Игра: «Юные оформители школьных музеев»
Пакет документации.
Каждой группе участников деловой игры организаторы выдают пакет документов:
1. Инструктивный материал (схематический перечень зтапов работы, хронология работы).
2. Музейная документация.
- Тематический план (бланки);
- Тематико-зкспозиционный план (бланки);
- Музейные предметы.
На информационном стенде целесообразно продублировать основные документы, а также изобразить схематично ход игры. В схему включаются тексты.
Форма проведения:
ЧтобьІ создать зкспозицию, соответствующую современным требованиям, нужно правильно организовать ее подготовку, ясно представить себе, какие виды работ и в какой последовательности следует выполнять.
Первый этап: «Составление Тематического плана»
На первом этапе выдаются бланки Тематического плана, где в указанных графах записываются по порядку темы. Для каждой из них указываются, имеющиеся экспонаты и выясняется, что еще не обходимо собрать.
Составление такого списка помогает уяснить достаточность фондов для построения экспозиции, наметить задачи дополнительного сбора.
Не обходимо помнить о том, что первым условием создания экспозиции явялется обоснование ее темы. Затем эту тему следует тщательно и всесторонне изучить.
Второй этап: «Разработка тематико-экспозиционного плана (ТЭП)».
Это документ, в котором отражается конкретный состав экспозиционных материалов в соответствии с тематической структурой экспозиции.
План, как правило, разрабатывается на всю экспозицию, по каждому экспозиционному залу или тематическому комплексу.
Игрокам предлагается тематико-экспозиционный план к небольшому комплексу музейных предметов.
Выдаются бланки тематико-экспозиционного плана, где на титульном листе указывается название музея, название тематического комплекса (раздела), их хронологические рамки, фамилия, имя лица, составляющего данный тематический экспозиционный план.
Формат листов тематико-экспозиционного плана (ТЭП) должен позволять достаточно свободно вписывать необходимую информацию.
В графе 1 проставляются индексы (порядковые номера) экспозиционных комплексом, разделов, тем, подтем. Номер первого раздела обозначается цифрой 1. если этот раздел включает несколько тем, то они последовательно должны обозначаться: 1.1; 1.2; 1.3 и т.д. В тех случаях, когда внутри темы планируется создать несколько экспозиционных подтем, то они, соответственно, должны обозначаться: 1.1.1.; 1.2.1.; 1.2.2.; 1.2.3. и т.д.
В графе 2 даются наименования разделов, тем, подтем в сочетании с индексами могут выглядеть в ТЭП следующим образом:
Великая Отечественная война
3.1. Армия защищает город
3.1.1.36-ой артиллерийский полк
3.1.2.Отдельный стрелковый батальон
3.1.3.Танкисты – родимцевцы
3.2. Народное ополчение
3.2.1. Инициаторы создания народного ополчения
3.2.2. Рабочая бригада металлического завода
3.2.3. Интеллигенция защищает город
3.3. Городское подполье
3.3.1. Руководители подполья
3.3.2. Наши «молодогвардейцы»
3.3.3. Юные разведчики
3.3.4. В застенках гестапо
В графе 3 приводятся ведущие тексты (пояснительные тексты, аннотации, эпиграфы и т.п.). Они призваны выразить основную идею данного экспозиционного комплекса. Тексты используются не всегда, а только тогда, когда это действительно необходимо. Они должны быть достаточно лаконичны и не перегружать экспозицию.
Необходимо помнить - главную смысловую нагрузку в экспозиционном комплексе несут не тексты, а подлинные музейные предметы.
В графе 4 дается перечень музейных предметов, которые планируется экспонировать в данном разделе экспозиции. Наименования экспонатов желательно давать с их атрибутивными признаками и номерами шифров по Инвентарной книге основного фонда музея.
Выбирая музейные предметы к конкретной экспозиционной теме, необходимо помнить о размере экспозиционной площади и не стремиться включать в раздел все имеющиеся по этой теме музейные предметы, а только те, которые наиболее эффективно позволяют раскрыть экспозиционную тему.
Необходимо напомнить игрокам:
1. Перегруженные экспонатурой экспозиции выглядят весьма не эстетично и затрудняют образное восприятие экспозиционного комплекса.
2. Целесообразно учитывать физическое состояние музейных предметов и планировать к экспонированию только те, на сохранность которых экспозиционное использование не повлияет отрицательно.
3. Важно иметь в виде некую масштабную соразмерность экспонатов, дабы крупные предметы не влияли на восприятие более мелких, чтобы посетитель мог достаточно хорошо рассмотреть любой экспонат на стенде или в витрине.
В графе 5 включаются наименования научно-вспомогательных материалов с указанием места их нахождения или способа их изготовления.
Необходимо указывать размеры научно-вспомогательных материалов, что дает представление о заполнении экспозиционной площади.
В графе 6 даются тексты этикетажа каждому экспонату. Хорошо если в этой графе будут представлены и более широкие тексты, показывающие взаимосвязи между экспонатами и их назначением в раскрытии данной темы.
Таким образом, можно получить своеобразную канву будущей обзорной экскурсии.
Создание ТЭП - работа кропотливая и трудоемкая, однако она позволяет детально разработать и представить научную и идеологическую суть предлагаемого экспозиционного решения.