Вариативность п/и и их влияние на произвольность двигат. действий детей.
П/и – школа движений. По мере накопления детьми двигат. опыта, игры нужно усложнять. Оно делает интересными хорошо знакомые игры. Варьир. игру и усложняя, нельзя менять замысел и композицию, но можно: увеличивать дозировку (повторность и общая продолжит. игры); усложнять двигательн. содержание (воробышки из домика не выбегают, а выпрыгивают); изменять размещение играющих на площадке (ловишка не с боку, а по середине площадки); менять сигнал (вместо словесного звуковой или зрительный); проводить игру не в стандартных условиях ( по песку бежать сложнее; в лесу, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватить ствол дерева руками и ногами); усложнять правила ( в ст. гр. пойманных можно выручать; увелич. число ловишек). К составлению новых вариантов игры можно привлекать самих детей. Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Необходимость подчиняться правилам и соответств. образом реагировать на сигнал организует и дисциплинир. детей, приучает их контролиров. свое поведение, развивать сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.
№ 34. Методика руководства п/и в ср. и ст. гр. д/с.
Прежде всего нужно сделать разметку игровой площадки, подготовить и удобно разместить необходимое обор-ие. Собирать детей необходимо в том месте площадки, куда будут начинаться игровые действия: в играх с перебежками - в "домик" у короткой стороны площадки, играх с построением в круг - в центр площадки. Сбор детей должен проходить быстро и интересно. Поэтому ваяй продумать приемы сбора. Они бывают разными в зависит мости от возраста детей и их отношения к игре. Ст. дети любят и умеют играть. С ними можно договариваться о месте и сигнале сбора задолго до начала прогулки. Дети младшего возраста не воспринимают таких методов. Непосредственно на игровой площадке старших детей можно собрать при помощи зазывалочек ("Раз, два, три! Играть скорей беги!; Раз, два, три, четыре, пять! Всех зову играть!" и др.). Можно в интересной форме поручить отдельным детям собрать остальных установленный ограниченный срок (пока вращается звучит мелодия, размещаются атрибуты). Можно использовать нестандартные звуковые и зрительные сигналы (спортивный свисток, звонок-колокольчик, "гроздь" надувных шаров, фланелеграф и т.д.). Эффективны и сюрпризные моменты: играть будут те, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой, кто сумеет проскользить по ледяной дорожке и др.Организация малышей требует от воспитателя большой находчивости, потому что их нужно еще учить играть, формировать интерес к п/и.Поэтому восп., привлекая внимание демонстративно играет мячом, сопровождая дв. вз-хами: "Мой веселый звонкий мяч...", или кружится, держась за руки с именинником или куклой и напевая песенку "Каравай"; или, подойдя к детям, таинственным голосом предлагает посмотреть, чьи ушки торчат за кустиком, а начерченный на площадке домик, куда приглашает питатель, похож на настоящий - с крышей и трубой...Приемы сбора детей на игру нужно постоянно варьировать. На протяжении игры необходимо поддерживать интерес детей к ней разными средствами во всех возрастных группах. Но особенно важно вызвать его в начале игры, чтобы придать целенаправленность игровым действиям. В данном случае приемы совпадают с приемами сбора детей. Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов. Например, воспитатель надевает маску-шапочку: "Смотрите, какой большой косолапый мишка пришел к вам играть...", или; "Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик... Ловите его!" Или: "Угадайте, кто прячется за моей спиной?" - говорит воспитатель, манипулируя звучащей игрушкой. В ст. гр. такими приемами выступают стихи, песенки, загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся, переодевание и др.
Объяснение игры. Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. Все средства выразительности - интонация голоса, мимика, жесты, а в сюжетных играх и имитация, должны найти целесообразное применение в объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом, объяснение игры - это и инструкция, и момент создания игровой ситуации .Сод-ие объяснения зависит от возраста, подготовленности детей и вида игры. В мл. гр. объяснение ведется поэтапно, т.е. в ходе игровых действий. Оно может иметь форму двигательного рассказа. Например, игра "Самолеты": "Сидят на скамейке летчики, ждут команды, чтобы отправиться в полет. Вот приходит командир (воспитатель надевает фуражку): "Готовьтесь к полету!..", или игра "Воробышки и кот": «Лежит на лавочке кот, греется на солнышке (жест в сторону игрушки). Очень хочется ему поймать какую-нибудь птичку. А в это время воробышки расправили крылышки и полетели искать зернышки...»Предварительное объяснение игры в средней и старшей группах происходит с учетом возросших психологических возможностей детей. Это учит их планировать свои действия. Принципиально важной является последовательность объяснения, аналогичная арифметической задаче: сначала - условие, потом - вопрос. В практике, к сожалению, распространена ошибка, когда объяснение начинается с назначения ребенка на главную роль, в результате чего внимание детей к инструкции падает, отсюда и сбой в игровых действиях. Аналогичная ситуация возникает, когда детям перед объяснением игры раздают атрибуты. Послед-ость объяснения: назвать игру и ее замысел, предельно кратко изложить сод-ие, подчеркнуть правила, напомнить движение (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если в игре есть слова, то специально разучивать их во время объяснения не следует, дети естественно запомнят их в ходе игры. Если игра знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить с ними отдельные важные моменты. В остальном схема действия воспитателя сохраняется.