Методы выявления психомоторной одаренности у детей д.в.

В педагогической науке хорошей базой для выявления одаренных детей выступает наблюдение. С его помощью можно определить некоторые черты, характерные моторно одаренному ребенку: повешенный интерес к двигательной деятельности, настойчивость в достижении цели, высокая требовательность к себе, высокая познавательная активность в освоении новых движений, прекрасное владение телом при маневрировании в играх, индивидуальный почерк в действиях. Но знание этих особенностей не уменьшает важности специального изучения психомоторных способностей.

Большой вклад в развитие теории и практики диагностики психомоторной одаренности внесла американская наука. Психомоторные способности в США являются одной из наиболее признаваемых категорий одаренности (ДЖ.Фримен). Среди тестов, которые зарубежные исследователи используют для выявления детей с хорошо развитыми двигательными способностями, можно назвать следующие:

· тест на основные двигательные навыки (измеряется способность детей регулировать движения разной амплитуды);

· тест на зрительно - двигательную координацию;

· тест на определение перцептивных двигательных способностей ( перцептивно-двигательной координации, по которой можно судить о двигательном развитии ребенка);

· шкала интеллекта Векслера, включающая действия, направленные на оценку зрительных символов, двигательной координации, успешности решения невербальных задач);

· тест на выявление творчества детей в действии, движении (оцениваются индивидуальные особенности моторного интеллекта ребенка).

Перечисленные тесты выявляют природные способности детей в психокоординации.

Назовем контрольные упражнения, с помощью которых можно изучить координационные способности моторно одаренного ребенка:

1. Стояние на носках с открытыми глазами – отражает статическую координацию на ограниченной площади опоры, способность к контролю и коррекции двигательного действия на основе зрительной афферентации (поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств). Невыполнением считается сохранение позы менее контрольного времени (10с), а также выполнение с низким качеством (колебание стоп, балансирование).

2. Стояние на носках с закрытыми глазами – отражает статическую координацию на ограниченной площади опоры с исключением зрительного контроля. Невыполнением считается удержание позы менее 3с независимо от качества выполнения.

3. Прыжок в длину с места – отражает способность к динамической координации в условиях ограниченного времени выполнения.

Прыжок ребенок выполняет 3 раза до получения лучшего результата, затем он прыгает 3 раза с применением вспомогательного средства – линии, расположенной на 3 см дальше границы лучшего результата. Если разница между результатом, достигнутым с помощью вспомогательного средства, и результатом, достигнутым без него, составляет10 см и более, считается, что ребенок не может реализовать имеющиеся координационные способности в выполнении прыжка самостоятельно, т.е. без вспомогательных средств. Невыполнением считается и низкий результат.

4. Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки (длина 250см) - отражает способность ребенка к динамической координации на ограниченной площади опоры, контролю и коррекции двигательного действия на основе зрительной афферентации. Упражнение выполняется 3 раза, засчитывается лучший результат. Невыполнением считается балансирование (остановка и удержание равновесия с помощью движений рук и тела) или превышение контрольного времени (10с).

Способности одаренных детей оцениваются по комплексу признаков (Н.С.Лейтес, М.А.Матюшкин, В.С. Юркевич).

Наряду с психокоординацией основой для прогнозирования будущих достижений ребенка могут выступать:

· способность быстро реагировать, выполнять одиночное движение;

· способность действовать с небольшими предметами преимущественно за счет пальцев рук;

· способность выполнять действия, требующие ориентировки тела в пространстве;

· способность воспринимать и запоминать собственные движения, воспроизводить и создавать новое9Психомоторная память);

· кондиционные способности, обеспечивающие физическую подготовленность детей (быстрота, сила, ловкость, выносливость и др.).

Содержание физ. воспит. детей, имеющих признаки психомоторной одаренности.

Для реализации образо­вательных целей обучения особо выделяется креативность до­школьника. Креативность в сфере движений имеет свою специфику: она проявляется в ориги­нальности выполнения, необычности сочетания движений, способности к переносу двигательного опыта, причем зачас­тую креативность определяет успешность выполнения двига­тельного действия. Творческое развитие обеспечивается ис­пользованием таких видов работы, как поощрение оригиналь­ных движений, формулирование вопросов, ответы на которые требуют выхода за границы репродуктивного мышления («Поче­му ты считаешь это решение наилучшим?»). Включаясь в твор­ческую деятельность, дети овладевают новыми движениями. В последнее время в работе с одаренными детьми широко используется метод развивающего дискомфорта (B.C. Юркевич). Суть его закл. в психологическом «перестраивании» стихийно возникших и специально организованных эмо­ционально негативных ситуаций. В результате такого «перестраивания» меняется характер проявляемой активности, ребе­нок учится успешно выходить из критических ситуаций и пози­тивно отражать их в своем «глубинном» опыте. Поэтому нужно не только не бояться сложных, негативных ситуаций, но и использовать их для по­ступательного развития личности и творческих возможностей детей. Дозированный неуспех чередуется с привычным для ре­бенка успехом. Не следует бояться временного снижения само­оценки дошкольника в моменты явного дискомфорта. Именно противоречивость самооценки — залог перспективного разви­тия личности одаренного ребенка. В работе с детьми, имеющими признаки психомоторной одаренности, спортивная тренировка может быть построена на использовании элементов акробатики, художественной и спор­тивной гимнастики. Акробатика - вид физ. упр., помогающих совершенствовать двигательные способности ребенка. Азбуку акробатики составляют равновесия, стойки, мосты, шпагаты, упоры, перекаты. Равновесие - способность тела сохранять устойчивое поло­жение как в покое, так и в движении. Для формирования функ­ции р. используются упр., укрепляющие и развивающие мышцы ног и спины. Длительность их выполне­ния — до 3-5 с. Их можно выполнять с закрытыми глазами: вы­сокое равновесие - тело прямо, выпрямленная нога отводится назад, руки в стороны; равновесие «ласточка» - тело прогнуто, нога отводится назад возможно выше, голова при­поднята, руки в стороны .

Стойки дети выполняют из положения сидя на полу перека­том назад: стойка на лопатках - тело выпрямлено, колени и носки вытянуты, руки на полу или поддерживают спину. Варианты: стойка с одной согнутой ногой; стойка на груди (выполняется из упора лежа прогнувшись пе­рекатом вперед) - тело выпрямлено, руки на полу ладонями вниз, удержание стойки в наиболее удобном положении Мосты вкл. упрощенные варианты упр: мост из положения лежа на спине с согнутыми ногами - опираясь руками на пол у плеч, прогнуться в мост, разгибая руки и ноги; мост на коленях - из стойки на коленях наклониться назад до касания пола руками. Перекат в группировке — из положения седа, группируясь, выполнить перекат назад до упора затылком о пол, перекатом вперед вернуться в исходное положение. Художественная гимнастика — комплексы упражнений, способствующие развитию координационных способно­стей, пластичности, выразительности движений, повыше­нию выносливости, эстетическому воспитанию детей. В нее включаются физические упражнения, выполняемые без предметов (равновесия, повороты и др.) и с предметами (об­руч, мяч, скакалка, лента), а также танцевальные элементы и их сочетания. Упражнения с обручем выполняются одной или дву­мя руками в различных направлениях и плоскостях. Держат об­руч двумя руками снаружи, изнутри, одной рукой сверху, сни­зу. С обручем дети выполняют повороты, вращения, перекаты по полу, наклоны, приседания, броски и ловлю одной или дву­мя руками, прыжки. Вертикальный поворот обруча. И.п.: ноги вместе, обруч впе­реди, хват двумя руками снаружи. Повернуть обруч направо с наклоном туловища влево, тяжесть тела перенести на правую ногу, а левую отставить в сторону на носок. Затем вернуться в исходное положение.

Горизонтальный поворот обруча. И.п.: ноги вместе, обруч вверху, хват двумя руками снаружи. Повернуть обруч направо, ноги не сдвигать . Вернуться в и. п.

Вращение обруча. И. п.: ноги вместе, обруч впереди, хват за нижний край одной рукой. Вращать обруч на одной руке, отве­дя вторую руку в сторону.

Перекаты обруча по полу. И. п.: ноги шире плеч, обруч в пра­вой руке. Присесть на правой ноге, поставить обруч на пол, тол­кнуть его в левую сторону, наклониться влево, подхватить об­руч левой рукой, перекатить в правую сторону.

Наклон. И. п.: ноги на ширине плеч, обруч на шее, руки на поясе. Приподняв голову, наклониться вперед, вернуться в ис­ходное положение. Приседание. И. п.: поставить обруч вертикально на пол перед собой, кисти рук — на верхней части обода. Присесть, перехва­тывая обруч руками, пролезть в него, выпрямиться, повернуться к обручу. Броски и ловля обруча. И. п.: ноги на ширине плеч, руки с об­ручем согнуты в локтях и вынесены вперед-верх. Резко разги­бая руки вперед, выполнить бросок обруча вверх, поймать его двумя руками. Прыжки. И. п.: ноги вместе, обруч впереди, хват двумя рука­ми за верхний край. Раскачивая обруч вперед и назад, прыгать в качающийся обруч и из него двумя ногами. Для упражнений с мячом характерна мягкость движе­ний, плавность перехода от одного положения к другому. В зави­симости от поставленных задач используются резиновые мячи ма­лого (8-12 см), среднего (15-18 см) и большого (20 см) диаметра. С мячами выполняются броски, ловля, отбивание, перекаты. Броски и ловля мяча осуществляются разными способами. Бросок мяча двумя руками вверх. И. п.: ноги вместе, мяч на ла­донях внизу. Подбросить мяч, словить на уровне плеч двумя вы­тянутыми руками. Бросок одной рукой вверх. И. п.: ноги вместе, руки в стороны, мяч на ладони правой руки. Мяч подбросить вверх, словить од­ной или двумя руками .

Перебрасывание мяча из правой руки в левую по дуге над голо­вой. И. п.: ноги вместе, руки в стороны, мяч на ладони правой руки. Мяч перебросить из правой руки в левую по дуге над го­ловой. Бросок мяча вверх-вперед из-за спины правой рукой. И. п.: ноги вместе, рука с мячом сзади внизу. Бросить мяч вперед-вверх над правым плечом, словить его двумя руками. Бросок мяча о пол перед собой двумя руками. И. п.: ноги вместе, мяч впереди в руках, согнутых в локтях. Бросить мяч о пол перед собой двумя ру­ками, словить его после отскока от пола. Перекат мяча по рукам на грудь. И. п.: ноги вместе, руки направлены вперед-вверх, мяч на ладонях. Перекатить мяч по рукам на грудь, опустить руки вниз и перекатить мяч обратно на ладони. Упражнения со скакалкой можно выполнять с разной скоростью, в различных рит­мических сочетаниях. Они включают прыжки на двух ногах и на одной, махи скакалкой одной и двумя руками. Варианты прыжков: на двух ногах с вращением скакалки вперед или назад; с ноги на ногу с вращением скакалки вперед или назад; ноги скрестно с вращением скакалки вперед или назад; с вращением скакалки вперед, руки скрестно; на одной ноге; через скакалку с продвижением вперед; с междускоком (за одно вращение скакалки ребенок со­вершает два прыжка, междускок выполняется в момент про­хождения скакалки над головой); через скакалку в паре. Махи скакалкой выполняются одной и двумя руками в лице­вой и боковой плоскостях. Махи в лицевой плоскости. И. п.: основная стойка, скакалка впереди, концы ее в обеих руках, локти слегка согнуты. Сделать шаг левой ногой влево, правую поставить в сторону на носок, сделать движение скакалкой влево, а затем вправо, постепенно переходя на другую ногу.

Махи в боковой плоскости. И. п.: основная стойка, скакалка сложена вдвое, оба ее конца находятся в правой руке. Слегка сгибая ноги, сделать несколько . махов скакалкой вперед и назад справа в боковой плоскости. Затем проделать это движение другой рукой. Упражнения с лентой подраз- /деляются на махи, змейки, спирали. Для детей рекомендуется применять трехметровую ленту. Непрерывными колебательными или круговыми движениями руки выполняются единичные либо многократные махи и круги. Махи в боковой плоскости. И. п.: основная стойка, правая ру­ка с лентой сзади. Мах лентой вперед-вверх производится так, чтобы она прошла рядом со стойкой, касаясь пола. После этого следует мах лентой назад-вниз. Махи в горизонтальной плоскости. И. п.: основная стойка, ру­ки в стороны, лента в правой руке. Производится мах лентой влево на уровне плеча и обратный мах вправо.

Змейка вертикальная. И. п.: основная стойка, кисть с палоч­кой повернута ладонью вниз. Выполнять быстрые движения кистью с палочкой вверх и вниз. Зубцы, образованные лентой, обращены вверх и вниз.

Змейка горизонтальная. И. п.: основная стойка, кисть с па­лочкой повернута внутрь. Производить быстрые движения кистью с палочкой влево-вниз и вправо-вниз. Палочка держит­ся свободно.

Спираль вертикальная. Выполняется круговыми движения­ми предплечья и кисти. Рука удерживает палочку в горизонтальном положении. Образуемые лентой колечки располагают­ся вертикально по отношению к полу. Спираль горизонтальная. Выполняется круговыми движени­ями кисти. Туловище слегка наклонено вперед. Образуемые лентой колечки располагаются вертикально по отношению к полу.

Танцевальные движения вносят разнообразие в содержание занятий художественной гимнастикой, способствуют эстети­ческому воспитанию детей.

Одно из основных плясовых движений - притопы. Они передают ритмический рисунок музыки, служат средством привлечения к нему внимания детей. Притопы одной ногой вы­полняются на месте. Топая, дети не должны выносить ногу да­леко вперед. Руки лучше ставить на пояс. Такое положение рук помогает сохранить осанку. Притопы двумя ногами поочередно

быстрые топающие шаги на месте, колени слегка сгибаются, корпус следует держать прямо. Переменные притопы делаются то одной, то другой ногой с приставлением топнувшей ноги об­ратно к опорной.

Боковой галоп. При галопе вправо движение осуществляется правым плечом вперед, корпус в сторону движения не повора­чивается, правой ногой делается шаг вправо, левая приставля­ется к ней пяткой. При движении влево - наоборот. Движение прыжковое.

Выставление ноги вперед на пятку или на носок. Нога на пят­ку выставляется сильно согнутой в подъеме, так, чтобы носок смотрел вверх. На носок нога выставляется косо-вперед, подъ­ем выпрямляется, колено не сгибается. Корпус слегка наклоня­ется к выставленной ноге. Прыжки с выбросом ноги вперед. Ногу с прямым коленом и подъемом выносят вперед, почти касаясь носком пола. Носок повернут наружу. Не следует совершать очень сильные прыжки. Шаг на всей ступне. При передвижении вперед колени чуть согнуты, ноги ставятся на всю ступню с легким притопом, кор­пус следует держать прямо. Переменный шаг. Состоит из двух небольших шагов вперед (правой и левой ногой) и третьего удлиненного шага (правой ногой). Корпус выдвигается вперед, тяжесть тела передается на переднюю часть ступни. Шаг с подскоком. Два пружинящих шага на местеправой и левой ногой, подскок на правой ноге, левую, слегка согнув в ко­лене, приподнять. На следующий такт музыки — приземление одновременно на обе ноги с притопом. Затем движение испол­няется с другой ноги.

• Спортивная гимнастика в детском саду используется толь­ко в старшем дошкольном возрасте. Она представлена от­дельными видами спортивных упражнений на спортивных сна­рядах. Широко используются упражнения на низкой и высо­кой перекладинах турника. Эти упражнения оказывают воз­действие на мышцы преимущественно рук, плечевого пояса, спины, живота и груди. Однако их использование в работе с детьми должно быть тщательно дозированным. Упражнения на низкой перекладине'.вис стоя;в висе стоя поочередное опускание правой и левой руки; в висе стоя поочередное поднимание правой и левой ноги; в висе стоя сгибание рук; вис лежа; вис лежа сзади.

Упражнения на высокой перекладине: вис ноги вместе; вис согнув ноги.

Хорошо зарекомендовавшей себя организационно-методи­ческой формой физической подготовки детей, имеющих при­знаки психомоторной одаренности, является круговая трени­ровка. Она применяется в различных формах работы по физи­ческому воспитанию (занятия по физической культуре, утрен­няя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, в кружке, секции и т.д.


Наши рекомендации