Этап: «Оглавительные тексты и этикетаж»
- Соблюдение правил размещения и написания заголовков
экспозиционного комплекса до 3 баллов;
- Соблюдение правил составления этикеток для предметов
основного, научно-вспомогательного фондов до 5 баллов;
- Соблюдение правил расположения этикеток до 3 баллов;
- Гармоничное «вписывание» оглавительных, пояснительных текстов
и этикетажей до 3 баллов.
Победителем становится участник, заработавший наибольшее количество баллов. То есть тот остаток, который получился в результате вычитания штрафных баллов из максимально определенных условиями игры.
Приложение №1
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭТАПА «РАЗМЕЩЕНИЕ ЭКМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ»
1. Ведущие, основные экспонаты располагаются на «первом плане», так чтобы посетитель сразу их увидел. Причем «первый план» должен быть виден не только одиночному посетителю, но и всей экскурсионной группе.
2. Экспонаты «второго плана» размещаются в горизонтальных витринах, столах, на пюпитрах. Они детализируют и дополняют экспонаты «первого плана».
3. «Скрытый план» - экспонаты размещаются в выдвижных ящиках, откидных альбомах, турникетах и т.д.
4. Габариты подлинников и воспроизведений должны быть соизмеримы: крупногабаритную деталь подлинника нельзя располагать с его уменьшенным воспроизведением в одном экспозиционном комплексе. Не допускается размещение уменьшенной модели (макета) какого-либо экспоната с рядом с экспонатом в его натуральном виде.
5. Выделение опорных ведущих экспонатов (отведение центрального места, выделение ведущих экспонатов за счет их размещения на фоне увеличенных фотографий или видовых изображений; использование подсвета; размещение объемного или рельефного предмета в окружении плоскостных материалов).
6. Недопущение однобокой перенасыщенности зала (расположение в одной части объемных предметов, в другой плоскостных; крупные объемные экспонаты располагать так, чтобы они не заслоняли собой другие экспозиционные комплексы; для подчеркивания единства темы, нескольких разделов или комплексов размещение объединяющего тематического панно; чередование высоких и низких, горизонтальных и вертикальных витрин).
7. Равномерная нагрузка в экспозиционных комплексах (экспонаты одной половины щита должны соответствовать по типу и оформлению экспонатам другой половины. Не допускается размещение на одной половине щита окантованных изображений, а на другой - в рамках, на одной - текстов и диаграмм, на другой картин или документов, чтобы не разрушался принцип равновесия).
8. Соблюдение максимального расстояния посетителя от экспоната для рассматривания отдельных предметов и чтения текста и возможности охвата в поле зрения всей площади экспозиционного комплекса. Документальные памятники должны располагаться под углом 25-30° ; изобразительные материалы, располагающиеся выше уровня глаз, подвешиваются с наклоном к зрителю под тем же углом; в верхней части экспозиционного пояса подвешиваются легкие предметы так, чтобы они своими размерами или яркой окраской не «давили» на нижние предметы.
9. Перегруженность экспонатами отдельных комплексов и всей экспозиции в целом. (Норм загрузки не существует).
10. Размещение экспонатов с учетом эстетических требований (ритмичность в расположении экспозиционных комплексов; равномерность насыщения их частей; пропорциональная загрузка экспозиционных площадей; сплошные фоторяды; большие тексты с мелким шрифтом; множество мелких изображений; чрезмерное количество вещей и документов в витринах и т.д.).
11. Размещение раритетов и_ реликвий (использование выразительных приемов: детали и фрагменты можно сфотографировать и увеличить; расшифровать текст на штампе или печати; направить стрелку - указатель на предмет или выделенную его часть; выделить подсветом необходимую часть предмета или документа; размещение уникальных предметов в отдельных застекленных витринах).
Приложение №2
Критерии оценки этапа: «Соблюдение определенных условий при монтаже различных видов экспозиционных материалов».
1. Вещевые предметы (располагаются в герметических витринах, в шкафах, на полках, под колпаками).
2. Крупногабаритные предметы (располагающиеся на полу, не должны загромождать проходы, должны быть доступными для обозрения).
3. Знамена, вымпелы (располагаются так, чтобы текст и изображение находились в вертикальной плоскости, к верхнему их краю пришиваются петли, в них продевается древко, которое с помощью шнура крепится к штанге под потолком).
4. Документы и фотографии (располагаются в витринах прижимаются стеклом, для выделения наиболее важного документа его вставляют в паспарту и кладут на планшет или подставку, устанавливаемую наклонно к зрителю).
5. Рукописи, листовки, газеты (экспонируются в открытом виде. Можно рядом с документом поместить увеличенную фотоспособом часть текста. Нельзя фотоувеличенные газеты, фронтовые письма или другие документы использовать, как фон и располагать на этом фоне экспонаты).
6. Мелкие по размеру экспонаты (укрепляются на подставках, стрежневых держателях, кронштейнах, подвесках, устанавливаются на полочках в положении наиболее удобном для обозрения. Детали крепления должны быть незаметными для зрителя).
7. Этикетки с аннотациями (располагаются в удобном для чтения месте. Если в витрине много мелких вещей, около них помещается номер, соответствующий записи в аннотации - помещать этикетку возле каждого мелкого предмета не рекомендуется).
Приложение №3