Тема № 3.2 Онтологические проблемы культуры
Лекция № 1(2 часа)
Проблема человека в культуре. Культура и личность. Социокультурная среда и ее роль в формировании личности. Современные проблемы культурной идентификации человека. Сущность и специфика искусства в сравнении с другими видами культурной деятельности. Понятие и виды картины мира. Соотношение и связь художественной культуры с научной, политической, правовой, религиозной культурами. Религия как феномен культуры, её социальные функции. Религиозная культура. Специфика духовной жизни и её выражение в сфере религии. Эзотерическое знание и эзотерический язык. Священные книги как памятники культуры. Воздействие религиозного сознания на другие формы культурной жизни общества. Религия в пространстве современной культуры.
Семинарское занятие № 1 (4 часа)
Занятие проводится в интерактивной форме путем групповых дискуссий для обсуждения студентами следующих вопросов: Социокультурная среда и ее роль в формировании личности. Современные проблемы культурной идентификации человека. Сущность и специфика искусства в сравнении с другими видами культурной деятельности. Полифункциональность искусства. Новые виды, направления, жанры искусства в современном мире. Соотношение понятий «инкультурация» и «социализация». Проблема творчества. Понятие и виды картины мира. Соотношение и связь художественной культуры с научной, политической, правовой, религиозной культурами. Религия как феномен культуры, её социальные функции. Религиозная культура. Специфика духовной жизни и её выражение в сфере религии. Эзотерическое знание и эзотерический язык. Священные книги как памятники культуры. Воздействие религиозного сознания на другие формы культурной жизни общества. Маргинальность в культуре. Идеалы и идолы в культуре. Мода и культура. Физическая культура личности как составная часть культуры общества и личности. Отношение различных религий к физической культуре и спорту.
Темы рефератов для выступления на семинарском занятии:
1. Социокультурная среда и ее роль в формировании личности.
2. Понятие и виды картины мира.
3. Соотношение понятий «инкультурация» и «социализация».
4. Мода и культура.
5. Физическая культура личности как составная часть культуры общества и личности.
Самостоятельная работа (8 часов)
1. Используя рекомендуемую литературу, составить конспект, осветив следующие вопросы: Проблема человека в культуре. Культура и личность. Социокультурная среда и ее роль в формировании личности. Современные проблемы культурной идентификации человека. Соотношение понятий «инкультурация» и «социализация». Проблема творчества. Сущность и специфика искусства в сравнении с другими видами культурной деятельности. Полифункциональность искусства. Новые виды, направления, жанры искусства в современном мире. Понятие и виды картины мира. Соотношение и связь художественной культуры с научной, политической, правовой, религиозной культурами. Религия как феномен культуры, её социальные функции. Религиозная культура. Специфика духовной жизни и её выражение в сфере религии. Эзотерическое знание и эзотерический язык. Священные книги как памятники культуры. Воздействие религиозного сознания на другие формы культурной жизни общества. Религия в пространстве современной культуры. Маргинальность в культуре. Идеалы и идолы в культуре. Мода и культура. Физическая культура личности как составная часть культуры общества и личности. Отношение различных религий к физической культуре и спорту.
2. Используя учебное пособие: Рабочая тетрадь по дисциплине «Культурология», подготовить задания для самостоятельной работы, как в бумажном, так и в электронном вариантах.
3. Подготовить реферат по заданной теме.
Изучение темы направлено на приобретение:
знаний: о проблеме человека в культуре, социокультурной среде и ее роли в формировании личности, соотношении понятий «инкультурация» и «социализация», о роли религии и искусства, а также физической культуры в формировании личности; о терминах, категориях, методах и алгоритмах, относящихся к восприятию, анализу, преобразованию и обобщению информации; основ историко-культурного развития человека и человечества; основных закономерностей взаимодействия человека и общества
умений: дифференцирования полученных знаний, основываясь на методологических принципах познания социальных явлений и процессов; анализа содержания научной и учебной литературы с целью установления научных фактов, основных культурологических понятий; способности анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции; определения способов решения социально-экономических задач в области истории российского общества; обобщения информации исторического характера; дифференцирования полученных знаний, основываясь на методологических принципах познания социальных явлений и процессов; грамотно и доступно предоставлять информацию посредством общения
навыков: технологий приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных знаний; методами прикладных научных исследований, системного и сравнительного анализа, поиска, отбора и анализа научной и учебной литературы, подготовки реферата и его защиты путем ответов на возникающие в ходе обсуждения реферата вопросы, в результате выступления перед аудиторией; активного слушания при профессиональном взаимодействии с коллегами; приемами построения и поддержания межличностных отношений на уровне делового общения