Цветовая память – способность человека запоминать цветовые характеристики неоднократно наблюдаемых предметов.

Если осветить такой предмет цветным светом малой насыщенности или если надеть цветные очки, то мы оказываемся в состоянии устано­вить цвет данных предметов по памяти, несмотря на изменение цвета из-за освещения. Мы до известной степени обладаем способностью аб­страгироваться от цветного освещения и достаточно правильно опреде­лить цвет предметов.

Способность нашего зрения постепенно привыкать к слабо окра­шенному освещению, и судить о цвете так же, как и при нормальном освещении, называется цветовой трансфор­мацией.Если же насыщенность цвета освещения превышает определен­ные границы, то корригирующий аппарат зрения перестает действовать и явления трансформации (перестройки) не наблюдается.

Иррадиация.

Если через щель дощатой стены проникает луч света, то щель кажется шире, чем в действительности. Когда солнце све­тит сквозь ветви дерева, ветви эти кажутся более тонкими, чем обычно. Светлые светящиеся поверхности как бы увеличиваются в ширину. Они «находят» на темные поверхности и сужают их. Свет от светлых цветов, падающий на сетчатку, раздражает еще и прилегающие нер­вы и раздвигает границы более светлой области за счет более темных прилегающих сфер.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ 12

Цветовая память – способность человека запоминать цветовые характеристики неоднократно наблюдаемых предметов. - student2.ru

Цветовая память – способность человека запоминать цветовые характеристики неоднократно наблюдаемых предметов. - student2.ru

Зрительно белый квадрат кажется больше.

Эффектом иррадиации объясняется и различное впечатление от поверхностей, покрытых поперечными или продольными полосами. По­ле с вертикальными черными полосами кажется ниже, чем поле с горизонтальными черными полосами, так как бе­лый цвет окружающего поля проникает наверху и внизу между поло­сами и визуально уменьшает высоту поля.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ 13

Цветовая память – способность человека запоминать цветовые характеристики неоднократно наблюдаемых предметов. - student2.ru

Это явление нельзя смешивать с оптическим обманом, при котором при равновеликих и четко ограниченных поверхностях вертикальные полосы создают впечатление большей высоты, а горизонтальные – большей ширины.

Оптический обман - иллюзии

Исследования иллюзий начались в XIX в., и многие иллюзии были обнаружены в конце XIX — начале XX вв. Исследования иллюзий резко сократились в 1980-х – начале 1990-х гг. и возродились в последнее время в связи с развитием информационных технологий, которые позволяют разработать более сложные и точные иллюзии. На особенностях визуального восприятия плоских и пространственных фигур основано искусство оптических (или зрительных) иллюзий. Художественное течение оп-арт, использующее различные зрительные иллюзии, возникло во второй половине XXв. Возможности оп-арта нашли некоторое применение в промышленной графике, плакате, оформительском искусстве, дизайне костюмов.

Художники стиля оп-арт создают уникальные оптические иллюзии, предлагая разнообразные изображения, которые во время просмотра изменяют свой вид, цвет или форму, а также вибрируют и двигаются перед глазами зрителей. Известные дизайнеры популяризируют стиль оп-арт, который остается самой яркой тенденций многих показов моды. Оптические иллюзии помогают обнаружить некоторые закономерности зрительного восприятия, поэтому им уделяли и уделяют пристальное внимание психологи. Чтобы выявить скрытые механизмы человеческого восприятия, глаз ставят в необычные условия, заставляют его решать нетиповые задачи.

Яркая и резко обозначенная форма провоцирует последовательный образ, то есть иллюзорную форму той же конфигурации и контрастного цвета. Иллюзия возникает автоматически, как результат сбоя в работе зрительного аппарата.

Иллюзии Акийоши Китаока. Одним из самых замечательных авторов иллюзий является профессор психологии факультета психологии в Университете Рицумикан в Киото (Япония) Акийоши (иногда пишут Акиеси) Китаока (Akiyoshi Kitaoka)(илл.14)

ИЛЛЮСТРАЦИЯ 14

Цветовая память – способность человека запоминать цветовые характеристики неоднократно наблюдаемых предметов. - student2.ru

Он написал более 10 книг о визуальных иллюзиях . Он широко известен своими исследованиями зрительных иллюзий, в том числе геометрических иллюзий (формы), иллюзий светлоты, цвета, движения и других явлений визуального восприятия. Он рассматривает искусство иллюзий как науку, которая стирает границы между психологией и искусством. Хотя многие люди находят его иллюзии красивыми, он считает, что иллюзии представляют не искусство, а результаты научных экспериментов. Все созданные им изображения предназначены для проверки гипотез, которые служат для продвижения его исследований и их применения для других зрительных функций. Цель его исследований заключается в проверке визуальных механизмов посредством визуальных иллюзий. Им созданы сотни замечательных иллюзий и некоторые из них можно считать произведениями искусства, в частности к ним относится иллюзия «Утреннее солнце» (илл.15). Одна из самых замечательных иллюзий создает эффект свечения, смотрится подобно слепящему солнцу, хотя в центре точно такой же белый цвет, как везде на картинке.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ 15

Цветовая память – способность человека запоминать цветовые характеристики неоднократно наблюдаемых предметов. - student2.ru

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Как чувствительность человеческого глаза к цвету зависит от места цвета в спектре?
  2. В чем суть явления Бецольда – Брюкке?
  3. В какую сторону происходит сдвиг цветового тона при увеличении освещенности?
  4. С чем связан и как проявляется эффект Пуркинье?
  5. Что такое адаптация глаза к свету? Как проявляется световая и темновая адаптация по отношению к ахроматическим цветам?
  6. Что такое цветовая адаптация?
  7. Какие изменения в цветовосприятии происходят под действием цветовой адаптации?
  8. Как видят цветнослепые люди?
  9. Что такое цветовая память?
  10. Что такое цветовая трансформация?
  11. В чем суть явления иррадиации?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Адаптировано из:

1. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, Вышейшая школа, 1984.

2. Цойгнер Г. Учение о цвете. М., Стройиздат, 1971.

3. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне.М., Мир, 1982

4. Алексеев С.С., Теплов Б.М., Шеварев П.А. Цветоведение для архитекторов. М.-Л. Изд-во ГОНТИ, 1938.

5. Фельдман В.А. Искусство акварельной живописи. Киев, Мистецтво, 1967.

6. http://www.ritsumei.ac.jp/~akitaoka/index-e.html

7. Джадд Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике. − М.: Мир, 1978.

8. Цвет в промышленности / Под ред. Р. Мак-Дональда: Пер. с англ. И. В. Пеновой, П. П. Новосельцева, под ред. Ф.Ю.Телегина. - М.: Логос, 2002.

9. http://ru.science.wikia.com

10. “Eye,Human”, Encyclopedia Britannica, 2006, Ultimate Reference Suite DVD, 2009.

Наши рекомендации