В результате можно построить трансакционную модель КЛ

«ХОЧУ» - «МОГУ» - «ЗНАЮ» - «УМЕЮ»

В данной модели КЛ может выступать в любой функции: и как коммуникатор, и как реципиент.

+ параметры КЛ – см. билет №28

Билет 30. Понятие и характеристики эффективного коммуникативного источника.

Эффективный коммуникативный источник по:


1.Аристотелю

а) Должен понимать и чувствовать аудиторию б) Сильная воля

в) Достойные моральные качества

2.Николо Макиавелли

а) Быть авторитетом в своей сфере деятельности

б) Обладать высоким общественным престижем

в) Уметь скрывать свое намерение и манипулировать людьми

Теория коммуникативного источника Келмана:

1.Правдоподобие и способность вызывать доверие

2.Привлекательность

3.Влиятельность, объем власти

Правдоподобный источник складывается из двух пунктов

Компетентность Надежность

это осознаваемая или ощущаемая аудиторией (потенциал доверия) – это оцениваемая

способность источника знать правильный аудиторией мера отсутствия у источника предвзятости,

ответ на поставленный вопрос или владеть необъективности и какого-либо интереса в

истинным положением вещей определенном эффекте коммуникации

Зависит от:

1.Интеллекта и способностей

2.Подготовки и образования

3.Профессионального опыта

4.Социального статуса

2.Привлекательный коммуникативный источник складывается из:

а).Подобия

б).Известности

в).Физической привлекательности

г).Способности давать психологическое вознаграждение, нравиться

а) Подобие

В любых ком. процессах наибольшее доверие вызывает тот источник, кот. имеет общие с аудиторией параметры, тогда он воспринимается как «свой», «один из нас», «такой как мы», и его сообщение проще достигает результата

Типы подобия

Соц.-демографическое подобие Ценностное подобие

За счет общих у источника и аудитории Совпадение по взглядам

соц.-демографич. характеристик:
раса, возраст, соц. статус, национальность, конфессион. ЭТОТ БОЛЕЕ ДЕЙСТВЕНЕН

принадлежность, сфера занятости, уровень дохода,

региональное проживание

б)Известность

Частота представления коммуникативного источника прямо пропорциональна доверию к нему со стороны аудитории. Кроме того, эмпирически доказано, что известность сама по себе усиливает симпатию и, в итоге, доверие. Поэтому в рекламе эффективны узнаваемые люди – сокращается барьер.

в) Физическая привлекательность

Человеку свойственно приписывать физически привлекательным людям лучшие моральные качества, успешную карьеру, большие способности и, в целом, социальный успех.

При этом когда мы говорим о физической привлекательности, мы проводим линию между ней и тем, что называется выдающейся красотой

г) Способность давать психологическое вознаграждение, нравиться

Умение уменьшить уровень тревожности, беспокойства, одиночества, снятие страхов и кризисных психологических состояний

3. Влиятельность, объем власти:

а) Воспринимаемый контроль – осознаваемая аудиторией характеристика возможности коммуникатора управлять ею, поощрять и наказывать

б) Параметр воспринимаемой связанности источника и коммуникатора – оценка аудиторией меры озабоченности источника тем, подчиняется ли ему аудитория или нет

в) Воспринимаемое внимание источника к аудитории – этот параметр характеризует меру, в которой аудиторией ощущается (осознается) возможность источника по наблюдению за ее поведением

Билет 31. Понятие информационного общества. Подходы Д.Белла и Э.Тоффлера.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.

Основные и общие признаки информационного общества

· Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.

· Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.

· Информация же является продуктом деятельности современного человека.

· Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.

· Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

· Защита интеллектуальной собственности.

Подход Д. Белла

Дэниел Белл, книга «Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования». Это первый социолог, который, заглядывая в будущее и пытаясь его описать, понял важность информации и значимость развития коммуникационных технологий, которые проанализировал в своем труде.

В 90-е годы Белл предложил заменить термин «постиндустрианализм» термином «информационное общество». Причина тому – слияние воедино этих двух терминов, употребление их через запятую как в научных кругах, так и в массовом сознании.

+ см. таблицу в билете №32

На переходе от индустриального к постиндустриальному обществу Белл выделяет несколько стадий:

1.Развитие общественных служб и транспорта

2.Рост количества «белых воротничков»

3.Расходы на продукты уменьшаются, на товары длительного пользования и предметы роскоши увеличиваются

Условия вхождения в постиндустриальное общество:

1.Качественное образование

2.Здравоохранение

Главный ресурс вхождения в постиндустриальное общество – научные кадры и их распределение по секторам (промышленность, государство, университеты) и функциям (производство, исследование, преподавание).

Подход Э.Тоффлера

Тоффлерименует информационное общесвто «Третьей волной» – она вызвана повсеместным распространением компьютеров и других современных технологий.

Тоффлер считает, что в информационном обществе складываются:

· новые виды семьи

· стили работы и жизни

· новые формы политики и экономики

Такое общество он считает супериндустриальным – быстро развивающееся, основанное на самых передовых технологиях, и постматериалистической системе ценностей. Мир уже больше не выглядит как большая машина. Теперь появляются нововведения, для восприятия которых необходимо развивать познавательные способности.

Символы информационного общества – целостность, индивидуальность и человечная технология.

Ведущую роль в таком обществе играют сфера услуг, наука и образование. Теперь бизнесмены должны уступить место ученым.

Наши рекомендации