Тема 2. Культурно-антропологические основы межкультурной коммуникации. Культура
Динамика культуры
Понятие «культурная динамика» подразумевает все виды изменений, происходящие в культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних причин. Изменения включают в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (их изменения во времени), так и внешние перемены (взаимодействие между собой, передвижение в пространстве и т.п.). Благодаря изменениям происходит поступательное движение культуры, ее переход от одного состояния к другому. В процессе культурных изменений рождаются, фиксируются и распространяются различные элементы культурного опыта. Значение, влияние и степень распространения этих элементов зависит во многом от источника их возникновения, среди которых выделяют:
· инновации – изобретение новых образцов, символов, норм и правил поведения, новых форм деятельности, направленных на изменение условий жизни людей, формирование нового типа мышления или восприятия мира.
· обращение к культурному наследию – переоценка и использование в новых условиях всей совокупности культурных достижений данного общества и его исторического опыта.
· культурные заимствования– использование предметов, норм поведения, ценностей, созданных и апробированных в других культурах. Характер, степень и эффективность культурных заимствований определяется интенсивностью контактов, условиями межкультурных контактов, степенью дифференциации общества, восприимчивостью к чужой культуре.
· синтез – взаимодействие и соединение разнородных культурных элементов, в результате которого возникает новое культурное явление, отличающееся от обоих составляющих его компонентов и имеющее собственное качество.
· культурная диффузия – взаимное проникновение отдельных явлений культуры или целых ее комплексов из одной культуры в другую при их взаимодействии.
1) Дайте характеристику каждой группе определений культуры. 2) Что представляет собой культура согласно определению Клакхона и Кребера? 3) Дайте определение понятию «культурная картина мира». 4)Приведите пример взаимообусловленности культуры и коммуникации. 5) Раскройте сущность эмпатического подхода. 6) Что следует понимать под «культурной динамикой»?
Тема 4. Проблема «чужеродности» культуры и этноцентризм.
Понятие «свой» и «чужой»
Тот, кто сталкивается с чужой культурой, переживает много новых чувств и ощущений при взаимодействии с неизвестными и непонятными культурными явлениями. В ситуации расхождения или несовпадения каких-либо культурных явлений другой культуры с принятыми в «своей» культуре возникает понятие «чужой». В межкультурной коммуникации понятие «чужой» приобретает ключевое значение. На обыденном уровне это понятие имеет несколько значений и смыслов:
· чужой как нездешний, иностранный, находящийся за границами родной культуры;
· чужой как странный, необычный, контрастирующий с обычным и привычным окружением;
· чужой как незнакомый, неизвестный и недоступный для познания;
· чужой как сверхъестественный, всемогущий, перед которым человек бессилен;
· чужой как зловещий, несущий угрозу для жизни.
Понятие «свой» подразумевает тот круг явлений окружающего мира, который воспринимается человеком как знакомый, привычный, само собой разумеющийся.
В процессе контактов между представителями различных культур сталкиваются различные культурно-специфические взгляды на мир, при которых каждый из партнеров первоначально не осознает различия в этих взглядах, каждый считает свои представления нормальными, а представления другого ненормальными. Нечто само собой разумеющееся с одной стороны сталкивается с нечто само собой разумеющимся с другой стороны. Большинство людей судят о чужих культурных ценностях, используя в качестве образца и критерия культурные ценности собственного этноса. Такой тип ценностного суждения называют этноцентризмом. Этноцентризм - психологическая установка воспринимать и оценивать другие культуры и поведение их представителей через призму своей культуры.
Этноцентризм подразумевает, что собственная культура превосходит другие культуры, и в этом случае она расценивается как единственно правильная, превосходящая все другие, которые, таким образом, недооцениваются.
Исследования этноцентризма, проведенные Д. Кемпбеллом и его коллегами, показали, что для него свойственно:
-считать то, что происходит в своей культуре, естественным и правильным, а то, что происходит в других культурах, неестественным и неправильным;
-рассматривать обычаи своей группы как универсальные: что хорошо для нас, то хорошо и для других;
-воспринимать нормы и ценности своей этнической группы как безусловно верные;
-оказывать при необходимости всестороннюю помощь членам своей группы;
-действовать в интересах своей группы;
-чувствовать неприязнь по отношению к другим этническим группам;
-гордиться своей группой.
Переоценка собственной культуры встречается у многих народов в разных регионах мира и основывается на том обстоятельстве, что многие народы и племена еще на раннем этапе своей истории обозначили себя как «людей», а все, что находилось за пределами их культуры, было обозначено как «нечеловеческое», «варварское».
Большинство культурных антропологов сходятся во мнении, что этноцентризм в той или иной степени свойственен любой культуре. Положительные моменты этноцентризма в том, что он позволяет бессознательно отделить носителей чужой культуры от своей, одну этнокультурную группу от другой. Негативная его сторона – в сознательном стремлении изолировать одних людей от других, сформировать уничижительное отношение одной культуры по отношению к другой.
Интерпретация явлений чужой культуры происходит в результате столкновения привычного и непривычного. Это создает ситуацию отстранения, в соответствии с которой понимание чего-то нового, неизвестного происходит путем сравнения с привычными и известными явлениями подобного рода из собственной культуры. Такой механизм освоения чужой культуры придает изучаемым ею явлениям вторичный характер, поскольку прообразом и критерием (первичным) становится здесь какое-то явление собственной культуры. Знание о чужой культуре представляет ценность, поскольку по своему содержанию зависит от наличия и соотношения в нем различных компонентов понимания (объема информации, культурной значимости, способов интерпретации). В зависимости от этого интерпретация может быть адекватной или неадекватной.
Исследователи этноцентризма отмечают, что он может проявляться в большей или меньшей степени, в зависимости от особенностей культуры. Если в обществе некритическое отношение распространено не на все сферы жизнедеятельности этнической группы и присутствует стремление понять и оценить чужую культуру, то это благожелательная, или гибкая, разновидность этноцентризма. При наличии этнического конфликта между общностями этноцентризм может проявляться в ярко выраженных формах –это воинственный этноцентризм, при котором люди навязывают собственные ценности другим и который выражается в ненависти, недоверии, обвинении других групп в собственных неудачах.
Тема 6. Освоение культуры.
Тема 2. Культурно-антропологические основы межкультурной коммуникации. Культура
Понятие культура – центральное в межкультурной коммуникации. Американские культурные антропологи А. Кребер и К. Клакхон разделили все существующие определения культуры на 6 классов.
1.Описательные определения, которые интерпретируют культуру как сумму всех видов человеческой деятельности, обычаев, верований
2.Исторические определения культуры, которые связывают культуру с традициями и социальным наследием общества
3.Нормативные определения, которые рассматривают культуру как совокупность норм и правил, организующих человеческое поведение
4.Психологические определения, в соответствии с которыми культура представляет собой совокупность форм приобретенного поведения, возникающих в результате приспособления и культурной адаптации человека к окружающим условиям жизни.
5.Структурные определения, которые представляют культуру в виде различного рода моделей или единой системы взаимосвязанных феноменов
6. Генетические определения, основывающиеся на понимании культуры как результата адаптации человеческих групп к среде своего обитания.
Это разнообразие определений обусловлено тем, что культура – крайне сложное и многогранное явление, выражающее все стороны человеческого бытия, которое изучается рядом наук: семиотикой, социологией, историей, антропологией, аксиологией, лингвистикой, этнологией и др.
В повседневной жизни понятие «культура» употребляется, как минимум, в 3 значениях.
1) отдельная сфера жизни общества, которая существует в виде системы учреждений и организаций, занимающихся производством и распространением духовных ценностей (общества, клубы, театры, музеи и т.д.)
2) совокупность ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, культура молодежи и т.д.)
3)выражение высокого уровня достижений человека в какой-либо деятельности (культура быта и пр.)
Обыденные представления о культуре сводятся к ее отождествлению с художественной культурой (искусством) или образованностью и воспитанностью человека. Наиболее распространенное обыденное понимание «культуры»: совокупность материальных предметов, объектов, идей, образов, созданных человеком на протяжении его истории; культура – это сумма всех достижений человечества, «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир в отличие от дикой природы. Кребер и Клакхон считали, что «культура состоит из выраженных и скрытых схем мышления и поведения, являющихся специфическим, обособляющим достижением человеческих общностей, воплощенным в символах, при помощи которых они воспринимаются и передаются от человека к человеку и от поколения к поколению. Сюда необходимо включить также и те достижения, которые проявляются в созданных культурным обществом материальных благах. Ядром любой культуры являются идеи … и особенно ценности, передающиеся при помощи традиций. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результат совершенных действий, с другой стороны, как одна из основ действий в будущем» (Kroeber A., Kluckhon C.; 161). Согласно этому определению культура представляет собой сложный феномен, который включает в себя как материальные и социальные явления, так и различные формы индивидуального поведения и организованной деятельности. Культура как предмет изучения культурной антропологии выступает в виде совокупности результатов деятельности человеческого общества во всех сферах его жизни, составляющих и обусловливающих образ жизни нации, этноса, социальной группы в любой конкретно-исторический период времени. Культурная антропология исследует развитие культуры во всех ее аспектах: образ жизни, восприятие мира, менталитет, национальный характер, повседневное поведение и т.д. На этой основе культурная антропология изучает также человеческую способность развивать культуру через общение, через коммуникацию, рассматривает все разнообразие человеческих культур, их взаимодействие и контакты.
Культурная антропология рассматривает культуру как продукт совместной жизнедеятельности людей, систему согласованных способов их коллективного существования, упорядоченных норм и правил удовлетворения групповых и индивидуальных потребностей и т.п. Совместное долгое проживание групп людей на одной территории, их коллективная хозяйственная деятельность, оборона от нападений формирует у них общее мировоззрение, единый образ жизни, манеру общения, стиль одежды, специфику кулинарии и т.д. В итоге формируется самостоятельная культурная система – этническая культура данного народа, ядро которой составляет набор «правил игры», принятых в процессе их коллективного существования, которые, в отличие от биологических свойств человека не наследуются генетически, а усваиваются только методом обучения. Поэтому становится невозможным существование единой универсальной культуры, объединяющей всех людей на земле. Таким образом, несмотря на свою реальность, культура предстает абстрактным понятием, ибо в действительности она существует только в виде множества культур разных эпох и регионов, а внутри этих эпох – в виде культур отдельных стран и народов (локальных и этнических культур). Наличие локальных культур – закономерная форма существования всей человеческой культуры в целом. Благодаря взаимодействию локальных и этнических культур возникает система общения, поддерживаются различные стили и типы поведения, ценностные ориентации, сохраняется их этническая самобытность. Это общение протекает как через взаимное выяснение отношений, распри, конфликты, так и через взаимную адаптацию и понимание культурного своеобразия соседей. Как правило, характер межкультурных контактов определяется степенью близости и родства взаимодействующих культур. Культурное своеобразие может проявляться в самых разных сторонах человеческой жизнедеятельности: в удовлетворении биологических потребностей, естественных привычках поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых операций и т.д. Своеобразие любой культуры получает свое завершение в культурной картине мира, которая постепенно формируется в процессе возникновения и существования самой культуры. Культурная картина мира – результат того, что в различных культурах люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, представление о мире. Культурная картина мира – совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов. Эти знания и представления придают культуре каждого народа самобытность, благодаря чему становится возможным отличить одну культуру от другой. Культурная картина мира находит свое выражение в различном отношении к тем или иным явлениям культуры. Культура не только влияет на коммуникацию: между культурами существуют значительные различия в том, как и какие средства коммуникации используются при общении с представителями других культур (представители индивидуалистских культур больше внимания обращают на содержание сообщения, на то, что сказано, в коллективистских культурах восточного типа, напротив, более важно то, с кем и при какой ситуации происходит общение, какова форма сообщения), но и сама подвергается ее влиянию. Культура в значительной степени определяет поведение людей, которое является продуктом миллионов лет эволюции, оно заложено как генетически, так и обусловлено нашей принадлежностью к какой-либо группе, полу, возрастом, личным жизненным опытом, уровнем образования и другими факторами. Смысл каждого конкретного поступка необходимо понять, так как он не всегда лежит на поверхности, а скрыт в традиционных представлениях о том, что нормально, которые в разных культурах и социокультурных группах также разные. Это различие можно проследить на примере распространенной во многих культурах традиции обмена подарками.
Каждый вид коммуникации характеризуется особыми отношениями партнеров, их направленностью друг на друга. Специфика межкультурной коммуникации заключается в желании понять, о чем думает партнер, причины его переживаний, его точку зрения и образ мыслей. При межкультурной коммуникации необходимо рассматривать коммуникативное поведение представителей другой культуры в рамках их культуры, а не своей, то есть здесь следует проявлять больше эмпатии, чем симпатии. Симпатия получила распространение в самых разных видах коммуникации, и она подразумевает, что человек мысленно ставит себя на место другого. Но при симпатии используются свои собственные способы интерпретации поведения других людей. Согласно теории Беннета, если мы следуем «золотому правилу нравственности» («поступай с людьми так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой») при общении с носителями других культур, то тем самым мы проявляем симпатию, потому что рассматриваем приемлемость их поведения со своей точки зрения. Специфика МКК в том, что в ней определяющим становится эмпатический подход, т.е. мысленное, интеллектуальное и эмоциональное проникновение во внутренний мир другого человека, в его чувства, мысли, ожидания и стремления. Здесь все основывается на опыте другого человека, а не нашем собственном. Эмпатия основана на умении поставить себя на место другого, взглянуть на все его глазами, почувствовать его состояние и учесть все это в своем поведении и поступках. В таких ситуациях присутствует естественное желание понять другого человека, не обидеть его, не сделать что-то не так и т.д. В связи с этим Беннет предлагает альтернативу «золотому правилу нравственности» – «платиновое правило нравственности», которое выражает сущность эмпатического подхода: «поступай с другими так, как они поступали бы сами с собой». Во взаимодействии с представителями других культур необходимо помнить и придерживаться основных характеристик эмпатии:
· Внимательно слушать, что тебе говорят;
· Стремиться понять, как чувствуют себя другие люди;
· Иметь искреннюю заинтересованность в том, что должны сказать другие;
· Проявлять сочувствие к нуждам других людей;
· Обладать способностью понимать точку зрения другого.
В психологии существуют специальные методы, с помощью которых можно повысить чувствительность людей к переживаниям друг друга (один из них метод подстройки).
Динамика культуры
Понятие «культурная динамика» подразумевает все виды изменений, происходящие в культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних причин. Изменения включают в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (их изменения во времени), так и внешние перемены (взаимодействие между собой, передвижение в пространстве и т.п.). Благодаря изменениям происходит поступательное движение культуры, ее переход от одного состояния к другому. В процессе культурных изменений рождаются, фиксируются и распространяются различные элементы культурного опыта. Значение, влияние и степень распространения этих элементов зависит во многом от источника их возникновения, среди которых выделяют:
· инновации – изобретение новых образцов, символов, норм и правил поведения, новых форм деятельности, направленных на изменение условий жизни людей, формирование нового типа мышления или восприятия мира.
· обращение к культурному наследию – переоценка и использование в новых условиях всей совокупности культурных достижений данного общества и его исторического опыта.
· культурные заимствования– использование предметов, норм поведения, ценностей, созданных и апробированных в других культурах. Характер, степень и эффективность культурных заимствований определяется интенсивностью контактов, условиями межкультурных контактов, степенью дифференциации общества, восприимчивостью к чужой культуре.
· синтез – взаимодействие и соединение разнородных культурных элементов, в результате которого возникает новое культурное явление, отличающееся от обоих составляющих его компонентов и имеющее собственное качество.
· культурная диффузия – взаимное проникновение отдельных явлений культуры или целых ее комплексов из одной культуры в другую при их взаимодействии.
1) Дайте характеристику каждой группе определений культуры. 2) Что представляет собой культура согласно определению Клакхона и Кребера? 3) Дайте определение понятию «культурная картина мира». 4)Приведите пример взаимообусловленности культуры и коммуникации. 5) Раскройте сущность эмпатического подхода. 6) Что следует понимать под «культурной динамикой»?