Проявление профессиональной педагогической культуры
Некоторые педагоги, обремененные опытом выживания в авторитарном образовании, уверены, что годы работы в школе автоматически дают профессиональную культуру, а использование тех или иных приемов или, как говорят, технологий (хотя слово «технология» подходит к сфере производства, а не взращивания человека!) якобы само собой выводит педагога на современный уровень образования.
Это профессиональное самообольщение, мешающее понять кардинальное изменение социокультурной ситуации в образовании, которая требует дальнейшего развития гуманистических и демократических позиций в педагогической деятельности и соответствующей культуры в этой сфере.
Педагогическая культура вовсе не «планка» профессионального опыта, которой надо достичь. Педагогическая культура – состояние самообновления собственной культурной идентичности в постоянно меняющемся образовании. Педагогическая культура – это всегда стремление к улучшению и обновлению культурной нормы образования, постоянное самоопределение и рефлексия педагога по поводу своих действий в процессе общения с ребенком.
Многие учителя массовой школы привыкли (их приучили) к использованию методических рекомендаций, автоматическое следование которым проще создания собственных, авторских методик, особенно это касается тех из них, кто идет по пути наименьшего сопротивления. Однако мастерство педагога определяется не модными методиками, которые используются только потому, что их взяли на вооружение в соседней школе, а особым чутьем, позволяющим точно определить, что именно и как нужно сделать педагогу в конкретный момент.
Педагогическая интуиция, острота чувства, умение предугадать результатдаются опытом и судьбой, их не получишь, листая методички. Методические рекомендации работают только у творческого, критически мыслящего педагога, который всегда на первое место ставит интересы ребенка. Поэтому-то качество образования зависит прежде всего от такого трудноуловимого, но крайне важного качества, как личностная культура педагога.Она представляет собой комплексное явление, включающее такие личностные качества, как характер, интеллект, нравственные позиции, интеллигентность, общая эрудиция, творческий потенциал, критическое мышление, альтруизм.
Именно личностная культура педагога часто определяет, как будет действовать в конкретном образовательном процессе та или иная применяемая методика. Высокий уровень развития личностной культуры позволит довести до совершенства обычные приемы, тогда как низкий культурный уровень может снизить эффект любого приема или метода.
В системе педагогической культуры (как общества в целом, так и отдельных сообществ и субъектов образования) действуют самые различные мифы, аберрации сознания и иллюзии.
Например, можно говорить о традиционной педагогической культуре. Она базируется на представлениях, что школа в основном определяет развитие личности (или, как говорят, ее «траекторию»); что учитель якобы «транслирует» культуру; что воспитание есть целенаправленное «воздействие»; что управление школами должно строиться на твердом контроле «вертикали власти». Такие представления вырастают из обыденных отношений к ребенку как «несмышленышу», с которого надо спрашивать построже, а он сам должен быть послушным и не перечить взрослым, создавая лишние проблемы. Так отношение к ребенку становится некоей моделью отношения к школе.
Одной из последних педагогических иллюзий стала идея стандартизации школьного обучения. Многие учителя привыкли думать и действовать, находясь в позиции «Я лучше знаю, что и как надо ребенку делать». Для этой позиции характерны стремление «разжевать» и препарировать учебный материал, уверенность в непогрешимости задач и методов преподавания и обольщение себя тем, что данная учебная информация как раз и нужнее нужного. При этом упускается из виду, что дети-то все – разные и к ним нужен разный подход.
Привычка к самообольщению воспитывается у будущих учителей в их бытность студентами, когда им внушают, что содержание образования отражено в ЗУН (знаниях – умениях – навыках), а «педагогика воздействия» – проверенное средство формирования познавательных процессов, творческих способностей и социальных установок учащихся.
Мифология педагогической культуры – интересная тема для самостоятельного исследования. Здесь же подчеркнем: чтобы преодолеть искаженные профессиональные установки, в личностной культуре педагога должны постоянно работать механизмы критического мышления. Необходимо постоянное здоровое сомнение: «Прав ли я? Не наврежу ли я своими действиями развитию ребенка?»
Личностная культура педагога зависит от богатства его интересов и свободного владения многообразием средств, от умения понять ребенка и подростка, от его способности культурного взаимодействия и общения с ними.Опыт понимания приходит в открытом общении с детьми и молодыми людьми, в ориентации на их интересы. Это требует признания особенности их культурного развития и соответствующей культурной среды образования.
В каких условиях происходит становление культуры педагога?
Творческие способности будущего педагога невозможно развить, если само преподавание педагогики построено репродуктивно, если студентам не создают условия для самостоятельных проектов и инновационных исследований. Именно поэтому образование в вузе должно строиться в основном на интерактивной основе.
Сегодня многие методики подготовки и переподготовки педагогов в рамках творческих мастерских, семинаров, организационно-деятельностных игр и психологических тренингов (в отличие от традиционных лекционных курсов) ориентированы на реконструирование мотивационной сферы, что, несомненно, является важным фактором развития профессиональной культуры педагогов.
Кроме того, необходимо взглянуть на проблему в более широком, культурном контексте: давно назрела потребность взращивания общей культуры каждого педагога, каждого специалиста, а высокий уровень личностной культуры должен в корне изменить всю атмосферу школьной жизни и культурную среду образования в целом, позитивно отразиться на культуре производства, способствовать развитию всего общества.
Однако не все компоненты личностной культуры специалиста поддаются прямому воздействию в рамках его обучения в образовательном учреждении. Личностная культура – часть общей культуры, поэтому в масштабах общества меняется вместе с ней, иногда довольно медленно. Система повышения квалификации, обновляя мотивацию педагогов, может повлиять на понимание ими нового смысла образования, на коррекцию их педагогического стиля, но далеко не всегда стимулирует развитие общей эрудиции и творческого потенциала. Культура каждого человека зависит и от его устремленности, и от общих социальных условий, последовательных демократических преобразований и разнообразия культурных сред.
Подчеркнем: стимулирование профессиональной культуры и развитие общей культуры педагога – процессы разные, требующие особых методов работы. Если профессиональная культура действительно связана с повышением мотивации, то общая культура педагога связана с развитием его индивидуальных интересов, а для этого в обществе должны быть соответствующие благоприятные условия.
Здесь еще многое надо преодолеть, в частности, преодолеть инерцию в подготовке педагогов.
Значительная часть институтов повышения квалификации до сих пор ориентирована на передачу новой информации в лекционной форме (что для учителей массовой школы проще и привычнее, чем более сложная современная интерактивная форма организации занятий). Знаниевый подход остается доминирующим (как в школе, так и в И ПК), он продолжает ориентировать педагога на то, что всему можно и нужно научить (и воспитать) через искусственно созданный учебный предмет и в рамках классно-дисциплинарной модели образования.
Такой подход сегодня уже не способствует росту профессиональной педагогической культуры. В современных социально-культурных условиях, когда образование становится шире и разнообразнее образовательной среды школы или вуза, содержание образовательной деятельности должно принципиально измениться.
Принцип организации обучения, характерный для «педагогики воздействия» (когда педагог целенаправленно воздействует на ученика, формирует его и передает ему порции стандартного знания о предмете), постепенно вытесняется принципом обеспечения разнообразных культурных практик растущего человека на основе его интересов и выбора, личностного знания и индивидуального образования.
Новая ориентация образования развитие творческих интересов и способностей, самостоятельной культурной деятельности и продуктивной учебы каждого учащегося и студента.
Данный подход к содержанию образования в полной мере отвечает нормам его природосообразности и культуросообразности, следовательно, он требует от педагога особых способностей и общей культуры, без которой он не сможет работать с ребенком и подростком в идеологии диалога и сотрудничества. В этом – основа педагогики сотрудничества, которая соответствует современному типу педагогической культуры.
Основным каналом взаимосвязи педагога (взрослого) и учащегося (ребенка) становится их творческое общение(на уроке и вне урока). Именно в общении и диалоге возможны освоение учащимися норм культуры, конструирование ими своего собственного и совместного культурного опыта, развитие индивидуальных и совместных интересов.
Стереотипы веры в непогрешимость традиционных профессиональных приемов успешно преодолеваются в тех педагогических сообществах, где:
– создается атмосфера готовности к творческому труду, открытости к поиску новых форм, их принятию, терпимости к методическому инакомыслию;
– культивируются рефлексия и конструктивный (нацеленный на позитивный результат) диалоговый стиль обсуждения всех проблем, интересующих педагогов;
– вырабатывается уважение к творческому самоопределению каждого педагога и его творческому поиску;
– складывается естественное многообразие методик и приемов, к которому все относятся как к дополняющему и обогащающему, а не конкурирующему началу;
– происходит естественное становление демократических норм общения, взаимодействия, самоуправления и самоорганизации.
Итак, педагогическая культура – качественное своеобразие педагогического сознания и педагогической деятельности, которые находятся в постоянном изменении. Признаки развития или стагнации мы находим в проявлениях практики образования, в педагогических воззрениях и теоретических обобщениях. Для того чтобы в сфере образования постоянно происходили позитивные изменения, укреплялось семейное воспитание, а сообщество было способно культивировать высокие нравственные нормы общежития, педагогическая культура должна сохранять гуманистические идеалы и быть открытой инновационным процессам.
16.3. Какая педагогическая культура соответствует современному образованию
Понимание ситуации постепенного, но реального обновления педагогической культуры позволяет увидеть потребность принципиальной переориентации педагогического образования (всего его содержания, форм и методов): вместо системы знаний учителя-предметника основой его профессиональной педагогической культуры становятся готовность к рефлексии и пониманию мира детства, умение поддержать инициативы и выбор ребенка, способность творческого взаимодействия с детьми.
Речь идет о важности становления творческого отношения к педагогическим специальностям и профессии в целом. В соответствии с такой потребностью следует создавать условия для подготовки учителя на тех же принципах, на каких сейчас строится подготовка будущего деятеля культуры в художественных вузах или вузах культуры.
Стратегия и тактика подготовки и переподготовки учителей в рамках творческих мастерских, студий, интерактивных семинаров, организационно-деятельностных игр и психологических тренингов (в отличие от традиционных лекционных курсов) ориентированы на реконструирование мотивационной и опытной сферы учителей. Это, несомненно, важный фактор развития их профессиональной культуры. И в этом смысле хотелось бы подчеркнуть, что переход на интерактивные формы подготовки, отход от традиционных лекций (даже на самые «завлекательные» темы) – первый шаг к новым культурным ценностям образования.
Однако если осмыслить проблемы обновления педагогического образования и попытаться решить их с позиций культурологии образования – как необходимое изменение общей, но при этом индивидуальной в своих выражениях культуры каждого педагога,то придется согласиться с тем, что надо в корне менять всю атмосферу школьной жизни и культурную среду образования.
Изменяя мотивацию, позицию и деятельность учителей, можно повлиять на понимание ими новых задач образования, на коррекцию их педагогического стиля. Главная цель – стимулирование их готовности к творческой самореализации.
Формы влияния на качественный рост профессиональной и общей культуры педагога – процессы разные, требующие особых методов работы. Если профессиональная культура действительно связана в большей мере с мотивацией, то общая культура – с системой индивидуальных творческих интересов, которые реализуются как в свободное время, так и в рамках профессиональной деятельности. Для этого в каждом образовательном учреждении, от детского сада до академии повышения квалификации, надо создавать соответствующие психологические, организационные и профессиональные условия поощрения творческого поиска и инноваций.
Изменения педагогической культуры (на всех уровнях) связаны с распространением понимания современного образования как сложного общекультурного явления. Это предполагает внимание в первую очередь не к стандартным технологическим средствам образования, а к культурному содержанию учебной деятельности каждого учащегося и студента. Такой подход обеспечивает прежде всего культурное самоопределение и саморазвитие ребенка, подростка, молодого человека и практическое обретение ими своей культурной и социальной идентичности.
Эта позиция позволяет по-другому понять содержание и структуру образовательной деятельности ребенка и педагогической деятельности учителя.
Все большее число педагогов понимают, что прежние культурные нормы образования (классно-урочная система, жесткое регламентирование урока, стандартизация содержания учебника и деятельности ученика, экстенсивный подход к построению программ и учебного времени) – показатели упрощенного педагогического мышления, основанного на идеях XVII–XVIII веков. Сегодня они уже не работают и стоят преградой на пути инновационного развития образования, что свидетельствует о смене парадигмы образования.
Как известно, парадигма (в переводе с греческого – образец) – система теоретических обоснований, лежащих в основе ведущих научных концепций на определенном этапе развития, исходные принципы и модель постановки и решения основных проблем на каждом этапе развития науки. Сегодня на смену экстенсивной классно-урочной парадигмы приходит другая – ориентированная на обеспечение самостоятельной культурной деятельности учащегося (студента) в условиях диалога, сотрудничества и при иной, свободной (студийной) организации проектной деятельности.
Новая парадигма изменяет содержательные ориентиры традиционной педагогической культуры.
Назовем основные ориентиры современного образования:
– индивидуальные особенности, интересы и потребностишкольника (студента), свободное саморазвитие их природных способностей и наклонностей и развивающихся интересов;
– творчество растущего человека и педагога и их культурные практики, как индивидуальные, так и совместные:практическое включение школьника (студента) в мультикультурное сообщество, создание условий и обеспечение его разнообразной культурной деятельности в образовательном учреждении и вне ее (реализация принципов культуросообразности и мультикультурности образования), обеспечение условий для диалога и творческого сотрудничества;
– продуктивная социализация,реальные конечные продукты учебы как результаты и достижения социальной и трудовой практики каждого школьника (студента) и деятельности обучающегося сообщества в целом (реализация принципа продуктивности образования, его сообразности практическим, деятельностным интересам учащихся, а также принципам демократии, самоуправления и сотрудничества);
– исследовательская деятельность,практическое включение школьника (студента) в природоохранную и исследовательскую деятельность.
Общая неудовлетворенность традиционным образованием обусловлена характером педагогической культуры нашей массовой школы и ее приверженностью устаревшим парадигмальным нормам (классно-урочной системе, стандартизации принудительного обучения, авторитарному оцениванию, учитель-предметник в роли урокодателя).
Показателем несоответствия школьного обучения современным глобальным задачам непрерывного образования служит то, что дети, пришедшие в современную школу узнавать новое и удовлетворить присущие им познавательные потребности, через некоторое время принудительного поучения теряют интерес к учебе вообще!
Снять это противоречие можно, изменив содержание и формы образовательных процессов: надо обеспечить продуктивность и культуросообразность учебы; сделать ее проектной, практико-ориентированной, создавая условия для реальной культурной идентификации и саморазвития каждого школьника и студента.
Новая педагогическая культура преодолевает привычную «знаниевую» доминанту обучения. Она не отрицает знания, однако отводит ему роль одного из средств обучения. Приоритеты социальных и культурных ценностей позволяют организовать образовательные процессы как значимое взаимодействие субъектов, радикально изменяя привычные образовательные формы, делая их продуктивными, проектными. Следует перевести образование из знаниевого, наукообразного, информативного пространства в культуро-творческое.