Выразительность пластики тела, жесты.

Лицо, является главным источником информации о психологических со­стояниях человека, но во многих ситуациях оно гораздо менее информативно, чем тело, поскольку мимические выражения лица можно сознательно контро­лировать, а телодвижения выдают иногда те эмоции, которые педагог хочет скрыть. Учащиеся легко прочитывают по пластике телодвижений истинные чувства педагога.

Пластика - общий рисунок жестов и движений, производимых человеком, она оказывает столь же сильное влияние, как и звучание голоса, и мимика.

Открытая пластическая поза имеет для педагога чрезвычайно важное значение: позволяет ученику свободно и безбоязненно вступать с ним в обще­ние. Открытая пластическая поза - это внешнее проявление доброжелатель­ности по отношению к людям.

Поза, которую принимает педагог, всегда целесообразна. По ней ученики оценивают происходящее. Поэтому педагог должен "конструировать" позу: вот он слушает выступающего; вот он беспокоится о том, все ли готовы к работе; вот он задумался; а вот удивлен происшедшим... Когда поза сознательно вы­страивается как способ отражения внутренних состояний либо отношений – она приобретает содержательность. Поза педагога должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, "окаменелости" (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками). Ученики должны видеть, что педагог не испытывает стеснения, он непринужден и полностью владеет собой. Педагог, находящийся в свободной позе, по ощущениям учеников, не пугается вопросов, коллизий, сюрпризов - ему легко переключить внимание и усилия на другие объекты. Обучающиеся в таких условиях тоже спокойны и благожелательно настроены.

Учитель должен четко осознавать особенности своей позы, жестикуляции, правильно оценивать эффективность и адекватность употребления каждого применяемого жеста и жестикуляции в целом в процессе обучения и воспитания.

16. Значение поз и жестов педагога.

Многие опытные учителя продумывают заранее отдельные жесты-информаторы, например указательные и описательно-изобразительные. Жесты-регуляторы и жесты-симптомы менее предсказуемы, поскольку обусловливаются каждой конкретной ситуацией. Задачу несколько упрощает то, что репертуар используемых педагогами жестов в основном состоит из распространенных русских жестов.

Далее приведена таблица, в которой указано, как учащиеся могут интерпретировать те или иные жесты и позы педагога.



Жесты, позы педагога Интерпретация
Руки, раскрытые ладонями вверх Искренность, открытость
Пиджак расстегнут (или снят) Открытость, дружеское расположение
Руки спрятаны (за спину, в карманы) Напряженное восприятие ситуации
Руки скрещены на груди Закрытость от информации, общения
Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в какой-нибудь предмет так, что побелели суставы) Защита, оборона
Кисти рук расслаблены Спокойствие
Педагог сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку Заинтересованность
Педагог опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, остальные ниже рта Критическая оценка
Почесывание подбородка (нередко сопрово­ждается легким прищуриванием глаз) Обдумывание решения
Ладонь захватывает подбородок Обдумывание решения
Педагог медленно снимает очки, тщательно протирает стекла Желание выиграть время, подго-товка к ответу, сопротивлению
Педагог ходит по классу Функция контроля или обдумывание решения
Пощипывание переносицы Напряжение
Педагог прикрывает рот рукой во время своего высказывания Неискренность, обман
Педагог прикрывает рот рукой во время слушания Сомнение, недоверие к учащемуся
Педагог старается на вас не смотреть Скрытность, утаивание своей пози­ции
Взгляд в сторону от ученика Сомнение, отсутствие интереса к мнению
Слушающий слегка касается века, носа или уха Недоверие к говорящему
Педагог начинает собирать бумаги на столе Урок окончен или разговор окончен
Ноги или все тело педагога обращены к выходу Желание уйти
Рука педагога находится в кармане, большой палец снаружи Превосходство, уверенность
Педагог жестикулирует сжатым кулаком Демонстрация власти, угроза
Пиджак застегнут на все пуговицы Официальность, подчеркивание дистанции
Голова слегка наклонена набок Внимательное слушание


Чаще всего на уроках употребляются жесты организующего и дисциплинирующего воздействия; гораздо реже — оценивающие и совсем редко — информативные. Основные педагогические функции жестикуляции учителя — обеспечение обратной связи и контроля. Жесты привлечения внимания, указания, утвердительные и отрицательные кивки головой, просьбы, запрета, подчеркивания — самые распространенные учительские жесты.

Любой урок начинается с приветствия. Если учитель недоволен классом, то он приветствует класс молчаливым кивком; в ситуации эмоционального подъема или при сообщении какой-либо радостной новости учитель может приветствовать класс поднятием руки над головой. Очень редко в знак дружеского или уважительного расположения, учитель может пожать руку ученику или похлопать его по плечу. Дети очень чувствительны к подобным жестам.

При вызове учащегося для ответа учитель может активно использовать кивки головой или указательные жесты рукой, желательно параллельно со словесной формулировкой вопроса (это экономит время, поскольку не произносится фамилия вызываемого ученика). Вызвать ученика можно и прикоснувшись к его плечу или руке, если ребенок находится недалеко от учителя. Недопустимо тыкать в ребенка указкой. При ответе ученика со стороны учителя уместны различные модальные жесты-символы: неодобрения, одобрения, удивления, сожаления, иронии, благодарности; жесты принятия информации и внимания (вместе с мимикой). Недопустимо применение учителем любых жестов оскорбления и угрозы.

Наши рекомендации