Принципы цветового воздействия

Простая перемена цвета одежды или интерьера связана с новым восприятием мира. И ведомая цветом душа чувствует это. В нашем стремлении лучше приспособиться (к партнеру, к семье, к коллективу) цвет играет роль опредмеченных эмоций. То есть цветом одежды или машины мы часто передаем все то, чего никогда не сможем сказать окружающим. Не из-за боязни чего-либо. Нет. Скорее уж потому, что не можем выразить словами все реально ощущаемое, все чувствуемое нами. Словами можно передать осознанное, цветами – неосознаваемое. Да и можно ли словами передать содержание своей души – все свое отношение к свету, к миру, к себе, к окружающим.

С учетом сказанного, будем основываться на концепции цветовой терапии, наиболее четко изложенной М. Люшером и У. Бером[8]. Согласно этим исследователям, во-первых, цвета отражают существующее поведение и сущность человека, а, во-вторых, предпочтение каких-либо цветов свидетельствует о возникающей потребности к «перемене цвета», то есть о фиксации наступающего состояния интеллекта. Поэтому для цветотерапевта прежде всего следует выяснить причину, по которой пациентом выбирается наиболее предпочтительный цвет. Так, пациент может выбирать и цвет, отвечающий существующим отношениям компонентов интеллекта, и цвет, благодаря которому интеллект получит недостающее подкрепление для какого-либо из компонентов интеллекта. Люшеровская методика дает основания полагать, что эти два выбора взаимозависимы и принципиально не разделимы.

Мы же считаем эти принципы выбора предпочтительных цветов двумя последовательными стадиями возникающей потребности в гомеостазе интеллекта. Иначе говоря, возникающая в интеллекте потребность является проекцией на его сущность. А проекцию от потребности всегда можно отделить, как мы это увидим ниже. В соответствии с этим цвета можно использовать в качестве инструмента для исследования интеллекта человека (психологической диагностики) и последующего приведения в норму, согласно возникшей у пациента потребности.

Применение в цветовой терапии вслед за основным (лечащим) цветом дополнительного к нему, согласно Вайсу, вызвано тем, что он усиливает действие основного. Действительно, интеллект приостанавливает действие излишнего цветового излучения, вырабатывая через определенный промежуток времени (адаптации) дополнительный цвет. Если в это время (то есть когда нейтрализуется вредное излучение) интеллект получает тот же цвет, который он вырабатывает для нейтрализации основного, то может возникнуть интеллектуальная перегрузка, выражающаяся в цветовом утомлении и даже усталости.



    Характеристики всех (ахромных и квазимонохромных) цветов принято изображать на примере цветового тела, содержащего цветовой круг с максимально насыщенными ("яркими”) цветами по периметру и средне-серым в центре[9]. Согласно изображенному на рис.1 цветовому телу, любой цвет можно описать тремя характеристиками и выразить точкой в трехмерном пространстве типа двойного конуса: цветовой тон - сходство данного цвета с одним из спектральных; насыщенность - степень отличия данного цвета от серого равной светлоты; светлота - близость определяемого цвета к белому. В силу некоторой идеализации черного и белого цветов на рис.1 (в природе не существует ни абсолютно черного, ни абсолютно белого цвета), в хроматизме используется атлас Манселла[10], представляющий собой цветовое тело в виде сферы, где ахроматические цвета соответствуют окружающей действительности.
Рис.1. Цветовое тело с цветообозначениями  

Рис.1. Цветовое тело с цветообозначениями

Так, в частности, симметрия распределения цветов в цветовом круге по отношению к вертикальной оси П-З и центру (Сер) дает преимущественно антагонистический эффект. Например, по данным Вайса, О цвет стимулирует дыхание и соответствует вдоху, тогда как дополнительный к нему С замедляет дыхание и соответствует выдоху. И вместе с тем, эти два цвета в цветотерапии неразделимы и считаются осью, на которой можно количественно оценить рассматриваемые функции с учетом их оппонентности. Однако следует помнить, что реакционная способность интеллекта к адаптации может приводить к инверсии указанных цветов и соответствующих функций.[11].

Проще говоря, цветовая задача нашего интеллекта состоит в устранении или в ослаблении неблагоприятных воздействий. Отвести нас подальше от противного раздражителя. Или его удалить подальше от нас. “С глаз долой – из сердца вон”. Как же это сделать, если не получается “с глаз долой”? Любая женщина знает, что цвет достигает наибольшей выразительности, если рядом с ним поместить немного контрастного цвета[12]. И этот же контрастный в большей пропорции может “уничтожить” не желаемый цвет. Так и появляются цвета наших одежд – в выборе цветов желаемых и уничтожении не желаемых. А ведь любимые нами цвета при сочетании с контрастными дают белый или серый цвета.

Не получается ли так, что душа наша стремится к нейтральности белого или серого цвета? Хотя тело и не может жить без цветового окружения модных одежд. Душа или тело определяет этот выбор “просто” любимых цветов, цветов интерьера или цветов одежды? Последуем же за Григорием Нисским, утверждавшим, что душа – это внутренний образ тела. А можно ли приписать каждому из нас определенные цвета? И будут ли отличаться цвета души от цвета одежд? Одинаковы ли эти наши внутренний и внешний цвета, цвета души и тела? Если бы они были одинаковы, то по цветам одежды можно было бы судить и о внутренних цветах человека. Так, еще в 1970 году Беллегард предлагал реализовывать в цвете истинные портреты личностей – “хромотипограммы”. По какому же принципу создавать эти портреты?

В настоящее время существует множество теорий, объединяющих человеческую личность со Вселенной на уровне тонких тел, которые взаимосвязаны отношениями определенных энергетических центров Наиболее явным образом эти отношения представлены в «нетрадиционной» медицине традиционных культур Востока, где цветом характеризуются не только функциональные свойства (так называемые поля) организма, но и внутренние органы, эндокринная система и т.п.. Современная экстрасенсорика также выявляет в человеческом теле своеобразные энергетические поля. При этом устанавливается связь этих полей как с местоположением, уровнем, чувствами или функциями человека, так и с цветом каждого поля ( табл. 1.3).

Таблица 1.3. Энергетические поля человека.

Цвет поля Примерный уровень Чувства Функции цвета, по Вайсу Внутренние органы
Белый / Пурпурный макушка головы мышление воображение / фантазии кора / гипофиз
Фиолетовый затылок зрение постоянство / доверие гипоталамус, эпифиз
Синий брови интуиция уважение к другим ретикулярная формация
Голубой шея слух, речь общительность щитовидная железа, легкие
Зеленый сердце речь, долг отношение к другому легкие, сердце, надпочечники
Желтый пупок обоняние чувственность женские половые железы
Оранжевый лобок вкус инициатива кишки, половые органы
Красный копчик осязание сила, сексуальность мужские половые железы

Разумеется, представленные в табл.1.3 данные не являются столь прерывными (дискретными) как это выражено словами, аналогично тому как и цвета мы разделяем только по их названиям. На самом деле, как спектр белого света являет собой непрерывный переход одних оттенков в другие, и чувства, и функции органов человека представляют собой непрерывное динамическое изменение и/или наложение друг на друга.

Итак, зная, какие чувства или функции наиболее развиты у человека, можно ли сказать нечто определенное и о его внутреннем цветовом пространстве? Ведь только что мы видели, как выбор того или иного внешнего цвета “дополнял” излюбленный внутренний до белого или серого. И цвет одежд становился контрастным к цвету души, уничтожал последний или подчеркивал его выразительность. По всей видимости, оба эти варианта периодически сменяют друг друга. Сначала человек совмещает цвета души и одежд в своем нравящемся единстве. Когда же наступает цветовое утомление от этого единообразия, то цвет меняется на контрастный, чтобы через нейтральный серый перейти к новому витку своей жизни, к новому цвету души, а затем и одежды.

Не будем говорить о человеке и цвете вообще. Посмотрим лучше на конкретные характеры людей и цветов. Сравним соответствие между ними и, в частности, действие теплых (желто-красных) и холодных (сине-зеленых) цветов на людей определенного темперамента. Такие примеры приведены в табл. 1.4.

Таблица 1.4. Действие цвета на характер человека

Направленность Экстраверты Интроверты
Темперамент Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик
Предпочтительный (внутренний) цвет Красный Желтый Зеленый Синий
Основные черты характера Вспыльчивый, сорвиголова Веселый, жизнелюб Спокойный, медлительный Серьезный, обособленный
Воздействие теплые (К- Ж) Легкомысленность Несознательность Интеллектуализм Контактность
внешних цветов холодные (Г-Ф) Сдержанность Уравновешенность Отстраненность Замкнутость

Доказательства такого действия цвета на лиц с разными характерами приводились В.М. Бехтеревым, Э.М. Гейлом, Э.Д. Бэббитом и многими другими: Состояние больных, страдавших от меланхолии, ухудшалось в синих и зеленых комнатах и улучшалось в красных. Буйные холерики успокаивались в комнатах с синими шторами. Получается, например, что под воздействием сине-зеленых цветов и холерик может стать почти флегматиком и т.д. Так внешний цвет или устраняет, или ослабляет цвет внутренний, цвет-раздражитель. Так цвета одежд, которые мы выбираем, воспитывают нас. Так мы живем.

Положим, мы выбираем синий цвет штор или одежды, вместе с которым неосознанно ожидаем от окружения прохладу и определенную дистанцию отношений, нечто неземное и идеальное, душу и дух, как пишет о принципах выбора синего цвета У. Бер. Вместе с тем, мы особо подчеркиваем, что ни в коем случае предпочтительный цвет сам по себе не может свидетельствовать о направленности, темпераменте, или характере человека. Как показано ниже, и эти, и цветовые характеристики амбивалентны и, строго говоря, могут быть получены только после обработки хром-тестов, и (по результатам тестирования) рассчитаны для определенных доминант и функций заданных компонентов интеллекта.

Наши рекомендации