Общепедагогические и специальные методы и приемы реализации программы
Методы | Приемы |
Наглядные | |
наблюдение, демонстрация наглядных пособий, иллюстраций, метод зрительно-двигательного восприятия и воспроизведения | показ способов действий, показ образца |
Словесные | |
рассказ педагога, рассказ ребёнка, беседа, чтение художественной литературы | вопросы, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка, беседа (после экскурсии, прогулки, просмотра фильма) Специальные приёмы: - упражнение, как основной приём формирования интеллектуальных умений; - дробление заданий на короткие отрезки и предъявление поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. - исправление; - многократное повторение; - подчёркивание голосом нужной части слова; - образец правильной речи; - употребление сопряженной речи; - употребление отраженной речи. |
Практические | |
упражнения, элементарные опыты, экспериментирование, моделирование | - Многократное повторение проб, для освоения способа деятельности, предоставление возможности действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях; - формирование приемов в определенной логической последовательности путем поэтапного перехода от репродуктивной умственной деятельности кпродуктивной, самостоятельной; - учет индивидуальных особенностей учащихся в овладении приемами. Одно и то же задание может выполняться учащимися на разном уровне самостоятельности, с использованием различных видов помощи; - показ способов действий (многократный, «пошаговый», «рука в руку»); - модельное конструирование; - корректурные задания. |
Игровые | |
дидактическая игра, воображаемая ситуация в развёрнутом виде | Внезапное появление объектов, - выполнение педагогом (ребёнком) игровых действий, - загадывание и отгадывание загадок, - элементы соревнования, - создание игровой мотивации, игровой ситуации |
Методы формирования сознания | |
объяснение, внушение, беседа, метод поэтапного формирования умственных действий | Речевое проговаривание действий на каждом этапе формирования приема умственной деятельности, с целью повышения осознанности усваиваемого материала; - действия с комментированием; - побуждение ребёнка к проговариванию собственных действий. Психотехнические приёмы коррекции: - упражнение, как основной приём формирования интеллектуальных умений; - мнемотехнические приёмы; - логические приёмы запоминания; - поиск аналогов. |
Методы стимулирования чувств и отношений | |
пример, поощрение, наказание, педагогическая оценка, создание ситуации успеха | Обязательные церемонии «приветствия», «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы, приём самооценки. |
Методы формирования поведения | |
приучение, упражнение, руководство деятельностью, метод контроля и самоконтроля (устный контроль). | Приёмы формирования регуляции деятельности и функции самоконтроля. |
Средствами реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с умственной отсталостью легкой и средней степени тяжести МБДОУ № 66 «Аистенок» являются:
· коррекционные технологии:
- Технология психолого-педагогической диагностики развития детей раннего и дошкольного возраста
Стребелева Е. А.,Шматко Н. Д., Разенкова Ю. А..
- «Коррекционно-развивающие технологии в ДОУ» Годовникова Л. В., ВознякИ. В., Морозова А. А., М., Учитель, 2014.
· Проектная деятельность
· Технология наглядного моделирования, авторы: Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер
· Технология исследовательской деятельности
· Личностно-ориентированная технология
· Здоровьесберегающие технологии. Базарный В. Ф., Зинкевич-Евстегнеева Т. Д.
· Технология индивидуализации. Свирская Л.В.
· Технология М. Монтессори
· Социо-игровая технология, авторы Б. Букатов, А. Ершова, Е. Шулешко
· ИКТ
2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей с умственной отсталостью легкой и средней степени тяжести
Коррекционная работа-система психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и /или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии дошкольников с умственной отсталостью легкой степени.
Цель коррекционной работы: создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП ДОдошкольниками с умственной отсталостью легкой и средней степени тяжести, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает:
• Выявление особых образовательных потребностей дошкольников с легкой степенью умственной отсталости, обусловленными недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
• Осуществление индивидуально-ориентированной психолого–медико-педагогической помощи дошкольникам с легкой степенью умственной отсталости с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей в соответствии с рекомендациями ПМПК;
• Разработку и реализацию индивидуальных планов, организацию индивидуальной и подгрупповой коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;
• Возможность освоения дошкольниками с умственной отсталостью легкой степени АООП ДО.
Задачи коррекционно-развивающей работы:
• Преодоление отставаний психического развития, устранение причин неблагополучия;
• Профилактика и коррекция поведенческих нарушений и недостатков эмоционально-волевого развития детей, уменьшение симптомов отклонений в развитии;
• Развитие познавательной, психомоторной и эмоционально-личностной сферы развития ребёнка.
Содержание коррекционно-развивающей работы представлено в виде:
• Примерного тематического планирования образовательной деятельности с детьми 4-7лет (подгрупповая коррекционная деятельность).Приложение 2www.dou24.ru/mkdou66/
• Планирования индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий (индивидуальный перспективный план сопровождения ребенка). Приложение 5. www.dou24.ru/mkdou66/
• Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий.
Модель интегрированного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
Концептуальные подходы | Цель: научно-обоснованная организация коррекционно-педагогического процесса с едиными требованиями к ребёнку медицинского, педагогического, психологического,логопедического характера с целью своевременной коррекции, сенсорных, умственных, моторных,речевых нарушений; профилактики школьной дезадаптации; социальной дезадаптации в условиях ДОУ. |
Всякое нарушение приводит к отклонению в развитии, всякое нарушение рождает стимул для компенсации. | |
Проявления в развитии ребёнка с особыми образовательными потребностями определяются не только основными нарушениями, но и возникающими в результате неверного подхода к воспитанию и обучению. | |
Общность основных законов развития для организма. | |
Медицинское воздействие: | |
Системные компоненты интегрированного подхода | Медицинские обследования узкими специалистами Профилактические мероприятия Здоровьеукрепляющая деятельность Мониторинг здоровья |
Психолого-педагогическое воздействие | |
Системные компоненты интегрированного подхода | Формирование мотивации к познанию Активизация сенсорной основы когнитивного развития Стимуляция сенсорно-перцептивных процессов Формирование качеств внимания Развитие различных видов памяти Развитие ориентировочной деятельности Работа по развитию ручной и тонкой моторики, общей моторики Развитие коммуникативных способностей |
Коррекционно-педагогическое воздействие | |
Интеллектуально-познавательное развитие Интеллектуально-творческая деятельность Коррекция вербально-двигательных процессов Коррекция речевого развития Становление игровой деятельности Формирование элементов трудовой деятельности Здоровьесберегающая деятельность (валеология) Коррекция сенсомоторных нарушений | |
Участники | Врач – педиатр Учитель-дефектолог Педагог-психолог Воспитатели Инструктор по физической культуре Музыкальный руководитель Родители детей |
Направления | Диагностическое: · своевременное выявление детей, нуждающихся в специальной помощи; · диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации; · комплексный сбор сведений о ребенке на основе диагностической информации |
Коррекционно-развивающее: · коррекцию и развитие высших психических функций, развитие эмоционально-волевой и личностных сфер ребенка и психокоррекцию его поведения, подготовка к социальной адаптации. · выбор оптимальных для речевого развития ребенка с легкой степенью умственной отсталости коррекционных программ, методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями и учетом особенностей развития. | |
Информационно-просветительское: · различные формы просветительской деятельности. Направленной на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов. Связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с легкой степенью умственной отсталости. · проведение тематических выступлений для педагогов и родителей. | |
Консультативная работа: · выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с легкой степенью отсталости, единых для всех участников образовательного процесса. · консультирование специалистами педагогов по возникающим вопросам, по работе с детьми с легкой степенью отсталости. · консультационная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с легкой степенью отсталости. |
Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения дошкольников с умственной отсталостью легкой и средней степени тяжестивключает в себя:
1.Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование. Цель обследования на начальном этапе выявить особенности психического развития воспитанников, определить исходный уровень владения знаниями, умениями, навыками. Каждый специалист проводит диагностику развития ребенка по своему направлению. Помимо этого собираются анамнестические данные о развитии ребенка, изучаются микросоциальные условия жизни и воспитания в семье. На основе данных медицинского обследования выявляются особенности нервно-психического и соматического здоровья, моторного развития и физического состояния. Далее, к концу сентября проводится плановое заседание психолго -медико педагогического консилиума.На данном этапе проводится анализ ситуации развития ребенка и разработка общей стратегии развития ребенка, организуется планирование коррекционно-развивающей работы,а именно
-Выделяются направления, этапы в реализации программы;
-Отбирается содержание программы;
-Разрабатывается учебно - тематический план индивидуальной и подгрупповой работы коррекционно-развивающей работы;
-Определяются формы организации детско-взрослой деятельности;
Определяются формы взаимодействия с родителями;
-Определяются планируемые результаты работы и методики их оценки.
2. Взаимодействие специалистов прослеживается в ходе реализации АООП. Образовательная деятельность реализуется в тесной взаимосвязи всех педагогов, работающих с детьми. Дефектолог ежедневно рекомендует воспитателям игры, задания, направленные на коррекцию и развитие психических функций, восполнение пробелов в развитии. С этой целью на группах ведется тетрадь взаимодействия в работе дефектолога с воспитателями. Узкие специалисты, зная о проблемах ребенка включают в свою образовательную деятельность развивающие игры, элементы отработки и закрепления полученных навыков, умений. Общая коррекционная направленность всего образовательного процесса создаёт условия для оказания дифференцированной помощи детям с легкой и средней степенью умственной отсталости.
3.В начале января проводится второй этап обследования дошкольников. Основной целью является выявление особенностей динамики развития каждого ребенка в специально организованных условиях. Соответственно, по итогам обследования организуется второе плановое заседание психолого–медико-педагогического консилиума с целью оценки эффективности организации образовательного процесса. Оцениваются промежуточные результаты работы, динамика развития детей. В случаях отсутствия положительной динамики, детей вторично направляют на ГПМПК с целью уточнения диагноза.
При необходимости в программу вносятся корректировки отдельных коррекционных мероприятий, определяются цели и задачи коррекционно-развивающей работы в следующем полугодии. Продолжается реализация АООП.
4.Третье плановое заседание ПМПк проводится в мае. Цель этого заседания: рефлексия.
-оценивается насколько удалось решить поставленную цель, выполнить поставленные задачи
-оценить качество совместной деятельности педагогов, условий организации коррекционно-развивающего процесса;
-определить перспективы работы;
В течение года, при необходимости организуются внеплановые заседания ПМПК.
Комплексное психолого-медико-педагогическое
обследование
Разработка общей стратегии развития ребенка |
Мониторинг динамики развития |
Оценка эффективности коррекции |
Корректировка коррекционных мероприятий |
Реализация АООП Взаимодействие специалистов |
Циклограмма деятельности
учителя-дефектолога
Подгрупповая коррекционная работа |
Обследование детей |
Участие в работе ГМО |
Взаимодействие с узкими специалистами |
Индивидуальная коррекционная работа |
Участие в работе творческих групп |
Деятельность учителя-дефектолога |
Участие в работе ПМПк МБДОУ |
Работа с документацией |
Работа с родителями |
Взаимодействие с воспитателями |
Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы
· Представлены как целевые ориентиры развития дошкольников по пяти образовательным областям. См. АООП для дошкольников с легкой степенью умственной отсталости. П.1.2
· В рабочих программах коррекционных курсов Приложение 6. www.dou24.ru/mkdou66/
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни. Вместе с тем они включают обычные для него (привычные, повседневные) способы самоопределения и самореализации тем самым обеспечивая реализацию культурных умений ребенка. Такие умения включают в себя готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и выражают:
- Содержание, качество и направленность его действий и поступков;
- Индивидуальные особенности (оригинальность и уникальность) его действий;
- Принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок;
- Принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения.
Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы определяется взрослыми. Спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов - необходимые условия для нормальной образовательной деятельности и развития каждого ребенка. Деятельность детей в детском саду должна быть интересной, насыщенной событиями, но не должна быть напряженной.
Чтобы обеспечить такую благоприятную атмосферу в группе, педагог дошкольного образования должен обладать необходимыми общекультурными компетенциями. Манера поведения с детьми должна быть ровной, а отношения с каждым ребенком доброжелательными и безоценочными.