Технология проведения пульсометрии урока физической культуры.
Метод пульсометрии предназначен для определения умения учителя регулировать физическую нагрузку на уроке в целом, в отдельных его частях или физических упражнениях, изменяя ее объем или интенсивность. Данный метод позволяет выявить характер соответствия физической нагрузки на уроке возрасту и индивидуальным особенностям отдельных учащихся, а также содержанию и условиям проведения урока. По материалам обработки этого протокола строится пульсовая кривая, на основе которой определяется целесообразность ее динамики или умение учителя регулировать физическую нагрузку на уроке.
Метод пульсометрии помогает получить показатели, характеризующие воздействие учебной нагрузки на учащихся, через регистрацию ЧСС, так как с повышением физической нагрузки этот показатель возрастает. Вместе с тем метод дает лишь приближенную к реальности информацию, однако повышает объективность материалов анализа урока, полученных другим путем.
Техника получения данных о ЧСС. До начала урока подготавливаются протокол пульсометрии, секундомер и определяется учащийся, за которым будет вестись наблюдение: из основной медицинской группы, дисциплинированный и с уровнем активности на уроке, характерным для данного класса. Его ЧСС до урока должна быть в пределах возрастной нормы. В зависимости от цели анализа урока, можно регистрировать ЧСС через определенный интервал времени (3, 5, 10 мин) или после выполнения определенных физических упражнений.
За 2- 3 мин до построения класса на месте проведения урока у наблюдаемого учащегося замеряется ЧСС в состоянии относительного покоя. Для этой цели лицо, измеряющее ЧСС, накладывает подушечки четырех пальцев правой руки на лучевую артерию левой руки (около лучезапястного сустава) школьника. Результаты записываются в протокол учета пульсовых данных. Продолжительность одной пробы (одноразового измерения) равна 10 с. Последующие пробы выполняются в соответствии с целями анализа (сразу после выполнения упражнения или через установленный интервал времени - 3, 5, 10 мин).
37. Структура и содержание педагогического анализа урока физической культуры.
Анализ урока - необходимый момент в комплексе мер, направленных на повышение педагогической квалификации учителя и улучшение результативности учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» в школе.
Назначение анализа урока - выявление позитивных и негативных сторон непосредственного дидактического взаимодействия учителя и учащихся. Педагогический анализ урока проводится с целью оценки методики проведения занятий.
Структура анализа урока:
1. Общие сведения (дата, место и время занятий, класс, школа, количество учеников).
2. Подготовка к уроку (наличие, состояние плана-конспекта, его соответствие программе, задачам; подготовленность и состояние мест занятий, готовность учащихся к уроку).
3. Проведение урока: подготовительная часть (длительность, своевременность начала, организация начала урока, терминологическая грамотность команд, правильность проведения подготовительных упражнений, контроль за действиями класса, подбор упражнений, регулирование нагрузки);основная часть (используемые методы обучения и организации, реализация принципов обучения, соответствие нагрузки условиям урока и возрасту занимающихся, активизация деятельности учащихся, работа актива, страховка и помощь);заключительная часть (соответствие упражнений задачам, степень снятия эмоционального и нервно-мышечного напряжения, подведение итогов и задание на дом; своевременность завершения занятия).
4. Поведение учащихся (отношение учеников к выполняемым действиям, эмоциональный настрой, отношение друг к другу, к учителю, к уроку, дисциплинированность, активность и заинтересованность).
5. Деятельность учителя (внешний вид, речь, умение организовать и активизировать класс, отношение с учениками, умение своевременно исправлять и предупреждать ошибки; авторитет учителя и его личностные качества).
6. Результаты урока (степень решения задач оздоровительных, образовательных и воспитательных, положительные и отрицательные стороны урока, верность выбранных методов обучения и организации).
7. Выводы и предложения (общая оценка проведения урока, рекомендации по совершенствованию организации, методов обучения и воспитания, профессиональных качеств.