и оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, возникла необходимость создании индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программы.
Научная обоснованность
Данная программа предназначена для использования специалистами, реализующими психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей раннего и дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
При создании программы упор делался на теоретическую базу достижений Московской психологической школы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, А.И. Мещеряков и др.), в которой признается ведущая роль обучения в развитии ребенка; общение с близким взрослым, а через него и общекультурными общественными достижениями, рассматривается как основное условие умственного и эмоционального развития ребенка; источником формирования самостоятельного предметного действия считается совместное, а потом совместно-разделенное со взрослым действие. В трудах Л.С. Выготского доказано, что социальная ситуация воспитания формирует или задерживает процесс расширения зоны ближайшего развития, в которой реализуются потенциальные возможности ребёнка. Учёт соотношения первичных нарушений и вторичных отклонений, а также признание неравномерности детского развития послужили основой для понимания механизмов компенсации и построения на их базе целостной системы коррекционно-педагогического воздействия.
Коррекционная работа основывается на следующих теоретических положениях и принципах:
·Целостность – учет взаимосвязи и взаимообусловленности различных сторон психической организации ребенка: интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационной.
·Структурно – динамический подход – выявление и учет первичных и вторичных отклонений в развитии, факторов, оказывающих доминирующее воздействие на развитие ребенка, что позволяет определить механизмы компенсации, влияющие на процесс обучения.
·Онтогенетический подход – учет индивидуальных особенностей ребенка. При проведении занятий учитывается уровень двигательного, когнитивного, речевого и эмоционально-личностного развития ребенка, ведущий тип мотивации деятельности, поэтапность в формировании новых видов деятельности.
·Антропологический подход – учет возрастных особенностей ребенка.
·Комплексный подход к проблемам ребенка имеет особое значение: совместная разработка развивающего маршрута и психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка, а также активное участие родителей обеспечивают эффективность развивающих мероприятий.
·Активность – широкое использование в ходе занятий практической деятельности ребенка.
·Доступность – подбор методов, приемов, средств, соответствующих возможностям ребенка.
·Гуманность – любое решение должно приниматься только в интересах ребенка.
·Оптимизм – вера в возможность развития и обучения ребенка, установка на положительный результат обучения и воспитания.
·Единство диагностики и коррекции – наблюдение за динамикой развития имеет значение для определения путей, методов коррекционной работы на различных этапах обучения и воспитания.
·Принцип реализации деятельностного подхода к воспитанию и обучению – успехов в коррекционной работе можно достичь при условии опоры на ведущую деятельность возраста. Деятельностный подход предусматривает формирование психических функций в процессе деятельности детей. Основной деятельностью детей данного возраста является игра.
·Систематичность заданий и используемых на занятиях игр предполагает наличие определенного порядка в подаче материала, повторяемости заданий и игр, использование их в определенной последовательности.
·Вариативность заданий позволяет при формировании у ребенка одних и тех же понятий использовать разные игры и задания.
·Творческий подход дает возможность не ограничивать свободу творчества ребенка, если цели, поставленные перед ним в процессе занятия, будут решены.
·Развивающий характер коррекционно-педагогического воздействия. Взаимосвязи развития речи, познавательных процессов, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).
·Использование технологий, характеризующихся эмоционально-игровой окрашенностью (тактильно-действенным обследованием, экспериментированием, трансформацией) и ценностной значимостью для ребёнка того, что он делает, познаёт, с чем играет и взаимодействует;
·Проведение оздоровительной работы, создающей благоприятную базу для организации занятий, игр и других видов деятельности детей.
Гуманистический подход к современному образованию требует от психологов и педагогов пристального внимания к изучению природы ребенка. Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое “Я”, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье. Всё это требует расширения спектра традиционно используемых методов и приёмов, появились новые технологии, сберегающие здоровье, которым определена роль и найдено место в обучающем процессе среди них арт-терапевтические методы, оздоровительные кинезиологические упражнения, различные виды гимнастик, массажа, самомассажа, применение приёмов Су-Джок.
Основной целью программы является психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья для социализации, а также создание благоприятных условий для развития личности ребёнка и оказания психолого-педагогической поддержки его семьи.
Общность основных законов развития ребенка в норме и в ситуации отклоняющегося развития определяет основные направления педагогической работы, которые обеспечивают целостность и гармоничность психического развития дошкольника посредством развития:
· коммуникативных способностей и речи;
· эмоционально-личностной сферы;
· когнитивной сферы;
· деятельности (исследовательской, игровой, познавательной, продуктивной и др.);
· физической сферы;
· социальной адаптации;
· музыкально – эстетических представлений.
Задачи
1. Осуществление социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей).
2. Реализация образовательной программы исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Проведение психопрофилактики и психокоррекции, средствами игры у детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Оказание помощи родителям в подборе адекватных средств в общении с ребёнком.
5. Помощь в личностно-социальном развитии ребенка.
6. Содействие решению психологических проблем, препятствующих поступлению детей в дошкольные образовательные учреждения, адаптации в семье и других социальных группах.
7. Помощь в адаптации семьи к инвалидности ребенка, помощь родителям в преодолении психологических проблем.
Планируемые результаты.
Исходя из того, что посещающие ГКП дети имеют нарушения:
· разные по природе происхождения;
· по степени выраженности дефекта развития;
· по разным условиям воспитания в семье и отношению членов семьи к проблеме ребенка.
Соответственно и результаты психолого-педагогического сопровождения ребенка и семьи строго индивидуальны.
Это предполагает сугубо индивидуальные результаты для каждого ребенка и его семьи. Позитивным результатом следует считать достижение краткосрочных целей, которые признаны специалистами реальными для данного ребенка и семьи на данном этапе. Среди них могут быть:
· формирование у ребёнка потребности в игре и общении с учётом индивидуальных особенностей;
· освоение заинтересовавшей ребёнка деятельности с учётом его особенностей, возможностей и потребностей;
· подготовка ребёнка к интеграции в среду сверстников в детском саду и школе;
· и др.
Основополагающие принципы воздействия на ребёнка:
· Принцип гуманизма основан на вере в потенциальные возможности ребёнка, признание человека высшей жизненной ценностью. Все направления коррекционно-педагогической помощи с опорой на этот принцип способствуют максимально безболезненному вхождению развивающегося ребёнка в социальную жизнь (определение резервов, положительных свойств, на которые можно опираться).
· Принцип коррекционно-педагогической помощи ориентирован на социализацию, социальное формирование личности и её саморазвитие в процессе взаимодействия личности и общества. Принцип включает в себя формирование жизненных навыков, которые могут проявиться в достижении умения реализовать определённые функции и действия под влиянием специальных воздействий.
· Принцип целостности предполагает единство диагностики и коррекции. На основе диагностики составляется заключение об уровне развития ребёнка, определяются задачи целенаправленного воздействия на него; реализация плана коррекционных мероприятий требует систематического контроля динамических изменений в развитии ребёнка, его поведения, деятельности.
· Принцип комплексного воздействия включает взаимодействие специалистов разного профиля, создание единой объединённой системы научно-практических служб — педагогической, психологической, медицинской. Этот принцип обеспечивает принятие в отношении каждого ребёнка объективных решений, основанных на данных диагностики и учитывающих её результаты всеми участниками процесса сопровождения.