Организация двигательной деятельности дошкольников
Задания на учебную практику
Задание 1
ПК 1.4. ОК 2. ОК 4.
Проведите наблюдение за деятельностью педагога на физкультурном занятии с детьми дошкольного возраста (возрастная группа по выбору), выделите методы и приёмы обучения физическим упражнениям.
Рекомендации к выполнению задания:
1. Изучите в методической литературе теоретические основы организации и проведения физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста, включающих в себя подготовку педагога и детей. Обратите внимание, что подготовку педагога к занятиям условно можно разделить на содержательную(определение содержания и форм организации детей при выполнении физических упражнений); личную (речевая – произношение команд и распоряжений в соответствии с возрастом, двигательная – показ упражнений, использование приёмов страховки, внешний вид); материально–техническую(подготовка места занятия, оборудования и мелкого инвентаря).
Заполните предложенную таблицу:
Части занятия | Содержание | Команды и распоряжения | Способы организации детей в основных видах движений | Практические умения педагога |
1.Вводная часть | ||||
2.Основная часть ОРУ ОВД Подвижная игра | ||||
3.Заключительная часть |
Рекомендуемая литература:
1. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду [Текст] / Т.И. Осокина. – М.: Просвещение, 1986.
2. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] / Э.Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2001.
3. Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст] / Д.В. Хухлаева. – М: Просвещение, 1984.
4. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников [Текст] / В.Н. Шебеко. – М.: Изд. центр «Академия», 1996.
5. Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие / под ред. С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарёва. – СПб., 2007.
2. Проведите наблюдение за деятельностью педагога на физкультурном занятии с детьми дошкольного возраста,результаты наблюдения представьте в таблице.
Часть занятия | Задачи части | Деятельность педагога | Деятельность детей | Длительность части (мин) |
1.Вводная часть | ||||
2.Основная часть | 1.ОРУ 2.ОВД 3.Подвижная игра | |||
3.Заключительная часть |
3.Напишитеписьменный анализ проведённого наблюдения физкультурного занятия, ответив на следующие вопросы:
1. Условия проведения (подготовка места, инвентаря).
2. Одежда и обувь детей и воспитателя.
3. Выдержана ли структура занятия? Каково содержание каждой части?
4. Эффективность решения задач физического воспитания:
- качество выполнения упражнений детьми;
- способы организации детей при выполнении упражнений;
- соответствие методов и приемов возрасту и подготовленности детей, этапам обучения, использование подводящих упражнений;
- соответствие дозировки и темпа упражнений возрасту детей, регулирование физической нагрузки;
- самочувствие детей (заинтересованность в результатах, активность, внимание, взаимоотношения с другими детьми).
5. Уровень подготовки воспитателя:
- качество показа физических упражнений;
- правильность объяснений, подачи команд и распоряжений;
- умение распределять внимание;
- помощь детям при выполнении упражнений;
- умение выявлять и предупреждать ошибки, исправлять их;
обеспечивать страховку;
- организация детей в разных видах упражнений;
- эмоциональный микроклимат занятия (тон воспитателя).
Сделайте общий вывод, дайте оценку проведению физкультурного занятия. Предложите рекомендации по устранению допущенных ошибок в проведении физкультурного занятия.
Форма отчёта:представьте теоретический анализ изучения методической литературы по теме «Физкультурные занятия» в таблице, конспект наблюдаемого физкультурного занятия, письменный анализ его проведения вопитателем с рекомендациями.
Задание 2
ПК 1.4. ПК 1.3. ОК 4.
Содержание задания: Проведите наблюдение за детьми на занятиях познавательного характера, определите начальный этап утомления детей (визуально), охарактеризуйте деятельность педагога по повышению их умственной работоспособности с использованием физминуток.
Рекомендации к выполнению задания:
1. Изучите материал учебника и методической литературы по теме «Физминутки». Составьте краткий конспект, ответив на следующие вопросы:
1. С какой целью используются физминутки?
2. Какое влияние оказывают на организм ребёнка?
3. Длительность проведения физминуток, место и время их в режиме дня?
4. Основные формы проведения физминуток?
5. Требования к проведению физминуток.
6. Методика проведения физминуток.
Рекомендуемая литература:
1. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. – М.: Академия, 2002.
2.Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001.
3.Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст] / Д.В. Хухлаева. – М: Просвещение, 1984.
4.Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников [Текст] / В.Н. Шебеко. – М.: Изд. центр «Академия», 1996.
2. В процессе наблюдения определите начальный этап утомления детей (визуально, время) на занятиях (по выбору студента).
Основные признаки начального утомления:
· нарушение недавно сформированных умений;
· нарушение координации мелких движений, их замедленность;
· длительные отвлечения;
· примитивные манипуляции (накладывание, постукивание, бросание предметов и др.);
· повышенная раздражительность;
· зевота.
3.Подберите физминутки с целью активизации мышления, снятия эмоционального и двигательного напряжения на занятиях по методике развития речи, математике, изобразительной деятельности (по 5 на каждую методику).
Составьте памятку для воспитателя по использованию физминуток на занятии.
Форма отчёта:представьте конспект теоретического анализа литературы по теме «Физминутки»; краткий анализ проведённого наблюдения; памятку для воспитателя по использованию физминуток на занятиях в ДОУ; образцы физминуток для использования их на занятиях по развитию речи, математике, изодеятельности.
Задания на производственную практику
ПК 1.1.ПК 1.3.
ОК 2. ОК 4.
Содержание задания:проведите диагностику физического развития детей и составьте диагностическую карту его здоровья (паспорт здоровья); подберите упражнения в соответствии с рекомендациями медицинского работника.
Рекомендации к выполнению задания:
1.Проведитедиагностику физического развития ребёнка на основе анализа медицинских карт, определите группу здоровья, заполните таблицу.
№ п/п | Ф.И. ребенка | Группа здоровья | Физкультурная группа | Заболевания | Индивидуальные рекомендации |
Примечание: Заполняется воспитателем совместно с медицинской сестрой.
Группы здоровья:
1 группа — здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций;
2 группа — здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям;
3 группа — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, сохраненными функциональными возможностями организма;
4 группа — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма;
5 группа — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские дошкольные учреждения общего профиля и массовым осмотром не охвачены.
Дети, отнесенные по состоянию здоровья к первой группе, составляют основную медицинскую группу по физвоспитанию и занимаются в дальнейшем по полной программе физического воспитания.
Дети, отнесенные по состоянию здоровья ко второй группе, составляют подготовительную группу по физическому воспитанию и занимаются по учебным программам физического воспитания при условии постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований.
Дети, отнесенные по состоянию здоровья к третьей группе здоровья, занимаются в спецгруппах с учетом уровня физической подготовленности и нозологии.
Дети, отнесенные по состоянию здоровья к четвертой группе здоровья, занимаются в группах ЛФК или индивидуально.
2. Составьте «Паспорт здоровья»:
· первая страница включает сведения о группе, возрасте детей, количестве девочек и мальчиков.
· вторая страница – таблица распределения детей по группам здоровья с индивидуальными рекомендациями
3. Подберите комплексы упражнений и игр на коррекцию выявленных заболеваний.
Рекомендуемая литература:
1. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно – методическое пособие. – М., 1978.
2. Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений [Текст] / Л.Д. Назаренко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 240 с.
3. Страковская, В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет [Текст] / В. Л. Страковская. – М.: Новая школа, 1994. – 288 с.
Форма отчёта: представьте заполненный «Паспорт здоровья», игры, образцы комплексов упражнений, на коррекцию выявленных заболеваний.
Задание 2
ПК 1.1. ПК 1.3.
ОК 2. ОК 4.
Содержание задания:составьте и проведите комплекс утренней гимнастики для детей дошкольного возраста (возраст на выбор) в соответствии с методическими требованиями, отбирая наиболее эффективные формы, методы и средства ее организации и проведения.
Рекомендации к выполнению задания:
1.Составляя комплекс утренней гимнастики, подберите физические упражнения, руководствуясь программными требованиями, методическими рекомендациями к подбору упражненияй в комплекс.
Требования к подбору физических упражнений в 1-ой части утренней гимнастики:
- соответствие упражнений возрастной группе,
- соответствие их содержания цели данной части – повышение эмоционального тонуса ребенка, активизация его внимания,
- упражнения, предлагаемые детям, должны быть хорошо знакомы,
- упражнения должны содействовать воспитанию правильной осанки, профилактике плоскостопия, не требовать много времени на их выполнение.
Требования к подбору физических упражнений во 2-ой части утренней гимнастики:
2. Комплекс ОРУ должен составляться, учитывая следующее:
- соответствие упражнений возрасту детей, поставленным задачам,
- упражнения подбираются по анатомическому признаку для крупных мышечных групп,
- упражнения должны выполняться из разных И.п.,
- каждое предыдущее упражнение облегчает выполнение последующего (поэтому упражнения для различных мышечных групп чередуют),
- в работу последовательно включаются разные части тела с постепенным увеличением нагрузки,
- особое внимание уделяется упражнениям на формирование правильной осанки, укрепления свода стопы, дыхания,
- упражнения, сложные по координации, требующие внимания, предшествуют тем, которые просты по структуре и выполняются со значительным мышечным усилием,
- комплекс должен завершаться прыжками или бегом на месте.
3.Требования к подбору физических упражнений в 3-ой части утренней гимнастики:
- быстрый бег с переходом на медленный бег;
- наличие дыхательного упражнения, снижающего нагрузку.
2. Составьте план – конспект утренней гимнастики для детей дошкольного возраста (возраст на выбор), проведите.
Структура плана - конспекта утренней гимнастики
Примечание: запись может быть следующая –
Части утренней гимнастики | Содержание | Дозировка | Методические указания |
1. вводная | |||
2. основная | |||
3. заключительная |
1. Приведите в соответствие запись упражнений с требованиями к ним:
- в 1-ой части: чередование ходьбы и бега, указание положения рук, продолжительности их выполнения, наличие методических указаний,
- во 2-ой части: правильность записи комплекса ОРУ (название, И.п., выполнение);
- в 3-ей части – дозировка (количество повторений) упражнений;
- 4 – наличие указаний к выполнению физических упражнений.
Рекомендуемая литература:
1.Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в ДОУ [Текст] / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова; под ред. С.А. Козловой. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 32 с.
2.Буцинская, П.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду [Текст] / П.П. Буцинская. – М.: Просвещение, 1990.
3. Напишитеписьменный самоанализ проведённого мероприятия, опираясь на следующие вопросы:
Вопросы для анализа (самоанализа) утренней гимнастики
1. Выделите структуру утренней гимнастики, соотнесите с требованиями к ее составлению, обозначьте степень соответствия.
2. Проанализируйте содержание каждой части утренней гимнастики:
- выделите виды физических упражнений, их доступность детям, соответствие задачам занятия,
- определите правильность их подбора и сочетания (требования см. выше),
- установите соответствие дозировки упражнений возрасту детей, поставленным задачам, их сложности.
3. Определите грамотность методических указаний к выполнению физических упражнений.
4. Установите степень соответствия правил записи физических упражнений требованиям:
- в 1-ой части: чередование ходьбы и бега, продолжительности их выполнения, указание положения рук, наличие методических указаний,
- во 2-ой части: правильность записи комплекса ОРУ (название, И.п., выполнение, дозировка),
- в 3-ей части: наличие указаний к выполнению физических упражнений.
5. Предложите пути совершенствования плана-конспекта утренней гимнастики.
Форма отчёта:приложите: 1. план – конспект проведённойутренней гимнастики и её самоанализ;
2. рекомендации (или памятку) по подготовке и проведению утренней гимнастики, где отразите условия проведения утренней гимнастики, правила подбора упражнений, типичные недостатки в проведении утренней гимнастики (однообразие форм проведения, низкая моторная плотность, недостаточная физическая нагрузка, однообразие музыкально – ритмических ориентиров и другие) и пути их преодоления.
Приложение 1
План – конспект утренней гимнастики для детей старшей группы детского сада
Содержание упражнения | Дозировка | Темп | Дыхание | Организационно-методические указания | Примечание |
1.Построение в колонну. Ходьба на месте. Ходьба в колонне друг за другом. Ходьба с высоким подниманием колен «лошадки» в чередовании с ходьбой. Бег в колонне друг за другом. Ходьба обычная. Перестроение в звенья. | 12 сек. 1 круг 2-3 раза 35 сек | быстрый | Произвольное | В колонну становись. В затылок равняйсь! На месте шагом марш. В обход зала марш! Спину держим прямо, смотрим вперед. Поставили руки на пояс, идем как «лошадки», высоко поднимая колени. Слушаем музыку. Приготовились к бегу. Бегом марш. Бежим легко, дышим через нос. Шагом. Взять палку. Палку держим у правого плеча. Приготовились к перестроению. Тройками на построение марш! На месте стой! На вытянутые в стороны руки разомкнись! В затылок равняйсь! Кругом! Взяли палки руками за концы. | С музыкальным сопровождением Меняется характер музыки. Делаю индивидуальные указания. Глазами проверяю, хорошо ли дети разомкнулись |
II. Общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой | |||||
1. «Палка вверх». И.п. о.с. – палка внизу. 1-поднять палку вверх, посмотреть на нее; И.п. 2.«Приседание» И.п. о.с.- палка вертикально, одним концом на палку, руки на верхнем конце палки. 1-быстро присесть, разводя руки в стороны. 2-быстро встать, не давая палке упасть. И.п. 3.«Палка вперед». И.п. стоя на коленях, палка перед грудью. 1 – палку вперед – выдох, 2 – И.п. вход. 4.«Коснись пяток» И.п. стоя на коленях палка сзади в прямых руках. 1 – 2 – прогнуться назад, коснуться палкой пяток ног, 3- 4 И.п. 5.«Прокати палку». И.п. сидя ноги согнуть, ступни на палке, лежащей на полу, руки в упоре сзади. 1 – 4 – ступнями ног катить палку вперед до полного выпрямления ног, затем обратное движение. 6.«Лодочка» И.п. лежа на животе, палка в прямых руках. 1 – 2 – палка вверх, посмотреть на нее, 3 – 4 И.п. 7. «Прыжки через палку» И.п.-стоя боком у палки, лежа с ней на полу. 1-4 прыжки боком через палку, продвигаясь вперед (назад). Ходьба на месте. | 8 раз 8 раз Д – 8 раз Д- 8 раз. Д - по 4 раза вперед – назад. Д- 8 раз. 3 раза 12 сек | быстрый быстрый Медленный средний | вдох выдох произвольное | Посмотреть на палку Приседать на носках, разводя колени в стороны, спину держать прямо Тянуться как можно дальше Ноги в коленях не сгибать Ноги от пола не отрывать Прыгать легко на полусогнутые ноги | нахожусь между звеньями Показ ребёнка Индивидуальная работа |
III «Перестроение в колонну по одному» Бег друг за другом. Ходьба интенсивная, переходящая в медленную. Ходьба - не отрывая носков от пола. | 40сек | быстрый медленный | Палку к правому плечу. Кругом! За направляющим в обход зала шагом марш! Положить палку. Приготовились к бегу. Бегом марш! Сохраняет расстояние. Бежим легко. Шагом. Направляющий на месте. Шагом, не отрывая носков от пола. Группа, стой! Налево! | Даю индивидуальные указания. | |
Художественное слово: «Выше руки! Шире плечи! 1,2,3-дыши ровней. От зарядки станешь крепче. Станешь крепче и сильней». |
Задание 3
ПК 1.1.
ОК 2.ОК 4. ОК 7.
Содержание задания: составьте план физкультурно-оздоровительной работы воспитателя на день (возрастная группа на выбор).
Рекомендации к выполнению задания:
1.Изучите теоретические основы планирования в режиме дня: виды планов, содержание.
2.Составьте календарно – тематический план физкультурно – оздоровительной работы воспитателя на один день по схеме:
Утро:
1 .подвижная игра, цель
2. игра-упражнение, цель
3. самостоятельная деятельность детей, цель, оборудование.
Утренняя гимнастика:
Цель, конспект
Физкультурное занятие:
Программное содержание, кратко раскрыть цели, содержание каждой части.
Прогулка I
1. подвижная игра, цель
2. игра-упражнение, цель
3. самостоятельная деятельность детей, цель, указать содержание выносного материала
Гимнастика после сна:
Цель, конспект
Прогулка II
То же, что и в 1 -ой прогулке
Вечер:
Например:
1. спокойные игры, малоподвижные, подвижные игры на столе – название, цель;
2. игра-упражнение, цель
3. самостоятельная деятельность детей, цель, оборудование.
Примечание:
- Определитесь, какие двигательные умения вы планируете закреплять, а какие совершенствовать; подбор игр, упражнений в различных режимных процессах.
- Движения, которые лежат в основе игр и упражнения, проводимых на прогулке не должны дублироваться.
- Отмечайте выносной материал при планировке самостоятельной деятельности детей, который будет побуждать детей к движению.
Рекомендуемая литература:
1. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] / Э.Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2001.
2. Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст] / Д.В. Хухлаева. – М: Просвещение, 1984.
3. Шебеко, В.Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст] / В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина, Н.Н. Ермак. - Мн. Университетское, 1998.
Форма отчёта: представьтекалендарно-тематическое планирование физкультурно – оздоровительной работы на 1 день для любой (по выбору) возрастной группы.
Приложение 2
Задания на учебную практику
Задание 1
ПК 1.4. ОК 2. ОК 4.
Проведите наблюдение за деятельностью педагога на физкультурном занятии с детьми дошкольного возраста (возрастная группа по выбору), выделите методы и приёмы обучения физическим упражнениям.
Рекомендации к выполнению задания:
1. Изучите в методической литературе теоретические основы организации и проведения физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста, включающих в себя подготовку педагога и детей. Обратите внимание, что подготовку педагога к занятиям условно можно разделить на содержательную(определение содержания и форм организации детей при выполнении физических упражнений); личную (речевая – произношение команд и распоряжений в соответствии с возрастом, двигательная – показ упражнений, использование приёмов страховки, внешний вид); материально–техническую(подготовка места занятия, оборудования и мелкого инвентаря).
Заполните предложенную таблицу:
Части занятия | Содержание | Команды и распоряжения | Способы организации детей в основных видах движений | Практические умения педагога |
1.Вводная часть | ||||
2.Основная часть ОРУ ОВД Подвижная игра | ||||
3.Заключительная часть |
Рекомендуемая литература:
1. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду [Текст] / Т.И. Осокина. – М.: Просвещение, 1986.
2. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] / Э.Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2001.
3. Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст] / Д.В. Хухлаева. – М: Просвещение, 1984.
4. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников [Текст] / В.Н. Шебеко. – М.: Изд. центр «Академия», 1996.
5. Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие / под ред. С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарёва. – СПб., 2007.
2. Проведите наблюдение за деятельностью педагога на физкультурном занятии с детьми дошкольного возраста,результаты наблюдения представьте в таблице.
Часть занятия | Задачи части | Деятельность педагога | Деятельность детей | Длительность части (мин) |
1.Вводная часть | ||||
2.Основная часть | 1.ОРУ 2.ОВД 3.Подвижная игра | |||
3.Заключительная часть |
3.Напишитеписьменный анализ проведённого наблюдения физкультурного занятия, ответив на следующие вопросы:
1. Условия проведения (подготовка места, инвентаря).
2. Одежда и обувь детей и воспитателя.
3. Выдержана ли структура занятия? Каково содержание каждой части?
4. Эффективность решения задач физического воспитания:
- качество выполнения упражнений детьми;
- способы организации детей при выполнении упражнений;
- соответствие методов и приемов возрасту и подготовленности детей, этапам обучения, использование подводящих упражнений;
- соответствие дозировки и темпа упражнений возрасту детей, регулирование физической нагрузки;
- самочувствие детей (заинтересованность в результатах, активность, внимание, взаимоотношения с другими детьми).
5. Уровень подготовки воспитателя:
- качество показа физических упражнений;
- правильность объяснений, подачи команд и распоряжений;
- умение распределять внимание;
- помощь детям при выполнении упражнений;
- умение выявлять и предупреждать ошибки, исправлять их;
обеспечивать страховку;
- организация детей в разных видах упражнений;
- эмоциональный микроклимат занятия (тон воспитателя).
Сделайте общий вывод, дайте оценку проведению физкультурного занятия. Предложите рекомендации по устранению допущенных ошибок в проведении физкультурного занятия.
Форма отчёта:представьте теоретический анализ изучения методической литературы по теме «Физкультурные занятия» в таблице, конспект наблюдаемого физкультурного занятия, письменный анализ его проведения вопитателем с рекомендациями.
Задание 2
ПК 1.4. ПК 1.3. ОК 4.
Содержание задания: Проведите наблюдение за детьми на занятиях познавательного характера, определите начальный этап утомления детей (визуально), охарактеризуйте деятельность педагога по повышению их умственной работоспособности с использованием физминуток.
Рекомендации к выполнению задания:
1. Изучите материал учебника и методической литературы по теме «Физминутки». Составьте краткий конспект, ответив на следующие вопросы:
1. С какой целью используются физминутки?
2. Какое влияние оказывают на организм ребёнка?
3. Длительность проведения физминуток, место и время их в режиме дня?
4. Основные формы проведения физминуток?
5. Требования к проведению физминуток.
6. Методика проведения физминуток.
Рекомендуемая литература:
1. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. – М.: Академия, 2002.
2.Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] / Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001.
3.Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст] / Д.В. Хухлаева. – М: Просвещение, 1984.
4.Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников [Текст] / В.Н. Шебеко. – М.: Изд. центр «Академия», 1996.
2. В процессе наблюдения определите начальный этап утомления детей (визуально, время) на занятиях (по выбору студента).
Основные признаки начального утомления:
· нарушение недавно сформированных умений;
· нарушение координации мелких движений, их замедленность;
· длительные отвлечения;
· примитивные манипуляции (накладывание, постукивание, бросание предметов и др.);
· повышенная раздражительность;
· зевота.
3.Подберите физминутки с целью активизации мышления, снятия эмоционального и двигательного напряжения на занятиях по методике развития речи, математике, изобразительной деятельности (по 5 на каждую методику).
Составьте памятку для воспитателя по использованию физминуток на занятии.
Форма отчёта:представьте конспект теоретического анализа литературы по теме «Физминутки»; краткий анализ проведённого наблюдения; памятку для воспитателя по использованию физминуток на занятиях в ДОУ; образцы физминуток для использования их на занятиях по развитию речи, математике, изодеятельности.
Задания на производственную практику
ПК 1.1.ПК 1.3.
ОК 2. ОК 4.
Содержание задания:проведите диагностику физического развития детей и составьте диагностическую карту его здоровья (паспорт здоровья); подберите упражнения в соответствии с рекомендациями медицинского работника.
Рекомендации к выполнению задания:
1.Проведитедиагностику физического развития ребёнка на основе анализа медицинских карт, определите группу здоровья, заполните таблицу.
№ п/п | Ф.И. ребенка | Группа здоровья | Физкультурная группа | Заболевания | Индивидуальные рекомендации |
Примечание: Заполняется воспитателем совместно с медицинской сестрой.
Группы здоровья:
1 группа — здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций;
2 группа — здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям;
3 группа — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, сохраненными функциональными возможностями организма;
4 группа — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями организма;
5 группа — дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские дошкольные учреждения общего профиля и массовым осмотром не охвачены.
Дети, отнесенные по состоянию здоровья к первой группе, составляют основную медицинскую группу по физвоспитанию и занимаются в дальнейшем по полной программе физического воспитания.
Дети, отнесенные по состоянию здоровья ко второй группе, составляют подготовительную группу по физическому воспитанию и занимаются по учебным программам физического воспитания при условии постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований.
Дети, отнесенные по состоянию здоровья к третьей группе здоровья, занимаются в спецгруппах с учетом уровня физической подготовленности и нозологии.
Дети, отнесенные по состоянию здоровья к четвертой группе здоровья, занимаются в группах ЛФК или индивидуально.
2. Составьте «Паспорт здоровья»:
· первая страница включает сведения о группе, возрасте детей, количестве девочек и мальчиков.
· вторая страница – таблица распределения детей по группам здоровья с индивидуальными рекомендациями
3. Подберите комплексы упражнений и игр на коррекцию выявленных заболеваний.
Рекомендуемая литература:
1. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно – методическое пособие. – М., 1978.
2. Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений [Текст] / Л.Д. Назаренко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 240 с.
3. Страковская, В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет [Текст] / В. Л. Страковская. – М.: Новая школа, 1994. – 288 с.
Форма отчёта: представьте заполненный «Паспорт здоровья», игры, образцы комплексов упражнений, на коррекцию выявленных заболеваний.
Задание 2
ПК 1.1. ПК 1.3.
ОК 2. ОК 4.
Содержание задания:составьте и проведите комплекс утренней гимнастики для детей дошкольного возраста (возраст на выбор) в соответствии с методическими требованиями, отбирая наиболее эффективные формы, методы и средства ее организации и проведения.
Рекомендации к выполнению задания:
1.Составляя комплекс утренней гимнастики, подберите физические упражнения, руководствуясь программными требованиями, методическими рекомендациями к подбору упражненияй в комплекс.
Требования к подбору физических упражнений в 1-ой части утренней гимнастики:
- соответствие упражнений возрастной группе,
- соответствие их содержания цели данной части – повышение эмоционального тонуса ребенка, активизация его внимания,
- упражнения, предлагаемые детям, должны быть хорошо знакомы,
- упражнения должны содействовать воспитанию правильной осанки, профилактике плоскостопия, не требовать много времени на их выполнение.
Требования к подбору физических упражнений во 2-ой части утренней гимнастики:
2. Комплекс ОРУ должен составляться, учитывая следующее:
- соответствие упражнений возрасту детей, поставленным задачам,
- упражнения подбираются по анатомическому признаку для крупных мышечных групп,
- упражнения должны выполняться из разных И.п.,
- каждое предыдущее упражнение облегчает выполнение последующего (поэтому упражнения для различных мышечных групп чередуют),
- в работу последовательно включаются разные части тела с постепенным увеличением нагрузки,
- особое внимание уделяется упражнениям на формирование правильной осанки, укрепления свода стопы, дыхания,
- упражнения, сложные по координации, требующие внимания, предшествуют тем, которые просты по структуре и выполняются со значительным мышечным усилием,
- комплекс должен завершаться прыжками или бегом на месте.
3.Требования к подбору физических упражнений в 3-ой части утренней гимнастики:
- быстрый бег с переходом на медленный бег;
- наличие дыхательного упражнения, снижающего нагрузку.
2. Составьте план – конспект утренней гимнастики для детей дошкольного возраста (возраст на выбор), проведите.
Структура плана - конспекта утренней гимнастики
Примечание: запись может быть следующая –
Части утренней гимнастики | Содержание | Дозировка | Методические указания |
1. вводная | |||
2. основная | |||
3. заключительная |
1. Приведите в соответствие запись упражнений с требованиями к ним:
- в 1-ой части: чередование ходьбы и бега, указание положения рук, продолжительности их выполнения, наличие методических указаний,
- во 2-ой части: правильность записи комплекса ОРУ (название, И.п., выполнение);
- в 3-ей части – дозировка (ко<