Статья I. Когда дети рождаются, они свободны, и с каждым должны обращаться одинаково. Они обладают разумом и совестью и должны дружелюбно поступать по отношению друг к Другу.
Статья III. Вы имеете право жить, жить в условиях свободы и безопасности.
Статья IV. Никто не имеет права относиться к вам, как к рабу, и вы не должны никого делать рабами.
Статья VII. Закон - один для всех; он должен применяться ко всем одинаково.
Статья XI. Вы должны считать невиновными людей до тех пор, пока вина не доказана. Если вас обвиняют в преступлении, вы всегда должны иметь право на защиту. Никто не имеет права осудить вас или наказать за что-либо, чего вы не делали.
Этот и подобные международные документы отражают всевозрастающее стремление человечества к такой жизни, в которой врожденное достоинство и ценность каждой человеческой личности будут пользоваться уважением и защитой. Работая над декларациями, мы получаем хороший материал для воспитания у учащихся понимания ценности своей личности и ценности других людей. Согласитесь, трудно заботиться о чьих-то правах, когда не осознаешь существования своих собственных. Поэтому-то во многих странах мира декларация прав человека и декларация прав ребенка включены в школьную программу.
Накоплен и немалый методический арсенал. Во многих европейских школах со дня поступления в 1-й класс ребенок начинает создавать книгу о себе с автопортрета на обложке. Книга называется «Кто я?». Поначалу в ней собираются рисунки, рассказы и стихи. Рассказы и стихи записываются со слов ребенка кем-нибудь из взрослых. По мере того как дети учатся мыслить, они сами заносят туда краткие записи о себе, некоторые подробности, вопросы и ответы. Вначале эта книга может Просто состоять из чистых листов, собранных в одну общую пачку.
Очень популярны в младших классах круговые беседы. Дети садятся в круг, который включает и учителя. Он начинает говорить следующие фразы:
- Больше всего мне нравится в себе...
- Я бы хотел быть...
- Моя любимая игра - ...
- Я думаю, что мое имя означает...
- Я хотел бы узнать о...
- Я чувствую себя счастливым, когда...
- Я чувствую печаль, когда...
- Я хочу стать более...
- Я надеюсь, что когда-нибудь...
Каждую фразу дети дополняют по очереди. Любому из них дается одинаковое время на обдумывание. Очень важно дослушать всех до конца. Перебивать запрещено. Дети могут «пропустить» свою очередь, если пожелают. Каждый остается на своем месте до конца. Ответы можно потом внести в книгу «Кто я?».
Еще одна тема круговой беседы — загадывание желаний.Детям предлагается представить себя органической частью окружающего мира:
- Если бы я мог быть каким-нибудь животным, то я бы..., потому что...
- Если бы я мог быть птицей, то я бы..., потому что...
- Если бы я мог быть насекомым, то я бы..., потону что...
- Если бы я мог быть цветком, то я бы..., потому что...
- Если бы я мог быть деревом, то я бы..., потому что...
- Если бы я мог быть музыкальным инструментом, то я бы..., потому что...
- Если бы я мог быть автомобилем, то я бы... потому что...
- Если бы я мог быть улицей, то я бы..., потому что...
- Если бы я мог быть государством, то я бы..., потому что...
-Если бы я мог быть страной, то я бы..., потому что,..
- Если бы я мог быть игрой, то я бы..., потому что...
- Если бы я мог быть телевизионной передачей, то я бы..., потому что...
- Если бы я мог быть пищей, то я бы..., потому что...
- Если бы я мог быть каким-нибудь цветом, то я бы..., потому что...
А вот ещетема для разговора - «Я и люди»:
- Больше всего в друзьях (в людях) мне нравится...
- Сотрудничество и помощь другим важны, потому что...
- Если бы я мог научить всех в мире одной веши, то это было бы...
- Я отличаюсь от других, потому что...
- Я - как и все другие, потому что...
Читатель, безусловно, обратил внимание на положительную конструктивную заданность вопросов. Вних нет ничего, что наводило бы детей на критику, злобу, разрушение.
Предложите детям поговорить о «лунных людях»: какие у них «лунные одежды», «лунные домашние животные», «лунные игры» и т.д. Дети с удовольствием фантазируют. Для большего интереса и наглядности можно разыграть сценки, нарисовать картинки... Потом перенесите ситуацию на Землю, повторив все это в отношении «земных людей», «людей моря», «людей леса», «людей неба»… Затем можно побывать в других странах.
Вообще самыми естественными приемами в подобных упражнениях являются ролевые игры и групповые дискуссии.
Ролевая игра - это по форме маленькая пьеса, разыгрываемая перед классом. В значительной степени это импровизация. Определив содержание сценки и основные идеи, ведущий (чаше всего это педагог) дает время тем, кто решил принять в ней участие, обдумать слова и поведение (по отдельности или вместе). Иногда такого времени не дается, и ее участники сразу приступают к разыгрывайте, придумывая на ходу диалоги, реплики, действия.
Групповая дискуссия - это коллективное обсуждение проблем при полной свободе выдвижения идей, вопросов и их решения.Можно говорить все, каким бы невероятным это ни представлялось.Существуют три главных правила такого разговора: обязательное обоснование и объяснение темы дискуссии, принятие всех высказываемых идей и отказ от какой-либо персональной критики участников в ходе разговора. Все имеют равную возможность высказаться до конца.
В средних и старших классах дети с охотой идут на коллективную выработку правил жизни для класса, школы, города, общества. В юношеском возрасте громадное значение имеет побуждение к составлению личных программ самовоспитания и самообразования, своего «кодекса чести» и т.д.
Очень важно учить школьников грамотно выходитьизконфликтных ситуаций. Вотнесколько элементарных правил, которые полезно учесть педагогу, участвующему в обсуждении конфликта. Прежде всего важно высказать убеждение, чтолюбая проблема разрешима, а потом действовать по следующему плану:
1. Сформулировать проблему и признать ее существование. При этом важно, чтобы это сделали сами учащиеся, особенно те, кого это касается в первую очередь. Итак, пусть определят, в чем суть проблемы.
2. Описать то, что случилось, что породило конфликт. Пусть это сделают все участники события, каждый со своей точки зрения. Дайте всем возможность высказаться, не прерывая и не комментируя. Вообще педагог должен вести себя нейтрально, не высказывая никаких оценочных суждений, стараясь смягчить чувство гнева и обиды. Единственное, на что следует реагировать сразу и однозначно - унижение человеческого достоинства.
3. Придумать несколько решений, ряд выходов из конфликтной ситуации. Укажите детям, что может быть не одно, а несколько справедливых решений. Поощряйте поиски вариантов.
4. Обосновать найденные решения. Продумать последствия каждого из них. Поискать аналоги из прошлого опыта. Дать возможность прочувствовать позицию той и другой стороны, например, и обидчика, и пострадавшего.
5. Выработать план действий. При этом очень важно, как принято сегодня говорить, найти консенсус, согласие хотя бы по одному из предложенных решений.
Выполнить принятое решение.
В некоторых современных школах США сегодня получили популярность различные ученические общности правозащитного характера: сообщество справедливых, общество прав человека и др. Вообще ребята хорошо понимают, что защищать свои человеческие права в одиночку труднее, чем объединившись. Недаром сегодня и в наших школах растет идея общинности, соборности, державности, т, е. чисто русская идея.
Ранее говорилось уже об основных методах воспитания (воспитание словом, делом, примером, ситуацией). Теперь пора сказатьо воспитании отношениями. Именно педагогика отношений сегодня становится главным приоритетом воспитания.
Несмотря на то, что слово по-прежнему остается главным средством педагогического воздействия, его сила в последнее время заметно ослабла, И дело не только в том, что далеко не каждый учитель владеет сильным, метким, мудрым и ярким словом. Сегодня слово девальвируется. Ему все меньше верят. Словесное вранье, неприкрытое политиканство и популизм обесценили самые святые слова. Недоверие к слову переносится на учителя.
Не так давно в школе господствовала педагогика мероприятий. Лавина зарегламентированной деятельности буквально душила взрослых и детей. Теперь, когда от прошлого остались одни воспоминания, похоже, наступила другая крайность - бездеятельное равнодушие. Мало кому хочется что-то делать, напрягаться, тем более что воспитание уходит из школы.
Меня сильно тревожат все более распространяющиеся уныло-ликвидаторские настроения, ибо и слова нужны, и дела необходимы. Правда, в словах немудрено ошибиться. Дела могут и не удастся. Вот здесь-то и важны отношения. Честные, теплые, доверительные, они поправят и ошибочные слова, и неудачные мероприятия. В отношениях лгать нельзя! Они-то и являются главным предметом педагогической заботы. Если в школе создана гуманная, демократическая воспитательная система, сориентированная на человекакак высшую ценность, в ней непременно функционирует и соответствующая система отношений, в которую ребенок погружен, как огурец в банку с рассолом. С ним можно даже специально ничего не делать - «эффект соленого огурца», уже давно признанный в педагогике, сделает свое дело.
Правда, упрощать тут не следует. Может показаться, что просто собрались хорошие люди и сказали друг другу голосом кота Леопольда: «Ребята! Давайте жить дружно». И все стали хорошо относиться друг к другу. Так не бывает.Чтобы создать нужную систему отношений, необходим «высший пилотаж» в педагогике, тяжелый труд, основанный на взаимном уважении, терпении и самоограничении.
Никогда еще отчужденность между детьми и взрослыми, между учащимися и учителями не была так велика, как сегодня. Причем намного. Но главная разница состоит в том, что взрослые, занятые своими проблемами, потеряли интерес к детям, а там, где он есть, этот интерес носит чаще всего прагматический характер. Отношения же возникают только там и только тогда, где и когда возникает заинтересованность человека в человеке. Как цветок поворачивается к солнцу, так и ребенок поворачивается к тому, от кого исходят свет, тепло и добрый интерес. Быть таким человеком - профессиональная обязанность педагога.
Вместо заключения
Итак, восемь ценностей общечеловеческого характера, на которые, на наш взгляд, может ориентироваться в своей работе современный учитель, - Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.
В них нет ничего нового. Это и понятно: они вырабатывались в сознании человечества веками. Они так или иначе присутствуют в жизни каждой семьи, в работе каждой школы. Согласитесь, что, если эти ключевые понятия человеческого бытия станут действительно ценностными ориентирами в жизни людей, они неизбежно повлекут за собой доброту, трудолюбие, честность, порядочность, гуманность, любовь к Родине, социальную ответственность и многие другие конкретные качества человеческой личности.
Иногда можно слышать: дайте нам наконец программу воспитания современного школьника. На это хочется ответить так.
Мысль учителя и его деятельность много лет находились в плену программно-нормативного управления школой. Мы сами не заметили,как стали пленниками такого подхода. Поэтому еще немало учителей наивно полагаются на некие универсальные методики, в которых каждый педагог найдет ответы на все основные вопросы, а главное — на то, чтоикак делать. Таких программ быть не может в принципе, ибо все уже поняли, что если всех детей учить одинаково нельзя, то всеми школами руководить одинаково нельзя тем более. Сегодняшняя школа характеризуется небывалым разнообразием типов, условий и состояний.
Какой же выход может быть? В условиях бурного развития педагогического творчества можно лишь одно: дать школам общие ориентиры, и пусть каждый педагогический коллектив разрабатывает свою программу воспитания, исходя из конкретных возможностей и собственных социально-педагогических условий. Такими ориентирами и могут стать названные общечеловеческие ценности, в которых я сделал попытку высветить педагогические , аспекты деятельности школы. И пусть эта первая попытка пока не решит проблему идеалов, но придаст работе учителя, воспитателя некоторую определенность, устойчивость и перспективу. Главная трудность - превратить эти отвлеченные, общие понятия в реальные жизненные ориентиры каждого воспитанника. А это уже дело педагогического профессионализма.
Тем, кто захочет разработать школьную программу воспитания с опорой на вечные ценности, рискну дать один совет. Не стремитесь формализовать эту работу по прошлым методическим образцам: идея - форма работы - методы - критерии проверки. Эта схема здесь может быть использована лишь частично. Разделение основных ценностей на восемь - это чисто условное число. Оно может быть ,и другим. Скажем, Знания и Культура могут рассматриваться воедино. Или Земля и Мир, ее охраняющий, тоже тесно связаны. Да если говорить по большому счету, то все эти вечные ценности воплощены в главной - в Человеке. Так что, думается, при составлении программы непременно следует учитывать ее интегративный характер. Скорее всего, она будет состоять не из восьми отдельных частей, а представлять собой целостную совокупность идей, позиций, принципов и видов деятельности, пронизанную ключевыми понятиями и установками. Эта работа может стать продуктивной системообразуюшей деятельностью, с помощью которой можно гармонизировать и, наконец, сделать целостным весь учебно-воспитательный процесс.
Реализация высказанных здесь идей требует соблюдения одного непременного условия. Я имею в виду педагогический оптимизм, без него работа учителя теряет всякий смысл. Ф.М.Достоевский как-то сказал: «Человек, потерявший высшую идею свою, может быть, не существует вовсе». Так вот, педагог, который потерял веру в себя, в свое дело, как педагог перестает существовать.
Что бы ни выдумывали некомпетентные люди о якобы отмирании воспитания — все это байки для слабонервных. Те, кто ежедневно встречает глаза детей, кто повседневно делит с ними и горе и радость, твердо знают: воспитание - это объективная реальность, которая была, есть и будет, пока есть дети.