В результате можно построить трансакционную модель КЛ
«ХОЧУ» - «МОГУ» - «ЗНАЮ» - «УМЕЮ»
В данной модели КЛ может выступать в любой функции: и как коммуникатор, и как реципиент.
+ параметры КЛ – см. билет №28
Билет 30. Понятие и характеристики эффективного коммуникативного источника.
Эффективный коммуникативный источник по:
1.Аристотелю
а) Должен понимать и чувствовать аудиторию б) Сильная воля
в) Достойные моральные качества
2.Николо Макиавелли
а) Быть авторитетом в своей сфере деятельности
б) Обладать высоким общественным престижем
в) Уметь скрывать свое намерение и манипулировать людьми
Теория коммуникативного источника Келмана:
1.Правдоподобие и способность вызывать доверие
2.Привлекательность
3.Влиятельность, объем власти
Правдоподобный источник складывается из двух пунктов
Компетентность Надежность
это осознаваемая или ощущаемая аудиторией (потенциал доверия) – это оцениваемая
способность источника знать правильный аудиторией мера отсутствия у источника предвзятости,
ответ на поставленный вопрос или владеть необъективности и какого-либо интереса в
истинным положением вещей определенном эффекте коммуникации
Зависит от:
1.Интеллекта и способностей
2.Подготовки и образования
3.Профессионального опыта
4.Социального статуса
2.Привлекательный коммуникативный источник складывается из:
а).Подобия
б).Известности
в).Физической привлекательности
г).Способности давать психологическое вознаграждение, нравиться
а) Подобие
В любых ком. процессах наибольшее доверие вызывает тот источник, кот. имеет общие с аудиторией параметры, тогда он воспринимается как «свой», «один из нас», «такой как мы», и его сообщение проще достигает результата
Типы подобия
Соц.-демографическое подобие Ценностное подобие
За счет общих у источника и аудитории Совпадение по взглядам
соц.-демографич. характеристик:
раса, возраст, соц. статус, национальность, конфессион. ЭТОТ БОЛЕЕ ДЕЙСТВЕНЕН
принадлежность, сфера занятости, уровень дохода,
региональное проживание
б)Известность
Частота представления коммуникативного источника прямо пропорциональна доверию к нему со стороны аудитории. Кроме того, эмпирически доказано, что известность сама по себе усиливает симпатию и, в итоге, доверие. Поэтому в рекламе эффективны узнаваемые люди – сокращается барьер.
в) Физическая привлекательность
Человеку свойственно приписывать физически привлекательным людям лучшие моральные качества, успешную карьеру, большие способности и, в целом, социальный успех.
При этом когда мы говорим о физической привлекательности, мы проводим линию между ней и тем, что называется выдающейся красотой
г) Способность давать психологическое вознаграждение, нравиться
Умение уменьшить уровень тревожности, беспокойства, одиночества, снятие страхов и кризисных психологических состояний
3. Влиятельность, объем власти:
а) Воспринимаемый контроль – осознаваемая аудиторией характеристика возможности коммуникатора управлять ею, поощрять и наказывать
б) Параметр воспринимаемой связанности источника и коммуникатора – оценка аудиторией меры озабоченности источника тем, подчиняется ли ему аудитория или нет
в) Воспринимаемое внимание источника к аудитории – этот параметр характеризует меру, в которой аудиторией ощущается (осознается) возможность источника по наблюдению за ее поведением
Билет 31. Понятие информационного общества. Подходы Д.Белла и Э.Тоффлера.
Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.
Основные и общие признаки информационного общества
· Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.
· Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.
· Информация же является продуктом деятельности современного человека.
· Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.
· Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.
· Защита интеллектуальной собственности.
Подход Д. Белла
Дэниел Белл, книга «Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования». Это первый социолог, который, заглядывая в будущее и пытаясь его описать, понял важность информации и значимость развития коммуникационных технологий, которые проанализировал в своем труде.
В 90-е годы Белл предложил заменить термин «постиндустрианализм» термином «информационное общество». Причина тому – слияние воедино этих двух терминов, употребление их через запятую как в научных кругах, так и в массовом сознании.
+ см. таблицу в билете №32
На переходе от индустриального к постиндустриальному обществу Белл выделяет несколько стадий:
1.Развитие общественных служб и транспорта
2.Рост количества «белых воротничков»
3.Расходы на продукты уменьшаются, на товары длительного пользования и предметы роскоши увеличиваются
Условия вхождения в постиндустриальное общество:
1.Качественное образование
2.Здравоохранение
Главный ресурс вхождения в постиндустриальное общество – научные кадры и их распределение по секторам (промышленность, государство, университеты) и функциям (производство, исследование, преподавание).
Подход Э.Тоффлера
Тоффлерименует информационное общесвто «Третьей волной» – она вызвана повсеместным распространением компьютеров и других современных технологий.
Тоффлер считает, что в информационном обществе складываются:
· новые виды семьи
· стили работы и жизни
· новые формы политики и экономики
Такое общество он считает супериндустриальным – быстро развивающееся, основанное на самых передовых технологиях, и постматериалистической системе ценностей. Мир уже больше не выглядит как большая машина. Теперь появляются нововведения, для восприятия которых необходимо развивать познавательные способности.
Символы информационного общества – целостность, индивидуальность и человечная технология.
Ведущую роль в таком обществе играют сфера услуг, наука и образование. Теперь бизнесмены должны уступить место ученым.