Средство общения (коммуникации)
Тесты к лекциям
Тест к лекции № 1
I. Понятие «язык» включает несколько из перечисленных признаков:
Средство общения (коммуникации)
Система знаков и способов их соединения
словарный запас (лексика)
Средство выражения мыслей, чувств людей
система выразительно-изобразительных средств
II. То, на что указывает знак языка называет ОЗНАЧАЕМОЕ (им. пад.)
III. Составляющая знака: звукокомплекс или написанное слово, называющее что-либо: ОЗНАЧАЮЩЕЕ (им. пад.)
IV. Знаками языка могут быть:
- слова
- словосочетания
- морфемы
- смыслы
- фонемы
- текст
V. Систему знаков языка образуют:
1. естественные знаки
2. слова (лексика)
Свойства, которые есть только у целого (функции)
4. нормы словоупотребления
Связи между словами
VI. Первичным самостоятельным знаком в языке является:СЛОВО (им. пад.)
VII. Один из несамостоятельных знаков языка: МОРФЕМА (им. пад.)
VIII. Составными знаками языка являются:
- жесты и мимика
- текст
- фонема
- слово
- предложение
- словосочетание
IX. Означаемым могут быть:
- слово
- предмет
- искусственные знаки
- представление
- явление
- понятие
X. Реализуемые в конкретной ситуации общения возможности языка называются: РЕЧЬ(им. пад.)
XI. Все возможные отношения знаков в языке изучает наука: ЛИНГВИСТИКА (им. пад.)
XII. Функции языка:
- эвристическая
- социальная
- культурная
- конвенциональная
- номинативная (назывная)
XIII. Значимые телодвижения – ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ
XIV. Значимые движения мышц лица – МИМИКА
XV. Национальный язык включает:
- социальные диалекты
- искусственные языки
- говоры
- культурные традиции народа
- просторечие
- литературный язык
XVI. Часть национального языка, имеющая особые признаки на всех уровнях языковой системы, – это ДИАЛЕКТ
XVII. Главная особенность литературного языка – письменно закрепленные НОРМЫ
XVIII. Признаки литературного языка:
- наличие устной и письменной форм
- наличие функциональных стилей
- наличие социальных диалектов
- нормативность и вариативность норм
- обработанность
XIX. Отношения литературного языка с национальным языком могут быть:
- ЛЯ противостоит ненормативности других форм НЯ
- ЛЯ находится за пределами НЯ
- ЛЯ часть НЯ
- ЛЯ подпитывается просторечием и диалектами
- ЛЯ подавляет развитие НЯ
Тест к лекции № 2
I. Понятие «культура речи» включает следующие из перечисленных составляющих:
1. соблюдение этических требований к общению
2. владение всеми формами национального языка
Умение выбрать языковые средства в соответствии с ситуацией общения
Владение нормами литературного языка
5. знание лингвистики (языкознания)
II. Понятие «нормы языка» включает:
1. книжную и разговорную разновидности языка
2. сформированные культурой формы речевого общения
Исторически сложившиеся правила использования РЛЯ
Образцовое употребление всех форм языка
III. Нормы бывают следующих видов:
1. содержательные
Стилистические
Морфологические
4. конвенциональные
Произносительные
Лексические (словоупотребление)
IV. Соблюдение норм обеспечивает следующие качества речи:
Чистоту речи
Точность
Выразительность
4. Индивидуальность
Содержательность
Логичность
V. Коммуникативный аспект культуры речи предполагает:
Соблюдение норм РЛЯ
2. идеальную речь
Коммуникативную целесообразность речи
Вариативность норм
5. умение общаться с помощью жаргона и просторечия
VI. Факторы, влияющие на появление вариантов нормы:
1. точность словоупотребления
Влияние на РЛЯ просторечия, жаргонов
Разнообразие коммуникативных ситуаций
Стремление к выразительности и эмоциональности речи
Историческая изменчивость языка
VII. Нормы бывают:
1. коммуникативные
2. диалектные
Не строго обязательные
Строго обязательные
5. вариантные
VIII. Совокупность правил хорошего тона, устанавливающих нормы поведения и общения людей: ЭТИКЕТ
IX. Речевой этикет – это:
Система речевых формул общения
2. ситуации общения
3. нормы деловой речи
Правила речевого поведения
5. речевые формулы приветствия
X. Определение культуры речи включает:
1. культуру употребления всех форм национального языка
Умение использовать средства языка в различных ситуациях общения
Использование пословиц и афоризмов
Сравнения, гипербола в речи
XV. Эмоциональность речи достигается средствами:
Междометиями
Интонированием
5. соблюдением правил этикета
XVI. Разновидности одной языковой единицы, обладающие одинаковым значением, но различающиеся по форме, – это ВАРИАНТЫ
XVII. Найдите соответствия:
Б1. Образцовый вариант языка, используемый в СМИ, науке, учебных заведениях | А просторечие |
В2. Одна из форм национального языка, используемая на определенных территориях | Б литературный язык |
А3. Речь малообразованных слоев города, имеющая неправильный и грубый характер | В диалект |
Г4. Одна из форм национального языка, используемая представителями некоторых социальных групп | Г жаргон |
Тест к лекции № 3
I. Связи языка и культуры в целом находят выражение в:
- язык передает культуру личности
- тесном взаимодействии
- язык связывает разные слои культуры
- противостоянии
- речевом этикете
II. Существование современного русского литературного языка (СРЛЯ) характеризуется:
- увеличением числа заимствований
- расширением сферы спонтанного общения
- стабильностью и строгим соблюдением норм
- нарастанием хаотических процессов
- влиянием других форм национального языка
- размыванием этических норм употребления языка
III. Появление вариантов норм в СРЛЯ обусловлено:
- активизацией случайных связей в языке
- влиянием жаргонов, просторечия
- поисками новых средств выражения и образности
- недовольством общества нормированностью литературного языка
- ослаблением цензуры и автоцензуры
- возрастанием разнообразия коммуникативных ситуаций
IV. Языковая культура личности современного человека характеризуется:
1. глубоким знанием лингвистики
Традициями
V. Гибкая языковая форма, способная удерживать и выражать определенное направление мысли – ДИСКУРС
VI. Понятие «функциональный стиль» включает:
1. единство выразительных средств в искусстве
Официально-деловой
Публицистический
3. разговорный
4. художественной литературы
Научный
VIII. Наличие функциональных стилей в языке:
Не разрушает единства ЛЯ
2. разрушает единство ЛЯ
Особенностям синтаксиса
3. несоблюдению норм ЛЯ
Тест к лекции №4
I. Научный стиль (НС) выполняет задачи:
1. предельно усложняет передачу нового знания
Носитель «культуры думанья»
Точность
Убедительность
многозначность языка
Логичность
Аргументированность
VIII. Для выстраивания ключевых моментов сценария ученый активно использует:
Глаголы
существительные
вводные слова и предложения
фиксирует факты с помощью языковых средств
IX. Неличная манера повествования в НС характеризуется:
использованием многозначных слов
Разделение НП на части
Связан с сюжетом НП
не связана с сюжетом
свойственна художественному, а не НП
XII. Композиция НП может включать:
Подведение итогов
научный дискурс
Смысловые повторы
XIII. Жанрами НП могут быть:
Монография
Тезисы
Аннотация
Диссертация
концепция
Рецензия
XIV. Найти соответствия жанрам НП и их признакам:
1 Д. статья | А. Жанр, имеющий довольно строгие каноны построения и призванный подтвердить квалификацию ученого |
2В. монография | Б. Жанр, передающий научную информацию в сжатом и нередко адаптированном виде |
3 Г. рецензия или отзыв | В. Жанр, позволяющий автору свободно самовыражаться, в деталях описывая историю получения нового знания |
4 А. диссертация | Г. Жанр, предполагающий оценку чужой работы |
5 Б. реферат | Д. Жанр, нацеленный на сообщение результатов исследования и их фактическое обоснование (сюжет в этом жанре почти «свернут») |
XV. Подстилями НС являются:
- научно-учебный
- научно-воспитательный
- собственно научный
- научно-популярный
- научно-производственный
Тест к лекции № 5
I. Назначение ОДС (официально-делового стиля)
- зафиксировать наиболее важные характеристики ситуации
- зафиксировать абсолютно все признаки ситуации
- учесть все желания участников ситуации
- выстроить устойчивые отношения людей в ситуации
- выработать согласованные действия людей или установить правила поведния
- подчинить ситуацию чьей-либо воле
II. Подстили ОДС
- дипломатический
- учредительный
- канцелярско-административный
- законодательный
- регламентирующий
III. Такие жанры, как конституция, свод законов, относятся к ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМУ (Д.пад.) подстилю.
IV.Такие жанры, как меморандум, коммюнике, нота, относятся к ДИПЛОМАТИЧЕСКОМУ(Д.пад.) подстилю
V. Деловая бумага, обладающая юридической силой, называется … (им. пад.)
VI. Предписанные для каждого жанра ОДС набор необходимых признаков и атрибутов называются РЕКВИЗИТЫ (им.пад., мн. число)
VII. Найдите соответствия жанров канцелярско-административного подстиля выделяемым в нем группам документов:
1 А. по личному составу | А. заявление, трудовая книжка, характеристика |
2 Б. справочно-информационные | Б. акты, справки, докладные записки, письма |
3. Ворганизационно-распределительные | В. приказы, инструкции, решения. протоколы |
VIII.Нахождение общих, повторяющихся черт в деловых бумагах, регламентирующих сходные ситуации, называетсЯ УНИФИКАЦИЯ (им.пад.)
IX. Совокупность реквизитов и их расположение образуют ФОРМУЛЯРдокумента
X. Унификации подлежат следующие стороны документа:
- реквизиты
- хранение, учет
- сюжет
- структура (форма)
- языковые конструкции
XI. Найдите соответствия признаков формулярам документов:
1 Б. документ-схема | А. реквизиты документа расположены в достаточно строгой последовательности, но содержание частей варьируется в зависимости от ситуации |
2 В. документ-трафарет | Б. Реквизиты и последовательность частей в значительной степени зависят от ситуации и ее участников |
3 А. документ-модель | В. Реквизиты и их последовательность строго упорядочены |
XII. Интернациональные черты ОДС:
- схематизированные структуры документов
- языковые средства, предполагающие однозначное понимание
- языковые средства, предполагающие возможность толкования
- соблюдение речевого этикета
- в основе лежат правовые нормы
XIII. Языковой штамп – это:
- языковое клише
- стандартная языковая модель
- обычно глагол-действие
- печать на документе
- способ выражения целей, причин высказывания
XIV. Найдите соответствия между жанром документа и его целью:
1 Б. приказ, распоряжение | А. цель информирования |
2 В. договор, доверенность | Б. цель побуждения |
3 А. служебная записка, сопроводительное письмо | В. придание юридич. статуса |
XV. Какие языковые средства можно использовать в ОДС:
- языковые штампы
- личные местоимения 1-го лица (я, мы)
- синонимы
- паронимы
- глаголы с императивной функцией
- формулы речевого этикета
Тест к лекции № 6
I. У публицистического стиля (ПС) следующие цели:
1. обособиться от других стилей ЛЯ
Тест к лекции № 7
I. Основные черты разговорной речи:
1. характерен предварительный отбор языковых средств
2. не характерен предварительный отбор языковых средств
Безэмоциональность
6. преобладает диалоговая форма общения
II. Причины бессознательного и автоматического использования средств языка в РР:
- стереотипы поведения и отношения к вещам в быту
- отсутствие стереотипов поведения и отношения к вещам в быту
- связь в сознании между вещами и привычными способами обращения с ними
- постоянное выстраивание новых отношений между вещами и способами обращения с ними
- присутствие в языке стандартных фраз, лишь намекающих на манипулирование с вещами
- необходимость всякий раз подбирать новые языковые средства для объяснения, как обращаться с вещами и людьми
III. Языковые характеристики разговорной речи:
- несогласованность грамматических форм
- строгая согласованность грамматических форм
- нечеткое произношение слов
- нередкое отсутствие главных членов предложения
- короткие «рваные» фразы
- развернутые и последовательные высказывания
IV. Речевые привычки в неофициальном общении активизируются под влиянием:
- желания сообщить собеседнику новую информацию
- желания только намекнуть собеседнику на уже известную информацию
- сходства обыденного опыта
- разности обыденного опыта
- непривычной ситуации общения
- привычной ситуации общения
V. Основные задачи разговорной речи:
- выражение личного отношения к явлениям, событиям
- выражение общепринятого отношения к явлениям, событиям
- доминирование информации о событии над его эмоциональной оценкой
- доминирование эмоционально-оценочного начала в сообщении
- создать условия для спонтанного использования языковых средств
- ограничить доверительные и свободные отношения в процессе общения
VI. Для разговорной речи характерно:
- ориентированность на нормы литературного языка
- полное небрежение нормами ЛЯ
- выразительное интонирование
- значительная роль эмоционально-экспрессивной лексики
- запрет на использование просторечия, жаргонов, профессионализмов
- экономия речевых средств
VII. Закон экономии речевых средств в РР подразумевает:
1. ограничение лексики только разговорными словами
2. использование словосочетания вместо одного слова
3. использование одного слова вместо словосочетания;
4. сужение круга книжных слов, терминов
5. использование слов, значения которых конкретизируются в ситуации
VIII. Для синтаксиса РР характерно:
1. сложные предложения с последовательным присоединением придаточных
2. простые предложения, часто неполные
Нарушение порядка слов
4. недопустимы пропуски членов предложения
5. употребление слов-предложений
Тест к лекции № 8
I. Найдите соответствия:
1 Б речевое взаимодействие | А выражение мысли с помощью языковых средств в контексте речевой ситуации |
2 А речевое событие | Б обмен информацией между адресантом и адресатом с помощью речевого высказывания |
3 В речевая ситуация | В взаимодействие всех контекстов высказывания |
II. Речевая ситуация влияет на:
- дискурс, уточняя основной и дополнительные смыслы сообщения
- конкретизацию грамматических категорий
- понимание цели высказывания
- возникновение прагматического значения (наряду с семантическим) высказывания
- разрушение речевого события
- осуществление речевого события
III. Факторы, способствующие речевому взаимодействию:
- равные возможности высказать свою точку зрения
- нетерпимость к чужому мнению
- стремление к победе над партнером
- стремление к решению проблемы, а не к победе над собеседником
- равный доступ к необходимой информации
- нежелание идти на компромисс
IV. На процесс слушания влияет:
- служебное положение собеседников
- теория речевого взаимодействия
- возраст слушающего
- характер и интересы слушающего
- пол слушающего
- умение сосредоточиться на речи
V. Нерефлексивное слушание предполагает:
- умело направлять речь собеседника в желаемое для вас русло
- умение слушать, не вмешиваясь в речь собеседника
- незаинтересованное молчание
- активное вмешательство в речь собеседника
- предоставление собеседнику возможности беспрепятственно высказаться
VI. Рефлексивное слушание предполагает:
- молчаливое соучастие речи собеседника
- вмешательство в его речь с целью оказать помощь в выражении своих чувств и мнений
- возможность запутать собеседника, сбить с мысли
- возможность уточнить мысль говорящего
- стремление дать советы и оценки
- предоставление собеседнику возможности беспрепятственно высказаться
VII. Для невербальных контактов важны:
- позы собеседников
- выражение лица, взгляд
- манера говорить
- соблюдение межличностного пространства
- убедительность интонации
VIII. Найдите соответствия между названиями принципов речевой коммуникации и их определениями:
1 Г принцип последовательности | А готовность партнеров к сотрудничеству |
2 В принцип равной безопасности | Б избегание намеренного искажения смысла |
3 А принцип кооперации | В непричинение психологического или иного вреда партнеру |
4 Б принцип адекватности | Г смысловое соответствие смысловой реакции на высказывание партнера |
IX. Обмен мнениями, идеями, речевое взаимодействие в самом широком смысле – этО ОБЩЕНИЕ
X. Теория передачи информации по каналам связи носит название КОММУНИКАЦИЯ (им. пад.).
Тесты к лекциям
Тест к лекции № 1
I. Понятие «язык» включает несколько из перечисленных признаков:
средство общения (коммуникации)