Идеологические ситуации в Турции и Иране

Проблема поиска и создания национальных идеологий в Турции и Иране в целом решена: в Турции в пользу религиозно-светской идеологии, в Иране – религиозной исламской идеологии.

Что касается идеологической ситуации в Турции, то, как известно, с разрушением Османской империи (в конце Первой мировой войны), основанной на религиозной исламской идеологии, крах империи представлялся для турок вселенской катастрофой и не только для исламских идеологов, но и для народных масс. Началось повсеместное моральное разложение турецкого населения, в чем-то схожее с духовной и прежде всего нравственной деградацией народов России, Грузии, Армении, Азербайджана после краха Советского Союза как своеобразной империи.

Из состояния политического и идеологического хаоса Турцию вывел Мустафа Кемаль, прозванный Ататюрком, т.е. отцом турецкого народа. В своем знаменитом «Национальном Обете» Кемаль очертил границы будущего национального турецкого государства. Все турецкое население в соответствии с объединяющими идеями Ататюрка встало на сторону национальной турецкой армии, основанной на прошлых славных победах Османской армии, создавшей великую империю.

Победив политически, Мустафа Кемаль начинает воссоздавать Турцию как новое государство, но на совершенно новой идеологической основе, в форме светской, а не религиозной исламской республики. Таким образом, Турция была объявлена светским государством. Но провозглашение Турции светским государством не отменяло религиозной составляющей сознания народных масс, поэтому в турецком обществе возник своего рода синтез религиозных и светских ценностей. Так, народные массы в своей деятельности использовали религиозные исламские ценности, как главные идеологические регулятивы поведения, в то время как высшие политические круги, и прежде всего военные, руководствовались прозападными либеральными идеологическими ценностями.

В настоящее время в Турции религиозная составляющая в идеологии и политике получает дальнейшее развитие. Некоторые исследователи отмечают, что со времен М.К. Ататюрка религия была отделена от государства, и ислам не оказывал практически никакого влияния на политику. Однако правящая «Партия справедливости и развития» нарушила эту традицию и открыто провозгласила ориентацию на исламские ценности. При этом главной отличительной чертой новой власти стал выход Турции на внешнеполитическую арену, и этот курс получил название неоосманизма. Правящая элита не скрывает: имперский проект – это не история, не дела давно минувших дней, а геополитическая реальность. Территории, некогда входившие в Османскую империю, рассматриваются Анкарой в качестве сферы турецких интересов. А это – половина мусульманского мира: Сирия, Ирак, Палестина, часть Аравийского полуострова, Северная Африка, Балканы, Закавказье (С. Кожемякин)

В связи с этим эксперты отмечают, что Турецкая Республика более полувека с различной степенью успешности развивалась в рамках кемалистской линии, заданной основателем государства – М.К. Ататюрком. Однако сегодня мировое сообщество имеет дело с абсолютно новой в идеологическом плане страной (В. Аватков).

Таким образом, можно сказать, что в Турции в XX в. была создана особая религиозно-светская, не чисто светская, идеология с заимствованием либеральных ценностей Запада. Из-за либеральной составляющей турецкой идеологии ряд исследователей считают, что современную Турцию следует отнести к капиталистическим странам. К тому же она по праву считается светской республикой, являющейся членом ЕС и НАТО.

Как известно из истории Османской империи, основная функция Османского государства – это ведение Священной войны; хозяйственная и административная функции считались второстепенными. Территория, покоренная мечом во имя Аллаха, находилась в распоряжении главного военного правителя – султана, котоый совмещал в своем лице обязанности главнокомандующего, правителя и высшего религиозного авторитета (халифа). В иерархии моральных ценностей турка по сей день на первом месте стоит храбрость. Отсюда и особая роль армии в Турции. Через историю армии можно отследить всю историю страны. Опорой империи завоевателей были янычары, идеологией завоевателей была идеология Священной войны за распространение Корана – джихада. Турки создали исламскую империю. Для них всегда была характерна самоидентификация через религиозную, а не этническую принадлежность.

Туркам-завоевателям светская идеология была не нужна, ее заменял ислам, который в османском обществе играл решающую роль, поддерживая солидарность между различными мусульманскими элементами и определяя этическую и правовую структуру жизни. Османское государство управлялось султаном, который стал халифом, т.е. главой всего исламского мира, после турецкого завоевания Египта в XVI в. Мусульманские богословы обязаны были соблюдать и распространять мусульманскую веру, обеспечивали следование религиозным догмам, проводя в жизнь шариат – свод религиозных, бытовых правил и юридических норм, основанных на Коране. В османском обществе господствующим был ислам суннитского толка (сунниты, в отличие от шиитов, опирающихся лишь на тексты Корана и отстаивающих право пророка и его семьи на руководство «правоверными», признают священными, наряду с Кораном, и сунны – предания, состоящие из рассказов-хадисов о жизни и деятельности пророка и его изречений). Османское общество характеризовалось не только конфликтами, но и борьбой мировоззрений. В этой борьбе рождалась общность самосознания нового этноса – турецкого народа.

За счет исламизации местного греческого, а затем и других покоренных народов заметно увеличился удельный вес мусульман Турции, и это одна из примечательных черт религиозно-культурной жизни анатолийского общества. Расширяется сеть мусульманских религиозных и благотворительных организаций, сокращается число православных учреждений, закрываются церкви, монастыри, уменьшается число прихожан» (Идеология турецкого общества).

С кризисом Османской империи появилась потребность найти выход из тяжелого положения. Понадобились новые идеи и идеологии. Смысл всех идеологий, возникших в Турции, сводился, в конце концов, к ответу на вопрос: как возродить былую мощь государства? Первой по времени возникновения законченной идеологией был османизм. Суть его сводилась к тому, что все граждане империи, вне зависимости от их национальности и вероисповедания, получали равные права. Второй по времени образования была идеология пантюркизма. В данной идеологии место мусульманской массы занимает тюркская масса, которая призвана создать тюркское государство Туран, взамен Османской империи; воин Аллаха превращается в воина-турка, воюющего за Туран. Как и смысл османства, смысл туранизма сводился к поиску путей создания былого величия, теперь уже на новой светской основе.

Началом осуществления на практике первого этапа пантюркизма или пантуранизма – создания этнически однородной Турции как ядра будущего туранского государства – явился кемализм с его идеологемой Турции. В настоящее время ряд турецких идеологов и политиков идеологию кемализма противопоставляют тюркизму и идеологии младотурок. Но большинство философов и политиков считают, что кемализм – это своеобразный синтез религиозных и светских идей, которые порой причудливо переплетаются в сознании турецких граждан.

В целом в идеологически-политическом пространстве современной Турции можно, как отмечают некоторые исследователи, выделить несколько идеологических течений (А. Симаворян). В последние годы стержнем внутренней и внешней политики Турции стал неоосманизм, которому отдала идеологические предпочтения имеющая исламскую ориентацию правящая политическая элита.

Другой идеологией, переживающей возрождение, является пантюркизм, в новом толковании – неопантюркизм. Пантюркизм в свое время был мощным инструментом США против Советского Союза. Однако после его распада, когда попытки Турции консолидировать тюркоязычные нации были поставлены в одну плоскость, это дало США повод для беспокойства. Хотя, американские политические круги и сегодня еще используют пантюркистский (уйгурский) фактор, направляя его главным образом против Китая, в котором они видят своего конкурента. Главная цель пантюркистов – вовлечь тюркоязычные народы в одно общее государство, не принимая во внимание границы их географического распространения, культурные различия. На пути реализации этой идеологии приоритетной является консолидация тюркского этноса – от Китая до Адриатического моря. Придается важное значение также экономическому фактору, поскольку нефтяные запасы Средней Азии («туранская нефть») являются путем решения энергетических задач Турции.

Сегодня между неоосманами и неопантюркистами есть достаточно большие разногласия, поскольку для последних основной мишенью является не религиозный (семские арабы, балканские мусульмане), а этнический фактор, консолидирующий тюркоязычные народы. Но даже в случае этого разногласия неоосманы рассматривают пантюркизм как альтернативный путь, следующий за османизмом, дополняющий его фактор, конечной целью которого станет турецкое евразийство.

Еще одна идеология – турецкое евразийство, которое, наряду с пантюркизмом и неоосманизмом, является составляющей самосознания современного турецкого интеллектуального ландшафта. Как считают эксперты, главная цель турецкого евразийства состоит в примирении Турции и России в борьбе против Запада. В результате этой борьбы должен быть создан Евразийский конгломерат из славянских и турецких народов. В этом плане турецкое евразийство является геоидеологическим проектом, направленным против западного доминирования.

Наконец, в идеологически-политическом пространстве современной Турции исследователи выделяют политические силы либеральной ориентации, геоидеологическим стержнем которых является превращение Турции в мост между Европой и Азией, что приведет к созданию общего экономического поля.

Идеологическая ситуация в Иране определяется тем, что он является исламской теократической республикой, в которой осуществляется приоритет идеологической, духовной власти над государственной. В современном мире теократия, как власть духовенства, священников, воспринимается в качестве пережитка прошлого, своего рода идеократическое реликтовое образование. И это понятно, потому что теократия – это система правления, при которой важные общественные дела решаются по «божественным законам» и откровению. Поэтому в современном мире, где все говорят о свободе, демократии, власти рынка, воле народа и других либеральных ценностях, политическая система, при которой религиозные лидеры имеют решающее влияние на светскую политику государства, выглядит анахронизмом.

Один из ранних примеров теократии возник в период Средневековья (в VII в.) в Западной Аравии. Под руководством пророка Мухаммеда было создано исламское государство – Арабский халифат. Теократия в исламском государстве способствовала усилению власти халифов. По истечении времени происходит модификация обществ в мире в целом на основе демократизации. Это, безусловно, способствовало вытеснению теократического господства и выдвижению на первый план светского демократического правления.

В настоящее время в мире есть несколько теократических государств. Одним из теократических обществ является Исламская Республика Иран. Исследователи отмечают, что нынешний теократический режим в Иране утвердился в результате восстания народа и шиитского духовенства во главе с Рухолла Мусави Хомейни против монархического режима в конце 1970-х гг. прошлого века. До иранской революции страна находилась в политическом и экономическом кризисе, в ней преобладали беззаконие и самовластие западных капиталистов, коррумпированность, пытки и репрессии, разрушение религиозных и национальных традиций народа (Э. Иманова).

Лидер шиитского духовенства аятолла Хомейни, пришедший к власти, провозгласил религиозное правление в Иране. В основу всех сторон жизни Ирана были положены принципы исламской идеологии. Фактически духовный лидер является высшим идеологическим лицом в государстве, он курирует работу всех ветвей, т.е. осуществляет власть
в религиозной форме. Теократическая форма правления была разработана аятоллой Хомейни еще в 70-х гг. XX в., когда он находился в изгнании в Ираке. В Ираке Хомейни написал свой главный идеологический труд «Правление по исламу», в котором обосновал положения о том, что законодательство должно быть основано на религиозных законах и культуре, общество и юридическая система должны быть освобождены от неисламских влияний. Личность Хомейни была очень многогранна и харизматична, в результате чего он смог стать духовным, т.е. идеологическим, вождем многомиллионного иранского народа.

Разумеется, для реализации теократии, т.е. приоритета идеологической власти над государственной, в Иране были созданы идеологические политические организации. Так, одной из самых многочисленных и авторитетных организаций, занимающейся распространением исламской пропаганды, является Корпус стражей исламской революции (КСИР), который был образован в 1979 г., сразу после победы исламской революции в Иране, и который представляет собой систему органов, проводящих международную политику Исламской Республики Иран. Эта система контролируется лидером страны (рахбаром) и верховным главнокомандующим Али Хаменеи. КСИР является важнейшим инструментом политико-идеологического воздействия как внутри страны, так и за рубежом. Именно в состав КСИР входят силы специального назначения «Кодс» (от Аль-Кудс – одно из арабских названий Иерусалима), занимающиеся непосредственным экспортом исламской революции с использованием нетрадиционных методов. Деятельностью «Кодс» руководит главнокомандующий КСИР. В силах «Кодс» есть девять управлений: по Турции и Закавказью; по Ираку; по Ливану; по Центральной и Южной Африке; по Европе, Северной и Южной Америке; по странам Персидского залива; по специальным операциям. Практическими и широко известными результатами деятельности КСИР и сил «Кодс» явились созданные исламские опорные пункты в Ливане и Судане в виде отделений Народной исламской конференции (Исламская идеология, религия и пропаганда).

После смерти аятоллы Хомейни, когда должность идеологического лидера занял его сподвижник Али Хаменеи, политический режим стал отходить от исламского радикализма и от агрессивного курса в международных отношениях. Политическое положение в Иране показывает, что идея исламского теократического строя в том виде, в каком его хотел видеть вождь исламской революции, не до конца воплощена в жизнь. Современная иранская молодежь все больше отходит от исламского радикализма и фундаментализма. Молодое поколение иранцев все больше интересуется светской жизнью. Однако патриотизм и самоутверждение нации свидетельствуют о том, что национальная идеологическая идея, заложенная их великим вождем, все еще является краеугольным камнем на пути достижения современной исламской теократии. Создание государства, основанного на приоритете нравственности и духовного богатства над материальным, возможно только посредством неустанных многолетних усилий и твердости в отстаивании своих принципов. Исследователи отмечают, что сильная позиция Ирана в современном мире обусловлена не только и не столько материальным положением страны, сколько его положением как центра исламского вероучения. Поэтому Ирану для сохранения национального единства и независимости, за которые боролись люди, лишая себя материальных благ, отказавшись от демократических свобод и прав человека, необходимо твердо устоять на ногах, не поддаваясь на провокации внешних сил, не допуская ослабления существующего режима, объединяя арабские страны на основе принципов солидарности, о которых говорил аятолла Хомейни (Э. Иманова).

Несмотря на все перипетии политической власти и идеологии как внутри страны, так и на международной арене, Иран наращивает свои идеологические, политические и экономические ресурсы и строит свою империю, борется с соперниками – другими арабскими государствами, странами Запада, США и Израилем. При этом борьба с Израилем рассматривается как главный стержень геоидеологии, которая сплачивает суннитов и шиитов вокруг Ахмадинежада (С. Маркедонов).

Задания для самостоятельной работы

Проектное задание:

1. Геоидеологическая ситуация в Черноморско-Каспийском регионе: состояние и сценарии развития.

Составить таблицы:

1. Геоидеологические концепции ХХ в.

2. Основные идеологические течения в евразийских исследованиях в современной России.

3. Геоидеологические парадигмы СССР и США эпохи холодной войны.

4. Идеологии в странах региона.

5. Теократия и идеократия.

Составить структурно-логические схемы:

1. Геоидеологическая парадигма евразийских исследований.

2. Модели взаимодействия геополитики и идеологии.

3. Геоидеологическая стратегия США в регионе.

Вопросы для контроля

1. Что такое геоидеология?

2. Каково содержание концепции конца идеологий?

3. Каково содержание концепции реидеологизации?

4. Каково содержание евразийских геидеологических проектов
либералов-государственников, неоконсерваторов, консерваторов-госу­дарственников и консерваторов-радикалов в России?

5. В чем особенности идеологической ситуации в России?

6. Каковы особенности идеологических ситуаций в странах Закавказья?

7. Каковы идеологические ситуации в Турции и Иране

Литература

Аватков В. Новая идеология Турции // Режим доступа: http://www.mgimo. ru/news/experts/document234349.phtml

Аксенов К.Э. Ценностно-идеологическая экспансия – главная геополитическая проблема России // Научный эксперт: научный электронный журнал Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. Вып. 10. 2009.

Алекперли Ф. Национальная идеология Азербайджана // Режим доступа: http://atc.az/forum/showpost.php?p=280604&postcount=561

Aron R. Paix et guerre entre les nations. Paris: Calmann-Levy, 1984.

Арутюнян Г. Переходное состояние (геоидеологический фактор в глобальных и региональных тенденциях) // 21-й век. 2005. № 2.

Баранец Н.Г., Калантарян И.Г. Деидеологизация и реидеологизация современного общества: мифы или реальность? // Власть. 2012. № 11.

Де Бенуа А. Против либерализма. К четвертой политической теории. СПб.: Амфора, 2009.

Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998.

Дугин А.Г. Основы геополитики: Мыслить пространством. М.: Арктогея-центр, 2000.

Дугин А.Г. Евразийский путь как национальная идея. М.: Арктогея-центр, 2002.

Дугин А.Г. Четвертая политическая теория. Россия и политические идеи ХХI века. СПб.: Амфора, 2009.

Гаджиев К.С. Введение в геополитику: учебник. М.: Логос, 2000.

Енгоян А.П. Проблема становления новой армянской национальной идеологии. Режим доступа: http://www.araspel.org/showthread.php?t=1922

Замятин Д.Н. Географические образы мирового развития // Общественные науки и современность. 2001. № 1.

Зюганов Г.А. География победы. Основы российской геополитики. М., 1999.

Иманова Э. Исламская идеология как фактор стабильности в Иране // http://www.easttime.ru/analitic/2/11/963.html

Исламская идеология: религия и пропаганда // Режим доступа: http://persian-farsi.ucoz.ru/publ/2-1-0-3

Кожемякин С. Османская империя (версия 2.0) // Режим доступа: http://evrazia.org/article/2110

Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география. М.: Аспект Пресс, 2001.

Куликова Н.В. Моделирование идеологий как инструмент геополитического управления // Труды Первой Всероссийской конференции «Геополитическое будущее России» М.: Изд-во. «Горячая линия–Телеком», 2003.

Манасян Т. Национальная идея Армении // Режим доступа: http://www.ia-centr.ru/expert/2125/

Маркедонов С. Ахиллесова пята Ирана // Режим доступа: http://ideologiya. ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3917&Ite

Нартов Н.А. Геополитика: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002.

Олбрайт М. Религия и мировая политика. М.: Альпина Паблишер, 2007.

Плешаков К.В. Геоидеологическая парадигма // Международная жизнь. 1995. № 4–5.

Рогов С.М. Стратегия России в Евразии в XXI веке // Новая газета. 2010. 26 февр.

Рудаков А.А. Современная идеология России // Режим доступа: http://sir35.ru/sovremennaya_ideologiya_Rossii

Савицкий П.Н. Континент Евразия. М.: Аграф, 1997.

Симаворян А. Идеологические течения в контексте внешней политики Турции. Режим доступа:

http://www.noravank.am/rus/issues/detail.php?ELEMENT_ID=5011

Тихонравов Ю.В. Геополитика: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2000.

Тренин Д.В. Post-imperium: евразийская история. М.: РОССПЭН, 2012.

Тренин Д.В. Интеграция и идентичность: Россия как «новый Запад». М.: Изд-во «Европа», 2006.

Хаусхофер К. Панидеи в геополитике // Б.А. Исаев. Геополитика: хрестоматия. СПб.: Питер, 2007.

Цыганков А.П., Цыганков П.А. Социология международных отношений: Анализ российских и западных теорий: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2008.

Чернавский М.Ю. К вопросу об идеологии и её роли в жизни общества // Режим доступа:http://www.geopolitics.ru/common/library.htm

Шевелев В. Российское общество: модернизация, традиционность, маргинальность // Режим доступа:http://evrazia.org/article/2104

Шмитт К. Земля и Море. Созерцание всемирной истории // Исаев Б.А. Геополитика: хрестоматия. СПб.: Питер, 2007

Шмитт К. Планетарная напряженность между Востоком и Западом и противостояние Земли и Моря // Б.А. Исаев. Геополитика: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2007

Шмитт К. Номос Земли. М.: Владимир Даль, 2008.

Яхьяев М.Я. Россия: государство без идеологии, общество без национальной идеи? Режим доступа:http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&pag e=material&id=4625

Идеологические ситуации в Турции и Иране - student2.ru

Идеологические ситуации в Турции и Иране - student2.ru

Раздел 7

ГЕОРЕЛИГИЯ
ЧЕРНОМОРСКО-КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА

7.1. Георелигиозная парадигма евразийских исследований.

7.2. Ислам в регионе.

7.3. Христианство в регионе.

7.4. Религии стран региона.

Наши рекомендации