Взаимодействие объектов какого типа может быть обозначено как коммуникация, и, соответственно, какие типы объектов осуществляют взаимодействие, не являющееся коммуникацией?
Какой тип взаимодействия между объектами может быть обозначен как коммуникация и, соответственно, какие характеристики взаимодействия необходимо и достаточно делают его коммуникацией?
Первые две характеристики мы уже определили:
1) субъект-субъектное взаимодействие
2) опосредованное субстанцией взаимодействие
Опираясь на функциональный подход, дадим характеристику каждому из элементов данной схемы:
S (source, источник) – M (message, сообщение) – R (receiver, получатель) – E (effect, эффект)
Функция S:производство и передача коммуникативной субстанции.
Функция M:перенос смыслов ко второму источнику взаимодействия
Функция R: Восприятие, обработка, получение информации, реакция
Обязательным условием коммуникации является определенное изменение в подсознании, сознании и поведении R, порожденное смыслами, содержащимися в сообщении.
Именно это изменение и является эффектом E коммуникации, делает коммуникацию коммуникацией, а субъекта, получившего сообщение, реальным получателем.
Финальные базовые характеристики коммуникативного взаимодействия:
Коммуникативное взаимодействие | субъект-субъектное | взаимодействие |
опосредованное информационное | ||
эффективное | ||
синхронное и диахронное |
Ряд специалистов также считает необходимым для коммуникации такой параметр, как целесообразность. Тем не менее, в целом категория целесообразности представляется некорректной, т.к.:
1. Имеет относительную природу (может быть целесообразна для одного субъекта, но нецелесообразна для другого)
2. Является избыточной (т.к. субъекты немеренно и сознательно обмениваются информацией)
В результате сформулированы четыре исчерпывающие важнейшие характеристики коммуникативного взаимодействия. Из трех фундаментальных вопросов выходит финальное определение коммуникации.
Билет 6. Коммуникация в ряду смежных категорий: понятия информации, энтропии, общения, перцепции, интеракции.
+ Определение коммуникации
Информация – это сообщение о чём-либо, это сведения, которые являются объектом сбора, хранения, обработки и передачи. В середине 20 века категория информация становится общенаучной – обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире, передача наследственных признаков от клетки к клетке, от организма к организму.
Информация – количественная мера уменьшения энтропии у читателя.
У человека есть постоянная потребность в ориентации и информации.
Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия соц. субъектов, в ходе которых происходит: обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями, навыками и результатами этой деятельности.
Результаты деятельности: материальные (орудия и средства труда; объекты,воплощающие соц.ценности и человеческий опыт), нематериальные ( результаты духовной деятельности, идеи, ценности, идеалы, чувства и настроения).
Общение – это обязательное условие формирования человека как существа социального. Есть учёные, которые полностью отождествляют понятия «коммуникация» и «общение», но в рамках нашего курса мы дифференцируем эти понятия.
Перцепция – это процесс восприятия сообщений, осуществляемый субъектами общения; непосредственное отражение действительности органами чувств; восприятие.
Интеракция– взаимодействие, взаимное влияние людей или воздействие групп друг на друга.
Выделяется 3 формы интеракции: 1)групповая2)конкуренция3)конфликт(!но это не точно!)
Энтропия– это мера внутренней неупорядоченности системы; количественный показатель хаотичности; неупорядоченность некоторой совокупности элементов или их системы. Энтропия=0=полный порядок.
Билет 7. Понятие и типология коммуникативного действия.
Коммуникативное действие – действие социального субъекта, связанное с выполнением функций источника или получателя сообщения в коммуникативном взаимодействии.
Субъекты коммуникативного действия – акторы.
Критерии типологизации коммуникативных действий:
Интенциональное/неинтенциональное
Инт. – намеренное отправление сообщения
Неинт. – ненамеренное отправление сообщения (румянец при смущении)
Сознательное/неосознанное
Созн. – восприятие сообщения и реагирование на него с участием сознательного контура психики
Неосозн. – происходит без участия контура психики (купила вещь, т.к. понравилась)
Вербальное/невербальное
Верб. – устная и письменная речь
Неверб. – жесты, мимика, пантомимика
Возможны следующие типы коммуникативного действия источника:
ДИ 1.1. Интенциональное вербальное коммуникативное действие источника (ИВКДИ).
Пример – словесная просьба не курить в вашем присутствии.
ДИ 1.2. Интенциональное невербальное коммуникативное действие источника (ИНКДИ).
Пример – пожимаем плечами, когда не знаем, что ответить.
ДИ 2.1. Неинтенциональное вербальное коммуникативное действие источника (НВКДИ).
Пример – спонтанное использование ненормативной лексики.
ДИ 2.2. Неинтенциональное невербальное коммуникативное действие источника (ННКДИ).
Пример – непроизвольное зевание как знак усталости или утомлении разговором.
Возможны следующие типы коммуникативного действия получателя:
ДП 1.1. Неосознанное невербальное коммуникативное действие получателя (ННКДП).
ДП 1.2. Неосознанное вербальное коммуникативное действие получателя (НВКДП).
ДП 2.1. Сознательное невербальное коммуникативное действие получателя (СНКДП).
ДП 2.2. Сознательное вербальное коммуникативное действие получателя (СВКДП).
Билет 8. Понятие и типология коммуникационного взаимодействия (коммуникативных актов). Примеры.
Под коммуникативным актом будем понимать элементарную единицу коммуникации.
Коммуникативный акт – однократное завершенное коммуникационное взаимодействие, в ходе которого применительно к одному дискретному целостному и завершенному сообщению совершились процессы его создания, отправки и получения.
КДИ | КДП | ||
Неосознанное КДП ДП1 | Сознательное КДП ДП2 | ||
Неинтенциональное действие источника ДИ2 | Невербальное НКДИ | 1)Неинтенциональный невербальный неосознанный коммуникативный акт | 5)Неинтенциональный невербальный сознательный коммуникативный акт |
Вербальное НКДИ | 2)Неинтенциональный вербальный неосознанный коммуникативный акт | 6)Неинтенциональный вербальный сознательный коммуникативный акт | |
Интенциональное действие источника ДИ1 | Невербальное ИКДИ | 3)Интенциональный невербальный неосознанный коммуникативный акт | 7)Интенциональный невербальный сознательный коммуникативный акт |
Вербальное ИКДИ | 4)Интенциональный вербальный неосознанный коммуникативный акт | 8)Интенциональный вербальный сознательный коммуникативный акт |
Примеры:
1) Поведение незнакомых друг с другом девушек и юношей на танцполе в клубе
2) В разговоре собеседник неосознанно употребляет слово, которое являлось ключевым в гипнозе оппонента
3) Один их собеседников воспринимает приближение оппонента как знак опасности или дискомфорта (позы и жесты, о которых знает источник, но не знает получатель, хотя они на него действуют)
4) Гипноз; гипнотизер(источник) управляет поведением получателя с помощью определенных фраз
5) Непроизвольный зевок во время переговоров как знак усталости для партнеров
6) Интеллигент в тюремной среде
7) Кивок головой как знак согласия
8) Чтение лекции
Билет 9. Виды и типы социальных коммуникаций: методологические подходы и основные классификации.
Социальная коммуникация – это процесс, в котором участвуют как минимум 2 социальных субъекта, причём есть как факт передачи, так и факт приёма информации. Со стороны источника передача осуществляется интенционально (намеренно) (вербально/невербально), а со стороны получателя происходит приём этой информации как на осознанном, так и на неосознанном уровне.
Основные критерии базируются на простейшей модели коммуникации Лассвелла (КТО сообщает ЧТО, по какому КАНАЛУ, КОМУ и с каким ЭФФЕКТОМ?)
В качестве основных критериев и классификаций выступают следующие:
I) По типу субъектов:
4 типа соц. субъектов, способных выполнять функции S и R (индивид, соц.группа, соц.орг, масса), т.е. личность-личность, личность-группа, личность-организация, личность-масса и т.д.
II) По психологической направленности:
- Когнитивно-ориентированное сообщение (информация)
Цель: донесение определенной информации до получателя, повышение уровня его информированности
Задача: информировать
- Аффективно-ориентированное сообщение (эмоции)
Цель: возбуждение эмоций, пробуждение чувств у аудитории (например, комплимент)
- Конативно-ориентированное сообщение (побуждение)
Цель: побуждение аудитории к действию
Типология кодов.
1.Критерий характера парадигм:
1) аналоговые;
2) разделительные.
Аналоговые коды не разделяются четко на отдельные, дискретные элементы. Разделительные коды отделяют одно значение в парадигме от другого.(напевать мелодию – аналоговый код, записать мелодию нотами – разделительный код). А – единый поток; Р – части.
2.Репрезентационные и презентационные коды:
1) Репрезентационные коды – коды независимого существования, они заменяют субъекта, способны существовать автономно от него и от социальной ситуации, в которой осуществляется коммуникация. Это коды языка, с помощью которого формируются тексты. Тексты выполняют функции репрезентационных кодов. Прежде всего выполняют когнитивную функцию.
2) Презентационные коды – состоят из знаков-индексов. Такие коды не отделяются от коммуникатора и ситуации взаимодействия и, как правило, надежнее всего функционируют в межличностной коммуникации, хотя представлены и в массовой коммуникации. Наиболее эффективны в выполнении конативной и эмотивной функций.
Невербальная коммуникация опирается на систему презентационных кодов. С помощью этих кодов коммуникатор реализует две функции:
- передает информацию о себе и о своей реакции на ситуацию взаимодействия;
- интерактивное управление аудиторией.
Виды презентационных кодов:
· Телесный контакт;
· Дистанция, степень близости;
· Угол общения;
· Внешний вид;
· Движения головой;
· Мимика;
· Жестикуляция;
· Позы;
· Контакт глазами, движения глаз;
· Невербальные аспекты речи.
3.Сложные и простые коды:
1) Сложные коды – коды, выделяющие, обосабливающие коммуникатора. Для овладения ими требуется специальная подготовка. Сложные коды – атрибут профессиональных групп и субкультур. Чем выше профессиональный уровень субъекта, тем сложнее его кодовая система. Тяготеет и к устной, и к письменной речи, репрезентационным кодам. Требуют специального обучения
2) Простые коды – коды, интегрирующие коммуникатора в аудиторию, подчеркивающие общность коммуникатора и аудитории. Это коды обыденного сознания и обыденного языка. Тяготеет к устной речи и презентационным кодам. Зависят от культурного опыта.
4.Массовые и специальные коды:
1) Массовые коды относятся к простым кодам, они обращаются к сознанию обществ массового типа, ориентированы на сообщество, а не на индивида, выполняют объединяющую функцию.
2) Специальные коды – коды, употребляемые в рамках профессиональных сообществ, опираются на общий профессиональный или интеллектуальный опыт.
При исполнении специальных кодов акцент делается на различие между группой пользователей кода и остальных субъектов. При исполнении массового кода акцент противоположен, подчеркивание единства общности.
Использование специальных и массовых кодов определяется природой аудитории. Она может быть широкой (гетерогенной) и узкой (однородной).
5.Логические и эстетические (условные) коды:
1) Логические коды – коды точных наук, в которых невозможно отклонение, искажение. Они символичны, статичны, безличны, не подвержены культурному влиянию.
2) Эстетический код мобилен, культурно детерминирован.
Главное отличие между логическим и эстетическим кодом в природе их парадигм. Парадигмы логических кодов однозначны, определены, четкие, организованные. Эстетические коды имеют открытые парадигмы. Они подвержены конвенции, опираются на переменчивые культуры, на опыт пользователей. Они менее точно определены и способны к изменению. Динамика эстетического кода – от меньшинства к большинству, от специального сознания к массовому (например, импрессионизм).
Подход Д. Белла
Дэниел Белл, книга «Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования». Это первый социолог, который, заглядывая в будущее и пытаясь его описать, понял важность информации и значимость развития коммуникационных технологий, которые проанализировал в своем труде.
В 90-е годы Белл предложил заменить термин «постиндустрианализм» термином «информационное общество». Причина тому – слияние воедино этих двух терминов, употребление их через запятую как в научных кругах, так и в массовом сознании.
+ см. таблицу в билете №32
На переходе от индустриального к постиндустриальному обществу Белл выделяет несколько стадий:
1.Развитие общественных служб и транспорта
2.Рост количества «белых воротничков»
3.Расходы на продукты уменьшаются, на товары длительного пользования и предметы роскоши увеличиваются
Условия вхождения в постиндустриальное общество:
1.Качественное образование
2.Здравоохранение
Главный ресурс вхождения в постиндустриальное общество – научные кадры и их распределение по секторам (промышленность, государство, университеты) и функциям (производство, исследование, преподавание).
Подход Э.Тоффлера
Тоффлерименует информационное общесвто «Третьей волной» – она вызвана повсеместным распространением компьютеров и других современных технологий.
Тоффлер считает, что в информационном обществе складываются:
· новые виды семьи
· стили работы и жизни
· новые формы политики и экономики
Такое общество он считает супериндустриальным – быстро развивающееся, основанное на самых передовых технологиях, и постматериалистической системе ценностей. Мир уже больше не выглядит как большая машина. Теперь появляются нововведения, для восприятия которых необходимо развивать познавательные способности.
Символы информационного общества – целостность, индивидуальность и человечная технология.
Ведущую роль в таком обществе играют сфера услуг, наука и образование. Теперь бизнесмены должны уступить место ученым.
Концепция М.Кастельса
Кастельс проводит принципиальное различие между определениями «информационное общество» (information society) и «информациональное общество» (informational society), и, соответственно, между информационной и информациональной экономикой.
Дефиниция «информационное общество», главным образом, указывает на роль информации в данном обществе, однако, как справедливо отмечает Кастельс, информация в самом широком смысле, как передача знаний, сведений, играла принципиальную роль во все периоды общественного развития. Введенное определение «информациональное» указывает на «атрибут специфической формы социальной организации, в которой, благодаря новым технологическим условиям, генерирование, обработка и передача информации стали фундаментальными источниками производительности и власти».
Билет 33. Проблемы и противоречия информационно-коммуникативного общества.
Благодаря развитию глобальной информационной инфраструктуры, мир сжимается до размеров глобальной деревни (М.Маклюэн).
Минусы и проблемы информационного общества:
· Невозможность удержания сообщения в тех границах, на которые оно рассчитано.
· Появились новые типы преступлений, связанных с информационной сферой (экономические, преступления связанные с нарушением тайны частной жизни, нарушение государственной тайны).
· Виртуализация разных сфер жизни общества (повышение значимости вторичных знаковых систем). Виртуальная реальность – искусственно созданная реальность, которая близка к настоящей.
· Неравномерность распределения информационных ресурсов между странами и цивилизациями.
· Сокращение личного пространства человека, потеря анонимности
· Унификация культур
· Международный терроризм
· Рост количества компьютерных преступлений
· Манипуляция сознанием с помощью СМИ
· Нарушение гражданами информационного общества этических норм, асоциальное поведение
· Проблема отбора качественной и достоверной информации
Билет 34. Социальные функции коммуникации.
Функции коммуникации по Лассвеллу:
1.Надзор, наблюдение за окружающей социального субъекта средой, т. е. наблюдательная функция (социальный контроль).
Коммуникация позволяет социальному субъекту, общности постоянно сканировать окружающую среду для того, чтобы получить информацию об угрозах, рисках, возможностях. С помощью коммуникации члены общества получают возможность распространять свое наблюдение среды и выносить ситуацию за пределы своих сенсорных возможностей. Чем лучше реализуется эта функция, тем больше шансов у общности адаптироваться к среде, предвидеть угрозы и выживать.
2.Функция, организующая взаимодействие людей в их ответах на вызовы среды.
В процессе эволюции лучше приспосабливаются те общности, которые лучше взаимодействуют, лучше организованы, которые способны решать более сложные совместные задачи, а все это невозможно вне процессов коммуникации.
Применительно к МК можно говорить об организационной или регулятивной функции. Масс-медиа выступают площадкой для свободного обмена идей. Этот обмен есть форма организации совместной деятельности.
Теория звукоподражания
Теория звукоподражания идет получила поддержку в XIX и даже XX в. Суть этой теории состоит в том, что «безъязычный человек», слыша звуки природы (журчание ручья, пение птиц и т. д.), старался подражать.
Наблюдение над языками показывает, что звукоподражательных слов больше в новых, развитых языках, чем в языках более примитивных народов. Это объясняется тем, что, для того чтобы «звукоподражать», надо в совершенстве уметь управлять речевым аппаратом, чем первобытный человек с неразвитой гортанью не мог владеть.
Теория междометий
Теория междометий заключается в том, что первобытные люди инстинктивные животные вопли превратили в «естественные звуки» – междометия, сопровождающие эмоции, откуда якобы произошли и все иные слова.
Междометия входят в словарный состав любого языка и могут иметь производные слова, как в русском языке: ax, ox и ахать, охать. Но опять же таких слов очень немного в языках и даже меньше, чем звукоподражательных.
Теория трудовых выкриков
Теория «трудовых выкриков» сводится к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. Но эти «трудовые выкрики» только средство ритмизации труда, они ничего не выражают, даже эмоций, а являются только внешним, техническим средством при работе.
Теория социального договора
С середины XVIII в. появилась «теория социального договора».
Суть теории состоит в том, что в позднейшие эпохи развития языков возможно «договориться» о тех или иных словах, особенно в области терминологии.
Но совершенно ясно и то, что для объяснения первобытного языка эта теория ничего не дает, так как прежде всего для того, чтобы «договориться» о языке, надо уже иметь язык, на котором «договариваются».
Взаимодействие объектов какого типа может быть обозначено как коммуникация, и, соответственно, какие типы объектов осуществляют взаимодействие, не являющееся коммуникацией?
Ответ на первый фундаментальный вопрос:коммуникацией может считаться взаимодействие, в котором участвуют только объекты, принадлежащие к миру живой природы, чье существование реализуется как поведение. Эти объекты имеют субъектную природу, и следовательно, коммуникация является субъектным взаимодействием.
Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окр.средой, включающее их двигательную активность и ориентацию по отношению к этой среде.
Объектами коммуникации могут являться существа относящиеся к миру живой природы способные к автономному поведению, т. е. субъекты. Объекты данного типа обладают признаками субъектности, таким образом к=с+с (представители животного мира, люди и их общности).
Каково должно быть минимальное количество субъектов, чтобы субъектное взаимодействие можно было считать коммуникацией? Является ли коммуникация исключительно субъект-субъектным взаимодействием или субъект-объектное взаимодействие также может быть признано коммуникацией?
Объект-субъектная матрица коммуникационного взаимодействия:
Тип объекта В Тип объекта А | В1 – субъект, реализующий поведенческие практики | В2 – не субъект (не принадлежит к миру живой природы или не способен к автономному поведению) |
А1 – субъект, реализующий поведенческие практики | 1.1.Субъект-субъектное взаимодействие. Тип А1В1. Коммуникация во всех подходах | 1.2.Субъект-объектное взаимодействие. Тип А1В2. Коммуникация по Стивенсу (дождь-зонт). Не коммуникация по Кули, Шрамму, Тэну и др. |
А2 – не субъект (не принадлежит к миру живой природы или не способен к автономному поведению) | 2.1.Объект-субъектное взаимодействие. Тип А2В1. Коммуникация по Стивенсу. Не коммуникация по Кули, Шрамму, Тэну и др. | 2.2. Объект-объектное взаимодействие. Тип А2 В2 . Не коммуникация во всех подходах |
Будем считать коммуникацией только взаимодействие субъект-субъектного типа (А1 В1 ).
+ Минимально необходимое для коммуникации количество субъектов – один.
Взаимодействие, в котором один и тот же субъект отправляет и получает сообщения в разные моменты времени является коммуникацией,т.к. субъект в момент отправки и получения сообщения находится в разных темпоральных измерениях. Такая коммуникацияназывается субъектно-вырожденной.
Билет 4. Второй фундаментальный вопрос о сущности коммуникации. Типология коммуникативных субстанций.
Второй фундаментальный вопрос:
Какой тип субстанции, движущейся между субъектами и обеспечивающей их взаимодействие, делает это взаимодействие коммуникацией?
Для ответа на этот вопрос обратимся к типологии субстанций. В общем виде выделяют два чистых типа и один смешанный. Выделяют материальный, идеальный и идеально-материальный (материально-идеальный) типы.
Субстанции материального типа: материальные тела, вещество, энергия
Субстанции идеального типа: информационные образования, имеющие смысл для субъектов коммуникации; сигналы психической и непсихической природы. Главная особенность – информационная наполненность. Материальное содержание данных субстанций несоизмеримо мало по сравнению с их смысловым наполнением. Имеет информационную природу.
+Смысл – некоторое содержание, значимое для субъектов в том отношении, что изменяет в нем определенный психический, психосемиотический, биохимический или иной процесс или их совокупность.
+ Информация – количественная мера уменьшения энтропии.
+ Энтропия – мера неупорядоченности системы; чем меньше элементы системы подчинены какому-либо порядку, тем выше энтропия.
Субстанции идеально-материального типа (смешанные): идеальная субстанция, имеющая значимую для процесса и результата коммуникации материальную форму или материальный носитель (книга). Материальный носитель может изменяться без изменения содержания сообщения.
Материально-идеальная субстанция – решающая роль материального носителя (язык цветов). Материальная форма полностью исчерпывает смысл.
Две версии ответа на второй фундаментальный вопрос:
1. Коммуникацию опосредует перемещение субстанций любого типа (расширительная трактовка)
2. Коммуникация – взаимодействие, опосредованное исключительно субстанциями идеальной и смешанной природы (узкий подход). Мы остановимся на этом подходе.
Коммуникативная субстанция – имеющее выраженную или латентную материальную форму информационное образование, имеющее смысл для субъектов взаимодействия.
Проблемный блок определения коммуникации/й (мн.ч. или ед.ч), связанный со вторым фундаментальным вопросом.
Два подхода:
1. Отсутствие какого-либо различия между использованием ед. или мн.ч.
2. Разделение коммуникации и коммуникаций.
- Коммуникация – суб.-суб. вз-е, опосредованное инф., имеющей смысл для обоих субъектов.
- Коммуникации – перемещение матер. предметов, вещества, энергии в физ.пространстве из одной точки в другую посредством естественных или технических средств.
Особое место занимает вопрос о массовых коммуникациях, здесь допустимо и ед. и мн.ч.
- Массовая коммуникация – процесс общения с массовой аудиторией
- Массовые коммуникации – процесс взаимодействия между соц.орг. и массовой аудиторией, опосредованный системой технологических приемов и технических средств (средства масс. коммуникаций).
Билет 5. Первый и третий фундаментальные вопросы о сущности коммуникации.
Первый фундаментальный вопрос – см. билет №3
Третий фундаментальный вопрос: