Искусство – ядро эстетической культуры.

Теории происхождения искусства:игровая (Г. Спенсер),трудовая(Г. Плеханов),биологизаторская (Ч. Дарвин),магическая.

   
   
В отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в художественных образцах.

Художественные образцы
Пространственные (что видим) Временные (что слышим) Пространственно- временные
Архитектура; Скульптура; Живопись, графика; Фотографии; Устное творчество; Музыка Литература; Театр; Кино; Цирк;
Различные виды искусства взаимосвязаны между собой

Наука –сфера познавательной деятельности людей, система объективно-истинного знания о природной и социальной действительности, о человеке.

Элементы науки: научные знания, научная деятельность, научное самосознание.

Модели развития науки:

1. Постепенного развития

2. Через научные революции.

Научная революция – процесс коренного, качественного изменения господствующей системы идей и теорий (парадигмы), которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период.

Функции науки: познавательная, мировоззренческая, прогностическая.

Функции современной науки: производительная, социальная, культурно-мировоззренческая.

Классификация наук:

Точные науки Технические науки Естественные науки Гуманитарные науки
Это науки о числах и количественных отношениях Это науки о технике и механизмах Это науки о природе Это науки об обществе
Математика, информатика Техника, металловеденье, физика Химия, биология, география, экология, генетика История, политология, эстетика, этика, экономика, социология

Познавательная деятельность– это особый процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Деятельность человека основана на использовании знаний накопленных человечеством.

Познание– процесс, направленный на получение знания.

Знание– объективная реальность, данная в сознании человека. Знания – результат познавательной деятельности.

Субъект познания – тот, кто познает. Объект познания – то, на что направлено познание.

Гносеология – наука о познании.

Гностицизм (гностики) – считают, мир познаваем (Платон, Сократ, К. Маркс, Г. Гегель).

Агностицизм (агностики) – мир познаваем в ограниченных пределах или непознаваем (И. Кант).

Типы познания: чувственное и рациональное.

Формы чувственного познания:

Ощущение– отражение отдельных свойств и качеств предметов и явлений, возникающих при воздействии на органы чувств.

Восприятие– целостный чувственный образ предмета, явления.

Представление– чувственный образ предмета или явления, возникающий при помощи памяти без непосредственного контакта с предметом.

Формы рационального познания:

Понятие – форма мышления, в которой фиксируются общие и существенные свойства предмета.

Суждение– форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо.

Умозаключение –форма мышления, в которой из имеющихся суждений выводятся новые.

Две теории на типы познания:

1. Эмпиризм (эмпирики) – признают источником знаний чувственный опыт (Т. Гоббс, Д. Локк).

2. Рационализм (рационалисты) – знание может быть получено с помощью разума (Р.Декарт, И. Кант)

Интуиция – своеобразный тип познания вне процесса чувственного ознакомления и без обдумывания.

Черты: внезапность, необдуманность, скрытость механизма.

Цель познания – получение истины.

Истина– знание, соответствующее отраженной действительности. Истина объективна по содержанию и субъективна по форме.

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание, не опровергаемое дальнейшим развитием науки.

Относительная истина – неполное, неточное знание, опровергаемое дальнейшим развитием науки.

Критерий истины – способ различения истинного и неистинного в совокупности знаний.

Главный критерий истины – практика.

Антиподы истины – ложь, дезинформация, заблуждение.

Ложь– преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину.

Дезинформация– передачаложного знания как истинного или истинного как ложного.

Заблуждение –непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.

Виды познания.

I.Ненаучное познание:

-Обыденное (житейское)

- Практическое (народная мудрость)

- Религиозное

-Мифологическое

- Художественное (средствами искусства).

II. Научное познание –познание, направленное на получение объективного знания. Цель – описание, объяснение, предсказание явлений действительности. Признаки: объективность, системность, обоснованность, достоверность, особый язык, необходимость специальных приспособлений и специалистов.

Наши рекомендации