Коррекция деформаций опорно-двигательного аппарата.
Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание, в котором особое внимание уделяется равномерному развитию и укреплению мышечного аппарата. Гармоничное развитие мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей обеспечивает удержание тела в вертикальном положении и способствует сохранению осанки.
Различают активную и пассивную коррекцию. При активной коррекции сочетают специальные корригирующие и общеразвивающие упражнения. Пассивная коррекция предусматривает корригирующие воздействия без активного участия ребенка (массаж, корсеты, положение лежа и др.). Коррекционные занятия проводятся 2-3 раза в неделю руководителем физического воспитания. Они проходят по такой же схеме, что и традиционные физкультурные занятия, однако решают как общие, так и специальные лечебно оздоровительные задачи. К общим задачам относятся: нормализация трофических процессов; создание благоприятных условий для увеличения подвижности позвоночника, правильного расположения частей тела; выработка общей и силовой выносливости мышц туловища; повышение уровня физической работоспособности.
Специальные задачи направлены на коррекцию каждого вида нарушения осанки:
• сутуловатости — укрепление ослабленных мышц туловища; растягивание мышц передней поверхности туловища; увеличение подвижности позвоночника:
• круглой спины — укрепление гипотонических мышц спины; расслабление и растягивание мышц передней поверхности грудной клетки; устранение шейного и поясничного лордоза;
• кругловогнутой спины — уравновешивание тонуса мышц передней и задней поверхностей туловища и нижних конечностей; уменьшение угла наклона таза; укрепление мышц брюшного пресса; увеличение подвижности грудной клетки;
• плоской спины — общее укрепление гипотонических мышц туловища; увеличение мышц брюшного пресса и передней поверхности бедра; увеличение угла наклона таза;
• плосковогнутой спины — укрепление мышц, формирующих мышечный корсет; укрепление задней поверхности бедра.
Специальные упражнения чередуются с дыхательными и упражнениями на расслабление. Включаются приемы самомассажа с разнообразными вспомогательными средствами (роликовые массажеры, массажные дорожки, массажные мячи), которые используются в сочетании с физическими упражнениями.
На коррекционных занятиях необходимо соблюдать два обязательных организационно-методических условия:
1) наличие гладкой стены без плинтуса, что позволяет ребенку, встав спиной к стене, принять правильную осанку, имея пять точек соприкосновения (затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки), и ощутить правильное положение собственного тела в пространстве;
2) наличие в зале большого зеркала, чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки.
В основе профилактики плоскостопия лежит:
1) укрепление мышц, сохраняющих свод;
2) ношение рациональной обуви;
3) ограничение нагрузки на нижние конечности.
В решении первой задачи ведущая роль принадлежит физическим упражнениям. Их необходимо проводить в разгрузочном исходном положении - лежа, сидя. По мере укрепления мышечно-связочного аппарата голени и стопы вводятся упражнения в исходном положении стоя, в ходьбе. Специальные упражнения для стоп должны применяться в сочетании с общеразвивающими упражнениями для мышц верхних и нижних конечностей, плечевого пояса, туловища, так как плоскостопие чаще возникает у ослабленных детей. Коррекционные гимнастические упражнения дети выполняют босиком. Широко применяется массаж, как классический, так и рефлекторных зон стопы.
Специальные задачи использования коррекционных упражнений:
• исправление имеющейся деформации стопы (увеличение свода, устранение пронации пятки и т.д.);
• укрепление мышц, формирующих свод стопы;
• формирование навыка правильной ходьбы.
Коррекционные упражнения выполняются с детьми при всех формах плоскостопия. Для закрепления достигнутых результатов специальные упражнения включаются в физкультурные занятия вместе с общеразвивающими упражнениями.