Раздел i. человек и общество.
ЧТО ИЗУЧАЕТ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ?
Объектом изучения обществознания является общество. Общество – очень сложная система, которое подчиняется различным законам. Естественно, нет одной науки, которая могла бы охватить все сторон общества, поэтому его изучают несколько наук. Каждая наука изучает какую-либо одну сторону развития общества: экономику, общественные связи, пути развития и другие.
Обществознание -обобщающее название наук, изучающих общество в целом и общественные процессы.
В каждой науке есть объект и субъект.
Объект науки -явление объективной реальности, которая изучает наука.
Субъект науки -Личность, группа лиц, познающая объект.
Науки разделяются на три группы.
Науки:
Точные науки | Естественные науки | Общественные (гуманитарные) |
Математика, информатика, логика и другие | Химия, физика, биология, астрономия и другие | Философии, экономика, социология и другие |
Общество изучают общественные (гуманитарные науки).
Главное отличие общественных наук от гуманитарных наук:
Отличие | Общественные науки | Гуманитарные науки |
Главный объект изучения | Общество | Человек |
Общественные (гуманитарные) науки, изучающие общество и человека:
археология, экономика, история, культурология, лингвистика, политология, психология, социология, право, этнография, философия, этика, эстетика.
Археология– наука, которая изучает прошлое по материальным источникам.
Экономика– наука о хозяйственной деятельности общества.
История– наука о прошлом человечества.
Культурология– наука, изучающая культуру общества.
Лингвистика– наука о языке.
Политология - наука о политике, общества, о взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
Психология – наука о развития и функционирования психики человека.
Социология— наука о закономерностях становления и развития социальных систем, групп, личностей.
Право –совокупность законов и правил поведения в обществе.
Этнография– наука, изучающая быт, культуру народов и наций.
Философия- наука о всеобщих законах развития общества.
Этика– наука о морали.
Эстетика – наука о прекрасном.
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО.
1.1 Общество как форма жизнедеятельности людей
1.2 Взаимодействие общества и природы
1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
1.4 Биологическое и социальное в человеке
1.5 Личность. Особенности подросткового возраста
1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
1.7 Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
1.8 Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
Науки изучают общество в узком и широком смыслах.
Общество в узком смысле:
1. Все население Земли, совокупность всех народов.
2. Исторический этап развития человечества (феодальное общество, рабовладельческое общество).
3. Страна, государство (французское общество, российское общество).
4. Объединение людей с какой-либо целью (клуб любителей животных, общество солдатских матерей).
5. Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов (высшее общество).
6.Способы взаимодействия власти и населения страны (демократическое общество, тоталитарное общество)
Этап исторического развития человечества (тип социальной системы) | Страна, государство (отдельный социальный организм) | Объединение людей по интересам и целям | Группа людей, объединённых происхождением, ценностями |
Древневосточное общество, буржуазное общество | Всероссийское общество, американское общество | Спортивное общество, общество защиты животных | Крестьянское общество, дворянское общество |
Общество в широком смысле -обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
По способу социальной дифференциации (или расслоению) | |
Простые – нет руководителей и подчинённых, нет богатых и бедных (это догосударственные образования) | Сложные - несколько уровней управления, несколько социальных слоёв населения |
Общество – динамическая система.
Системные качества общества: целостность, динамичность, историчность, открытость, иерархичность
Человек
Признаки (критерии) человека:
Прямохождение | |||||
Мышление (развитие мозга) | |||||
Речь | |||||
Умение изготавливать орудия труда и целенаправленно использовать их в производстве | |||||
Развитие руки с растопыренным большим пальцем | |||||
Теории происхождения человека | |||||
Теологическая(божественная) теория | Космическая теория | Эволюционная теория (Ч.Дарвин) | Марксистская теория | ||
Бог создал человека Ч | Человек из космоса | Человек произошёл от обезьяны | Труд сделал человека | ||
Человек | |||||
Биологическое существо | Социальное существо | ||||
ü Человек часть живой природы; ü Тело и мозг результат деятельности природы; ü Наличие инстинктов; ü Анатомия и физиология, биологические потребности. | ü Подавление и регулирование инстинктов; ü Формируется в обществе: речь, мышление, навыки; ü Не мыслит себя все общества. | ||||
Человек – это высшая ступень в иерархии живых организмов на Земле.
Человек | Индивид | Индивидуальность | Личность |
Высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно- исторической деятельности и культуры | это отдельный человек в среде других людей (единичный представитель человеческого рода и как член какой-то социальной группы) | Неповторимые, самобытные черты и качества, присущие человеку (биологические, психологические, социальные) | Совокупность социально-значимых черт, характеризующих человека как члена данного общества, человек как субъект отношений и сознательной деятельности |
Биосоциальная проблема – проблема соотношения биологического и социального в человеке.
Человек | Животное |
Изменяет, преобразует природу, не только физические, но и духовные, культурные потребности, обладает сознанием, речью, деятельность, целеполагание. | Приспосабливается к природе, существует инстинктами, изменяется по потребностям своего вида. |
Индивидуальность | ||
Биологические отличия | Психологические отличия | Социальные отличия |
ü цвет кожи; ü антропометрия; ü группа крови. | ü темперамент; ü характер; ü интеллект; ü потребности; ü способности; ü интересы. | ü отношение ксобственности; ü место в социально-классовой структуре. |
Специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств | Целостная характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности. | Неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая природные и общественные |
В момент рождения человек – индивид. Личностью становится в процессе социализации.
Благодаря процессу социализацииличность приобщается к жизни общества и может приобретать свой социальный статус.
Факторы формирования личности | ||
Наследственные факторы: ü Особенности физиологии высшей нервной деятельности; ü Анатомо-физиологические особенности; | Социальные факторы: ü Образование; ü Семья; ü Воспитание; ü Общение; ü Труд. | Природно-географическая среда: ü Климат; ü Географическое положение. |
Развитая индивидуальность рождает пока ещё не развитую личность.
Окончательные границы формирования личности нет.
Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.
Социализация - процесс усвоения человеком социального опыта, форм поведения, приемлемых для данного общества.
Первичная социализация: агенты (родственники, учителя) и институты социализации (семья, школа).
Вторичная социализация: агенты (коллеги, преподаватели, должностные лица) и институты (ВУЗы, армия, церковь).
Десоциализация – процесс отхода от старых ценностей, норм, правил, ролей.
Ресоциализация – процесс обучения новым ценностям, нормам, правилам, ролям.
Свобода личности - способность творить себя и мир других людей, делать выбор, быть ответственным. «Свобода – познанная необходимость» - Г. Гегель.
Что такое деятельность?
Развитие общества – результат деятельности людей.
Деятельность– это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.
Отличия деятельности человека от поведения животных:
Животное | Человек | |
Взаимодействие с окружающей средой | Приспособление к окружающей среде | Приспособление и преобразование природных и социальных условий |
Цель | Задаётся инстинктом | Задается не только инстинктом, но и ставится самим человеком |
Поведение | Целесообразное, т.е. сообразующееся с целью | Целесообразное и целеполагающие (целеполагание – это способность ставить новые цели и определять средства их достижения) |
Структура деятельности | ||||
Мотив– это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей | Цель– это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность | Средство– это приёмы, способы действий, деньги, орудия, предметы | Действия– это проявление волеизъявления людей | Результат– это конечный итог, завершающий деятельность |
Субъект– это тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, общество
в целом;
Объект– это то, на что направлена деятельность субъекта: предмет или весь окружающий мир.
ü Человек, начиная любую деятельность, всегда ставит (полагает) цель.
ü Чем шире набор средств, тем больше вероятность достижения цели.
ü Если результат совпал с целью, значит, результат положителен. Отрицательный результат - тоже результат, т. к. он увеличивает опыт (т. е. известно как не надо делать).
ü Для достижения цели любые средства хороши.
ü Для достижения благородной цели годятся не любые средства, а только благородные.
Мотивы деятельности | ||||
Потребности – этоиспытываемая человеком нужда в необходимом для жизни и развития | Социальные установки – это ориентация человека на что-либо. | Убеждения – это эмоционально- ценностные отношения к действительности | Интересы – это реальная причина действий, стоящая за мотивами | Влечения – это психические состояния, выражающие неосознанную (недостаточно осознанную необходимость) |
Многообразие деятельности
Деятельность | ||
Практическая | Духовная | |
Направлена на изменение | Связана с преобразованием сознания людей | |
Природы | Общества | Познавательная деятельность – это отражение реальности в научной и художественной форме, в религиозных учениях, в мифах |
Это материально- производственная деятельность | Это социально- преобразовательная деятельность | Ценностно-ориентировочная деятельность – это определение отрицательного или положительного отношения к окружающему миру, формирование мировоззрения |
Прогностическая деятельность – это предвиденье; планирование возможных изменений реальности | ||
Все эти виды деятельности связаны между собой |
Деятельность по результатам:
Созидательная | Разрушительная |
Результатом является «вторая природа» (культура) | Это результат войны, безответственного хозяйствования, административной деятельности |
Деятельность - благо | Деятельность - зло |
Рекреационная деятельность– это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.
Репродуктивная деятельность– направлена на получение уже известного результата известными же средствами.
Игровая деятельность
Игра – это форма деятельности в условиях ситуации
В детстве это форма жизни ребёнка (игры-манипуляции, сюжетные, ролевые, подвижные, обучающие), а у взрослых игры заменяются спортом, искусством
Особенность: направленность не на результат, а на сам процесс, двухплановость игры
Развивает личность (интеллект, эмоции, нравственность)
Обеспечивает познание и усвоение предметной действительности
Трудовая деятельность
Труд– это один из видов деятельности: активная целесообразная, осознанная деятельность
Особенность: направлена на достижение практически полезного результата
Цель: преобразование предметов окружающего мира и превращение их в продукты удовлетворения потребностей человека
Осуществляется под влиянием необходимости
Преобразует и совершенствует самого человека
Учебная деятельность
Учение – это специально организованная, активная, самостоятельная, познавательная, трудовая, эстетическая деятельность
Цель: освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей
Результат: формируется система знаний, умений и навыков, отношение к явлениям природы и общественной жизни
Учебная деятельность включает: восприятие материала, осмысление материала, сознательную творческую переработку, ясное выражение, применение в решении жизненных задач
Общение
Разные подходы к связи деятельности и общения | ||
Общение равно деятельности, т. к. общению присущи признаки деятельности | Общение не равно деятельности, т. к. общение – условие деятельности или свойство деятельности | Общение и деятельность самостоятельны, т. к. общение самостоятельный вид активности |
Особенность общения: субъект взаимодействует с субъектом, т. к. объектом является активный субъект.
Субъект общения | ||
Реальный, т. е. существующий в жизни | Иллюзорный, т. е. тот, накого переносят свойства реального субъекта | Воображаемый, т. е. существующий в воображении |
Друг, родитель,знакомый | Животное, игрушка | Бог, внутренний голос |
Цель общения– это удовлетворение потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических.
Средства общения | ||||||
Вербальные (словесные) | Невербальные (несловесные) | |||||
Речь (язык) | Это все средства общения, кроме речи | |||||
Внутренняя | Внешняя | Знаковые системы | Сигналы | Облик человека | ||
Мысли | Устная, Письменная | Рисунки, чертежи | Горн, свисток, светофор | Мимика, жесты, тембр голоса |
Содержание общения – это информация (знания, сведения, навыки, эмоциональное состояние
Цели и функции общения
Обслуживание деятельности: общение на производстве (на работе)
Общение – самоцель, общение с другом, с любимым, с близким, с искусством
Приобщение к опыту, к знаниям, к ценностям; это общение учителя с учениками
Общение– это сложный процесс установления и развития контактов и связей между людьми для обмена информацией.
Сущность | Обмен информацией(взаимная передача) | Односторонняя передача |
Участники | Субъект – объект, активновзаимодействующие | Субъект – объект,обособление |
Действия | Равнозначные | Односторонние |
Обратная связь | Активная, обогащаетинформацию | Отсутствует или формальна |
Информация | Обогащается, дополняется,видоизменяется, уточняется | Воспринимается спотерями или без них |
Межличностные отношения –отношения между различными индивидами по различным основаниям.
Межличностные отношения
Официальные | Неофициальные |
Регламентированы, обезличены, стандартизированы, ограничена возможность выбора. | Личностны, возможность выбора, не закреплены нормами. |
Мировоззрение личности – совокупность принципов, взглядов, убеждений и установок на объективную реальность и место человека в нем.
Мировоззрение:
обыденное, религиозное, мифологическое,научное, философское, гуманистическое.
Потребности человека – переживаемая или осознаваемая нужда в чем-либо.
Потребности:биологические, социальные, идеальные.
Потребности по А. Маслоу:
1.Физиологические, 2.Экзистенциальные, 3.Социальные, 4.Престижные, 5. Духовные
Духовная сфера.
Структура духовной сферы:
1. Духовные потребности – нужда общества и человека в создании и освоении духовных ценностей. Духовные потребности не заданы биологически, от рождения. Формируются в процессе социализации.
2. Духовная деятельность (производство) – деятельность людей по созданию духовных ценностей.
Виды духовной деятельности:
1. Познавательная - научная, религиозная, художественная
2. Ценностно-ориентировочная - отношение к явлениям действительности
3. Прогностическая - предвидение и планирование изменений действительности
3. Духовные ценности (блага) –то, что создается в процессе духовного производства:произведения искусства, учения, научные открытия и т.д.
Искусство
Искусство | |
Узкое значение | Широкое значение |
Это одна из форм общественного сознания и специфическая духовно-практическая деятельность по освоению мира | Это высокий уровень мастерства в любой сфере деятельности, указывает на красоту и совершенство её продукта |
Главная задача искусства не в создании красоты ради эстетического удовольствия, а в образном освоении деятельности.
Функции искусства | |
Повествовательная, познавательно- эвристическая | Это знание и просвещение |
Информационно-коммуникативная | Это общение, обобщение, сообщение |
Концептуально-рефлекторная | Это философско-эстетический и художественно-эстетический анализ и диагноз состояния мира |
Прогностическая, футурологическая | Это предвосхищение, предсказание |
Общественно-преобразующая | Это духовно-практическая деятельность |
Интеллектуально-нравственная | Это фактор развития личности, её ценностно-смысловых ориентиров |
Эстетическая | Это развитие способностей художественноговосприятие и творчества |
Гедонистическая | Это наслаждение |
Психологическое воздействие на подсознание человека | Это воображение, внушение, гипноз |
Черты искусства:является образным, наглядным; наличие специфических способов воспроизведения, огромная роль воображения, фантазии.
Виды познания.
I.Ненаучное познание:
-Обыденное (житейское)
- Практическое (народная мудрость)
- Религиозное
-Мифологическое
- Художественное (средствами искусства).
II. Научное познание –познание, направленное на получение объективного знания. Цель – описание, объяснение, предсказание явлений действительности. Признаки: объективность, системность, обоснованность, достоверность, особый язык, необходимость специальных приспособлений и специалистов.
Общее у морали и права
Регулируют общественные отношения (поведение людей)
Ориентируется на справедливость
Чтобы правовые нормы работали, они по крайне мере не должны противоречить правилам морали
Функции морали:регулятивная, воспитательная, коммуникативная, познавательная, мировоззренческая.
Исполнение норм морали санкционируется нормами духовного воздействия (оценка, одобрение, осуждение).
РАЗДЕЛ III. ЭКОНОМИКА
3.1 Экономика, ее роль в жизни общества
3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов
3.3 Экономические системы и собственность
3.4 Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация
3.5 Обмен, торговля
3.6 Рынок и рыночный механизм
3.7 Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство
3.8 Деньги
3.9 Заработная плата и стимулирование труда
3.10 Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки
3.11 Налоги, уплачиваемые гражданами
3.12 Экономические цели и функции государства
РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
4.1 Социальная структура общества
4.2 Семья как малая группа. Отношения между поколениями
4.3 Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте
4.4 Социальные ценности и нормы
4.5 Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни
4.6 Социальный конфликт и пути его решения
4.7 Межнациональные отношения
Социология– наука о закономерностях, становлении, функционирования, развития общества и общественных отношений. (О.Конт).
Структура социальной сферы включает:
I. Социальные связи –зависимости социальных групп и людей друг от друга (бывают формальными и неформальными).
Социальные связи:
1. Социальные контакты –неустойчивые связи, возникающие по конкретным поводам (например, пассажиры метро).
2. Социальные взаимодействия – устойчивые, регулярные связи, основанные на совместной деятельности (например, коллеги на работе).
3. Социальные взаимоотношения – сверхустойчивые, самовозобновляющие связи, носящие системный характер (например, друзья).
II. Социальные группы –сообщества индивидов, объединенные по какому-либо признаку.(Т. Гоббс).
Признаки:
численность:малые группы (отличаются прямым контактом и неформальным общением), средние, большие
демографический:по полу, возрасту, образование, состояние в браке
поселенческий критерий:горожане, жители деревни
конфессиональный:католики, православные, мусульмане
по этническому, по профессиональному и т. д.
III. Социальные общности – группы, способные к самовоспроизводству.
Социальная стратификация
Социальная стратификация (дифференциация) –расслоение и иерархическая организация общества.(П. Сорокин).
Критерии дифференциации: доход(экономическая),объем власти(политическая), образование(род деятельности.), выделяют также престиж -оценка общества социальной значимости статуса личности.Престижзависит от реальной полезности деятельности и системы ценностей общества.
Социальные слои:
Касты– строго замкнутые слои традиционных обществ.
Сословия –группы людей, различающиеся по правам и обязанностям.
Классы – социальные группы, выделяемые по способу их участия в общественном производстве и распределении, месту в общественном разделении труда.
Страты– неформальные группы, имеющие относительно равное социальное положение, критериями которого являются доход, доступ к политической власти, образование.
Статус
Социальный статус– это положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое экономическими, профессиональными, этническими идругими специфическими для данной системы признаками (пол, образование, профессия, доход).
Личный статус – положение, которое занимает индивид в малой группе
Социальный статус – положение личности в социальной группе.
Статусный набор – совокупность статусов одной личности.
Социальный статус | ||
Предписанный | Достигаемый | Личный |
Связан с рождением человека (пол, национальность) | Приобретен уже в обществе (образование, профессия) | Связан с признанием качеств и заслуг в системе межличностных отношений (особенно в малой группе) |
Социальная роль- некоторый образец поведения, признанный для людей определенного статуса.
Социальная мобильность
Социальная мобильность (П. Сорокин)– переход индивида или группы из одной позиции в иерархии социальной стратификации в другую.
Социальная мобильность: горизонтальная - внутри одного слоя и вертикальная – переход из одного слоя в другой. Вертикальная мобильность может быть нисходящей и восходящей.
Каналы социальной мобильности («социальные лифты») –это социальные механизмы, перемещающие людей из одного социального слоя в другой: образование, армия, школы, семья, собственность, церковь.
Маргинал –индивид, утративший свой прежний социальный статус, неспособный адаптироваться к новой социальной среде («на краю»).
Маргинальность– промежуточное положение индивида между социальными группами, связанные с его перемещениями в социальном пространстве.
Люмпены– люди, опустившиеся «на дно» общественной жизни.
Социальный конфликт (Г. Спенсер) – столкновение противоположных интересов, целей, взглядов, идеологий между индивидами, группами, классами в обществе.
Структура конфликта: конфликтная ситуация——инцидент——активные действия——завершение
Типы поведения в конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество. Большинство ученых считают конфликт закономерным, прогрессивным явлением.
Типы конфликтов:внутренние, внешние, глобальные, локальные, экономические, политические, семейные, национальные.
Национальные конфликтысвязаны с обострениемнационального вопроса –о самоопределении народов и преодолении этнического неравенства, а также тенденциями в современном мире.
Две тенденции в современном мире:
1. Интернациональная – интеграция, сближение наций.
2. Национальная – дифференциация, стремление к независимости.
Социальная политика государства - целенаправленная деятельность государства по совершенствованию социальной сферы общества. Направления: 1.совершенствование социальной структуры общества, 2. регулирование взаимоотношений между различными слоями, 3. развитие человеческого потенциала (программы развития образования, пенсии, здравоохранение, экология).
Социальная политика: активная- непосредственное воздействие государства (бывает централизованная и децентрализованная) и пассивная- опосредована экономическими факторами
Ст. 54, п. 1 Семейного кодекса РФ: «Ребенком признаётся лицо, не достигшее
возраста восемнадцати лет (совершеннолетия)»
Периодизация социальной стадии | ||
Отрождения до 1 года | Младенчество | Период первоначального приспособления и приведения в готовность существенных сил к первоначальной адаптации |
От 1 до 6 лет | Детство | Период интенсивного накопления социального значимого опыта и ориентации в социальном пространстве |
От 6 до 11 лет | Отрочество | Период завершения первоначального созревания физических и психологических структур головного мозга |
От 11 до 14 лет | Подросток | Это новый качественный период в становлении человека: половое созревание, сознательное проявление индивидуальности |
От 14 до 18 лет | Юность | Период завершения созревания и социальной готовности |
Молодежь– это социально-демографическая группа со своими привычками, правилами поведения и вкусами, с относительной самостоятельностью в некоторых вопросах.
Виды власти (М. Вебер)
1. Традиционное господство – обусловлено традициями
2. Легальное господство – на признании юридических норм
3. Харизматическое господство – опирается на авторитет лидера.
Политическая власть подразделяется: государственная и общественная власть.
Теории происхождения государства:
1. Патриархальная теория - Аристотель2. Религиозная теория – Фома Аквинский3. Договорная теория – Д. Локк, Т. Гоббс4. Органическая теория – Г. Спенсер5. Классовая теория – К. Маркс
Теории происхождения государства | |
Патриархальная | Государство выросло из большой патриархальной семья как естественно возникшая форма общения. Власть главы семья (отец) постепенно перерастает во власть монарха |
Теократическая | Бог создал государство и право |
Теория насилия | Государство создано как результат насилия, завоевание одних племён другими |
Теория «общественного договора» | Государство возникло на основе договора общества о добровольном объединении людей на определённых условиях |
Социально- экономическая | Государство выросло из неравенства при разложении родоплеменных отношений |
Биологическая | Государство есть продукт органической эволюции |
Психологическая | Психике индивида изначально присуща потребность к повиновению |
Государство – особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придать своим велениям обязательную силу для всей страны.
Признаки государства –
1. Наличие особой публичной власти
2. Наличие специального аппарата управления
3. Территориальная организация
4. Налоги
5. Суверенитет власти
6. Монополия на правотворчество.
Функции государства –основные, социально значимые направления деятельности государства.
Функции:
1. По объекту: внутренние и внешние
2. По содержанию: политическая, экономическая, социальная, культурно-воспитательная, правовая, организаторская, экологическая.
3. По характеру воздействия: охранительные (обеспечение охраны общественных отношений) и регулятивные (развитие общественных отношений).
Форма государства – совокупность основных способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.
Формы государства:
1. Форма правления –способ организации верховной власти.
Формы правления:
1. Монархия – власть сосредоточена в руках одного главы и передается по наследству.
2. Республика – власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный срок.
Форма правления | ||
Монархия– власть по наследству | Дуалистическая | Иордания, Марокко |
Парламентская | Швеция, Дания, Великобритания, Бельгия, Япония | |
Абсолютная | Саудовская Аравия, Бруней, Оман, ОАЭ, Катар | |
Республика– выборная власть | Президентская | США, Польша, Бразилия, Финляндия, Аргентина |
Парламентская | ФРГ, Италия, Индия, Венгрия | |
Смешанная | Франция, Греция, Россия, Австрия |
Различия республик:
Президентская | Парламентская | Смешанная |
Глава государства – президент | Глава государства – президент (символично) | Глава государства - президент |
Глава правительства – президент | Глава правительства – премьер-министр (глава) | Глава правительства – премьер-министр |
Правительство назначается президентом | Правительство формируется парламентом | Правительство назначается президентом |
Правительство несёт ответственность перед президентом | Правительство несёт ответственность перед парламентом | Правительство несёт ответственность перед обоими |
2. Форма государственного устройства –способ национального и административно-территориального устройства и взаимоотношение государства в целом и его частей.
Государственное устройство | |
Федерация – это форма государственного устройства, при котором территориальные единицы обладают самостоятельностью | США, Мексика, ФРГ, Индия, Канада, Россия, Бразилия |
Конфедерация – это союз государств | СНГ, ЕС |
Унитарное государство – это форма государственного устройства, при которой территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью | Финляндия, Франция, Япония, КНР, Афганистан, Пакистан, Египет, Италия, Венгрия, Великобритания |
3. Политико-правовой режим –совокупность политико-правовых средств и способов осуществления власти. Режим: 1. демократический, 2. антидемократический (1. авторитарный, 2тоталитарный, 3. военный)
Политические режимы | ||
Демократия– властьнарода 1. признание народа источником власти и суверенитета, 2. наличие прав и свобод, 3. плюрализм, 4.разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная), 5. гласность. 6. выборность власти, 7. развитая система органов местного самоуправления. Гласность для всего общества | Авторитаризм– власть одной силы (личность, семья, партия) Ограниченный и контролируемый плюрализмДоминирование управляемых над управляющими Главный аргумент политической власти – авторитет, а не сила | Тоталитаризм– полный контроль над обществом Плановая экономика Растворение индивида в массе (народе, классе, нации) Господство одной партии |
Демократия –признание принципа равенства всех людей, активное участие народа в политической жизни.
Местное самоуправление
РАЗДЕЛ VI. ПРАВО
6.1 Право, его роль в жизни общества и государства
6.2 Норма прав