Семинарские и практические занятия
Планы семинарских и практических занятий
Семинарские и практические занятия
для очной формы обучения
Таблица 6
№ темы дисциплины | Тематика практических и/или семинарских занятий | Технология проведения | Трудо емкость в часах |
1. | Общение как феномен человеческой деятельности. | Групповая дискуссия Терминологический тренинг. Обсуждение вопросов: 1) Понятие общения. Виды общения. Практика: Примеры на виды общения. Моделирование ситуаций. Работа в парах, малых группах. 2) Основные теории общения (общая характеристика). 3) Интерактивная сторона общения. Практика: Примеры. Моделирование ситуаций. Анализ. Работа в парах, малых группах 4) Коммуникативная сторона общения. Практика: Примеры. Моделирование ситуаций. Анализ. Работа в парах, малых группах 5) Перцептивная сторона общения. Практика: Примеры. Моделирование ситуаций. Анализ. Работа в парах, малых группах 6) Специфика делового общения и его классификации. Практика: Примеры. Моделирование ситуаций. Сравнительный анализ. Работа в парах, малых группах. Дискуссия на тему: «Общение и коммуникация: подмена понятий» Дискуссия на тему: «Светский раут и фатическое общение». | |
2. | Средства и формы делового общения. | Семинар-тренинг Невербальная разминка. Обсуждение вопросов: 1. Пять знаковых систем общения (общая характеристика). | |
Практика: Работа в парах, малых группах. 1) Одну и ту же информацию передать единицами различных знаковых систем. 2) «Считать» информацию, переданную единицами различных знаковых систем. 3) Проанализировать количество переданной и полученной информации. 2. Невербальные комплексы (понятие, характеристика, значение). Практика: Тренинг по отработке невербальных комплексов. Презентация невербальных комплексов. Работа в малых группах. 3. Формы делового общения и их особенности каждой из форм (общая характеристика). Практика: Работа в парах, малых группах. Анализ вербалики и паравербалики на примерах моделируемых и конкретных форм делового общения (по выбору: деловая беседа, деловые переговоры, деловая дискуссия.). Ролевая игра «Вопросно-ответные дуэли». | |||
3. | Профессиональное общение юриста: проблема составляющих понятия. | «Круглый стол» [*] Тема для обсуждения: «Профессиональное общение юриста: проблема составляющих понятий». Речевая разминка. Выступления. Групповая дискуссия. | |
4. | Барьеры общения. | Семинар-тренинг Вопросы для обсуждения: 1. Основные структурные характеристики барьеров общения. Практика. Работа в парах, малых группах. Тренинг на барьеры-помехи (по выбору) 1) Барьеры, возникающие из-за несоответствия места общения его характеру и задачам. 2) Барьеры, возникающие из-за большой удаленности людей друг от друга. 3) Барьер физических состояний: состояния здоровья или нервного перенапряжения. Тренинг на барьеры-препятствия в общении. 1) Мотивационный барьер. 2) Этический барьер. 3) Эстетический барьер. 4) Барьер стилей общения. 5) Барьер характера. | |
6) Разное социальное положение. 7) Смысловой барьер. 8) Семантический барьер. Тренинг на барьеры-преграды 1) Личностные (субъективные) барьеры общения. 2) Барьер неправильной установки (на личность собеседника, на суть беседы, на обстоятельства). 3) Барьер неадекватной самопрезентации. 4) Барьер некомпетентности. 5) Барьер отрицательных эмоций. 6) Барьер невоспитанности. 7) Барьер неграмотной речи. 8) Фонетический барьер. Тренинг на барьеры-щиты. 1) Барьер двойника. 2) Барьер авторитета. 3) Неверное истолкование намерений собеседника. 4) Барьер модальностей. 5) Барьер недостаточного понимания важности общения. 6) Логический уровень непонимания. 7) Неумение выражать свои мысли. 8) Неумение слушать. 2. Природа барьеров общения. Практика.Работа в парах, малых группах. 3. Характеристика «материи» барьеров общения. Практика: Работа в парах, малых группах 4. Типичные ошибки коммуникантов, приводящие к барьерам. Практика: Работа в парах, малых группах. 5. Этапы преодоления барьеров общения. Практика: Работа в парах, малых группах. 7. Приемы преодоления барьеров общения. Практика: 1) Приведите вопросы для преодоления барьеров общения. 2) Сформулируйте правила общения без барьеров. | |||
5. | Этика и эстетика делового общения. | Семинар - ролевая игра «Настроечные» задания: 1) Составьте несколько приветственных фраз. 2) Составьте несколько комплиментов, уместных в деловом общении. Подготовка к игре: Темы для «проигрывания» в парах, малых группах: 1) Этикет и социальный статус адресата. 2) Соблюдение этикетных требований к опосредованным видам общения. Деловая игра«Поговорим, как юрист с… юристом…». Ход игрыпредставляет собой ситуацию делового общения юристов (форма общения – по выбору магистрантов). | |
Итого |
Семинарские и практические занятия
для заочной формы обучения
Таблица 7
№ темы дисциплины | Тематика практических и/или семинарских занятий | Технология проведения | Трудо емкость в часах |
2. | Средства и формы делового общения. | Семинар-тренинг Невербальная разминка. Обсуждение вопросов: 1. Пять знаковых систем общения (общая характеристика). Практика: Работа в парах, малых группах. 1) Одну и ту же информацию передать единицами различных знаковых систем. 2) «Считать» информацию, переданную единицами различных знаковых систем. 3) Проанализировать количество переданной и полученной информации. 2. Невербальные комплексы (понятие, характеристика, значение). Практика: Тренинг по отработке невербальных комплексов. Презентация невербальных комплексов. Работа в малых группах. 3. Формы делового общения и их особенности каждой из форм (общая характеристика). Практика: Работа в парах, малых группах. Анализ вербалики и паравербалики на примерах моделируемых и конкретных форм делового общения (по выбору: деловая беседа, деловые переговоры, деловая дискуссия.). Ролевая игра «Вопросно-ответные дуэли». | |
3. | Профессиональное общение юриста: проблема составляющих понятия. | «Круглый стол» [†] Тема для обсуждения: «Профессиональное общение юриста: проблема составляющих понятий». Речевая разминка. Выступления. Групповая дискуссия. | |
4. | Барьеры общения. | Семинар-тренинг Вопросы для обсуждения: 1. Основные структурные характеристики барьеров общения. Практика. Работа в парах, малых группах. | |
Тренинг на барьеры-помехи (по выбору) 1) Барьеры, возникающие из-за несоответствия места общения его характеру и задачам. 2) Барьеры, возникающие из-за большой удаленности людей друг от друга. 3) Барьер физических состояний: состояния здоровья или нервного перенапряжения. Тренинг на барьеры-препятствия в общении. 1) Мотивационный барьер. 2) Этический барьер. 3) Эстетический барьер. 4) Барьер стилей общения. 5) Барьер характера. 6) Разное социальное положение. 7) Смысловой барьер. 8) Семантический барьер. Тренинг на барьеры-преграды 1) Личностные (субъективные) барьеры общения. 2) Барьер неправильной установки (на личность собеседника, на суть беседы, на обстоятельства). 3) Барьер неадекватной самопрезентации. 4) Барьер некомпетентности. 5) Барьер отрицательных эмоций. 6) Барьер невоспитанности. 7) Барьер неграмотной речи. 8) Фонетический барьер. Тренинг на барьеры-щиты. 1) Барьер двойника. 2) Барьер авторитета. 3) Неверное истолкование намерений собеседника. 4) Барьер модальностей. 5) Барьер недостаточного понимания важности общения. 6) Логический уровень непонимания. 7) Неумение выражать свои мысли. 8) Неумение слушать. 2. Природа барьеров общения. Практика.Работа в парах, малых группах. 3. Характеристика «материи» барьеров общения. Практика: Работа в парах, малых группах 4. Типичные ошибки коммуникантов, приводящие к барьерам. Практика: Работа в парах, малых группах. 5. Этапы преодоления барьеров общения. Практика: Работа в парах, малых группах. 7. Приемы преодоления барьеров общения. Практика: 1) Приведите вопросы для преодоления барьеров общения. 2) Сформулируйте правила общения без барьеров. | |||
10 | |||
Итого |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Формы внеаудиторной самостоятельной работы магистрантов, выполняемой в процессе изучения разделов и тем дисциплины
Очная форма обучения
Таблица 8
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
1-5 | Изучение литературы по дисциплине; конспектирование; работа со справочниками, словарями. | |
1-5 | Выполнение заданий и упражнений; выполнение контрольного задания. | |
1-4 | Подготовка выступления (доклада, сообщения) на семинаре, «круглом столе», к участию в дискуссии. | |
2, 5 | Подготовка к ролевой игре, деловой игре. | |
Итого: |
Заочная форма обучения
Таблица 9
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
1-5 | Изучение литературы по дисциплине; конспектирование; работа со справочниками, словарями. | |
1-5 | Подготовка эссе; выполнение заданий и упражнений; выполнение контрольного задания. | |
2-4 | Подготовка выступления (доклада, сообщения) на семинаре, «круглом столе», к участию в дискуссии | |
Подготовка к ролевой игре | ||
Итого: |
Примеры заданий для самостоятельной работы
Примеры заданий и упражнений
Задание 1. Проанализируйте пары лексем, члены которых различаются отрицательной/нейтральной оценкой, и дайте понятийно-прагматическую характеристику каждому из понятий.
· гордыня – гордость,
· себялюбие – самолюбие,
· самоуверенность – уверенность в себе.
Задание 2. Проделайте ряд аналитических операций.
1) Назовите причины, по которым коммуникант может выйти из себя.
2) Ограничьте этот перечень рамками деловой коммуникации.
3) Оставшиеся причины «профильтруйте» через чувство юмора.
4) Теперь назовите оставшиеся причины, по которым коммуникант не может выйти из себя в процессе деловой коммуникации.
Сформулируйте советы коммуниканту по сохранению самообладания.