Образ-концепт и цветовые измерения

Общеизвестно, что для собственно цветовых величин не существует единиц измерения, подобных физическим. Однако для хроматизма было бы весьма важно измерять не только интенсивность эмоций по коррелирующим с ними цветам, но и собственно “модальности” последних для их соотнесения с эмоциями. Каким же образом можно получить такие единицы измерения, которые позволяли бы определить, во сколько раз, например, данный красный цвет больше такого-то синего или зеленого именно по цветовому тону, а не по интенсивности (яркости) света и светлоте или насыщенности цвета?

Известное RGB-представление имеет весьма отдаленное отношение как к физике внешнего мира, так и к перцептивному пространству интеллекта, поскольку построено на психофизической основе (трехкомпонентной теории стимульного ощущения (на сетчатке глаза) так называемых “первичных цветов” с учетом вклада яркостных rgb составляющих при заданных длинах волн). Строго говоря, в этом случае измеряются не собственно RGB цвета, а яркости r (светлоты) при максимумах их длин волн.

Отсутствие адекватных единиц измерения цвета, вероятно, связано с тем, что длины волн, коррелирующие с заданными цветами, не могут являться адекватными единицами измерения прежде всего из-за существенных различий по типам цветового обобщения. Так, информация о спектральных параметрах объекта уже на психофизическом уровне настолько видоизменяется, что метамерный цвет С-плана может оказаться совершенно отличным от предметного цвета, объективно описываемого спектральными характеристиками источника излучения (отражения, поглощения, пропускания) предметов внешнего мира. Как было показано в табл.1.7, картина еще более усложняется сублимацией цветовой информации в Ид-плане ее существования, т.е. в подсознательно формируемом концептуальном образе, который мы будем называть далее образ-концептом (ОК).

В качестве первого приближения (вывода цветовых единиц измерения) обратимся к ОК, сущность которого, на наш взгляд, наиболее четко передают такие представления как “оперативный образ” (Ошанин), “цветовые универсалии” (Вежбицкая-Серов, табл.1.8), “внутренний свернутый смысл” (Кнебель-Лурия), “аналоги значений” (Леонтьев), “универсально-предметные коды” (Жинкин), “архетипы” (Юнг-Серов, см. табл. 1.7 и 8.3). Объединение этих, казалось бы, не совсем однородных представлений в единый смысловой образ позволяет представить образ-концепт Ид-плана в качестве чувственно-образного коммуникативного контекста (с операционально-личностным смыслом), имеющего принципиально-невербальную природу, базирующуюся на интернациональном языке кодирования с автоматизированным восприятием.

Амбивалентность чувств и оппонентность цветов (см. ниже) при этом тесно коррелируют с известной двойственностью ОК. Так, с одной стороны, конверсные отношения между цветовыми сублиматами в нем инвертированы, а с другой, – они функционально “искажены” цветовой неравновесностью оппонентных осей цветового тела. В последнее время было обнаружено, что энграмма в нейронной памяти находится в инверсном виде так, что восстановление ее первоначальной формы возможно лишь путем повторного инвертирования[69]. Очевидно, именно эта “противоречивость” ОК и становится фактором его активности, поскольку стимулирует действия Ид-плана, направленные на снятие противоречий путем вышеупомянутой “гармонизации цветов” и приведением ОК в антиципированное соответствие с самим собой.

Сопоставление смысла этой оппонентности (цветовых сублиматов по осям цветового тела) с тем фактом, что именно указанные выше величины r (яркости для света и/или светлоты для цвета) являются физико-психо-физиологическими, дает возможность вывести адекватные величины цвета Ll и насыщенности m. Аксиоматичностью этой возможности можно пренебречь благодаря размерностной изоморфности, с одной стороны, произведения c=Ll×m×r и, с другой, – трехмерных атрибутов представления LIT как функции цветового пространства ОК, где, согласно 1 главе, пространственные характеристики [L] могут быть промоделированы белым цветом, временные [T] – черным, и, соответственно, информационные [I] – серым цветами.

Действительно, в размерностном представлении

[c] = L3 I 3 T -3, (11.1)

что при известной размерности яркости r

[r] = L0 I T -3 (11. 2)

дает произведение размерностей цвета Ll× и насыщенности m



[Ll×m] = [c] / [r] = L3 I 2T 0. (11.3)

Из упомянутого выше тезиса Геринга (то есть оппонентного характера осей цветового тела, по которым измеряется величина m) следует, что, помимо собственно информации Iw, величина насыщенности обязательно должна включать и конверсные характеристики обоих (дополнительных ^) цветов ОК, определяемые произведением их пространственных параметров (при отсчете от нулевой точки ЦТ, то есть серого цвета) по данным осям. Однако этот путь в настоящее время нам кажется очень сложным[70]. Поэтому остановимся на известной из психофизиологии связи между величиной насыщенности m и площадью цветового образца s. Поскольку каждый параметр c, по определению обладает единичной размерностью по отношению к информации, то размерностное представление этого произведения

[m] = L2 I T0 (11.4)

позволяет вывести и единицы измерения цветового тона, поскольку, согласно полученным соотношениям, размерность последнего

[Ll] = [c] / [r×m] = L I T0 (11.5)

моделирует произведение информации внешнего мира Iw на пространственный параметр l периметра цветового круга ОК. Строго говоря, этот параметр может соответствовать лишь монохромным спектральным цветам, тогда как для реальных, то есть квазимонохромных и полихромных цветов необходимо рассматривать составляющие l(l1,l2) по принципу суперпозиции, то есть как набор гармонических волн (частот) в интервале l1>l>l2.

Отсюда вытекает и моделирование собственно “информации” внешней среды в целях согласования ее измеримых параметров с параметрами интеллекта. Последнее может быть основано на интерпретации триады как переменной и пары. Так, в хроматизме принята аксиома, согласно которой ‘информация’ характеризует сочетание двух цветов, которое включает оттенок, возникавший между ними в ОК. Так как различие цветов в цветовом теле – ‘элементарное различие’ –принято за простейшую единицу измерения информации, то информация в 1 ‘бит’ в хроматизме, вопреки ее названию, позволяет осуществлять выбор не из двух, а из трех “равновероятных” возможностей, одна из которых является характеристикой двух других (определяемой по цветовому телу), “сублимированных” в ОК этого оттенка. Отсюда следует, что основной единицей измерения семантического объема и содержания информации является цветовая триада (l, m, r) и контекстно-связанный с ней интенсионал ОК, включающий 7±2 экстенсионалов Кl,. Обозначение концепта цвета через Кl обусловлено учетом функции спектральной чувствительности глаза (кривой относительной видности стандартного наблюдателя Vl ) как для светлоты, так для цветового тона и насыщенности. На анализе понятия цветового концепта мы остановимся в следующей главе. С учетом полученных выше результатов представим формулы и единицы измерения цвета в табл. 11.7.

Таблица 11.7. Формулы и единицы измерения цветовых величин

Величины Формула (краткий комментарий) Единицы L I T
Концепт цвета I= Кl= S / Id (информация ОК (IdS): 1 бит-концепт º 1 бит) бит
- цветовой тон Ll = Кl × ¦ Dlmax = Sצ Dlmax / Id (бит-нанометр) бит × нм
- насыщенность msl × F(l,r) = S × F(l,r) / Id (бит-нанометр2 ) бит × нм2
- светлота rt =dФ/ds 1 эв/ м2 ×сек º 1бит/сек3 бит/сек3 -3

Итак, возвращаясь к табл. 11.5, можно отметить, что интенсиональное представление размерностей и планов цветового тела позволило “автоматизированно” согласовать передатчик объективного мира и приемник интеллекта, а также создать возможность передачи информации в контекстно-зависимом варианте, релевантном множеству экстенсионалов междисциплинарного представления информации. При этом иерархия и сложность отношений компонентов интеллекта оказалась связанной с проблемно-ориентированным взаимодействием семантического уровня. Обратим внимание, что этот уровень, в свою очередь, связан с передачей, получением и анализом контекстно-зависимых сообщений, выделением и сохранением баз знания, то есть с принятием решения в реальном времени. Информационные потоки взаимодействия компонентов системы «внешняя среда - интеллект» при этом могут быть и не ограничены заранее выбранной областью описательно заданного знания, так как ее терминология включена в тезаурус цветового тела, внешне автоматизированно (по существу, – ОК) раскрываемого в требуемой проблемной области.

Наши рекомендации