Уровня научного познания: эмпирический и теоретический (способы получения научных знаний)

Эмпирический уровень:

Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной действительности.

Описание - фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте.

Измерение - сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам.

Эксперимент - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.

Моделирование – это воспроизводство одного предмета посредством другого

(аналогичному ему);

Теоретический уровень:

Гипотеза – предположения, выдвигаемые в ходе научного исследования, догадка.

Теория – система взаимосвязанных утверждений.

Закон – выводы о существенных, повторяющихся связях между явлениями.

Научные методы:

1. Всеобщие: диалектика (диалектический изучает явления в движении) и метафизика (метафизический изучает явления в покое).

2. Общенаучные:Анализ - это реальное или мысленное разделение объекта на составные части. Синтез - объединение составных частей в единое целое. Индукция - движение мысли от единичного к общему. Дедукция - восхождение процесса познания от общего к единичному.Аналогия (соответствие, сходство) - установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами.

3. Частнонаучные: анкетирование, экспертиза, интервьюирование, графический метод.

III. Социальное познание –познание, направленное на изучение природы социальных связей, социальных групп, социальной структуры общества.

Особенность – субъект и объект познания совпадают, получаемое знание всегда связано с интересами индивидов, субъективность выводов и оценок.

Цель: выявление исторических закономерностей развития общества, социальное прогнозирование.

Методы:контент-анализ (анализ статистических данных, документов), опрос, наблюдение, эксперемент.

IV.Самопознание – познание самого себя, самооценка, создание «Я-концепции» - образа Я.

Особенность – объектом является сам субъект.

Цель: познание своих физических, душевных, духовных возможностей, своего места среди других людей.

Самопознание совершается:

1. В анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, взаимоотношений с другими.

2. Осознания отношения к себе других (качеств своей личности, черт характера), через мнения других

людей и соотнесения себя с другими.

3.Самонаблюдения своих состояний, переживаний, мыслей.

Образование -целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков и их совершенствованию.

Образование– это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства… (из ФЗ РФ «Об образовании»)

Самообразование – процесс получения знаний самостоятельно.

Функции образования
Профессионально- экономическая Воспроизводство рабочей силы различной квалификации; Переподготовка и повышение квалификации кадров; Участие образовательных учреждений в повышении производительности труда и создании новых технологий
Социальная Социализация и воспитание личности; Институт образования – это один из основных каналов социальных перемещений
Культурно- гуманистическая Обучение новых поколений знаниям, навыкам, умениям, социально-культурному опыту, необходимым для их вступления в жизнь; Участие института образования в производстве новых знаний; Использование личностью достижений культуры для формирования и развития своей творческой деятельности
Политико- идеологическая Государственное регулирование деятельности институтов образования во избежание политических, научных, религиозных и прочих разногласий; Контроль со стороны государственных институтов; Формирование в учебных заведениях политической и правовой культуры личности данного общества

Система образования РФ:

Дошкольное   Ясли, детсад
Общее Начальное (1 – 4 класс) Общеобразовательная школа
Основное (5 – 9 класс)
Среднее (10 – 11 класс)
Профессиональное Начальное (НПО) ПТУ, лицей, училище
Среднее (СПО) колледж, техникум
Высшее (ВПО) университет, академия, институт
Послевузовское

Черты современного образования:интеграция областей знаний, развитие непрерывного образования, информатизация (компьютеризация), развитие дистанционного образования (через Интернет), гуманизация (внимание к личности), гуманитаризация (усиление внимания к общественным наукам, интернационализация (создание единой системы для разных стран).

Формы образования: очное, очно-заочное (вечернее), заочное, самообразование, экстернат, семейное образование.

Религия– это определённые взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы.

Религия – форма общественного сознания и мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественного начала. Ядром религии является вера.

Элементы: вера, учение, религиозная деятельность, религиозные институты.

Функции: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, воспитательная.

Религии:

Мировые: буддизм, христианство, ислам (большое число последователей, за пределы нации)

Национальные:конфуцианство (Китай), даосизм (Китай) иудаизм (Израиль), синтоизм (Япония), зороастризм (Иран).

Атеизм– это система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил, существования религии вообще.

Конфессиональный – церковный, конфессия - вероисповедание

Свобода совести– это право исповедовать любую религию или не исповедовать

никакой (т. е. быть атеистом)

Первоначальные формы религии
Фетишизм Магия Анимизм Тотемизм Шаманизм Спиритизм
Поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъест. свойства Действия и обряды для сверхъест. воздействия на окружающий мир Вера в душу и в духов и их влияние на людей Вера в таинственную связь (родство) между человеческими группами и животными и растениями Вера в способность особых людей быть посредниками между людьми и духами Вера в посмертное существ. душ умерших и контакт с ними

Мораль -форма общественного сознания, в которой находят отражение представления о добре и зле, справедливости и несправедливости и вид общественных отношений, совокупность норм поведения людей по отношению друг к другу.

Нравственность– это область практических поступков, практического поведения,

реальных дел и действий.

Этика– это все моральные нормы (ценности), систематически изложенные.

Отличие морали и права
Мораль (нормы морали) Право (нормы права)
Появилась раньше политики, права и государства Появилась позже морали
Пронизывает все стороны человеческой жизни Регулирует определённую область общественных отношений
Формируется обществом (людьми) и выражает мнение общества Устанавливается и фиксируется государством и выражает волю государства
Существует и действует как свод неписанных правил в виде поучений и притч Формируется в письменном виде в юридических актах
Формулируется требования в абстрактной форме Даёт конкретную формулировку, что можно и что нельзя
Предъявляет требования к поступкам, мыслям и чувствам Регулирует только поступки, действия людей
Использовать или нет, решает сам человек Обязательны для исполнения всеми.

Общее у морали и права

Регулируют общественные отношения (поведение людей)

Ориентируется на справедливость

Чтобы правовые нормы работали, они по крайне мере не должны противоречить правилам морали

Функции морали:регулятивная, воспитательная, коммуникативная, познавательная, мировоззренческая.

Исполнение норм морали санкционируется нормами духовного воздействия (оценка, одобрение, осуждение).

РАЗДЕЛ III. ЭКОНОМИКА

3.1 Экономика, ее роль в жизни общества

3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов

3.3 Экономические системы и собственность

3.4 Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация

3.5 Обмен, торговля

3.6 Рынок и рыночный механизм

3.7 Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство

3.8 Деньги

3.9 Заработная плата и стимулирование труда

3.10 Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки

3.11 Налоги, уплачиваемые гражданами

3.12 Экономические цели и функции государства

Наши рекомендации