Стратегия речевого поведения в беседе

I «Закрытая» стратегия монолога II «Открытая» стратегия монолога
1. Главное — не слушать, а говорить самому. Пока говорит собеседник, лучше подумать, что сказать, когда он закончит (или когда удастся его перебить). Нужно перебить собеседника, как только представится случай. 1. Главное — хорошо слушать. Пока говорить собеседник, я внимательно слушаю и стараюсь понять, что он имеет в виду. Выслушав, я могу сопоставить его точку зрения со своей и сформулировать свой ответ так, что он со мной согласиться: «Да, я это и хотел сказать», — подтвердит он. Я не стремлюсь перебить собеседника.
2. «Я-подход»; фразы типа: а) меня интересует то-то и то-то… я хотел бы… б) я считаю, что… в) хоть вам это и неизвестно… г) вы, конечно, еще не слышали (не знаете), что... На первое место я ставлю свои интересы, свои мнения, свои желания и показываю это собеседнику с помощью «Я-подхода». 2. «Вы (ты) –подход»; фразы типа: а) что вас интересует? Вероятно вы хотите… б) какого вы мнения о…? Или: вам будет интересно узнать, что… в) вам, конечно, известно, что… г) вы, конечно, знаете (уже слышали), что… На первое место я ставлю интересы, мнения, желания, вкусы собеседника и показываю это с помощью «вы-подхода» в беседе.
3. Мне не важно, как зовут моего собеседника и кто он. В беседе я обращаюсь к нему просто: Вы или ты. 3. Я сразу запоминаю, как зовут собеседника, и называю его по имени (имени и отчеству); я не забываю о его профессии, возрасте, интересах.
4. В беседе я часто повторяю собственные фразы, наслаждаюсь тем, как хорошо они звучат. 4. Я повторяю вслух основные мысли и высказывания собеседника и делаю это с уважением.
5. Каждую реплику я начинаю или со слова я (см. выше, 2), или со слова нет. Идеал начала реплики: Нет, я считаю, что… или: Нет, вы не правы; я думаю, что… Прав могу быть только я сам 5. Я стараюсь (хотя это и трудно) начинать свою реплику со слова да: Да, вы правы, хотя…; да, я с вами согласен во всем, кроме… и т.д. Если собеседник прав, я с готовностью подчеркиваю его правоту.
6. Я задаю собеседнику такие вопросы, в ответ на которые он завопит: Нет, нет, нет! 6. Я стараюсь формулировать вопросы так, чтобы собеседник имел возможность согласиться, а лучше — не имел возможности не согласиться со мной.
7. Я резко, категорично выражаю свое мнение. Нечего церемониться! Я ведь самый умный («лучший специалист»). Пусть все видят это. 7. Я стараюсь смягчить свои высказывания. Например, так: А не кажется ли вам, что… Возможно, правы те, кто думает, что…; Вероятно, справедливее считать, что… Все люди могут ошибаться: и он, и я.
  8. Я никогда не даю спуску в разговоре. Хвалить собеседника? Зачем это? Допустим, он умный человек, но я-то умнее! Напротив, если собеседник ошибся — нельзя упустить возможность показать ему это.   8. Я при любом удобном случае выражаю одобрение собеседнику, поддерживаю его. Беседа — это не экзамен, а я — не экзаменатор. Ставить оценки — не моя задача.
9. Чем больше отрицательных оценок я поставлю собеседнику и всему вокруг — тем справедливей: все плохо, один я хороший. Вот об этом и поговорим. 9. Конечно, вокруг много плохого. Но и хорошее тоже есть: поговорим лучше об этом!
10 Буду говорить о том, что мне интересно. Я знаю, что для приличия нужно поинтересоваться собеседником. Буду задавать ему любые вопросы, какие придут в голову: как родители? Как собака? Как здоровье? Как успехи? (Ах, да, собака, кажется сдохла — об этом я позабыл, ну ничего, переживет). 10. Найду такую тему для беседы, чтобы нам обоим было интересно. «Личные вопросы» буду задавать, подумав: не огорчится ли? Не обидится ли?

Однако речевой этикет – это симметричная стратегия речевой прагматики, поэтому эффективность общения во многом определяется и речевым поведением самого адресата речи.

Слушающий

1. Если к тебе обращена речь, то необходимо оставить все остальные занятия и выслушать собеседника.

2. Слушая, необходимо доброжелательно, уважительно и терпеливо относиться к говорящему, постараться выслушать внимательно и до конца. Если же в данный момент выслушать говорящего не представляется возможным, то необходимо тактично перенести время беседы, указав аргументы вашей занятости.

3. Доброжелательно, уважительно выслушивая собеседника, необходимо стараться не перебивать его, не сбивать с мысли, не вставлять неуместных или колких замечаний, не переводить слушание в собственное говорение.

4. Выслушивая, необходимо поставить в центр внимания говорящего и его интересы, дать ему проявить себя в речи. Следует постоянно проявлять свою коммуникативную роль с помощью междометий, жестов, мимики, подтверждая тем самым контакт внимания и понимания.

5. В роли слушателя надо уметь вовремя оценить речь собеседника. согласиться или не согласиться с ним, ответить на поставленный вопрос, на побуждение среагировать действием или словесно. Иными словами, необходимо сочетать в себе роль слушающего с ролью говорящего, умело вступая в диалог.

6. Если слушающих больше, чем два, не следует отвечать на вопрос, заданный другому собеседнику, вообще реагировать на речь, направленную не к тебе. Но если тот, к кому направлена речь, не реагирует, то в этом случае можно взять на себя ответ.

Соотношение указанных стратегий речевого этикета говорящего/слушающего зависит и от прагматики определенной речевой сферы социальной интеракции. Так, в условиях делового общения особенно необходимо помнить следующие правила речевого поведения вежливых партнеров [Михальская 2006]:

Таблица 6

Для слушающего Для говорящего
1. Показывайте взглядом, позой свою доброжелательность, интерес, внимание 1. Говорите заинтересованно, спокойно, смотрите доброжелательно. 2. Чаще обращайтесь к собеседнику; называйте его по имени (по имени-отчеству). Спрашивайте, все ли ясно, понятно, не нужно ли что-либо разъяснить и т.д. 3. Не исправляйте во время разговора замеченных речевых ошибок. Не делайте замечаний партнеру о его речевом поведении. 4. Цитируйте, передавайте своими словами, развивайте мысль, высказанную партнером, то, что показалось важным, или то, что является общим в ваших исходных позициях, особенно в спорных случаях
2. Старайтесь не перебивать собеседника. Но, извиняясь, переспрашивайте, просите что-нибудь уточнить, объяснить, привести пример и т.д. При этом лучше это делать, когда собеседник закончит свою реплику
 

При несоблюдении этих правил общения, а также при неверной оценке социальных характеристик собеседника и обстановки общения возникают этикетные ошибки. К их числу можно отнести следующие:

1) отсутствие этикетной формулы;

2) неудачный выбор этикетной формулы и или формы обращения;

3) неудачное звуковое оформление этикетной речи (например, общий нелюбезный тон речи. подчеркнуто равнодушная интонация и «проглатывание» этикетных формул, типа «Здрась!» и т.п.);

4) неудачное использование невербальных компонентов общения — жеста, мимики, движение (например, приветствие в небрежной позе, развалясь, или выражение благодарности с неприветливым выражением лица и пр.)

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте свою формулировку термину «речевой этикет». Кратко охарактеризуйте основные формулы и функции речевого этикета.

2. Как вы понимаете выражение «языковой вкус»? Какой «языковой вкус» у современного общества?

3. Как связаны между собой понятия «языковая личность» и «коммуникативная культура»? Какие внутринациональные типы речевых культур Вам известны? К какому из них Вы могли бы себя отнести?

4. Как соотносятся речевой этикет и стереотипы поведения? Подкрепите свои доводы примерами.

5. В чём заключается национально-культурная специфика русского речевого этикета?

6. Какие словесные формулы приветствия, знакомства, поздравления, пожелания, благодарности, извинения, просьбы используют представители русскоязычной культуры?

7. Проанализируйте положения, данные в таблицах 4, 5, 6. Дополните каждую из таблиц собственными наблюдениями и примерами.

8. При несоблюдении каких условий в общении возникают этикетные ошибки? Как их можно предотвратить?

Литература

1. Вепрева, И. Т. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху. – М., 2005.

2. Костомаров, В. Г. Наш язык в действии. Очерки современной русской стилистики. – М., 2005.

3. Крысин, Л. П. Язык в современном обществе. – М., 2012.

4. Культура русской речи: учебное пособие для студентов, изучающих курс русского языка и культуры речи / сост. Лисицкая Л.Г. – Армавир: Редакционно-издательский центр АГПУ, 2007.

5. Михальская, А. К. Основы риторики: Мысль и слово. – М., 2006.

6. Современный русский язык: Система-норма-узус. – М., 2010.

7. Сиротинина, О. Б. Всё, что нужно знать о русской речи: пособие для эффективного общения. – М., 2010.

8. Сиротинина, О. Б. Типы речевых культур в профессиональной деятельности человека / О. Б. Сиротинина // Чтобы вас понимали: культура русской речи и речевая культура человека / под ред. О. Б. Сиротининой. –М., 2009.

9. Сковородников, А. П. Риторические приемы в современной литературе и публицистике (к вопросу о классификации) / А. П. Сковородников// Междунар. конф. «Язык СМИ: от Ломоносова до наших дней» МГУ им. М. В. Ломоносова, 22–23 ноября 2007 г. Научное издание. – М, 2007. – С. 278-286.

10. Сковородников, А. П. Об элитарном (полнофункциональном) типе речевой культуры и культуре речи / А. П. Сковородников // Мир русского слова. –2008. – № 2. – С. 51–59.

11. Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения. – М., 2012.

12. Шалина, И. В. Просторечная речевая культура: стереотипы и ценности / И. В. Шалина // Известия Уральского государственного университета. – Екатеринбург, 2005. – № 35. – С. 203-216.

13. Шапошников, В. Н. Семантические преобразования в современном русском языке. – М., 2012.

Наши рекомендации