Тема 2 «Речь: виды и формы речи»
«НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ В РК»
Цели: определение понятия «речь»,усвоение необходимых знаний о речи, отличие речи от языка; знакомство с видами речевой деятельности; содействовать формированию правовой культуры студентов, гражданственности и патриотизма.
План занятия:
1. Язык и речь
2. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности
3. Общая характеристика видов и форм речи
4. Основные жанры письменной и устной речи
Практическое занятие (ПЗ) – 2 ч.
Форма отчета о выполнении: устный опрос по теории вопроса; анализ текстов на лексическом уровне.
Справочный материал
Термин «речь» используется в двух значениях. Во-первых, речью называется один из видов коммуникативной деятельности человека: использование языка для общения с другими людьми. В этом смысле речь — это конкретная деятельность, выражающаяся либо в звуковой форме, либо в письменной. Во-вторых, речью называется результат деятельности — текст (статья, сообщение и т.д.).
Речь - обмен информацией между людьми при помощи языка. Язык – система знаков и символов отражающая цивилизованный опыт человека.Речь— в традиционном понимании конкретное говорение, происходящее как в устной, так и в письменной форме. Речь при этом определяется не только как сам процесс говорения, но и результат этого процесса, т.е. речевая деятельность и речевые произведения, фиксируемые памятью и письмом. Речь обычно характеризуется через противопоставление языку, где язык определяется как система знаков, а речь – реализация данной системы знаков, но в совокупности речь и язык образуют единый феномен языка. Если язык – это орудие (средство) общения, то речь есть производимый этим орудием способ (вид) общения. Речь материальна, воспринимается чувствами, (слухом, зрением, осязанием), язык же (языка) включает в себя абстрактные аналоги единиц речи. Речь конкретна, неповторима, устремлена к определенной цели, обусловлена ситуацией общения, развертывается во времени и пространстве, является видом свободной творческой деятельности.
Таким образом, в слове «язык» преобладающим значением является «система, структура», а в слове «речь» — «деятельность».
Речевая деятельность включает четыре основных аспекта, которые принято называть видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.
Говорение — это отправление речевых акустических сигналов, несущих информацию.
Слушание (или аудирование) — восприятие речевых акустических сигналов и их понимание.
Письмо — зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов.
Чтение — расшифровка графических знаков и понимание их значений.
При говорении и слушании человек оперирует акустическими сигналами, а при письме и чтении — графическими знаками.
Указанные четыре вида речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения. Кроме того, степень сформированности навыков речевой деятельности служит критерием оценки уровня владения языком (не только иностранным, но прежде всего родным) и показателем общей культуры человека.
Продуктом речевой деятельности человека является речь. С точки зрения формы речь может быть устной или письменной, а с точки зрения количества говорящих–диалогической или монологической.
Диалогическая речь – вид речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Особенности диалогической речи: краткость высказывания, широкое использование внеречевых средств общения (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие предложений неполного состава, свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, преобладание простых предложений.
Монологическая речь –вид речи, обращенный к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; в отличие от диалогической речи характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказываний, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью.
Письменная речь— это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора. Письменная форма речи является основной для официально-делового и научного стилей речи, для языка художественной литературы. Публицистический стиль использует в равной мере письменную и устную формы речи (периодическая печать и телевидение). Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить ее постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками.
Если в устной речи применяется интонация как средство смыслового выделения частей высказывания, то на письме используются знаки пунктуации, а также различные средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста: использование иного типа шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчеркивание, обрамление, размещение текста на странице. Указанные средства обеспечивают выделение логически важных частей текста и выразительность письменной речи. Письменная форма речи, связанная с выражением и восприятием мыслей в графической форме. Письменная речь включает в себя, таким образом, два вида речевой деятельности: письмо (продуктивный), чтение (рецептивный).
Устная речь – форма речи. Состоящая из умения понимать, звучащую речь (аудирование) и умение производить речь в звуковой форме (говорение).Устная речь - это речь, произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности. Важнейшей отличительной чертой устной речи является ее неподготовленность: устная речь, как правило, создается в ходе беседы. Однако степень неподготовленности может быть различной. Это может быть речь на неизвестную заранее тему, осуществляемая как импровизация. С другой стороны, это может быть речь на заранее известную тему, обдуманная в тех или иных частях. Устная речь такого рода характерна для официального публичного общения. От устной речи, т.е. речи, порождаемой в процессе говорения, следует отличать речь, читаемую или выученную наизусть; для этого вида речи иногда применяют термин "звучащая речь".
Основные жанры письменной и устной речи.Принятые в определенных ситуациях и предназначенные для передачи определенного содержания типовые способы построения речи называют речевыми жанрами.«Речевые жанры организуют нашу речь почти также, как ее организуют грамматические формы (синтаксические), — писал выдающийся русский филолог М.М. Бахтин.
Жанры письменной речи:
Аннотация, выписка, заметка, изложение, комментарий, конспект, обобщение, описание, письмо, план, план, резюме, реферат, рецензия, статья.
Жанры устной речи:
Неподготовленная устная речь – спонтанные жанры: разговор в семье (за обедом), интервью, выступление в прениях.
Частично подготовленная - деловая беседа, интервью (подготовлены вопросы), выступления в прениях, юбилейная публичная речь, научный доклад.
Подготовленная речь: выступление оппонента в дискуссии, публичная юбилейная речь, научный доклад, обращение президента, главы правительства к народу, отзыв-отклик о просмотренной телепередаче, информационное сообщение, характеристика выдвигаемого кандидата.
Дидактический материал
Задание 1. Прочитайте текст. Выделите новую для вас информацию.