Работа в комнате М. Монтессори

Комната Марии Монтессори

УПР/ упражнения практической жизни
Сенсорика
Мелкая моторика
Цель: воспитывать самостоятельность детей, их независимость от взрослого в пользовании предметами быта
Цель: воспитание чувств, развитие общей чувствительности, воспитание чувства порядка
Цель: развитие зрительно-моторной координации
Элементарные упражнения: 1.Открывание и закрывание: двери, коробок, пеналов и т.д. 2.Работа с ложкой. 3.Пересыпание 4.Переливание
Забота об окружающей среде: Внутри дома: вытирание пыли; сметание со стола; мытье стола, посуды.
Забота о себе: стирка белья, сушка его, развешивание
1.Использование прищепок. 2.Вышивание. 3.Выкладывание по контуру с использованием природных материалов  
Развитие зрения, прослеживающей функции глаза, изучение величин, цветов, плоскостей  
Развитие стереог. чувств: геометрические тела, материалы на сортировку и чудесный мешочек.  
Развитие слуха: шумове коробочки, колокольчики.  
Развитие осязания: таблички для ощупывания, рамки-вкладыши.  

В ДОУ функционирует комната М. Монтессори «Для маленьких» и «Практическая жизнь». Изучая основные положения системы Марии Монтессори, мы пришли к выводу о том, что она как нельзя лучше подходит для наших детей с ограниченными возможностями здоровья.

Интеграция воспитательно-образовательной системы М. Монтессори в работу всех групп детского сада, а также взаимодействие всех специалистов ДОУ, позволяет улучшить физическое и психическое состояние детей, формирует навыки позитивного социального поведения, повышает уровень развития познавательно-интеллектуальной, сенсомоторной сфер, развивается речь.

2.3. Взаимодействие взрослых с детьми

Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности.

С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется процессом овладения культурными практиками.

Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Партнерские отношения взрослого и ребенка в ДОУ и в семье являются разумной альтернативой двум диаметрально противоположным подходам: прямому обучению и образованию, основанному на идеях «свободного воспитания». Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер.

Для личностно-порождающего взаимодействия характерно принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности. Взрослый не подгоняет ребенка под какой-то определенный «стандарт», а строит общение с ним с ориентацией на достоинства и индивидуальные особенности ребенка, его характер, привычки, интересы, предпочтения. Он сопереживает ребенку в радости и огорчениях, оказывает поддержку при затруднениях, участвует в его играх и занятиях. Взрослый старается избегать запретов и наказаний. Ограничения и порицания используются в случае крайней необходимости, не унижая достоинство ребенка. Такой стиль воспитания обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, способствует развитию его индивидуальности, положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.

Личностно-порождающее взаимодействие способствует формированию у ребенка различных позитивных качеств. Ребенок учится уважать себя и других, так как отношение ребенка к себе и другим людям всегда отражает характер отношения к нему окружающих взрослых. Он приобретает чувство уверенности в себе, не боится ошибок. Когда взрослые предоставляют ребенку самостоятельность, оказывают поддержку, вселяют веру в его силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоления.

Ребенок не боится быть самим собой, быть искренним. Когда взрослые поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают неоправданных ограничений и наказаний, ребенок не боится быть самим собой, признавать свои ошибки. Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует истинному принятию ребенком моральных норм.

Ребенок учится брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Ведь взрослый везде, где это возможно, предоставляет ребенку право выбора того или действия. Признание за ребенком права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе, партнеров по игре способствует формированию у него личностной зрелости и, как следствие, чувства ответственности за свой выбор.

Ребенок приучается думать самостоятельно, поскольку взрослые не навязывают ему своего решения, а способствуют тому, чтобы он принял собственное.

Ребенок учится адекватно выражать свои чувства. Помогая ребенку осознать свои переживания, выразить их словами, взрослые содействуют формированию у него умения проявлять чувства социально приемлемыми способами.

Ребенок учится понимать других и сочувствовать им, потому что получает этот опыт из общения со взрослыми и переносит его на других людей.

2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников

Наши рекомендации