Использование различных исходных положений (и.п.) для более эффективного воздействия о.р.у. на организм ребенка.
Исходное положение - это положение туловища, ног и рук перед началом упр. От и. п.зависят дифференциация нагрузки на мышцы (динамическая, статическая), степень нагрузки, устойчивое положение тела, сложность упр, амплитуда движения, комбинация двигательных действий. В о.р.у для детей дошкольного возраста типичны следующие и.п.
1) для туловища - стоя, сидя, лежа (на спине, животе, боку), а также стойка с согнутыми ногами (на одном и двух коленях, на четвереньках);
2) для ног — основная стойка (пятки вместе, носки врозь), сомкнутая стойка (носки и пятки вместе), стойка ноги врозь (слегка расставлены, на ширине плеч, одна нога впереди, другая - сзади), скрестная стойка (одна нога перед другой);
3) для рук (по отношению к туловищу) — руки вытянуты (вниз, вперед, в стороны, вверх, назад), руки согнуты (на поясе, к плечам, перед грудью, на голове, за головой). Варьируя и. п, можно создавать многочисленные разновидности одного и того же упр.Различные и.п. используются для более эффективного воздействия на организм ребенка. При составлении комплекса о.р у. нужно руко-ться следующими требованиями:Упр. должны быть доступны детям, необходим последовательный переход от простых упражнений к более сложным; Упр. должны воздействовать на все группы мышц; необходимо чередовать упр. для различных мышечных групп, иначе быстро наступает утомление местного характера; нагрузка должна постепенно возрастать; в комплекс обязательно должны вкл. дыхательные упражнения, упр. для формирования осанки и стопы. Каждое правильно построенное упр. заканчивается и.п.
№25.Требования, предъявляем. К комплексу О.Р.Упр. для мл., средн, и стар, дошкольн.
Комплекс- подбор упр., обеспечив. нагрузку на все основн. группы мышц. Комплекс О.Р.У должен обеспечивать не только общую, но и спец. подготовку для успешного выполнения основных движений. Критериями правильного подбора явл. согласован. движений по анатомич. признаку, их размещение по принципу сверху вниз (1 упр. всегда для рук и плечевого пояса),наличие разных и.п.
Мл.гр.Дети мл.гр. о. у. вып. вместе с воспит. На 1 эт. обучения дети размещаются на площадке хаотично. В мл. гр. не исп. предварительный показ о.у.: малыши не умеют ждать. Тем большее значение имеет выразительное называние каждого упражнения, которое помогает детям понять и запомнить выполняемое действие. Многие упр. имеют традиционные названия - условные (наклон, поворот) или образные (велосипед, лыжник). Если нет трад. названия, жел-но предусмотреть свое. Назв. обеспечивает псих. готовн. детей к действию.Требовать от малышей четкого и. п. не следует. Но подготовить детей к вып. упр. хотя бы в самом общем виде необходимо. Игровой тон общения с детьми поможет восп. и в данной ситуации. Постепенно условная терминология вытесняется общепринятой. Обеспечивая более или менее слаженные двигательные реакции, восп. Прог-ет дей-я и вып. их вместе с детьми.Выполнение доминирующих в мл. гр. имитационно-образных упр. (воробышки, гуси, жуки, поезд и др.) требует от восп. Испол. разных средств худ. выразительности — соответ. интонации голоса, мимики, жестов.
Ср. гр. Возросшие функц. Возмож. и приобретенный двигательный опыт — хорошая основа для совершенствования обучения о. у. по всем названным параметрам детей ср. гр.Чаще всего для вып. О. у. дети строятся в звенья, которые выводят вперед назначенные восп. звеньевые. Но возможно и построение в круг, особенно, если в комплексе доминируютупр. в и. п. сидя и лежа, а дети еще не научились держать дистанцию.В тех случаях, когда упр. сидя и лежа вып. при построении в звенья, необходимо распорядиться, чтобы дети повернулись вполоборота направо или налево. Если группа состоит из детей контрастного роста, то после перестроения в звенья восп. должен перейти на противоположную сторону и предложить детям повернуться кругом, чтобы те, кто меньше ростом, оказались впереди. Во время вып. О. у. предметы надо держать так, как подсказывает действие.Самым характерным усложнением о. у. в ср. гр. становится их выполнение под счет. Это обеспечивает слаженность и четкость движений и является важным показателем обученности детей. Счет должен фиксировать действие. Это следует акцентировать при показе. При разучив. о. у. имеет место предвар. показ в сочетании с объяснением.
Порядок действий воспитателя:
-назвать упр. (это обеспечивает психол. готовность к действиям);
-показать упр, сопровождая показ объяснением;
-подготовить детей к вып., называя детали и. п например: "Поставьте ноги на ширину плеч, руки — в стороны ладошками вверх...";
-обеспечить одновременное начало вып., командой "Начи-най!";
- начинать упр. вместе с детьми, а после 2— 3 повт., предоставить детям продолжать его самостоятельно;
-обеспечить одновременное окончание упр, для чего необходимо сделать акцент на счете "два" при последнем повторении.Восп. следит за правильностью вып. упр. Очень важно уметь ритмично вести счет. На 1 этапе нужно чередовать счет со словами-указаниями (наклониться - выпрямиться... раз — два...). Темп счета зависит от ха-ра двигательных действий. Так, прогибания и повороты в положении лежа, поднимание прямых ног в положении сидя и им подобные выполняются в медленном темпе.Словесные комментарии педагога — подсказки, советы, указания, оценки должны вписываться в ритм и темп упр. Иногда бывает необходимо помочь ребенку действием — поправить, поддержать. Восп. д. уметь делать это, не прерывая и не останавливая остальных детей.
Ст.гр. ст. дошк. должны вып. О. у.четко, выразительно, слаженно, ритмично.Задача восп - создавать ситуации, в которых дети могли бы реализовать приобретенный двигательный опыт, проявить находч, изобретат. Построение в звенья проводится перестроением через середину площадки по три. В таком варианте каждый реб активен, вынужден быстро ориентироваться в пространстве, а не идти пассивно за звеньевым. Для вып. упр. в парах дети перестраиваются через середину по два или по четыре. В последнем случае целесообразно применить дробление и сведение.Используется также построение шеренгами, в шахматном порядке, концентрическими кругами, а в природных условиях и хаотично.Схема действий восп, такая же, как в ср гр. Но показ может быть частичным. Практикуется использование действий без показа в целях специфического контроля.Стимулируя детскую изобретательность, можно использовать показ упр. детьми.Кач-во вып. Упр. детьми» их слаженность и выразительность во многом зависят от умений восп. вести счет и вносить словесные комментарии в ритм и темп упражнений.Счет фиксирует действие и приучает детей к самоконтролю.