Структура учения по Т.И. Шамовой (компоненты)
• мотивационный,
• -ориентационный (принятие учеником цели будущей учебно-познавательной деятельности, ее планирование и прогнозирование),
• -содержательно-операционный (способы овладения знаниями),
• -ценностно-волевой (внимание, воля, эмоции помогают осуществлению учебной деятельности),
• -оценочный (происходит соотнесение результата с поставленной целью)
Фазы занятия в системе критического мышления
1. Фаза вызова
2. Фаза осмысления
3. Фаза обобщения и рефлексии
Традиционные элементы структуры урока
1. Изучение нового материала.
2. Закрепление пройденного.
3. Контроль и оценка знаний.
4. Домашнее задание.
5. Обобщение и систематизация знаний.
(учебник Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого)
Вариант структуры занятия
1. Мотивационный блок
2. Информационный блок
3. Аналитический блок
4. Рефлексивный блок
Мотивационный блок
Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. | ||
Организация (ожидаемые результаты или цель – задачи, инструкции, пояснения) | Интерес (введение в тему, «якорь», «крючок», «подкидная доска») | Проблема (основной вопрос занятия, обращение внимания на главное противоречие) |
СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОТИВАЦИИ
Рассмотрение ситуации
В семье решают, на что стоит потратить средства в ближайший месяц: папа предлагает купить новый телевизор, мама – обувь для всех членов семьи, сын – велосипед, дочь – поехать на выходные всей семьей на отдых. Денег хватит только на что-то одно.
ВОПРОСЫ:
Что необходимо знать, чтобы предложить решение в данной ситуации?
Какие интересы сталкиваются в этой ситуации?
Можно ли избежать конфликта в данном случае?
Графическое изображение
-картина (любой рисунок);
-фотография;
-карикатура;
-схема (диаграмма)
Понятийный ряд
-ряд понятий или слов, объединенных одним смыслом;
-несколько определений одного понятия;
-назвать пропущенные понятия в определениях или текстах;
-придумать свои ассоциации к тому или иному понятию
Художественная литература
-отрывки из художественной литературы (повести, рассказа, сказки), по которым предлагается выйти на тему занятия или сформулировать проблему;
-название нескольких художественных произведений (объединяющие элементы);
-стихи или песни (например, слова и музыка гимна);
-притчи;
-любые короткие истории.
Игра
-сценка по заранее расписанным ролям;
-спонтанная игра по определенной ситуации или теме;
-игра с непонятными правилами
Документ
-письма, листовки, воззвания;
-интервью или статьи в газете;
-исторические хроники;
-выступления известных политиков или ученых;
-статистические данные;
-национальные и государственные символы (их изображения);
-памятники старины и культуры;
-монеты, предметы быта
Афоризм (эпиграф)
-определить тему занятия на основе высказываний;
-высказать собственную точку зрения;
-назвать, что объединяет все высказывания и в чем состоит различие позиций авторов;
составить рейтинг высказываний;
-дополнить список другими высказываниями известных личностей или же попробовать придумать собственное высказывание;
-назвать проблемы или области общественной жизни, которых касаются приведенные высказывания;
-выделить основные понятия, встретившиеся в высказываниях
Видеофрагмент
-фрагмент (сцена) из художественного фильма;
-мультипликационный фильм;
-документальные хроники;
-информационно-аналитические программы
Незаконченное предложение (фраза)
-предложить окончание;
-выделить проблему;
-дополнить высказывание по собственному усмотрению
Информационный блок
Источники информации:
Устные источники
Письменные источники
Графические источники (схемы, диаграммы)
Электронные источники
Видео источники
ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические)
Аналитический блок
Обобщение
Обсуждение
Сравнение
Синтез
Выбор (отбор)
Творчество (деятельность по созданию нового продукта)
Рефлексивный блок
Оценка
Самооценка
Экспертиза
Отношение
Выделение трудностей
Присвоение опыта
Проблемный Личностно-деятельностный Эмоционально-ценностный Практико-ориентированный Подходы |
· Связь с жизнью · Посильность · Наглядность · Осознанность · Проблемность · Гуманность · Целлостность · Научность · Доступность Принципы |
1. Репродуктивный (объяснительно-иллюстративный); 2. программированный; 3. эвристический; 4. проблемный (вопрос, задача, ситуация); 5. Модельный (проектный метод) Методы обучения (по В.В.Гузееву) |
Сотрудничество Адекватность Целесообразность Вариативноость Последовательность Уважение Демократичность Творческий подход |
Виды учебной работы · Взаимные вопросы и задания («черный ящик», «волшебная шляпа», «фанты»). · Взаимообъяснение. · Беседа. · Интервью. · Драматизация (театрализация). |
Методы используемые для организации занятий · словесные · наглядные, · практические, · проблемно-поисковые · самостоятельная работа, · репродуктивные, · индуктивные · дедуктивные |
Организационные формы · Фронтальная · Индивидуальная · Групповая Дифференцированная |
Виды практической учебной деятельности учащихся · Составление словаря терминов и понятий · Составление галереи образов. · Использование ИКТ |
Домашнее задание · Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...). · Заучивание (минимального количества дат, терминов, имен). · Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных). · Составление опорных конспектов к пересказам (по желанию), планов, конспектов, выписки. · Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка, т.п.) |
Урок-образ · комбинированный урок; · урок изложения нового материала; · урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков; · урок самостоятельной работы; · урок повторения, обобщения и систематизации изучаемого материала; · урок проверки и оценки знаний, умений и навыков; интегрированный урок Типы |
Лекция Беседа Семинар Семинар-практикум Дискуссия Кино-урок Самостоятельная работа (практич., теоретич.) Деловая игра Консультация Практикум Решения «ключевых» задач Контрольная работа Зачет Защита проекта Экскурсия Праздник Виды |
Виды урока · эвристические беседы; · различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии, дискуссия по типу «Аквариум» и т.д.); · учебные и социальные проекты; · уроки-экскурсии; · деловые и ролевые игры; · практикумы; · различные викторины и другие конкурсные события; · творческие мастерские. |
Методические рекомендации по оценке учебного занятия ОРКСЭ.
Кол-во баллов | |||||||
№ | Наименование критерия | Оптимальный (эталонный) | Эффективный (высокий) | Допустимый (удовлетворительный | Критический | ||
III | II | I | |||||
Степень проявления критериального показателя | В превосходной степени | В большой степени | Проявляется средне | Проявляется недостаточно | Проявляется очень слабо | Отсутствует | |
Баллы | 8-9 | 5-7 | 3-4 | 1-2 | |||
1. | Выбор стратегии. Наличие методик развивающего обучения К какому типу относятся основные методики, применённые на данном уроке? (Пассив, актив, интерактив)? Уместно ли на данном уроке сочетание данных методик? | ||||||
2. | Системность. Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Какие были опущены, обоснованно ли это на данном уроке? Как связан урок с последующим(и) и предыдущим(и)? Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему? | ||||||
Оригинальность, профессиональная грамотность, эрудиция. Является ли урок авторским, оригинальным (полностью; отдельными УС – какими именно; урок по большей части основан на…) Какие источники, каких авторов (тексты, иллюстрации, предметы, фактография и др.) использовались на уроке? Грамотно ли (корректно) используются данные источники? Имели ли место фактические ошибки при изложении учебного материала? Насколько учитель владеет содержанием преподаваемого модуля в контексте решения воспитательных задач урока? | |||||||
. 4. | Чёткость структуры. Чёткая ли структура урока? Как осуществляются переходы от одной УС к другой, не нарушена ли логика? Правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока? | ||||||
5. | Организация диалога. Чётко ли сформулированы задания, вопросы? Понимают ли их дети? Активны ли они, проявляют интерес? Удалось ли организовать диалог между детьми? Были ли такие, которые никак не проявили себя на этом уроке (даже в качестве заинтересованных слушателей)? Дисциплина на уроке: добивался ли её учитель особыми мерами (какая-л. мотивация, личный авторитет, повышение/понижение голоса и особая интонация, дисциплинарные взыскания и др.) Помогали или мешали (сковывали диалоговую инициативу) эти меры? | ||||||
6. | Соответствие возрастным и индивидуальным психологическим особенностям. Соответствует ли предъявляемый учебный материал возрастным особенностям духовно-нравственного развития личности? Соотносится ли учебный материал с закономерностями формирования ценностных ориентаций? Учитываются ли в ходе урока индивидуальные психолого-педагогические характеристики отдельных учащихся и класса в целом (особенности восприятия, темперамента, уровень сформированности коммуникативных навыков, уровень обученности и воспитанности и т. д.)? | ||||||
7. | Реализация воспитательных задач. Велась ли работа по формированию мировоззрения, как был связан урок с жизненным опытом учащихся? Каково было воспитательное воздействие личности самого учителя? Как можно описать слово учителя, его эмоциональное воздействие, стиль педагогического общения, эмоциональную атмосферу урока? Как действовал учитель на уроке (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся, консультирование, организация межличностного/межгруппового взаимодействия, экспертиза и др.)? Был ли достигнут контакт с классом? | ||||||
8. | Обратная связь.Осуществлялось ли и как первичное, сопутствующее закрепление в процессе ознакомления с новым материалом? | ||||||
Организация текущего контроля. Как контролировалось усвоение материала (сколько учеников отвечало, каков принцип их вызова? Какие виды контроля осуществлялись на уроке? | |||||||
Организация формирования универсальных учебных действий (УУД): - личностныеи - метапредметные - предметные | |||||||
11. | Развитие. Имело ли место – на уровне, соответствующем возрасту – совершенствование в мыслительной деятельности (анализ; синтез; мышление по аналогии; работа с ассоциациями; противопоставление; обобщение, классификация, систематизация)? Были ли использованы формы работы, направленные на развитие творческого мышления? Имело ли место эстетическое развитие учащихся? Работал ли учитель над развитием коммуникативных и управленческих навыков у учащихся? | ||||||
12. | Интеграция. Сообщались ли на уроке какие-то интересные и ранее неизвестные учащимся сведения для общего развития? Осуществлялись ли интеграция (внутрипредметные, межпредметные, надпредметные связи)? Прослеживалась ли связь с другими модулями курса? | ||||||
13. | Техническое обеспечение, его обоснованность. Использовались ли на уроке раздаточные материалы, мультимедийные средства обучения, ТСО и уместно ли было их использование? Насколько грамотно изготовлены (в т.ч. и с точки зрения норм САНПИН и соблюдения авторских прав) раздаточные материалы, мультимедийные ресурсы? | ||||||
Баллы |
Критерии оценки:
От 130 до 110 баллов – ОПТИМАЛЬНЫЙ - очень высокий уровень (очень хорошо) Уважительные взаимоотношения педагога и воспитанников. Организовано сотрудничество с группой учащихся и сотворчество с отдельными воспитанниками.
От 109 до 89 баллов – ЭФФЕКТИВНЫЙ - высокий уровень (хорошо). Большинство детей объединения имеют устойчивый интерес к программе. На занятиях проявляется уважительные взаимоотношения педагога и воспитанников. Организовано сотрудничество с группой учащихся.
От 88 до 66 баллов - ДОПУСТИМЫЙ
средний уровень (удовлетворительный). Часть учащихся имеет устойчивый интерес к учебному материалу, но все-таки есть проблемы с интересом и активностью у детей. Отсутствие конфликтов с обучающимися на занятиях.
КРИТИЧЕСКИЙ - Наличие значительных проблем с заинтересованностью и активностью. Нарушаются методологические основы преподавания ОРКСЭ. Встречаются фактические ошибки.
III - От 66 до 50 баллов - критический уровень (недостаточно) устойчивый интерес к предмету имеет отдельные воспитанники
II – от 49 до 39 баллов - устойчивый интерес имеют отдельные воспитанники
I - от 38 и ниже – очень низкий уровень (неудовлетворительно) Класс не заинтересован в изучаемом материале, не проявляет активности. Учитель допускает грубые фактические ошибки. Нарушаются методологические основы преподавания ОРКСЭ [16]
Итоговый проект.
Подготовка учащихся к разработке и защите проекта
«Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьезных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает все большие масштабы, обучение ценностям и навыкам "жизни сообща"стало первоочередной задачей воспитания» Федерико Майор, генеральный директор ЮНЕСКО
Проектирование -(в широком смысле) – это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде. Проектирование– это вид деятельности, дающий начало изменениям в искусственной среде (Дж. К. Джонс,1976).
Проект – (от латинского), брошенный вперед.
В современном русском языке слово проект имеет несколько близких по смыслу значений. Так называют во-первых, совокупность документов, необходимых для создания какого-либо отчета или сооружения, во-вторых, это может быть предварительный текст какого-либо документа и, в-третьих – какой-либо замысел или план. В упрощенном виде это процесс создания или разработки чего-либо.
Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Работая с детьми над проектом, мы ориентируем их не просто на поиск, некоего нового знания, а на решение реальных, вставших перед ними проблем. Детям приходится учитывать массу обстоятельств, нередко находящихся за пределами задачи поиска истины.
Разработка проекта дело творческое, но зависит это дело от многих внешних обстоятельств. Оно учит строгости, четкости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует важное для жизни стремление – двигаться к намеченной цели. Проектирование – это не только творчество, это творчество по плану, требует ясного формулирования и осознания изученной проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с планом.
ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ:исследовательские; творческие; игровые; приключенческие; практико-ориентированные; информационные (теоретические).
Виды проектов(вариант классификации): по основным сферам деятельности в которых осуществляется проект: технические; социальные; экономические; образовательные; смешанные.
По доминирующей в проекте деятельности:исследовательские; творческие; ролевые, игровые; информационные; практико-ориентированные.
По характеру возникновения:инициативные; заказные.
По размерам самого проекта, количеству участников и влиянию на окружающий мир:международные, межгосударственные, национальные, межрегиональные; региональные, межотраслевые, отраслевые, корпоративные, ведомственные, индивидуальные.
Современный проект учащегося – дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Исследовательский проект: подчинен логике научного исследования и имеет структуру приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Например, «Дом в котором я хочу жить».
Творческие проекты: не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности, следует договориться о планируемых результатах и форме их представления. Оформление результатов требует четко проработанной структуры в идее сценариев, репортажей, дизайна к рубрике. Планируемый результат возможно представить в виде: видео фильм, спортивная игра, шоу-праздник, экспедиция, выпуск газеты, арт-мастерская.
Приключенческие (игровые) – участники принимают на себя определенные роли. Ведущий вид деятельности – ролевая игра. Возможна имитация социальных и деловых отношений в ситуациях. Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь к концу проекта.
Практико-ориентированные проекты – обязательно предполагают практический выход. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее потребность; определенный социальный результат, направленный на решение общественных проблем. Важна продуманная структура, координационная работа по корректировке совместных и индивидуальных усилий, презентация полученных результатов и способ их внедрения в практику.
Информационные (теоретические) – сбор информации, анализ, обобщение фактов предназначенных для аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские и становятся составляющим модулем. Структура: цель проекта, актуальность – методы получения и обработки информации, сопоставление данных, результат, презентация. Например, проект закона, задачник, словарь, программа, справочный материал и т.д.
Социальный проект – это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения.
Ее реализация способствует улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме.
План работы над проектом
1.Планирование
2.Принятие решений
3.Выполнение
4.Оценка результатов
5.Защита проекта