Группа 2-го ран. возраста (до2лет)
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Цель: обеспечение высокого уровня здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни, воспитание физической культуры личности.
Задачи: оздоровительные - стимулировать естественные процессы роста и развития организма детей, повышение общего и эмоционального тонуса; способствовать эмоциональному комфорту, удовлетворению биологической потребности в движении; образовательные - обучать основным движениям (ползание, лазанье, ходьба); содействовать совершенствованию координации движений, оптимизации двигательной активности; воспитательные - поддерживать потребность в физических упражнениях; воспитывать личность средствами физической культуры.
РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО
Цель: формирование интереса ребенка к социальному миру и себе, привязанности и доверия ко взрослым.
Задачи:развивать: чувство защищен., уверенности; самостоят.;
активность при проведении гигиенических процедур (умывании, одевании, приеме пищи, посещении туалета и др.); сенсорную и моторную сферы на основе предоставления игрушек, вызывающих радостный отклик; интерес к окружающей предметной среде и действиям с предметами обихода, игрушками; игровым действиям через предмет-игрушку; потребность к познанию свойств и функций предметов рукотворного мира;формировать: элементарные представления о самом себе, близких, ближайшем предметном окружении; представления о правилах гигиены; об окружающих предметах и наиболее ярких их свойствах, качествах, функциях; элементарные способы общения со взрослым и другим ребенком; отобразительные предметно-игровые действия (от 6 мес. до 1 года 6 мес.), направленные на выявление специфических свойств предмета и достижение с их помощью определенного игрового эффекта; элементарные умения самообслуживания; воспитывать: положительное отношение к гигиеническим процедурам;
Мл.гр. (2-3лет)
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Цель: обеспечение высокого уровня здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни, воспитание физической культуры личности.
Задачи: оздоровительные — стимулировать естественные процессы роста и развития организма детей через двигательную активность и закаливание, повышение общего и эмоционального тонуса;
образовательные — обучать различным способам выполнения основных движений, расширять диапазон двигательных умений с предметами (без них), с использованием спортивного инвентаря, оборудования (без него), содействовать развитию элементарных мыслительных операций, двигательной памяти, воображения; воспитательные — развивать личность ребенка, содействовать становлению его позитивной «Я-концепции», формированию гуманных взаимоотношений со сверстниками (не только «рядом», но и «вместе») в совместной двигательно-игровой деятельности.
РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО
Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.
Задачи: потребность в познании окружающего мира;
интерес: к себе и миру людей, окружающей действительности; к игрушкам, личным вещам, окружающим предметам; труду взрослого; эмоциональную и сенсорную сферы на основе расширения действий с предметами и игрушками; игровое отношение к окружающему миру; потребность в игровой деятельности; игровые действия на основе усложнения сюжета игры; взаимоотношения детей в игре на основе становления их игрового взаимодействия; уверенность в себе, своих силах, проявление самостоятельных желаний; личность ребенка средствами различных видов труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе); формировать: представления о (об): себе и других (внешность, имя); значимости гигиенических процедур для здоровья; элементарных правилах поведения, способствующих сохранению своей жизни; культурно-гигиенические умения; навыки культуры приема пищи; основы здорового образа жизни; умения адаптивного поведения и общения (преодоление дискомфорта, затруднения и т.д.);элементарные представления о предметах ближайшего окружения, их свойствах и функциях; навыки разнообразных действий с предметами быта; стремление к реализации понятной условной игровой цели и получению воображаемого результата; обобщенные игровые действия, переходящие в условные; игровое действие замещения; умение выполнять элементарные трудовые поручения; воспитывать: доброжелательное отношение к деятельности взрослых и сверстников, друг к другу в условиях игры рядом; желание быть самостоятельным при выполнении гигиенических процедур, заниматься каким-либо делом (игрой, рассматриванием книг, рисованием и т. д.) рядом и вместе с другими детьми, общаться с игрушкой, со сверстниками, трудиться;
бережное отношение к предметам быта и результатам труда взрослых.
Мл.гр. (3-4 лет)
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Цель: обеспечение высокого уровня здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни, воспитание физической культуры личности.
Задачи: оздоровительные - расширять функциональные возможности жизнеобеспечивающих систем организма воспитанников; образовательные - формировать целенаправленную двигательную активность через обогащение двигательного опыта, создавать условия для освоения различных способов выполнения основных движений, упражнений (с предметами, на снарядах, спортивном оборудовании, в игровой деятельности); способствовать развитию физических качеств (быстроты, ловкости, гибкости);воспитательные - формировать интерес к различным видам физических упражнений, стремление к самостоятельному их выполнению; воспитывать доброжелательные взаимоотношения друг с другом в совместной двигательно-игровой деятельности.
РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО
Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.
Задачи:
познавательную и эмоциональную сферы ребенка, воображение в условиях игровой, познавательной, трудовой деятельности; потребность в чистоте и опрятности (мыть руки с мылом после каждого загрязнения; пользоваться полотенцем, следить за аккуратностью одежды);стремление к видению и пониманию радостного, печального, спокойного эмоционального состояния человека; способность сдерживать себя и выражать чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме; чуткость и чувство жалости по отношению к переживаниям близких людей, сверстников, героев детских сказок;
интерес к предметам и материалам, познанию их особенностей, труду взрослых и его назначению;
желание активно действовать с предметами рукотворного мира в различных видах деятельности; интерес к разным сюжетам игры; потребность в общении с другими детьми в условиях игровой деятельности; личность ребенка средствами различных видов труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд); формировать: адекватные представления о себе, о других; осознание: себя как члена детского общества; своей половой принадлежности; начала психологической культуры адекватную оценку своих действий, образа «Я» и положительную самооценку; навыки: самоконтроля; культуры приема пищи; умения и навыки, необходимые для поддержания здоровой жизнедеятельности; опыт игровых действий; способы решения игровой задачи, приобретающие обобщенность и условность; умение наделять себя, партнера, предмет или действие игровым значением, смыслом, обозначать роль в игре; представления о разнообразии предметного мира, его функциях и назначении; сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях; желание участвовать в трудовой деятельности; воспитывать: культуру целостного процесса принятия пищи; самостоятельность, осознанное и положительное отношение к самообслуживанию; интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим; стремление к совместной игре, желание делиться игрушками; начала трудолюбия; осознанное и положительное отношение к труду; культуру и самостоятельность выполнения трудовых действий; уважение к труду взрослых и бережное отношение к продуктам их трудовой деятельности, предметам рукотворного мира ближайшего окружения; желание оказывать взрослым посильную помощь.
Ср.гр. (4-5 лет)
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Цель: обеспечение высокого уровня здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни, воспитание физической культуры личности.
Задачи: оздоровительные - способствовать адаптации функциональных систем организма к различному характеру и объему физических нагрузок, к изменяющимся условиям внешней среды; образовательные - формировать умение правильно выполнять основные движения; развивать элементы произвольности во время выполнения двигательных заданий; способствовать формированию физических качеств (ловкости, гибкости, силы, быстроты); расширять объем представлений о здоровом образе жизни; воспитательные - формировать потребность в ежедневных физических упражнениях в соответствии с индивидуальными интересами и возможностями; развивать культуру межличностных отношений в двигательной деятельности.
РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО
Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.
Задачи: развивать: познавательные процессы и способности (воображение, пространственное мышление и т. д.); мотивационно-потребностную сферу ребенка и произвольность поведения;знаковые функции сознания (замещение одних предметов другими и их изображениями, использование речевых, математических и других знаков, создание из накопленных представлений новых образов);интерес к многообразию предметов рукотворного мира, познанию их особенностей, способов использования в собственной практической деятельности; к труду взрослых по созданию окружающих предметов, истории их создания; активную игровую деятельность детей (сюжетно-ролевую, дидактическую, подвижную) для формирования всех познавательных психических процессов и речи; способность к перевоплощению в игровую роль; игровые действия; межличностные отношения в условиях игры; личность ребенка средствами различных видов труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд); формировать: интерес к своему внешнему облику и внутреннему миру; положительное отношение к себе и позитивную самооценку; адекватную самооценку, способность к оцениванию своего поведения, действий, их результатов; жизненно необходимые умения и навыки: самообслуживания, здорового поведения; безопасной жизнедеятельности; элементарные трудовые навыки; коммуникативные умения; умение использовать заместители вместо реальных предметов (кирпичик становится утюгом или паровозиком; карандаш - термометром и т.д.);сознательное и мотивированное выполнение добровольно принятых правил в игре; предпосылки к появлению коллективных строительных игр на основе расширения представлений детей об окружающем рукотворном мире; определенное мнение о поведении героев, отношение к их поступкам в различных сценках по составленным сценариям; позицию созидания, преобразования действительности, творческого осмысления сторон жизни взрослых на основе их воспроизведения с помощью ролей и игровых действий в условиях разных видов игр; обобщенные представления о предметах рукотворного мира, их общих признаках, свойствах и качествах; о взаимосвязи и зависимости их строения от назначения; представления о труде взрослых и их роли в создании предметов; воспитывать: чувство собственного достоинства, уважение к себе; потребность в соблюдении гигиенических правил, способствующих укреплению здоровья; качества личности (трудолюбие, отзывчивость, ответственность, настойчивость в достижении цели, умение договориться и т.д.); патриотические чувства; основы гуманного отношения к людям; бережное отношение к предметам рукотворного мира, желание бережно обращаться с игрушками, окружающими предметами; положительное отношение и уважение к труду, результатам человеческого труда и к тем, кто их создавал; желание принимать посильное участие в элементарных трудовых процессах хозяйственно-бытового труда, в индивидуальных и коллективных поручениях; культуру выполнения трудовых действий; доброжелательное отношение к сверстникам в процессе игровой и трудовой деятельности, желание помочь или, наоборот, поблагодарить за помощь; интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа.
Ст..гр(5-7лет).
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Цель: обеспечение высокого уровня здоровья детей; развитие навыков здорового образа жизни; воспитание физической культуры личности.
От 5 до 6 лет Задачи:оздоровительные: расширять диапазон адаптационных возможностей функциональных систем организма (опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистая, нервная, дыхательная) в процессе увеличения объема, интенсивности и разнообразия физических нагрузок; образовательные: целенаправленно формировать физические качества (ловкость, быстроту, силу, гибкость, общую выносливость), содействовать постепенному освоению техники движений, совершенствовать умение переносить накопленный двигательный опыт в самостоятельную двигательную и игровую деятельность;воспитательные: формировать качества личности, необходимые для сознательного бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих; приобщать к идеям олимпийского движения через развитие избирательного интереса к определенному виду упражнений и спортивных игр.
От6-7лет Задачи: оздоровительные: способствовать гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению физической и умственной работоспособности; образовательные: совершенствовать технику выполнения движений; формировать умения осознанно использовать приобретенные двигательные навыки в различных условиях; продолжать целенаправленно развивать физические качества; поддерживать стремление детей к улучшению результатов выполнения физических упражнений; формировать общие представления об идеях олимпийского движения через организацию физкультурных праздников на олимпийскую тематику, элементарных соревнований; воспитательные: формировать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, организаторские умения в двигательноигровой деятельности со сверстниками; способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности; формировать привычку правильной осанки; воспитывать морально-волевые качества в процессе двигательной деятельности.
РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО
Цель: формирование социального опыта, личностных качеств ребенка на основе его включения в систему социальных отношений в различных жизненных и игровых ситуациях.
От5до6лет.Задачи: развивать:
потребность в познании своего «Я» и социальной действительности; социальную активность в общении и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми для позитивного самоутверждения и признания; социальные способности к пониманию поведения взрослых и свер
социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения; осознание своей принадлежности к семье, детской группе, обществу в целом; интерес к социальной действительности; к труду взрослых, труду своих родителей; к взаимоотношениям людей разных профессий; художественный вкус и способность окружать себя предметами, приносящими эстетическое удовольствие, создавать уют; творческие и организаторские способности, воображение и фантазию; мотивы (социальные, познавательные), значимые для формирования предпосылок учебной деятельности; произвольность поведения (дисциплинированность, выдержка, терпение и др.), самоконтроль; способность сопереживать партнеру по игре; формировать: положительное отношение к себе, другим и окружающему миру; позитивную самооценку, «Я-концепцию»;навыки культуры: самообслуживания; поведения во всех режимных моментах (при умывании, приеме пищи, одевании и др.); культурно-гигиенические навыки; потребность в эмоционально насыщенном содержательном общении со взрослым и с детьми в игре, в различных видах деятельности; представления о предметах рукотворного мира, их значении в жизни человека; опыт игровых действий, отображающих смысл социальных отношений; коммуникативные умения (умение договориться, преодолеть конфликты в игре на основе мирного соглашения и т.д.); умения взаимодействовать с партнером по игре на основе ролевого диалога; планировать развитие содержания игры; подчиняться правилам ролевого поведения, не отступать от них; правила общения, влияющие на характер взаимоотношений участников игры, их доброжелательное партнерство; личность ребенка средствами трудовой деятельности; образ малой родины; воспитывать: осознанное отношение к здоровому образу жизни; гуманные отношения, эмоциональную привязанность и доверие к близким взрослым и сверстникам; патриотические чувства; чувство любви к родному краю и гордости за него; нравственные качества белорусов: доброту, отзывчивость, трудолюбие, гостеприимство, честность и др.; бережное отношение к предметам, используемым в играх, быту и повседневной жизни; оценочное отношение ребенка к качеству исполнения роли; нравственные и эстетические чувства; уважение и бережное отношение к труду взрослых, к людям разных профессий; желание и стремление самим активно участвовать в создании предметов рукотворного мира и обогащении предметно-развивающей среды (оформление интерьера группы, создание игрушек и предметов для игровой, театрально-художественной деятельности).
От 6 до 7 лет Задачи: развивать: интеллектуально-творческие и организаторские способности; специальные способности (к определенному виду деятельности в зависимости от вида игры);интерес к своему внешнему облику и внутреннему миру; социально-нравственные ориентации и чувства;склонность к оказанию эмоциональной поддержки, содействию другому человеку на основе отождествления своего «Я» с ним; желание и стремление создавать уют; потребность в закаливающих процедурах; социально-психологическую готовность к школе; чувства (нравственные, эстетические); формировать:культурно-гигиенические и элементарные трудовые навыки; позитивную самооценку;представления о безопасной жизнедеятельности, навыки безопасного поведения в окружающем мире этически ценные способы общения; умения:необходимые для выполнения соответствующего вида деятельности (в зависимости от вида игры) соподчинять мотивы, подчиняться правилам игры; регулировать свое эмоциональное состояние, адекватно реагировать на ситуацию поражения;выстраивать игровые и реальные отношения в процессе игровой деятельности, конструктивно разрешать спорные ситуации, не доводить до конфликтов;свободно ориентироваться в многообразии предметов рукотворного мира, правильно использовать их по назначению; ставить себя на место других людей;представления о роли труда взрослых в создании разнообразных предметов; трудовом процессе по их изготовлению; коллективном характере труда, взаимосвязи людей разных профессий; предпосылки учебной деятельности;желание и умение оказывать эмоциональную поддержку, проявлять сочувствие, содействие;воспитывать:культуру питания;нравственные качества (дисциплинированность, настойчивость в достижении цели, сдержанность, терпимость, эмпатию, честность, трудолюбие и др.); патриотические чувства, гражданственность; чувство самоценности;стремление к взаимопониманию и сопереживанию близким взрослым и сверстникам;ценностное отношение к предметам рукотворного мира; ответственность за состояние предметного окружения; чувство уважения к тем, кто создал предметы, облегчающие быт и труд людей, чувство гордости за их трудовые успехи и достижения.
17.Физиологическая основа формирования двигательного навыка. Этапы обучения двигат. навыку.
Физиологической основой формирования двигательного навыка является образование системы временных связей в коре больших полушарий мозга — так называемого динамического стереотипа. В этом процессе различают три стадии.
Стадия I — иррадиация процесса возбуждения в коре головного мозга. На этой стадии дети знакомятся с новым движением. У них наблюдается неуверенность при его выполнении, лишние движения, напряженность мускулатуры. В обучении движениям на данной стадии решаются следующие задачи: ознакомить детей с новым движением, создать о нем целостное представление, начать разучивать движение в общих чертах. Важнейшим фактором, определяющим эффективность обучения двигательному действию на I стадии, является зрительное восприятие изучаемого движения. Ребенок должен ориентироваться на движение, продемонстрированное педагогом. Поэтому при начальном обучении движению широко используется метод показа, в основе которого лежит способность к имитации (подражанию), воспроизведению того, что происходит в окружающем мире. Образование навыка в процессе подражания более эффективно, чем самостоятельное его приобретение. Это объясняется тем, что взрослый, демонстрируя ребенку соответствующие движения, организует его ориентировку и тем самым формирует у него образ движения раньше, чем оно будет выполнено. Однако обучение детей на начальной стадии формирования навыка только методом показа малоэффективно, поскольку дети не умеют выделять те главные элементы движения, которые при показе не сопровождаются словесными разъяснениями и остаются незамеченными. Поэтому на начальном этапе обучения движению целесообразно сопровождать показ доступными для дошкольников словесными указаниями. При показе движений, сопровождаемом словесной инструкцией, дети приучаются осмысливать свои действия.
Стадия II — специализация двигательного акта посредством дифференцированного торможения. Эта стадия характеризуется уточнением наметившейся системы условных двигательных рефлексов, устранением излишнего мышечного напряжения. Уточнение происходит по мере того, как достигается необходимая концентрация нервных процессов в определенных участках коры больших полушарий. Наряду с концентрацией нервных процессов на тех или иных участках двигательного анализатора возникают явления взаимной и последовательной индукции процессов возбуждения и торможения. Роль взаимной индукции заключается в том, что если в зоне двигательного центра, управляющего работой определенной группы мышц, концентрируется процесс возбуждения, то в участках, окружающих эту зону, индуцируется противоположный процесс — торможение. Такая взаимная индукция способствует достижению точности движений в пространстве, исключению чрезмерного мышечного напряжения и лишних движений. Образование двигательного навыка на этой стадии происходит волнообразно. Ребенок то легко, свободно выполняет двигательное действие, то по прошествии времени как будто впервые выполняет его. Постепенно происходит уточнение и совершенствование двигательных умений, на базе чего формируется динамический стереотип.
При обучении различным движениям следует исходить из сходства их структуры, т.е. элементы ранее освоенного движения должны служить базой для формирования новых двигательных навыков; необходимо соблюдать преемственность в обучении. Поэтому пока не будет освоена основа изучаемого движения, нецелесообразно для предупреждения отрицательного переноса навыков приступать к обучению детей двигательным действиям, отличающимся от ранее изученных. На данной стадии детям доступны осознание выполнения упражнений, их анализ и оценка. Ребенок, который может правильно объяснить очередность выполнения элементов двигательного действия, значительно быстрее овладевает им и допускает меньше ошибок, чем дети, не имеющие четкого представления о предложенном им движении. Оценочные суждения детей о выполняемых движениях в значительной степени зависят от того, как воспитатель вскрывает причинно-следственные связи успехов и неудач воспитанников в выполнении движений, раскрывает пути анализа движений и способы правильной их оценки. Одна из основных причин расстройства двигательного навыка на II стадии — длительность перерыва между занятиями, во время которого недостаточно закрепленный в коре головного мозга динамический стереотип угасает. Поэтому движения, ранее разученные с детьми и представляющие для них определенную сложность, следует периодически повторять.
Стадия III — стабилизация навыка, закрепление и дальнейшее совершенствование двигательного действия. Движения ребенка становятся точными, свободными и раскованными.
В построении процесса обучения двигательным действиям выделяется несколько этапов, которые в педагогических целях рассматриваются изолированно.
На первом этапе происходит начальное разучивание физического упражнения, создается умение выполнять движение в общих чертах. Частота повторений нового движения в занятии должна быть максимально допустимой (не менее 8—12 раз). Впоследствии она снижается до 5-6.
На втором этапе физическое упражнение разучивается углубленно, формируется умение выполнять его относительно совершенно, в объеме намеченных технических требований. Внимание детей избирательно сосредоточивается на отдельных деталях техники целостного двигательного действия, осознании его пространственных, временных и динамических характеристик. Длительность этапа углубленного разучивания зависит от сложности движения, двигательного опыта детей. Разученные движения периодически повторяются (1—1,5 недели).
На третьем этапе обеспечивается совершенствование техники выполнения физ. упр, создается навык и формируется способность самостоятельно применять двигательное действие в играх и в жизни. Если движение не разучено на занятии, то не следует включать его в игру, так как в игровой обстановке дети спешат выполнить правила игры, забывая о деталях техники движения. Закрепление техники физического упражнения происходит в результате многократного повторения разученного двигательного действия в относительно постоянных внешних условиях. Таким образом, достигается прочность двигательного навыка, основным критерием которой является стабильность техники выполнения физического упражнения. Продолжительность третьего этапа зависит от уровня физической подготовленности, состояния здоровья детей и многих других факторов. Поэтому в целом совершенствование техники выполнения физических упражнений приобретает индивидуализированный характер.
При обучении движениям важно определить для каждого двигательного действия возраст детей, в котором оно усваивается наиболее легко. Если эти сроки пропущены, то формирование навыков значительно усложняется. Происходит это потому, что различные органы и системы организма формируются, созревают и развиваются на протяжении жизни человека не одновременно и неравномерно. Периоды ускоренного роста периодически сменяются фазами замедленного развития различных двигательных функций. В такие периоды детский организм по-разному реагирует на воздействие физических нагрузок.
18. Техника и методика обучения ходьбе и бегу детей мл.,сред. И стар. дошк. возраста. Требования, предъявл. к координации движений.
Ходьба — циклический вид движения. Главным элементом техники ходьбы являются шаги. Повторяющиеся движения называют циклическими. Правильная техника ходьбы предполагает соблюдение определенной осанки: корпус располагается прямо, голова — прямо и ровно, взгляд направлен вперед, плечи расправлены, немного отведены назад и вниз, живот подобран. Наблюдается согласованность в работе рук и ног. Умение ходить формируется у реб. к концу 1 года жизни. В этот период малышу трудно сохранять равновесие. Шаги неув-ные, неравномерные, стопа ставится на опору вся целиком, без переката с пятки на носок, руки мало участвуют в движении. Постепенно навык ходьбы совершенствуется.
В 1 мл. гр.- учат во время ходьбы не опускать голову вниз, не смотреть под ноги, ходить легко, свободно двигать руками. Исп. метод показа.. Дети подражают пед. и стараются вып-ить упр. так же. В обуч. ходьбе большое место занимают упр. Они имеют двигательно-игровой хар-ер и своей эмоциональностью привлекают детей («пойдем к кукле в гости», «принеси игрушку», «маршируем с флажком», «походим, как кошечки» и др.). Педагог при этом подсказывает детям, как нужно идти (смотреть вперед, не шаркать ногами и т.п.). На зан. Фор-нию навыка ходьбы способствует выполнение таких упр., как ходьба группкой (стайкой) за восп. в опред. направлении; по кругу; врассыпную; обходя предметы; парами друг за другом; перешагивая линии, палки, кубы; выполняя приставные шаги; шаг вперед и в сторону; на носках; с ускорением, переходя от быстрой ходьбы к' бегу и наоборот; держа в руках ленточку, флажок и др.
Во 2 мл. гр. к ходьбе детей предъявляются более четкие требования. Д учатся ходить с хорошей осанкой, со свободными, естественными движениями рук, не шаркая ногами. Для этого они выполняют разнообразные задания, укрепляющие мышцы ног, развивающие умение сохранять равновесие, координировать движения рук и ног: учатся ходить обычным шагом небольшими группами в указанном направлении; друг за другом в колонне; врассыпную; по периметру зала с разным положением рук; на носках, пятках с различной шириной шага; в приседе и полуприседе с разным положением рук и туловища; с выведением прямых ног вперед- вверх; на прямых ногах; спиной вперед; парами, не держась за руки; змейкой; приставным шагом вперед, в сторону. В природных условиях — ходить босиком по траве, песку, гравию, воде разной температуры. Педагог постоянно напоминает и подсказывает детям правильное положение туловища, рук и ног во время ходьбы.
В ср.гр. реб. ходит вполне уверенно, соблюдая направление движения. Легче становится походка, увеличивается длина шага, у многих появляется перекат с пятки на носок. Однако плечи все еще чрезмерно напряжены или опущены, туловище недостаточно выпрямлено. Путем систематических упражнений педагог пытается устранить эти ошибки. С его помощью дети осваивают новые виды ходьбы: на пятках; мелким и широким шагом; с разным положением рук; приставным шагом в сторону. Они учатся быть ведущими в колонне, менять темп и направление движения. Предъявляются более высокие требования к координации движений. Детям предлагается выполнять ходьбу с ускорением и замедлением, сочетать ходьбу и бег.
В ст.гр. большинство детей ходят ритмично, четко, с хорошей осанкой и координацией движений. Однако навыки правильной ходьбы еще недостаточно прочные и легко могут нарушаться при переключении внимания ребенка на те или иные ее детали. Педагог добивается правильной техники ходьбы во всех освоенных и новых движениях. Он постоянно напоминает детям о необходимости энергично размахивать руками, сохранять хорошую осанку, дышать ритмично. Целесообразно применение звукового сопровождения (музыка, хлопки, удары в бубен).
Бег — циклический вид движения, в котором отталкивание от опоры ногой (правой или левой) чередуется с полетом. В беге, как и в ходьбе, необходима хорошая координация движений рук и ног, правильная осанка, целесообразная в зависимости от вида бега постановка ноги на опору.Бег как вид движения появляется у детей на втором году жизни. Сначала это просто ускоренная ходьба, затем образуется фаза полета, которая на третьем году жизни появляется почти у всех дошкольников. Для детей этого возраста характерны мелкие, семенящие шаги во время бега, тяжелая постановка ноги на поверхность (всей стопой), шарканье ногами, отсутствие ритмичности в движениях. При обучении бегу большое значение имеет пример педагога, поэтому он должен участвовать в играх и выполнять бег вместе с детьми. Широко используется игровой образ («бегаем, как мышки», «как маленькие котята»). В играх малыши могут бегать непрерывно в течение 30—40 с. Не рекомендуется давать детям задание бегать поочередно. Когда движение выполняют одновременно все, в него включается каждый ребенок. Естественнее всего дети бегают в подвижных играх.
2мл.гр. в беге ребенка хорошо выражен полет, движения рук и ног согласованны. Однако длина шага еще недостаточна, темп движений низкий. Главная задача — научить детей координировать движения рук и ног в разных видах бега, не мешать играющим, согласовывать свои действия с действиями других. В этом возрасте дети способны выполнять разные виды бега: бегать в прямом направлении группами и в колонне по одному; друг за другом по кругу; змейкой между предметами; между двумя линиями; на носках; меняя направление; широким шагом; семенящим шагом; по диагонали; с изменениями темпа; чередовать бег с ходьбой; выполнять челночный бег; бегать, преодолевая препятствия; бегать на скорость (10—20 м); выполнять непрерывный бег в течение 50—60 с.
В ср.гр. у подавляющего большинства детей при беге хорошая координация движений, положение головы свободное, взгляд направлен вперед. Вместе с тем сохраняется параллельная постановка стоп, невысокая скорость, малоактивное движение рук. Специальные упр., используемые при обучении бегу, направлены на решение двух задач: развитие прямолинейности бега и навыка поднимания бедра. Для обучения прямолинейности бега используется бег «по коридору» (ширина 50 см). При беге обращается внимание на параллельную постановку ног с носка. Подъему бедра способствует бег с преодолением препятствий (начерченные линии, положенные на пол веревки, невысокие предметы, барьерчики). Постепенно дети учатся выполнять быстрый бег.В этой группе каждый ребенок может быть ведущим в колонне и выполнять непрерывный бег в течение 1,5 мин.
В ст.гр. навыки бега еще более совершенствуются. Педагог меньше показывает сам, больше объясняет. Особое внимание обращается на естественность и легкость бега, энергичное отталкивание, эластичную постановку стоп. Важная роль отводится темпу выполнения бега. Дети соревнуются в беге на скорость на дистанции 20—30 м. В п/и непрерывность бега доводится до 2 мин. В ст. дошк. возрасте бег служит основным средством развития выносливости и скоростно-силовых качеств ребенка.
19.Техника выпол.прыжков:подпрыг.(подскоков) Прыжки в глубину(спрыгивание)прыжки в высоту и длину с места и с разбега. Метод. обуч. дошкольн. выполн. Прыжковых упр.
Прыжки — упражнения ациклического характера. Весь процесс их выполнения представляет одно законченное действие. Прыжок состоит из четырех последовательно сменяющих друг друга фаз: подготовительной — принятие исходного положения или выполнение разбега; двух основных — отталкивание и полет; заключительной - приземление
В д/с детей обучают выполнению прыжков разнообразных видов: подпрыгиванию (подскокам), прыжкам в глубину (спрыгиванию), прыжкам в высоту и длину с места и с разбега, различным прыжкам через короткую и длинную скакалку. Методика обучения прыжкам базируется на учете возрастных и индив. особенностей дошкольников.
1мл гр. основное внимание уделяется подпрыгиванию на двух ногах. Выполнение подпрыгивания требует согласованной работы многих групп мышц, координации движений. При обучении подпрыгиванию используется показ, применяются игровые приемы и упр. имитационного х-ра. Подскоки можно регулировать ударами в бубен, хлопками, музыкальным сопровождением.
3 реб может самостоятельно спрыгивать с высоты 10—15 см. Приземление он осуществляет на прямые ноги и <