На этапе завершения обучения.
ОСЕНЬ. Знать осенние месяцы. Знакомить детей с приметами осени: день становится короче, а ночь длиннее; солнце греет меньше, изменения погоды — похолодание, дожди, туманы. Листопад — изменение окраски листьев, пожелтение и увядание трав, цветов. Созревание плодов и семян. Деревья сбросили листья. Перелетные птицы улетают в теплые края, насекомые исчезают. Связывать изменения в живой природе с изменениями внешних условий: постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием, отлет птиц связан с исчезновением насекомых и замерзанием водоемов.
ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ. Уметь различать некоторые деревья (5-6), кустарники 4-5), по листьям, цветам, плодам. Уметь отличать дерево от кустарника. Знать строение дерева (корень, ствол, ветки, листья, плоды). Иметь понятие о стадиях развития дерева, его местоположениях. Называние лесных массивов в зависимости от произрастания тех или иных видов деревьев (березовая роща, ельник, лес, парк, лесополоса и др.)
ОВОЩИ. Уметь различать и называть овощи по внешнему виду, вкусу, форме, способу употребления. Иметь понятие о стадиях развития овощей, необходимых условий, взаимосвязь с сезонными работами людей (посадка, уход, сбор урожая, заготовление).
ФРУКТЫ. Уметь различать и называть фрукты по внешнему виду, вкусу, форме, способу употребления. Отличать от овощей по ряду признаков. Иметь понятие о стадиях развития фруктов, необходимых условий, взаимосвязь с сезонными работами людей (посадка, уход, сбор урожая, заготовление).
НАСЕКОМЫЕ. Знать названия насекомых (5-8), особенности строения их тела, способа передвижения, о пользе или вреде насекомых. Иметь понятие об изменении образа жизни в связи с сезонными переменами.
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ. Называть перелетных птиц, их внешний вид, образ жизни, пользу, приносимую птицами. Охрана птиц и гнездовий (изготовление скворечников). Особенности поведения в осенний и весенний период.
ГРИБЫ. ЯГОДЫ. Знать названия грибов и ягод, их отличия. Наличие полезных и ядовитых. Среда произрастания, способ употребления.
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ. Закреплять и расширять знания детей о домашних животных и птицах. Знать названия детенышей. Учить детей характеризовать признаки, по которым животные относятся к домашним. Знать и различать их по производимой продукции и приносимой пользе для человека. Закреплять обобщающие понятия: домашние животные.
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ. Закрепление и расширение полученных ранее знаний о диких животных. Внешний вид животных, части тела. Описания животных. Учить выделять признаки приспособления животных к среде обитания в строении их тела, в поведении. Приспособление животных к смене сезонов (изменение окраски, запасы на зиму). Знать названия детенышей наиболее распространенных животных. Закреплять обобщающее понятие — дикие животные.
Формировать обобщенное представление о диких животных на основе следующих признаков: жизнь в определенных условиях природы и приспособленность к ним, умение самостоятельно добывать пищу. Учить детей распознавать диких, домашних животных. Объяснять, по каким признакам они относятся к той или другой группе.
ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ. Знать названия предметов одежды, обуви и головных уборов, уметь различать их. Знать, как и кто изготавливает, назначение, материал из которого изготовлен. Уточнить правила пользования и ухода за вещами.
ЗИМА. Знать названия зимних месяцев: декабрь, январь, февраль. Привлекать внимание к предстоящим изменениям: день стал еще короче, чем осенью, солнце греет мало, земля покрывается снегом, а водоемы — льдом, часто бывают морозы, деревья и кустарники стоят без листьев; насекомых нет, птиц мало. Связывать состояние покоя растений с недостатками благоприятных условий: холодно, нет влаги и питательных веществ, недостаточно света.
ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. Распознавать и называть зимующих птиц по внешнему виду (окраске, размеру), поведению (издаваемым звукам, способу передвижения). Иметь представление об особенностях поведения и способности переносить низкие температуры. Регулярно подкармливать зимующих птиц.
МЕБЕЛЬ. Знать и называть предметы мебели и ее части, назначение предметов мебели, как и кто и из каких материалов изготавливают. Различать мебель для столовой, гостиной, детской, спальни; мебель для дома, дачи, школы и т.д. Закрепление обобщающего слова «мебель». Закрепление относительных прилагательных: деревянный (ая, ое, ые), стеклянный и др.
ПОСУДА. Уметь различать и называть предметы посуды, различать кухонную, столовую и чайную посуду. Знать из какого материала ее изготавливают, назначение предметов.
НОВЫЙ ГОД. Познакомить с историей данного праздника, его традициями. Знать и называть отличительные особенности, главных героев праздника. Иметь представление о новогодних игрушках и украшениях.
ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА И ЖАРКИХ СТРАН. Знать и называть экзотически животных, среду их обитания, внешние особенности, повадки. Называть детенышей животных. Сравнение с обитателями средней полосы.
СЕМЬЯ. Члены семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры и др.). Знать свой адрес, свое полное имя, свой возраст (время рождения). Знать полные имена и фамилии родителей (или лиц, их заменяющих), место их работы. Высказывание детей о профессии их родителей и других членов семьи. Воспитание уважения к труду родителей. Старшие и младшие члены семьи. Взаимоотношение детей в семье, забота о младших, чуткое отношение к старшим; помощь взрослым в быту.
ИНСТРУМЕНТЫ. Знать названия инструментов, способ использования. Познакомить с понятием «музыкальные инструменты».
МОРСКИЕ, РЕЧНЫЕ, АККВАРИУМНЫЕ ОБИТАТЕЛИ. Уметь различать обитателей водоемов. Различать их по среде обитания, строению тела, особенностям питания и образа жизни. Закрепить стадии развития и роста.
НАША СТРАНА И ГОРОД. Знать название страны, столицы. Знакомство с гербом, флагом, гимном страны. Отличительные признаки города: много улиц, домов, учреждений, предприятий, живет много людей; разнообразны транспортные средства. Название города, главная улица, площадь. Основные достопримечательности: памятники, парки, красивые здания. Важнейшие предприятия и учреждения города. Виды труда, распространенные в нашем городе. Герб, флаг родного города.
ДЕНЬ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА. Воины — защитники нашей страны, храбрые и смелые. В мирное время помогают рабочим и колхозникам. Знать рода войск, военные профессии, технику.
ВЕСНА. МАМИН ПРАЗДНИК. Знать названия весенних месяцев: март, апрель, май. Привлечь внимание детей к происходящим изменениям. Увеличение длительности дня, потепление, появление проталин, освобождение рек ото льда, набухание почек, появление листьев, цветение ряда деревьев, первые весенние цветы. Возвращение перелетных птиц. Пробуждение от зимней спячки ряда животных; изменение окраски. Появление детенышей (повторить их названия). Появление насекомых. Связывать изменения в живой природе с потеплением и постепенным появлением всех необходимых условий для жизни живых существ. Весенние работы людей.
8 Марта — праздник женщин. Женщины трудятся во всех областях жизни. Труд их почетен. Труд мам и бабушек.
ПРОФЕССИИ. Знать названия профессий, что делают люди той или иной профессии. Иметь понятие о необходимости обучения профессии. Уважение к трудящимся людям.
НАШ ДОМ.Обратить внимание на жилые дома: новые, красивые, низкие, высокие, громадные, многоэтажные (пересчет этажей), деревянные, кирпичные, блочные. Части дома: фундамент, стены, крыша, подвал, подъезд, лестница, лестничная площадка; лифт, мусоропровод, водопровод. Обратить внимание детей на то, что в городе ведется большое строительство, воздвигаются многоэтажные жилые дома с удобными квартирами. Дома постоянно ремонтируются, красятся. Обратить внимание детей на совместную работу строителей. Познакомить детей с некоторыми профессиями (каменщик, маляр). Машины, помогающие человеку (грузовая машина, самосвал, подъемный кран, бульдозер, экскаватор).
ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ. Понятие о электричестве, электробытовой технике. Называние электроприборов, их назначение и правила пользования. Техника безопасности.
ЧЕЛОВЕК. ЧАСТИ ТЕЛА. Иметь понятие о частях тела человека, их функциях и значение для организма в целом. Гигиена тела человека. Знать стадии развития человека, понятия о различении по возрасту, половым признакам.
КОСМОС. 12 апреля — День космонавтики. Ю. А. Гагарин — первый космонавт. Знать названия космических приборов, профессий, связанных с космосом. Иметь понятие о космическом пространстве, солнечной системе.
ХЛЕБ. Закреплять понятие о труде хлеборобов, путь хлеба от зерна в поле, до булки на столе. Называние профессий людей, связанных с выращиванием хлеба. Называние хлебобулочных изделий.
ШКОЛА. ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ. Знать, что в нашей стране учатся все дети. Для того чтобы успешно трудиться, надо много знать и уметь, многому учиться. Поэтому все дети поступают в школу. В школе учиться трудно, но в то же время интересно. В школе дети узнают обо всем, что нас окружает (привести ряд примеров), учиться работать. Для того чтобы хорошо учиться в школе, надо теперь научиться хорошо говорить, читать, писать, считать, решать задачи и т.п. называние школьных принадлежностей и их применение.
ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ. Иметь понятие о продуктах питания, способе приготовления. Называть мясные, молочные, мучные, растительные продукты. Как их получают и используют в пищу. Правила поведения за столом, гигиена.
ДЕНЬ ПОБЕДЫ. 9 Мая — День Победы. Героизм в тылу и на фронте во время войны. Памятники погибшим воинам. Знать название военной техники, военных профессий.
ТРАНСПОРТ. ПДД. Транспорт города и его окрестностей. Классификация транспорта в среде передвижения (наземный, подземный, воздушный, водный). Уметь сравнивать разные виды транспорта. Роль транспорта в жизни людей. Знать, что для обеспечения работы транспорта трудится много людей разных профессий. Закрепить правила дорожного движения. Поведение в общественном транспорте.
ЛЕТО. Знать летние месяцы: июнь, июль, август. Наблюдать за изменениями природы летом. Устанавливается теплая погода. Идут обильные дожди, грозы. Иногда после дождя можно увидеть радугу. Цветут растения, созревают хлеба, фрукты, овощи. Появляются в лесу грибы и ягоды. Показать, что летом все условия (тепло, свет, влага, питательная почва) максимально соответствуют потребностям растений, поэтому они бурно растут, цветут, зреют. Наблюдать за ростом и созреванием овощей и цветов. Работа людей в садах и полях. Чем можно заниматься летом (загорать, купаться, собирать ягоды и т.д.)