Средство и результат воспитания
Проблема человека всегда была главной проблемой философии, подобно тому как понятие личности всегда являлось главным понятием педагогики. Нони в одном вопросе не было столько лицемерия, путаницы и демагогии, как в этом. Наиболее уродливо и примитивно решалась проблема взаимоотношений личности и общества. Многие годы людям внушался безусловный приоритет общественных интересов над личными. В одной молодежной песне были такие слова: «Прежде думай о Родине, а потом - о себе». Или: «Была бы страна родная, и нету других забот». И еще: «И где бы я ни был, и что бы ни делал - пред Родиной вечно в долгу». Эти и многие подобные установки-ориентиры как бы приносили человека в жертву высших интересов общества и государства, руководящая верхушка которого жила в свое удовольствие и пользовалась неограниченными благами. Наивная вера в то, что во имя светлого будущего можно подождать с личным счастьем, более того, твердое убеждение, что личное счастье как раз и состоит в общих успехах, - все это и породило в сознании честных тружеников идеал героя, альтруиста, бессребреника, жертвующего собой во благо людей.
Я говорю об этом не в осуждение и тем более не в насмешку, ибо сам принадлежу к тому поколению наивного энтузиазма, которое описало в нашу историю яркую страницу. Сегодня люди тех лет подвергаются убийственному осмеянию, им отказывают во многих нормальных человеческих качествах, представляя как безмозглые, убогие «колесики» и «винтики». Я оставляю на совести современных нигилистов и прагматиков оценку прошлого, отмечу лишь, что во все времена наша страна была богата яркими, талантливыми личностями. Бывало даже и так, чем труднее и трагичнее общественная ситуация, тем сильнее, как бы в отпор совершавшемуся, проявляли себя незаурядные индивидуальности.
Теперь настало иное время.Личность из сверхзадачи, мало влияющей на практику воспитания, становится действительно реальной ценностью. Справедливости ради стоит сказать, что переориентация всей системы образования на человека, ребенка, учащегося еще только начинается и не следует предаваться преждевременной эйфории.
Однако уже сегодня практическими задачами педагога стали выявление и развитие всех сущностных сил ребенка, внушение каждому своему воспитаннику сознания собственной неповторимости, побуждение его к самовоспитанию, к тому, чтобы стать творцом самого себя и своих обстоятельств.
Без развитого самосознания не может быть и развитой личности. Мы понимаем его как систему представлений о самом себе, на основе которой человек строит свое поведение и взаимодействие с другими людьми. Процесс формирования самосознания - важнейший и сложнейший процесс, начинающийся в раннем школьном возрасте и особенно обостряющийся о юности. Обычно педагоги не придавали ему должного значения, прежде всего потому, что не знали его механизмов. Они лишь фиксировали крайние, болезненные проявления его. Вооруженный современными знаниями, воспитатель может и должен прийти на помощь своим питомцам в самопознании, самоопределении и самореализации личности. Важно только, чтобы эти процессы шли по законам добра и справедливости, чтобы самореализация каждого человека заключалась в том, чтобы соотносить свои интересы, желания и поступки с коллективом товарищей, со взрослыми людьми ближайшего окружения, - словом, дети должны учиться сложной науке - жить среди людей.
Недаром люди издавна придумывали для себя правила жизни, моральные кодексы, нравственные заповеди, выполнение которых считали для себя делом чести. Вспомним опять А.С.Пушкина;
Самостоянье человека –
Залог величия его.
Он имел в виду прежде всего верность избранному пути, выверенному личным кодексом чести и совести.
Однако путь развития личности тернист и извилист, подъемы сменяются провалами, ясные горизонты — темными туманами. Каждый человек проживает свою жизнь и проходит свой путь исканий. Никаких подмен здесь быть не может, но помощь умного, чуткого наставника, коллектива сверстников, школы просто необходима. Ведь школа специально для этого и существует!
. . . Выпускной вечер. Миг между прошлым и будущим. Один за другим на сцену школьного зала поднимаются юноши и девушки. Они прекрасны. Каждый неповторим. Таких больше не будет.
Удивительное лицо у этого юноши. Светлые волосы, глаза чистейшей голубизны, тихая улыбка... ну, прямо добрый молодец из сказки. Несколько лет спустя он отпустит бороду и станет совсем древнерусским витязем. Он и сейчас какой-то несовременный: нет в нем этой деловой энергии и уверенности столичного старшеклассника, нет нахватанности о разговорах на модные темы. Его голос в школе звучал редко и негромко. Он не поражал учителей блеском ответов, руку на уроках почти не поднимал. Но если товарищам были нужны надежные руки в труде и в походе, он был незаменим. Брал самую тяжелую лопату, самый большой рюкзак, и все это незаметно, без малейшей позы. Он любит песни. Когда звучит гитара, его мягкий баритон, опять же не выделяясь, сливается с общим хором.
Этот юноша, стремясь побороть в себе природную неуверенность, запишется о парашютную секцию и заставит себя несколько раз шагнуть о небесную бездну. Но об этом будут знать в школе только несколько близких людей. Он не пройдет по конкурсу в педагогический и станет готовить себя к военной службе. Из армии будет писать матери философские письма, в каждом из которых - приветы школьным учителям и товарищам. Служба за пределами страны обострит в нем чувство Родины: он перечитает всю русскую классику, серьезно займется историей. Отслужив, вновь будет поступать в педагогический: такие выбирают профессию единожды. Он добьется своего, станет учителем и поедет работать на край земли. Он станет примером для своего младшего брата, который пойдет своим путем.
А.С.Макаренко когда-то сказал, что проблема личности существует только в тех школах, где видят личность в каждом ребенке, в каждом ученике. Нередко мы говорим: «Это личность!» - имея в виду только яркую манеру внешнего поведения и поступки, выделяющие человека «из косяка».
Вот аттестат получает совсем другой человек. Мне хорошо видна со сцены его мать, ее счастливые глаза. Я ее понимаю. Еще два года назад аттестат сына казался ей несбыточной мечтой.
Он прибыл к нам из другой школы, где не сложились отношения ни с учителями, ни с товарищами. Классная руководительница, придя к директору, поставила условие: «Или я - или он!» Директор вызвал мать, вручил ей документы и посоветовал: «Идите в 825-ю. Это там с каждым возятся, а мне этим заниматься некогда». В новой школе он вел себя по инерции озлобленно. Учиться не хотел, сидя на последней парте в одиночестве, на уроках ничего не делал, только рисовал на всех карикатуры. Мы стали искать подходы. В частности, обратили внимание на его рисунки. По уверенной графике мы предположили, что человек не только любит рисовать, но и занимается этим всерьез. Догадка подтвердилась. Тогда я предложил ему принести в школу свои работы. Парень насторожился. Пришлось вспомнить, что сам в его возрасте немного занимался в студии. Прошло несколько дней, видимо, необходимых, чтобы справиться с колебаниями. И вот у меня на столе целая кипа рисунков, акварелей. Тогда пришла следующая идея - организовать в школе первую персональную художественную выставку. Надо ли говорить, как волновался автор. Успех был ошеломляющим. Мальчишка в одночасье сменил свой статус: вчерашний изгой вдруг стал популярным человеком. Вскоре его удалось привлечь к оформительским работам в школьном музее. Дело пошло. К концу выпускного класса мы все искренне жалели, что из школы уходит такая яркая личность.
Известно, что в своем развитии личность школьника преодолевает несколько комплексов. Наиболее часто встречается комплекс неудачника. Это не является каким-то особенным свойством нашей школы. Отнюдь.
Недавно (в 1991 г.) издательство «Прогресс» выпустило книгу известного американского психолога и педагога, исследующего «проблему человека», профессора Уильяма Глассера «Школы без неудачников». Автор очень глубоко анализирует прежде всего причины появления в школах одиноких неудачников, убежденных, что в жизниимне везет и никогда лучше не будет. Основная идея книги заключается вот в чем. Развитие ребенка опирается на две главные базовые потребности - потребность в любви и чувстве собственного достоинства. Первое - это не только родительская любовь или романтическое чувство, но и искренняя заинтересованность в человеке окружающих и доброе, теплое отношение к нему. Второе - это ощущение значимости собственного Я, осознание себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей. Эти базовые потребности взаимосвязаны: любовь является побудительной силой для достижения успеха и способствует самоутверждению ребенка в собственных глазах.
Большинство детей видят только два места, где можно удовлетворить эти кардинальные потребности, семью и школу. Они друг друга не исключают и не заменяют. Скажу больше, с возрастом ученик именно в школе обретает основной социальный опыт, который или укрепляет и развивает личность, или тормозит ее движение, а то и разрушает. К сожалению, не все взрослые понимают, сколь великую роль в жизни ребенка играет школа. У. Глассер считает (и я с ним вполне согласен!), что оптимальное решение проблем неудачников состоит в приобретении опыта успеха в школе.
Несколько лет назад у нас учился юноша. Он был высоким, худым и нескладным до такой степени, что ни одна парта ему не подходила. Если же он втискивался в нее, то встать мог только с партой вместе. Он так смущался своего роста, что все время норовил сложиться пополам, уменьшиться в объеме, чтобы не очень выделяться. Голоса его никто на уроке не слышал, выйти к доске ему было равносильно выходу к стенке. Спрашивали его в основном письменно, и тут он обнаруживал немалую начитанность и хорошую память. Шло время, парень сильно комплексовал. Нужно было выводить его из этого опасного состояния, необходимо было найти способ раскрепостить его.
Как-то в школе проходил очередной, традиционный праздник знаний. Мы решили для учащихся начальных классов построить Читай-город. Из книг были сооружены улицы, проспекты, бульвары, поляны сказок и т.д. Все это делали для малышей старшеклассники, они же были и экскурсоводами по городу. Одна из частей его называлась Бульвар природы. Здесь были собраны книги о флоре и фауне Земли, книги о путешествиях и путешественниках. Тогда-то и возникла мысль пригласить нашего героя. Но как помочь ему решиться выступить в роли ведущего?
Подход был найден. Мы предложили ему вести экскурсию в образе Паганеля, человека чудаковатого, но многознающего и доброго. Было учтено, что Жак Паганель всегда вызывал и вызывает большую симпатию у читателей, так что предложение было не обидным, а, напротив, лестным. Кроме того, в этом случае хорошо обыгрывались физические данные юноши. Мы надели на него очки, шляпу, дали подзорную трубу - вылитый Паганель!
И на наших глазах произошла чудесная метаморфоза: человек ожил, заговорил, вступил в общение с детьми и взрослыми. Стеснение и робость исчезли: он ведь не себя показывал, а другого. Малыши были в восторге, они забросали Паганеля вопросами, а тот показывал им свою удивительную эрудицию и ни разу не вышел из образа. С тех пор юноша стал самым популярным человеком на втором этаже (там учится начальная школа). Стоило ему только появиться в коридоре, как на него набрасывались малыши и облепляли его, как гроздья винограда. Парень таял от удовольствия и старался чаше проходить через второй этаж, даже если в этом не было необходимости.
Человек удовлетворил свои главные потребности - в любви и ощущении собственной значимости. Дальнейшую историю можно и не рассказывать, это история нормального современного человека, своевременно избавившегося от заниженной самооценки.
Сегодня, когда школа всерьез поворачивается к ребенку и он постепенно становится самоценностью, возникает необходимость овладения каждым педагогом личностным подходом, не только индивидуальным, но именно личностным. Это значит признание в каждом ученике уникальной, неповторимой личности, учет не только его возрастных психофизиологических особенностей, но и всей совокупности его внутреннего мира, этого микрокосмоса.
Немного времени назад по Центральному телевидению шел австралийский фильм «Штормовой мальчик». Фабула такова. Живет на берегу океана подросток со своим отцом. Жизнь нелегка, характер у отца суровый. Они с ним оторваны от людей. Но у мальчишки великий дар проникновения в мир природы, в котором у него много друзей. Он талантлив, но «идеально» безграмотен, дик, так как нигде не учился и ни с кем, кроме отца да любимых птиц, не общался. Однажды в этом маленьком доме двух отшельников появляется учительница, которая, вероятно, прослышала про мальчика. Она знакомится с ним и приглашает его в город, в школу. Мальчишка убегает от отца и появляется на пороге класса, диковатый, в лохмотьях; а за партами сидят ухоженные, цивильные дети и занимаются высокой наукой. Что делает учительница? Она мгновенно перестраивает все содержание урока под неожиданного новичка, она показывает ученикам своим, что он знает такое и столько, чего они ни в одной книге не вычитают. Дети с восторгом смотрят на маленького оборванца, и он постепенно становится героем класса. Вот это личностный подход! Многие ли из наших коллег решатся посвятить целый урок одному ученику? А ведь как было бы хорошо, если в один прекрасный день учитель начал бы так: «Сегодня я посвящаю урок Володе Волкову: у него нынче важное событие...»
Личностный подход вносит существенные изменения в методику обучения и воспитания.Основные методы воспитания, к примеру, если говорить укрупненно, сводились к следующему: воспитание словом, воспитание делом, воспитание примером (образцом). Это, как правило, методы прямого воздействия. Носегодня особое значение приобретают приемы косвенного влияния на личность. И в этом смысле на первый план выдвигается метод педагогической ситуации.Поучительное слово учителя может и не звучать, никакого воспитательного «мероприятия» можно и не организовывать, требование подражать положительному примеру отсутствует. Ситуация - это стечение обстоятельств. Оно может носить объективный или стихийный характер, а может быть специально смоделировано педагогом. Такое преднамеренное стечение обстоятельств становится методом опосредованного, косвенного, а порой и скрытого воспитательного воздействия.Природа ситуации такова, что ребенок не чувствует себя объектом, он не ощущает той педагогической нарочитости, которая всегда вызывала крик души: «Не воспитывайте меня!»
Воспитательные ситуации могут быть многообразными: ситуация творчества, ситуация выбора, ситуация успеха, ситуация авансированного доверия и т. д. Например, типичной ситуацией творчества может служить «мозговой штурм», разработка идеи, придумывание вариантов действия, урок творчества и т.д.
Говоря о воспитании личности, мы придаем первостепенное значение самовоспитанию, именно самовоспитание делает человека хозяином обстоятельств, он сам создает для себя ситуации, вызывающие процессы саморегуляции. В этом плане человек должен воспитывать в себе обязанность, ответственность, сознание важности личных усилий как верного пути к успеху. Многие из нас, выросших в примитивных условиях общественного воспитания, потеряли способность принимать серьезные решения на свою личную ответственность. Мы все полагаемся на то, что кто-то нам поможет, кто-то за нас похлопочет, многие привыкли отсиживаться за спиной коллектива, начальства. Мы потеряли вкус к риску, к решительным поступкам, к личной предприимчивости. Те из нас, кто бывал в западных странах, были поражены, как там родители и учителя с малых лет приучают ребенка к ответственности за свои поступки, к самостоятельности. Вот лишь одна деталь: в американских школах не знают, что такое списывание, шпаргалка. Конечно, условия острой конкуренции требуют и соответствующих качеств личности. Мы воспитаны в другой вере. Для нас простить, пожалеть, подсказать, «подстелить соломку», принять детские трудности на себя - это и значит проявить гуманизм и любовь. Если говорить откровенно, очень не хочется отказываться от этих принципов. Но когда видишь недоросля-ленивца, который живет с постоянным расчетом, что за него похлопочут, заступятся, подстрахуют, «умаслят» кого надо, и в результате он может двигаться по жизни без особого напряжения, без личных усилий, понимаешь, что иждивенческая психология — это результат ложной любви. И все-таки истина, как всегда, посередине: вряд ли будет правильным, если воспитание борцов за счастье людей сменится воспитанием борцов за личное благополучие; если здоровая, честная состязательность превратится в хищную конкуренцию; если любовь к человеку и добротворчество превратятся в предмет насмешек и издевательств. Мера любви и мера ответственности должны находиться в гармоническом соотношении.
Обратимся вновь к У.Глассеру:
«Разумеется, каждый ребенок должен нести ответственность за собственный труд во имя достижения жизненного успеха и преодоления трудностей. Однако ответственность за обеспечение такой системы образования, где бы успех был делом не только возможным, но и реальным, где бы дети успешно учились и могли реализовать свои способности, должно нести общество».
Есть сфера деятельности и человеческих отношений, которую мы почти никогда не включаем в воспитание. Я имею в виду сферу правовых (и в том числе международных) актов, с которой вовсе не знакомы наши дети, даже с теми документами, что созданы специально дляихзашиты. Видимо, это идет не только от юридической неосведомленности, но и вообще от неумения жить в правовом государстве.
История человечества, а особенно мучительное потрясение второй мировой войны, побудила всерьез, в глобальном масштабе заняться проблемой прав человека. Мировое сообщество, которое возникло в 1945 г., начало свою деятельность с подготовки Всеобщей декларации прав человека, а потом и декларации прав ребенка.
Давайте честно спросим себя: кто из наших педагогов читал эти документы и кто использует их в своей работе по воспитанию личности? Ответ нетрудно представить.
А между тем Генеральная Ассамблея Организации! Объединенных Наций еще в 1968г. приняла решение о включении в школьные программы стран – членов ООН, преподавания основных принципов, идей и содержания этих документов. ЮНЕСКО организовала несколько международных педагогических семинаров по этому вопросу, разработала специальную программу преподавания и практических занятий, помогающих освоить кардинальные принципы, лежащие в основе этих документов. Исследовательская группа Женевского университета под руководством профессора Л.Массаренти подготовила специально для детей упрощенныйтекст деклараций. Вот несколько примеров: