Лексическому составу (словоупотреблению)
Особенностям синтаксиса
3. несоблюдению норм ЛЯ
Преобладанию в речи тех или иных функций языка
Использованию в определенных сферах общения
X. Дискурс позволяет:
Удерживать потоки мыслительной активности в определенных языковых «руслах»
2. разрушать нормы ЛЯ
3. мышлению обретать относительную власть над языком
Вносить упорядоченность в стихийные процессы языка
5. усиливать хаотические процессы в языке
XI. Найдите соответствия:
1 В) Стиль, используемый в научной сфере общения | А публицистический |
2 Г) Стиль, используемый в сфере управления обществом | Б разговорный |
3 А) Стиль, используемый в средствах массовой информации | В научный |
4 Б) Стиль, используемый в сфере бытового общения | Г официально-деловой |
XII. Найдите соответствия видов дискурсов и их признаков:
1 А) изложение собственных позиций, ведение полемики, приемы убеждения людей | А политический |
2 Г) выдвижение гипотез, их доказательство с помощью фактов, формирование выводов | Б художественный |
3Б) следование жанровым канонам (образцам), использование многозначной лексики, метафор, сравнений и т.п., чтобы передать работу воображения автора | В официально-деловой |
4 В) фиксирование участников договаривающихся сторон, условий выстраивания их отношений, последствий нарушения условий и т.п. | Г научный |
Тест к лекции №4
I. Научный стиль (НС) выполняет задачи:
1. предельно усложняет передачу нового знания
Способствует формированию нового знания
Позволяет познакомить других ученых с результатами исследования
Носитель «культуры думанья»
Заключает в языковую форму движение научной мысли
6. препятствует формированию концепции научного произведения
II. Возможны отношения языка и мышления ученого:
- язык способен подключать пласты культуры к генерированию нового знания
- язык не принимает участия в понимании предмета исследования
- язык может препятствовать пониманию предмета исследования
- язык способен усмирять хаотический поток мысли
- язык нередко принимает участие в выстраивании «диалога» между исследователем и его предметом
- язык НП передает абсолютно все «метания» научной мысли
III. Сюжет научного произведения (НП):
- чужеродное для НС явление, придающее ему элементы художественного вымысла
- призван приобщить читателя к поиску научной истины
- фиксирует этапы получения нового знания
- передает процессуальную суть научной мысли (ее развитие)
- призван устранить нежелательные связи между фактами и их осмыслением ученым
- призван выстроить систему связей между фактами (наблюдаемыми) и их осмыслением
IV. Текстом научного произведения (НП) называется:
- факты, отражающие наблюдение ученого за предметом исследования
- мысли ученого, выраженные в виде записи
- система мыслей ученого о предмете исследования
- описание экспериментов, приборов, с помощью которых проводилось исследование
- последовательность всех событий, едущая к получению нового знания
V. Метатекст НП это:
1. концепция НП
2. пометки на полях и между строк
Установление связей между фактами с целью получения нового знания
Выведенные ученым закономерности из наблюдения фактов
5. система заголовков научного текста
VI. Система представлений о предмете, которую обосновывает ученый, используя НС, КОНЦЕПЦИЯ
VII. Качества НП:
Точность
Убедительность
многозначность языка
Логичность
Аргументированность
VIII. Для выстраивания ключевых моментов сценария ученый активно использует:
Глаголы
существительные
вводные слова и предложения
фиксирует факты с помощью языковых средств
IX. Неличная манера повествования в НС характеризуется:
использованием многозначных слов
Использование неопределенно-личных и безличных форм сказуемого
Стремление использовать формы глаголов в настоящем времени
широкое распространение восклицательных и вопросительных интонаций
Отказом от передачи эмоций с помощью языковых средств
X. Слово, которое имеет максимально точное и узкое значение: ТЕРМИН
XI. Композиция НП:
состоит из текста и метатекста НП
Разделение НП на части
Связан с сюжетом НП
не связана с сюжетом
свойственна художественному, а не НП
XII. Композиция НП может включать:
Подведение итогов
научный дискурс
Поиск способов решния проблемы