Казахский язык и триединство языков

Ответственная языковая политика является одним из главных консолидирующих факторов казахской нации.

(1) Казахский язык - это наш духовный стержень.

Наша задача - развивать его, активно используя во всех сферах. Мы должны оставить в наследство нашим потомкам современный язык, в котором к опыту многих поколений наших предков был бы гармонично добавлен и наш заметный след. Это задача, которую должен самостоятельно решать каждый уважающий себя человек.

Государство, со своей стороны, многое делает для укрепления позиций государственного языка. Необходимо продолжить реализацию комплекса мер по популяризации казахского языка.

Нам необходимо, начиная с 2025 года, приступить к переводу нашего алфавита на латиницу, на латинский алфавит. Это принципиальный вопрос, который нация должна решить. Когда-то в истории мы такой шаг уже совершали.

Ради будущего наших детей мы должны принять такое решение, и это создаст условия для нашей интеграции в мир, лучшего изучения нашими детьми английского языка и языка Интернета, и самое главное - это даст толчок модернизации казахского языка.

Мы должны провести модернизацию казахского языка. Надо сделать язык современным, искать консенсус в вопросах терминологии, раз и навсегда решить вопрос о переводе на казахский язык устоявшихся международных и иностранных слов. Этот вопрос не должен решать круг обособленных деятелей. Правительству надо разобраться в этом.

Есть одинаково принятые во всем мире термины, они обогащают любой язык. Мы же сами себе начинаем усложнять жизнь, вносим путаницу и сумятицу в умы, копошимся в архаике. И таких примеров немало.

Я предлагаю составить список как минимум сотни современных книг, написанных на современном языке, и перевести их по-современному на казахский язык. Возможно, надо объявить конкурс среди молодежи: пусть они подскажут нам, что им особенно интересно и полезно.

***

Надо чтобы политика развития казахского языка не способствовала его отторжению, причем даже казахами. Наоборот, язык должен стать консолидатором народа Казахстана. Для этого языковую политику надо проводить грамотно и последовательно, не ущемляя ни один язык, на котором разговаривают казахстанцы.

Вы знаете о нашей политике - к 2025 году 95% казахстанцев должны владеть казахским языком.

Для этого сейчас создаются все условия.

Таким образом, уже к 2025 году казахский язык станет главенствовать во всех сферах жизни, станет языком повсеместного общения. И это, безусловно, будет важнейшим достижением нашего государства. Наш суверенитет, наша независимость наконец-то обретет то, что скрепляет нацию, цементирует ее, - это родной язык. Это главный бриллиант в короне суверенности нашего государства.

(2) В настоящее время мы принимаем активные меры по созданию условий для того, чтобы наши дети наряду с казахским активно изучали русский и английский языки.

Трехъязычие должно поощряться на государственном уровне.

К русскому языку и к кириллице мы должны относиться столь же бережно, как к казахскому языку. Всем очевидно, что владение русским языком - это историческое преимущество нашей нации.

Нельзя игнорировать тот факт, что именно посредством русского языка уже на протяжении не одного столетия казахстанцы обретают дополнительные знания, расширяют свой кругозор и круг общения как внутри страны, так и за ее пределами.

Мы должны сделать рывок в изучении английского языка. Владение этим «лингва франка» современного мира откроет для каждого гражданина нашей страны новые безграничные возможности в жизни.

Вопросы и задания:

1. О чем свидетельствует употребление разговорной лексики, в таком жанре как Послание?

2. Поскольку выразительность речи и наглядность ее изложения связаны с когнитивной задачей обработки информации, понимания и запоминания содержания высказывания, президент использует такие риторические приемы, как тропы (метафора), кавычки и фигуры речи (синтаксический параллелизм, эллипсис, бессоюзие, риторический вопрос, повтор, многосоюзие (Приведите примеры)

3. На словообразовательном уровне доминирует тенденция использования морфем, формирующих отвлеченное значение: 1) нулевой суффикс ( ); 2) суффикс - ость ( );3) суффикс – ность ( ); 4) суффикс - ени) е ( )

4. Президент использует различные приемы, облегчающие понимание речи: параллельное построение предикативного ядра, уподобление форм подлежащего и сказуемого, расчлененность структуры, повтор, структурирование информации, длина предложения. (Приведите примеры)

5. Президент доказательность своих суждений обосновывает, используя приемы рациональной аргументации: приводит цифровые данные для подтверждения объективности своих высказываний, а также использует безличные предложения со сказуемым, выраженным сочетанием слов категории состояния и инфинитива, лексику с отвлеченным значением. (Приведите примеры).

Контрольные вопросы: Что называется речью и чем речь отличается от языка? По каким основаниям можно описать и проанализировать речь? Что такое речевая деятельность? Назовите виды речевой деятельности. Чем отличается устное общение от письменного? Дайте определение понятий монологическая речь, диалогическая речь, устная речь, письменная речь. Назовите жанры.

Тема 3 «Текст как ведущая единица словесной коммуникации»

«ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ».

Цели: рассмотреть понятие текста, ознакомить с его основными признаками; воспитать принципы здорового образа жизни.

План занятия:

1. Текст.Основные признаки текста.

2. Абзац как средство членения текста. ССЦ как компонент текста.

3. Тема текста. Микротемы текста.

4. Основная мысль (идея) текста.

5. Способы связи предложений в тексте (цепная и параллельная).

Наши рекомендации