В современной французской проповеди
Ключевые слова:персуазивность, французский язык, религиозный дискурс, проповедь, коммуникативные стратегии и тактики.
Объектом данного исследования является персуазивность как особая форма ментально-речевого взаимодействия индивидов. Предмет исследования составляют персуазивные стратегии и тактики в современном французском религиозном дискурсе (в частности, в проповеди).
Актуальность настоящего исследования определяется существующим в современной лингвистике интересом к изучению языка как инструмента социальной власти и к вопросам речевого воздействия на воспринимающее сознание и в то же время недостаточной изученностью поднимаемого вопроса.
На современном этапе лингвистических исследований термин «персуазивность» используется довольно широко, хотя и не является устоявшимся, а само понятие трактуется неоднозначно, что объясняется употреблением этого термина для явлений сходных, но неодинаковых.
Персуазивность часто понимается как манипулятивное «обольщение», воздействующее на эмоции реципиента и противопоставленное аргументированию как процессу рационального убеждения [2: 130].
Также персуазивность нередко рассматривается как набор приемов, используемых для усиления аргументации, или даже как «стилистический вариант» реализации аргументирования, как «практическое аргументирование» в условиях реальной ситуации коммуникации [2: 131].
В.Е. Чернявская под персуазивностью понимает «определенное воздействие автора устного или письменного сообщения на его адресата с целью убеждения в чем-то, призыва к совершению или не совершению им определенных действий» [3: 65].
Однако все эти определения кажутся недостаточными для полного и точного понимания сути персуазивности. Наиболее адекватной представляется точка зрения А.В. Голоднова, который понимает под персуазивностью воздействие адресанта на ментальную сферу реципиента (= мнения, оценки) с целью регулирования посткоммуникативного поведения реципиента в интересах адресанта [1: 6].
Принимая во внимание то, что в рамках персуазивной коммуникации можно выделить такие цели, как убеждение и «обольщение» (уговаривание), можно выделить, соответственно, стратегию убежденияи стратегию «обольщения», или, по другой терминологии, стратегию объективного и стратегию субъективного аргументирования. Стратегия объективного аргументирования основывается на использовании в качестве аргументов суждений, приемлемость которых для реципиента обусловлена их истинностью в реальном мире. Стратегия субъективного аргументирования основана на использовании в качестве аргументов суждений, приемлемость которых для реципиента обусловлена их истинностью в субъективном мире. Выделение данных стратегий отражает такое свойство персуазивной коммуникации, как единство рационального и эмоционального [2: 174-175].
Еще одной основной стратегией, используемой в персуазивной коммуникации, является стратегия оценки, которая представляет собой совокупность операций, направленных на реализацию комплексного речевого акта оценки [2: 361]. Стратегия рассматривается как система выполняемых адресантом операций выбора и комбинирования, тематического оформления и текстового кодирования коммуникативных действий в соответствии с целью, то есть система тактик [2: 178], иными словами, каждая стратегия обладает определенным набором тактик.
При анализе 10 проповедей были определены основные персуазивные стратегии и тактики. К стратегии убеждения относятся следующие тактики: обращения к примерам, обращения к авторитету, проведения аналогии, тактика вывода. Стратегия обольщения выражается такими тактиками: призыва-обращения, требования, апелляции к эмоциям и чувствам, тактики интимизации и индивидуализации реципиента, консолидации, имитации непосредственного общения. Стратегия оценки основывается на использовании тактик дискредитации, самопрезентации, создания образа высшего «нададресанта» – Бога. Наконец, когнитивно-речевая стратегия – на использовании тактик обобщения, усиления и повтора, контраста.
В проповедях наиболее часто используются следующие тактики (от более используемых к менее используемым): тактика создания образа высшего «нададресанта» – Бога, тактика консолидации, тактика призыва-обращения, тактика апелляции к примерам, тактика усиления и повтора, тактика проведения аналогии, тактика самопрезентации, тактика интимизации и индивидуализации реципиента, тактика имитации непосредственного общения, тактика дискредитации, тактика обращения к авторитету, тактика апелляции к эмоциям и чувствам, тактика контраста, тактика вывода, тактика требования, тактика обобщения.
Приведем примеры наиболее часто используемых тактик.
Тактика создания образа высшего «нададресанта» – Бога. «Настоящим» адресантом сообщения является Бог, но он выступает в ситуации общения нададресантом, поскольку сообщение передает все же проповедник, которые и наделяет Бога абсолютно положительными характеристиками:
«…c’est Jésus-Christ qui doit régner, c’est Jésus-Christ qui doit régner dans les coeurs…» / «Иисус Христос должен господствовать, Иисус Христос должен господствовать в наших сердцах…».
Тактика консолидации. Для того чтобы подчеркнуть факт единства проповедника и слушателей (общая религия, общие цели, общее дело), адресат прибегает к использованию местоимения «nous» («мы»):
«Nous sommes sous la pluie et nous avons froid, mais à l’intérieur la charité, le Saint-Esprit brûle en nous. Etnouspensons à saintJoseph…» / «Мы стоим под дождем и нам холодно, но внутри (нас) живет любовь к ближнему, Святой Дух пылает в нас. И мы думаем о Святом Иосифе…».
Тактика призыва-обращения состоит в использовании повелительного наклонения (А), выражений со значением долженствования (Б) и глаголов в форме будущего времени, выступающих в функции императива (В):
А) «Restons tranquillement en exil tant que Dieu le voudra, et portons ce témoignage de la foicatholique que les martyrs ontdonné» / «Останемся спокойно в изгнании столько, сколько того захочет Бог, и докажем католическую веру, как это сделали мученики».
Б) «Nous devons adorer le Saint-Esprit comme le Père et le Fils» / «Мы должны любить Святой Дух так же, как Отца и Сына».
«Nous ne devons pas renoncer à combattre le concile et les erreurs du concile» / «Мы не должны отказываться от борьбы с собором и ошибками собора».
В) «Et nous continuerons à lutter, bien chers fidèles» / «И мы продолжим сражаться, дорогие верующие».
Таким образом, в процессе работы мы выяснили, что представляет собой персуазивность. При этом важно подчеркнуть, что самостоятельный статус персуазивности не подлежит сомнению, так как существуют другие формы речевого общения, функцией которых также является побуждение к действию, но которые, тем не менее, отличаются от персуазивной коммуникации. Кроме того, анализ фактического материала позволяет говорить о наличии различных стратегий и тактик, обеспечивающих персуазивное воздействие на адресата проповеди с целью формирования у него определенного знания и поведения.
Литература
1. Голоднов А.В. Лингвопрагматические особенности персуазивной коммуникации (на примере современной немецкоязычной рекламы): дис. …канд.филол.наук. СПб., 2003. 247 с.
2. Голоднов А.В. Персуазивность как универсальная стратегия текстообразования в риторическом метадискурсе (на материале немецкого языка): дис. …докт.филол.наук. СПб., 2011. 402 с.
3. Чернявская В.Е. Программа политической партии как персуазивный текст // В.Е. Чернявская, И.Ю. Логинова // Известия РГПУ имени А.И.Герцена. СПб., 2005. № 5(11). С. 64-75.
Алексеевская Е.С.
Студентка группы 27 Л 1212
ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»