Уровня научного познания: эмпирический и теоретический (способы получения научных знаний)
Эмпирический уровень:
Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений объективной действительности.
Описание - фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объекте.
Измерение - сравнение объекта по каким-либо сходным свойствам или сторонам.
Эксперимент - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий.
Моделирование – это воспроизводство одного предмета посредством другого
(аналогичному ему);
Теоретический уровень:
Гипотеза – предположения, выдвигаемые в ходе научного исследования, догадка.
Теория – система взаимосвязанных утверждений.
Закон – выводы о существенных, повторяющихся связях между явлениями.
Научные методы:
1. Всеобщие: диалектика (диалектический изучает явления в движении) и метафизика (метафизический изучает явления в покое).
2. Общенаучные:Анализ - это реальное или мысленное разделение объекта на составные части. Синтез - объединение составных частей в единое целое. Индукция - движение мысли от единичного к общему. Дедукция - восхождение процесса познания от общего к единичному.Аналогия (соответствие, сходство) - установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами.
3. Частнонаучные: анкетирование, экспертиза, интервьюирование, графический метод.
III. Социальное познание –познание, направленное на изучение природы социальных связей, социальных групп, социальной структуры общества.
Особенность – субъект и объект познания совпадают, получаемое знание всегда связано с интересами индивидов, субъективность выводов и оценок.
Цель: выявление исторических закономерностей развития общества, социальное прогнозирование.
Методы:контент-анализ (анализ статистических данных, документов), опрос, наблюдение, эксперемент.
IV.Самопознание – познание самого себя, самооценка, создание «Я-концепции» - образа Я.
Особенность – объектом является сам субъект.
Цель: познание своих физических, душевных, духовных возможностей, своего места среди других людей.
Самопознание совершается:
1. В анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, взаимоотношений с другими.
2. Осознания отношения к себе других (качеств своей личности, черт характера), через мнения других
людей и соотнесения себя с другими.
3.Самонаблюдения своих состояний, переживаний, мыслей.
Образование -целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков и их совершенствованию.
Образование– это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства… (из ФЗ РФ «Об образовании»)
Самообразование – процесс получения знаний самостоятельно.
Функции образования | |
Профессионально- экономическая | Воспроизводство рабочей силы различной квалификации; Переподготовка и повышение квалификации кадров; Участие образовательных учреждений в повышении производительности труда и создании новых технологий |
Социальная | Социализация и воспитание личности; Институт образования – это один из основных каналов социальных перемещений |
Культурно- гуманистическая | Обучение новых поколений знаниям, навыкам, умениям, социально-культурному опыту, необходимым для их вступления в жизнь; Участие института образования в производстве новых знаний; Использование личностью достижений культуры для формирования и развития своей творческой деятельности |
Политико- идеологическая | Государственное регулирование деятельности институтов образования во избежание политических, научных, религиозных и прочих разногласий; Контроль со стороны государственных институтов; Формирование в учебных заведениях политической и правовой культуры личности данного общества |
Система образования РФ:
Дошкольное | Ясли, детсад | |
Общее | Начальное (1 – 4 класс) | Общеобразовательная школа |
Основное (5 – 9 класс) | ||
Среднее (10 – 11 класс) | ||
Профессиональное | Начальное (НПО) | ПТУ, лицей, училище |
Среднее (СПО) | колледж, техникум | |
Высшее (ВПО) | университет, академия, институт | |
Послевузовское |
Черты современного образования:интеграция областей знаний, развитие непрерывного образования, информатизация (компьютеризация), развитие дистанционного образования (через Интернет), гуманизация (внимание к личности), гуманитаризация (усиление внимания к общественным наукам, интернационализация (создание единой системы для разных стран).
Формы образования: очное, очно-заочное (вечернее), заочное, самообразование, экстернат, семейное образование.
Религия– это определённые взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы.
Религия – форма общественного сознания и мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественного начала. Ядром религии является вера.
Элементы: вера, учение, религиозная деятельность, религиозные институты.
Функции: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, воспитательная.
Религии:
Мировые: буддизм, христианство, ислам (большое число последователей, за пределы нации)
Национальные:конфуцианство (Китай), даосизм (Китай) иудаизм (Израиль), синтоизм (Япония), зороастризм (Иран).
Атеизм– это система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил, существования религии вообще.
Конфессиональный – церковный, конфессия - вероисповедание
Свобода совести– это право исповедовать любую религию или не исповедовать
никакой (т. е. быть атеистом)
Первоначальные формы религии | |||||
Фетишизм | Магия | Анимизм | Тотемизм | Шаманизм | Спиритизм |
Поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъест. свойства | Действия и обряды для сверхъест. воздействия на окружающий мир | Вера в душу и в духов и их влияние на людей | Вера в таинственную связь (родство) между человеческими группами и животными и растениями | Вера в способность особых людей быть посредниками между людьми и духами | Вера в посмертное существ. душ умерших и контакт с ними |
Мораль -форма общественного сознания, в которой находят отражение представления о добре и зле, справедливости и несправедливости и вид общественных отношений, совокупность норм поведения людей по отношению друг к другу.
Нравственность– это область практических поступков, практического поведения,
реальных дел и действий.
Этика– это все моральные нормы (ценности), систематически изложенные.
Отличие морали и права | |
Мораль (нормы морали) | Право (нормы права) |
Появилась раньше политики, права и государства | Появилась позже морали |
Пронизывает все стороны человеческой жизни | Регулирует определённую область общественных отношений |
Формируется обществом (людьми) и выражает мнение общества | Устанавливается и фиксируется государством и выражает волю государства |
Существует и действует как свод неписанных правил в виде поучений и притч | Формируется в письменном виде в юридических актах |
Формулируется требования в абстрактной форме | Даёт конкретную формулировку, что можно и что нельзя |
Предъявляет требования к поступкам, мыслям и чувствам | Регулирует только поступки, действия людей |
Использовать или нет, решает сам человек | Обязательны для исполнения всеми. |
Общее у морали и права
Регулируют общественные отношения (поведение людей)
Ориентируется на справедливость
Чтобы правовые нормы работали, они по крайне мере не должны противоречить правилам морали
Функции морали:регулятивная, воспитательная, коммуникативная, познавательная, мировоззренческая.
Исполнение норм морали санкционируется нормами духовного воздействия (оценка, одобрение, осуждение).
РАЗДЕЛ III. ЭКОНОМИКА
3.1 Экономика, ее роль в жизни общества
3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов
3.3 Экономические системы и собственность
3.4 Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация
3.5 Обмен, торговля
3.6 Рынок и рыночный механизм
3.7 Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство
3.8 Деньги
3.9 Заработная плата и стимулирование труда
3.10 Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки
3.11 Налоги, уплачиваемые гражданами
3.12 Экономические цели и функции государства