Принятие официального приглашения
Accepting a formal invitation
(Имя) с благодарностью принимает Ваше приглашение принять участие в ...... (прием), который состоится в ........ (место) ...... (дата) 200... года.
(Без подписи)
***
(Name) thanks the Managing Director of ........ (firm) for his kind invitation to ....... (function) to be held at ....... (place) on ...... (date) 200... at .... o'clock and has pleasure in accepting.
(No signature)
Отказ от официального приглашения
Refusing a formal invitation
(Имя) весьма признателен Вам за Ваше приглашение принять участие в ...... (прием), который состоится в ....... (место) ....... (дата) 200... года, но к сожалению, не может его принять в связи с запланированной встречей на этот день.
(Без подписи)
***
(Name) thanks the Managing Director of ....... (firm) for his kind invitation to ...... (function) to be held at ...... (place) on ...... (date) 200... and regrets that he has a prior engagement on that day and is therefore unable to accept.
Если вы приняли приглашение, а затем по каким-либо причинам решили отказаться от него, то извинить вас могут только болезнь, смерть члена семьи или внезапный и неизбежный отъезд. В любом случае следует тут же сообщить о ваших намерениях устроителям приема.
Если вы под одним из вышеперечисленных предлогов ответили отказом, то уже не должны принимать другое приглашение, более интересное для вас. Всегда есть вероятность встретить на другом приеме знакомых, которые уверены, что вы больны или в отъезде.
Если вы не хотите идти на какой-то конкретный прием, то фраза «К сожалению, 13-го мы будем заняты» дает возможность принять любое другое предложение.
Если вас пригласили на прием, а вы не смогли прийти, то вам следует организовать ответное мероприятие. С точки зрения этикета, важно именно намерение пригласивших видеть вас, и поэтому вы должны ответить подобным приглашением.
2. Деловые приемы устраиваются по случаю национальных праздников, годовщин событий на двусторонней или многосторонней основе, в честь находящейся в стране иностранной делегации, открытии представительства фирмы, презентации товаров, а также в порядке повседневной работы.
Поводы светских приемов также разнообразны: день рождения, свадьба, рождество, Новый год, театральная премьера, открытие оперного сезона и т. д. Основными видами приемов являются: «Завтрак» («Lunch»), «Обед» («Dinner»), «Обед-буфет» («Buffet Dinner»), «Ужин» («Supper»), приемы типа «А-ля фуршет», «Коктейль», а также маленькие приемы — кофейный или чайный стол.
Приемы подразделяются на дневные и вечерние, а также приемы с рассадкой за столом и без нее.
Дневные приемы: «Бокал вина с сыром» или «Завтрак». Все остальные приемы относятся к вечерним.
На приеме необходимо следовать традиционным правилам представления и учитывать такие моменты, как: порядок представления, использование официальных титулов и званий, приветствие при представлении.
Знакомство.
Согласно строгим канонам этикета:
· младшие по возрасту представляются сначала старшим;
· лица, занимающие более низкую ступень в общественном положении, представляются тем, кто находится выше их в социальной иерархии;
· мужчина представляется женщине первым;
· один человек представляется группе (даже состоящей из двух лиц) первым;
· женщина не представляется сама.
При равенстве по одним условиям представления во внимание принимаются другие. Например, при равном общественном положении более молодой человек представляется более пожилому.
А как быть, например, если надо представить молодую студентку мужчине-профессору? В таких случаях необходимо учитывать ряд ситуативных и психологических моментов. На официальных мероприятиях или в случае, если студентку знакомят для дальнейшей работы с профессором, ее представляют первой. Если же встреча происходит в дружеском кругу, к тому же профессор не желает подчеркивать свой возраст и положение, первым представляют его. В целом же, как правило, мужчину представляют первым при «равенстве» других условий.
Трудности при представлении возникают также, если неизвестен, например, социальный статус человека. Подобных ситуаций следует избегать на официальных мероприятиях — там заранее должен быть известен список приглашенных. В иных же случаях следует ориентироваться на те параметры, которые очевидны — пол или возраст представляемых.
Современные правила этикета допускают самостоятельное представление женщины. Особенно на деловых встречах.
При официальном представлении используются титулы и звания представляемых. Это часто оказывается важным в дальнейшем при деловых контактах. Различают воинские, дипломатические, церковные, ученые звания. На официальных приемах указываются и дворянские титулы — барон, князь и другие.
При указании звания имя можно опустить. Например, «Разрешите представить вам генерал-лейтенанта Иванова». Однако, если очевидно, что собеседники в дальнейшем будут обращаться друг к другу по имени, можно сразу его назвать при представлении, допустим «Советник российского посольства господин Петров Владислав Михайлович» или «профессор Сергеев Илья Анатольевич».
Ученая степень также является титулом. Следует иметь в виду, что в подавляющем большинстве стран ученая степень кандидата наук отсутствует, поэтому при представлении она либо не упоминается, либо именуется как доктор.
Во многих странах профессорское звание означает, что человек преподает в университете. Это необходимо иметь в виду. Например, профессор университета Г. Киссинджер, будучи назначенным на должность государственного секретаря США, стал именоваться как доктор Киссинджер. Звание профессора к нему вернулось вместе с его возвращением в университет.
Не следует завышать звание представляемого вами человека. Вы можете оказаться в очень неловкой ситуации сами и поставить в такую же ситуацию других людей.
Порядок приветствия.
Во всех странах мира, в цивилизованном обществе люди при встрече приветствуют друг друга, выражая этим симпатию и доброжелательность. После приветствия обычно следует непродолжительная беседа. Приветствие сопровождается словами и действиями — рукопожатием, поклоном, целованием руки, снятием шляпы.
Согласно существующему этикету, первым приветствует:
· мужчина женщину;
· молодой человек — более пожилого;
· человек, занимающий более низкую ступень в общественной иерархии, — того, кто находится на более высокой ступени.
Если встречаются две женщины, одна из которых находится в обществе мужчины, а другая одна или в обществе другой женщины, то согласно этикету вначале здоровается первая. При встрече супружеских пар первыми здороваются женщины, потом мужчины приветствуют женщин, а после этого — друг друга.
Если к сидящему мужчине подходит женщина или старший по возрасту мужчина, то сидящий должен встать, приветствуя их. Однако, если они проходят мимо, достаточно лишь чуть приподняться.
Тот, кто подходит к стоящему, приветствует его первым. Первым также приветствует общество опоздавший, даже в том случае, если это женщина.
На официальных приемах, в гостях прежде всего приветствуют хозяйку и хозяина.
Очень неловко выглядит долгая пауза при встрече. Поэтому не следует слишком много времени тратить на «оценку» различий в возрасте или в социальном статусе человека, особенно, если они не очевидны. Не надо бояться поздороваться первым. Следуйте в таких ситуациях известному афоризму: первым здоровается тот, кто лучше воспитан.
У разных народов существуют особенности в порядке приветствия. Так, в мусульманских странах мужчина не должен первым приветствовать красивую женщину. Если у вас нет возможности подробно познакомиться с обычаями того или иного народа, следуйте общепринятым нормам.
Рассадка за столом.
Приемы с рассадкой за столом: «Завтрак», «Обед» и «Ужин». Согласно международной практике, наиболее почетны.
Места за столом делятся на более почетные и менее почетные. Самое почетное место на мужском приеме — справа от хозяина, а на смешанном приеме, когда присутствуют как мужчины, так и женщины — справа от хозяйки дома. Далее идут места слева от хозяйки и хозяина. По мере удаления от хозяйки и хозяина места становятся менее почетными. Главное правило рассадки: на самых почетных местах сидят самые почетные гости. При рассадке за столом придерживаются также следующих правил:
· первыми по правую и левую руку от хозяйки сажают представителей сильного пола; хозяина окружают дамы. Затем места чередуются: рядом с женщинами сажают мужчин, и наоборот;
· женщину не сажают с женщиной и на торцы стола, если там не сидит мужчина;
· мужа никогда не сажают рядом с женой;
· два иностранца из одной страны также не сидят вместе;
· если прием деловой, то последние места за столом занимают сотрудники фирмы-устроителя приема, но не женщины.
Хозяин предлагает руку первой даме и первым проходит в столовую. Почетный гость предлагает руку хозяйке дома, и они входят последними. Гости занимают свои места после того, как сядет хозяйка приема. Если прием неофициальный, то руку дамам не предлагают. В этом случае хозяйка приема сопровождает женщин в столовую, а хозяин — мужчин. По окончании завтрака или обеда хозяйка встает из-за стола первой.
Чтобы гости без затруднений могли найти свои места за столом, в гостиной у входа в столовую выставляется или вывешивается план-карта стола, в которой указывается место каждого гостя. Кроме этого, на столе у каждого прибора (куверта), обычно на самый высокий бокал или рядом с прибором кладется кувертная карточка с фамилией гостя. Иногда гостю в приглашение вкладывается карточка со схемой стола.
Господину…………………………… Госпоже…………………………….... Ваше место за столом |
Границы
3. Если вас пригласили на прием типа «Коктейль», «А-ля фуршет», то время начала и окончания приема четко обозначены на приглашении. Гости могут приходить и уходить в любой час указанного времени. Нормальным считается пребывание на приеме до 1,5 часов. Приход на прием в начале и уход с него в конце принято считать выражением особого уважения к устроителям приема. Позднее прибытие и ранний уход (без уважительной причины) рассматриваются как желание гостя подчеркнуть натянутые отношения с устроителями приема.
Если прием деловой, то грубым нарушением этикета считается приход сотрудников фирм, представительств и т. д. позже своего руководства.
Если вы опоздали, а хозяев приема нет там, где они должны встречать гостей, то желательно разыскать их и поздороваться.
В тех случаях, когда устраивается официальный прием с рассадкой за столом, следует учесть, что время, отведенное для сбора гостей составляет примерно 30–35 минут, после чего хозяева и гости садятся за стол. В ряде случаев на приглашениях ставятся два времени: например, 20 часов и 20 часов 30 минут, что означает: напитки будут в 20 часов, а ужин — в 20 часов 30 минут. Более чем на 10–15 минут после назначенного времени на прием опаздывать не принято.
Если вы сомневаетесь во времени начала приема, не стесняйтесь уточнить его у хозяев заранее.
4. Если приём носит официальный характер, хозяйке обязательно понадобится помощь либо домашней прислуги, либо нанятых для этого случая официантов. На приёмах с полным обслуживанием число гостей, обслуживаемых одним официантом, не должно превышать шести человек. Первыми обслуживают самых почётных гостей, затем хозяев и далее по мере удаления от них.
Тарелки наполняются на кухне, и - за исключением блюд с фруктами, сладостями и орехами - кушания на стол не ставятся. Все необходимые тарелки должны стоять перед каждым гостем до того момента, как будут убраны тарелки для салата перед десертом.
5. Некогда существовал ныне уже почти забытый обычай "поворачивать стол", преследовавший простую цель: более или менее равномерно "распределять" застольную беседу между двумя соседями, рядом с которыми вы сидите. Хозяйка после первых двух блюд (или в любое другое время, когда ей того хотелось) переключала внимание с мужчины, который сидел по правую руку от нее, на соседа слева. Все сидевшие за столом дамы должны были, заметив перемену, тут же последовать ее примеру. Это, конечно, было искусственным средством переключить внимание гостей с одного соседа на другого, тогда как такое переключение должно происходить вполне естественно и без всяких специальных знаков. В настоящее время, как правило, беседу поддерживают трое или четверо сидящих рядом людей. Если же, тем не менее, вы заметили, что один из ваших соседей оставлен без внимания, обычная вежливость заставит вас либо вовлечь его в общую беседу, либо в перерыве обсуждения обратиться и к нему. Незыблемое правило сводится к тому, что во время застолья вы должны обменяться хотя бы несколькими фразами с каждым из своих соседей. Вы просто обязаны так поступить, и выбора у вас нет! Даже в том случае, если вы сидите рядом с человеком, к которому не испытываете совершенно никакого интереса, соображения хозяйки и некоторых других гостей требуют, чтобы вы ничем не выказывали к нему пренебрежительного отношения и хотя бы время от времени перебрасывались с ним парой фраз. Есть здесь и некоторые другие, более гибкие правила. Присутствующий среди гостей достаточно известный человек не должен все время говорить только о себе или своих профессиональных проблемах и всех учить жить. Ему следует выслушивать мнения соседей. Беседы на профессиональные темы легко могут нагнать скуку на присутствующих, если только все гости не заняты одним и тем же делом или не имеют одинаковых увлечений. Вы были когда-нибудь на вечеринке, организованной в субботу вечером, после того, как большинство присутствующих мужчин весь день играли в гольф? Если только вы сами не заядлый игрок в гольф, вам лучше было бы остаться дома с интересной книгой! Иначе говоря, любой гость, который обсуждает лишь одну тему, не принимая в расчет интересы слушателей, может им очень скоро надоесть. Гости, приглашенные на официальный обед, никогда не разговаривают с прислугой, хотя могут сказать: "Спасибо, не надо" или попросить о чем-то, что хозяйка забыла подать на стол. Конечно, если вы хорошо знакомы со служанкой и до начала обеда в узком кругу с ней не виделись, когда она что-то вам подаст, следует с ней поздороваться и сказать: "Добрый вечер, Мэри, рад вас видеть", или что-нибудь в этом роде.
6. Любой прием выиграет от хорошо подобранной музыки. На официальном приеме могут выступить пианист, гитарист, камерный квартет или даже оркестр малого состава, исполняющие популярные пьесы. На небольшом семейном приеме принято давать записи камерной вокальной или негромкой инструментальной музыки. Важно, чтобы музыкальное сопровождение не было слишком громким, навязчивым, оно должно приносить удовольствие всем вашим гостям. Помните, что музыка на приеме отражает ваш вкус. Во время выступлений с речами или обмена тостами музыка замолкает.
В ходе официальных государственных приемов иногда исполняется государственный гимн, который все присутствующие слушают стоя.
Бывает и так, что в ходе официального приема для гостей может выступить известный певец, исполнитель-инструменталист с одним-двумя небольшими произведениями. Такие выступления, как правило, указываются в официальной программе вечера, которая раздается гостям или лежит на столе вместе с меню. Оно приурочивается к перемене блюд. Помните, что во время выступления приглашенного артиста нельзя жевать, стучать ножами, переставлять приборы, разговаривать друг с другом. Присутствующие должны быть подчеркнуто внимательны к исполняемой музыке и награждать выступающих аплодисментами.
7. К выбору подарка следует относиться очень серьезно и внимательно, потому что люди чувствуют — выбран подарок с вниманием, или — лишь бы выполнить обязанность. В подарок нужно «вложить душу» — выдумку, изобретательность, остроумие, доброту — словом, все, на что вы способны. И дело не в цене подарка — в искренности ваших чувств.
Вспомните трогательную историю О’Генри «Дары волхвов» о супружеской паре. Героиня этого рассказа Дела отрезала и продала свои роскошные волосы, чтобы купить мужу цепочку к его единственной дорогой вещи — часам. А Джим продал свои часы, чтобы купить любимой жене черепаховый гребень к волосам. Желание доставить радость любимому было столь бескорыстным и сильным, что каждый из них расстался с тем лучшим, чем владел.
Даже если средства позволяют, не принято дарить слишком дорогие вещи, дабы не поставить хозяев в неловкое положение. Следует учитывать, что во многих странах официальным должностным лицам запрещается принимать дорогие подарки.
Даже на официальных встречах подарки должны носить оттенок личного отношения, внимания. Если вы едете к близким вам людям, подумайте о том, что бы им было приятно получить. Старайтесь выбрать что-нибудь интересное, как будто выбираете подарок для себя.
Выбор подарка зависит во многом от характера ваших отношений с тем, кому вы его собираетесь преподнести. Так, руководителю организации можно подарить какую-нибудь скульптуру, гравюру, памятную медаль, книгу или художественный альбом. Личные вещи — галстуки, рубашки, духи — можно дарить лишь самым близким людям.
Подарки, которые всегда уместны и которые можно дарить каждому, — это цветы, сладости, фрукты, книги, письменные принадлежности, изделия из стекла, хрусталя, серебра, кожи, керамики.
Лучший подарок — это книга. Если книга выбрана с учетом вкусов и интересов юбиляра, она займет достойное место в его доме и душе. Поэтому отнеситесь к выбору подарка из книжного магазина серьезно и даже, может быть, ответственнее, чем к поискам другого сувенира.
Не следует дарить неуместных подарков. Порой случается, что дорогой, но случайный подарок, может оскорбить национальное достоинство хозяев. Известен такой случай, происшедший во время пребывания на Мадагаскаре президента ФРГ Г. Любке. По окончании митинга в столице Малагасийской Республики Антананариву Любке вручил хозяевам подарок — цветной телевизор производства ФРГ. Об этом гости торжественно объявили многочисленной толпе. Однако подарок вызвал не восторг, а возмущение, обиду — ведь в стране тогда еще не было телевидения, ни черно-белого, ни тем более цветного. Как же были унижены люди, в глазах которых дорогой подарок — результат технического прогресса — напоминал им об экономической отсталости родной страны.
Также важна целесообразность, тактичность подарка. В противном случае может получиться, как в известной истории: «Старушке прислали в подарок кофейник, а пуделю — клетку и медный ошейник. Довольна старушка, а пудель не рад и просит подарки отправить назад». Поэтому иногда, если представится удобный случай, можно деликатно выяснить, что хотел бы получить тот, кому собираются делать подарок.
Выбор цветов зависит не только от времени года, но и от того, кому дарят букет и в каких отношениях с ним состоят. Иногда маленький пучок весенних фиалок может передать больше нежности и теплоты, чем пышные розы. Можно дарить и один крупный цветок или ветвь, например, розу, калу, гладиолус. Маленький цветок или букетик можно прикрепить к подарку.
Цветы обычно вручают, сняв с них упаковку, конечно, если она не декоративное украшение, при этом левой рукой протягивают цветы, а правую держат готовой для рукопожатия. Мужчинам дарят цветы, главным образом в день рождения, при посещении больного, поздравляя ветеранов.
Живые цветы — лучший подарок. Нет необходимости опасаться, что тому или иному цветку может быть приписано какое-либо особое скрытое значение и что подаренные вами цветы могут вызвать осложнение в ваших отношениях с теми, кому они преподносятся. За редким исключением можно дарить любые цветы (если вы находитесь за границей необходимо выяснить принято ли, согласно обычаям, дарить цветы в той или иной стране. Также необходимо выяснить какие цветы в данной стране дарить не принято; какие цветы дарятся по тому или иному поводу поводу). Следует помнить, что в некоторых странах гортензии и хризантемы, например, символизируют скорбь, а ярко-красные розы дарят только близким людям — матери, жене, сестре, невесте, так как считается, что красный цвет свидетельствует о любви.
Составляя букет, небесполезно помнить о биологической несовместимости некоторых цветов.
Лучше всего выглядят букеты, составленные из цветов одного вида. К ним возможны декоративные добавления типа аспарагуса. Правда, в последнее время дизайнеры удачно сочетают в цветочных композициях полевые и садовые цветы, и это выглядит очень эффектно.
Цветы можно дарить на любые праздники, в знак благодарности, например, за приятно проведенный вечер. Можно попросить продавца послать цветы по адресу, который вы укажете, вложив в пакет небольшую записку или свою визитную карточку. Цветы — приятный и ни к чему не обязывающий подарок.
Вопросы для самоконтроля
1. Этика потребления спиртных напитков и блюд.
2. Прием «бокал шампанского». Условия проведения. Этика поведения.
3. Виды и назначение основных столовых приборов. Правила пользования.
4. Прием «бокал вина». Условия проведения. Этика поведения.
5. Организация чайного стола (повод, сервировка, ассортимент блюд, церемония чаепития).
Литература
1. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения : учебник для нач. проф. образования / Г. М. Шеламова. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 160 с.
2. Журнал «Справочник секретаря и офис-менеджера»
3. Журнал «Секретарь-референт»