Функции невербальных средств в общении
Невербальные компоненты в большинстве случаев не осознаются говорящим, но всегда учитываются слушающим и могут в коммуникативном акте выполнять функции, присущие знакам вербальным.
Так, И. Н. Горелов выделяет следующие функции паралингвистического знака: 1) социативную (контактоустанавливающую); 2) эмотивную; 3) волюнтативную (волеизъявления по отношению к собеседнику); 4) коммуникативную; 5) апеллятивную; 6) репрезентативную [Горелов 2012: 12].
Английский психолог М. Аргайл выделяет три группы функций, которые могут выполнять кинесические средства в коммуникативном акте. Первая группа, непосредственно связанная с социальной ситуацией, включает следующие функции: 1) выражение межличностных отношений; 2) выражение эмоциональных состояний; 3) самопрезентация коммуникантов.
Второй группе, связанной с поддержанием вербальной коммуникации, присущи функции: 1) дополнения/опровержения значения высказывания; 2) регуляции обмена репликами; 3) поддержания обратной связи; 4) сигнализации о внимательном восприятии сообщения.
Третья группа, связанная с замещением вербальной коммуникации, подразумевает такие функции, как: 1) использование невербальных знаков в качестве знаковых систем; 2) сигнализация о состоянии нервной системы.[319]
Г. Е. Крейдлин рассматривает выполнение жестами коммуникативных функций: 1) регулирования и управления вербальным поведением говорящего и слушающего; 2) отображения в коммуникативном акте актуальных речевых действий; 3) передачи адресату некоторой порции смысловой информации; 4) репрезентации внутреннего психологического состояния жестикулирующего или его отношения к партнеру по коммуникации; 5) жестового комментирования физических действий некоторого лица; 6) пояснения величины или размера какого-то объекта, а также уточнения местоположения лица или объекта (дейктическая функция). Учёный говорит и о присущей жесту риторической функции.[320]
Е. А. Петрова, описывая жесты в педагогическом процессе, отмечает, что жестикуляция педагога выполняет целый комплекс различных функций: общекоммуникативных, семиотических и специальных педагогических (функция мотивации, организации внимания учащихся, управления познавательной деятельностью учащихся, организации и обеспечения обратной связи, контроля, воспитания).[321]
В. П. Конецкая полагает, что НВКК выполняют базовые функции коммуникации: информационную, прагматическую и экспрессивную, в пределах которых актуализируются разнообразные частные функции. К информационным функциям относятся сообщения о чём-либо или о ком-либо, о свойствах кого-либо или чего-либо; сообщения о действиях; указания местонахождения кого-либо или чего-либо. Прагматическую направленность имеют следующие частные функции: установление контакта и обратной связи, самопрезентация, социальная ориентация, побудительная и регулирующая функции. К экспрессивным функциям относятся эмфатическая, эмотивная, адаптирующая.[322]
Нельзя не согласиться с В. П. Конецкой, что перечень функций не является исчерпывающим, а имеющиеся классификации в какой-то степени условны, поскольку одно и то же невербальное средство может актуализировать несколько функций. С другой стороны, одна и та же функция может быть актуализована при помощи разных невербальных средств.
Необходимо заметить, что невербальное жестовое событие, как правило, может быть охарактеризовано не какой-то одной, а сразу несколькими функциями, из которых одна-две являются доминантными.
Помимо перечисленных, невербальные компоненты, как представляется, выполняют и когнитивную функцию. Логика такого умозаключения следующая: если считать, что речь реализуется двумя знаковыми системами (вербальной и невербальной), а вербальная система речи выполняет две основные функции – когнитивную и коммуникативную, причем, первичной является когнитивная, находящаяся в основе коммуникативной, следовательно, и невербальная часть речи характеризуется теми же функциями. Выразительные движения – наглядная форма выражения мысли. Сознание человека включено в процесс невербальной коммуникации. В целом ряде ситуаций при передаче эмоционального состояния мы не осознаем свои жесты, тем более мимику. Но наряду со спонтанным использованием невербальных средств, которое обусловлено низшими уровнями центральной нервной системы человека, имеется и такое употребление невербальных средств, которое зависит от высших, когнитивных процессов, обусловливающих коммуникацию. И даже при сознательном самоконтроле невербального поведения может происходить «утечка» информации.
Попробуем проследить выполнение кинесическими элементами некоторых основных функций в произведениях В. Набокова.
- Погодя, Драйер предложил ей погрести. Она молча кивнула головой, скребя подошвой синей купальной туфли по мокрому дну лодки.
- Дела у тебя в порядке? Антон Петрович кивнул.
В данных примерах жесты являются невербальными репликами-реакциями и несут информацию, которую жестикулирующий передаёт адресату – кивок головой в знак согласия (коммуникативная функция). В то же время мы можем говорить и о фатической функции, функции поддержания внимания.
Контактоустанавливающая (социативная) функция является доминирующей в коммуникативных актах приветствия. Ср.:
- Увидев её, Франц радостно ахнул и, не снимая шляпы, принялся кропить Марту мягкими поцелуями.
- Эрика! – вдруг воскликнул господин и резко остановился, раскинув руки.
- Откуда-то вынырнул старичок хозяин и низко ей поклонился.
- Когда она появилась, – сияющая, в бледно-зелёном жоржетовом платье, он привстал и поцеловал её прохладную руку, как всегда делал при воскресной утренней встрече.
Апеллятивную функцию (обращение или призыв) можно легко выделить в следующих примерах:
- Он выставил вперед ладонь и, добившись молчания, твердо обещал, что концерт состоится.
- Простите, что вмешиваюсь,- заговорил Гнушке и поднял указательныйпалец.
- Вспомните, что сказано: не убий!
Выражение отношения к предмету или партнеру по коммуникации наглядно демонстрирует репрезентативная функция невербальных компонентов. Ср.:
- Эрвин смело, свободно смотрел на проходивших женщин, – и вдруг закусывал губу; это значило – новая пленница; и тотчас он оставлял её, и его быстрый взгляд, прыгавший, как компасная стрелка, уже отыскивал следующую.
-...Вы вообще не можете себе и представить (при словах “и представить” Подтягин тяжело и жалобно повёл головой), сколько человеку нужно перестрадать, чтобы получить право на выезд отсюда.
Симптоматические жесты выражают эмоциональное состояние жестикулирующего. Означаемым всех симптоматических жестов является эмоция. Ср.:
- Старик совсем растрепетался, жевал губами, седая щетка под нижнейгубой прыгала, толстые пальцы барабанили по столу. Потом он с болезненным присвистом вздохнул и покачал головой.
- Ганин, поморщившись, легонько вытолкнул его и затем, выйдя сам, громыхнул в сердцах железной дверцей. Никогда он ранее не бывал так раздражителен.
Безусловно, эмотивная функция в данных примерах преобладает, но нельзя не заметить и коммуникативную, и репрезентативную функции кинесических элементов.
Жестовые компоненты коммуникации могут выполнять функцию волеизъявления (волюнтативную) по отношению к собеседнику. Ср.:
- Вы уже не существуете, – сказал он сухо и указал веером на дверь. Франц молча вышел.
- Сзади маленький, бледный лакей поднимался на цыпочки, тараща глаза и делая пригласительные движения рукой. Женщина поняла его знак и проскочила в коридор.
Это лишь немногие примеры, которые подтверждают функциональную общность кинесического и речевого поведения.