Система оценивания: семиотический результат.
Третьим компонентом семиотической дидактики является система оценивания.
В качестве ожидаемого результата рассматривается такая категория как - интертекстуальная компетентность ученика. В результате по итогам изучения темы ученик проходит тестирование («Знаю»); заполняет Лист самооценки («Хочу»); представляет собственный тематический Портфолио («Могу»).
Заключение.Предлагаемое направление педагогической теории и практики акцентировано на знаковом аспекте культуры и предполагает тесную связь процесса обучения с ресурсом множественного интеллекта и педагогическим потенциалом семиотики.
Другими словами: культурная множественность семиотики используется педагогом в образовательных целях путем вариативного транслирования содержания на множество интеллектуальных каналов того или иного ученика с учетом его восприимчивости к культурному многообразию.
Развитие символических систем и способностей является мостом между интеллектом и его применением в образовании. Можно говорить о социализации интеллектов посредством символов. Пространство символов служит связующим звеном между информационными потребностями ученика и педагогическими целями учителя
Мы полагаем, что данный подход не только соответствует логике стандартов нового поколения в отечественном образовании, но отвечает и тем «вызовам», которые предъявляет к современному образованию мировое сообщество. Согласно концепции Римского Клуба (Образование без границ):
инновационное обучение – это формулирование и классификация проблем. Его основными признаками являются интеграция, синтез и расширение горизонтов. Оно действует в открытых ситуациях и открытых системах. Смысл такого обучения определяется диссонансом между различными контекстами. (….). Инновационное обучение развивает наш мыслительный процесс, воссоздавая целостное представление о реальности, а не ее отдельные фрагменты.
Семиотическая дидактика это утверждение вариативности как педагогической позиции современного учителя.
Это принятие «неоднозначности восприятия» у учеников как объективного фактора в учебном процессе.
Это феномен объективно-субъективной множественности продуманный от «метафоры до технологии».
Источник:Галактионова Т. Г. «Педагогика текста: опыт семиотического решения» [Текст]: коллективная монография / Автор-составитель и научный редактор – Т. Г. Галактионова. Коллектив авторов. Спб, 2013. – 379 с.: ил.
Экспресс-диагностика Игра «Разговор с инопланетянами»
Давайте попробуем: я хочу познакомить вас с таким явлением как ВОДА. Вы вежливые инопланетяне и знаете, что для успешного взаимодействия надо все время хлопать. Однако, когда я начинаю говорить на Вашем Языке, вы начинаете хлопать громче.
Краткое резюме:
Эффективность дидактической модели, созданной на основе теории множественного интеллекта, зависит от семиотической вариативности, если она комплексно представлена в трех компонентах : в отборе содержания, организации деятельности, системе оценивания.
а. Отбор содержания, раскрывает ту или иную тему в разных культурных кодах (язык фактов, художественные образы, математические символы и т.д. ) – «семиотический контекст»;
б. Организация деятельности включает чтение, письмо, аудирование, рисование, двигательную активность, ручной труд, исследование, коммуникацию, ассоциацию, рефлексию и пр. - «семиотическая деятельность»;
в. Система оценивания строится с учетом самооценки, процессуальной аутентичной оценки и внешней экспертной оценки на основе взаимодополняющих критериев - «семиотический результат».
В целом это правомерно рассматривать как целостную семиотическую дидактику, определяющую культурные основы образовательного развития на современном этапе.
При этом семиотика (семиология) понимается как – наука о знаках и знаковых системах, знаковом поведении и знаковой – вербальной и невербальной коммуникации, в основе которой лежит постулат о том, что ни одна культура не сможет существовать при наличии менее одного семиотического канала.
Следовательно, задача педагога заключается в том, чтобы учесть разнообразие индивидуальных профилей интеллекта, существующее в пределах одной образовательной системы класса. А сделать это помогает использование семиотического подхода в образовании, переведенного на язык конкретных педагогических технологий, логично назвать их «семиотическими технологиями» преподавания. Схематически это может быть представлено через педагогически направляемое системное взаимодействие множественного интеллекта с одной стороны и разнообразия культурных сфер семиотики – с другой.
Технологические приемы: Тематический Портфолио. Технологическая карта темы.
[1] Гарднер Г. Искусство и наука влияния на взгляды людей: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2008.с.41.
[2] Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2007.
[3] Dee Dickinson. Learning Through Many Kinds of Intelligence http://www.newhorizons.org/strategies/mi/dickinson_mi.html
[4] Образец : Кинетическая типографика на лекцию О. Бендера о шахматах из фильма «12 стульев».