Традиционные формы работы с родителями

Форма – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким формам можно отнести:

Формы взаимодействия – это способы организации совместной деятельности и общения.

К традиционным относятся:

Посещение семьи ребенка – много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные) давать тактично, ненавязчиво.

Наглядная пропаганда. Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно- образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Можно постоянно оформлять групповые стенды типа «Для вас, родители», содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы - различного рода объявления, режим, меню и т. п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье.

Наглядный материал

Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, листовки, памятки, внутренняя газета детского сада, стенгазета.

Информационный стенд для родителей «Визитная карточка детского сада» в холле, на котором представлены следующие сведения:

· Лицензия на осуществление образовательной деятельности;

· Фамилия, имя, отчество заведующего, часы приёма родителей;

· Наименование и телефон вышестоящей организации;

· Направления деятельности детского сада: краткая характеристика групп, программ, перечень дополнительных услуг;

· Информация о кадрах;

· Дипломы и грамоты детского сада.

Информационные стенды в группах предназначены для обмена информацией по вопросам воспитания и обучения детей, знакомства родителей с планами работы на ближайшее время, распространение педагогических знаний.

На стенде могут быть представлены:

· Фамилии, имена и отчества всех педагогов, которые работают с детьми этой группы, время, когда они могут побеседовать с родителем о ребёнке;

· Режим дня;

· Расписание занятий;

· План мероприятий на месяц;

· Объявления;

· Условия проведения конкурсов;

· Меню на день;

· Словарь добрых слов и выражений;

Все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;

Содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадёт;

Оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей;

Содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

Буклеты, листовки, памятки

Преимуществом информационных буклетов, листовок и памяток является их адресность, то есть каждый родитель получает информацию лично, может ознакомиться с ней удобное время.

В буклетах может быть представлена информация о детском саде, группе, конкретном направлении работы детского сада, например по художественно-эстетическому воспитанию, о дополнительных услугах и т.д. Можно использовать фотографии детей и педагогов, стихотворения о детском саде.

Листовки – это короткая информация о конкретном мероприятии, приглашение на открытое занятие и т.п. Желательно, чтобы информационная листовка была оформлена на цветной бумаге, привлекала внимание родителей.

Памятки познакомят родителей со сводом определённых правил с целью реализации единого воспитательного подхода семьи и детского сада, например в вопросах адаптации ребёнка к детскому саду.

Внутренняя газета детского сада посвящается определённой теме, например здоровью детей, игровой деятельности, обучению грамот е, развитию творческих способностей и т.д.

В газете есть постоянные рубрики:

· Взрослым о детям;

· Консультации специалиста;

· Детские новости;

· Говорят малыши;

· Наши достижения (об успехах детского сада).

Выпуск газеты требует серьёзной работы творческой команды педагогов детского сада, определённых материально-технических затрат. Газета должна выходить регулярно.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы. Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Групповые собрания проводятся 4-5 раз в год. На обсуждение выносят 2- 3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить кому-то из специалистов или родителям). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?».

Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог 43 при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается, чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и более масштабные мероприятия. Важно определить актуальную тему конференции

Родительские собрания.Одна из наиболее традиционных форм работы с родителями. Их целью является повышение уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей.

Методика организации и проведения родительского собрания.

1. Подготовка родительского собрания. Определение его тематики. Темы могут сообщаться администрацией, другими педагогами или предлагаться родителями. Очень важно посоветоваться с родителями – какие вопросы и проблемы их интересуют.

2. Составление сценария родительского собрания – необходимо написать кратко конспект с изложением информации, которую надо довести до сведения родителей. Содержание для собрания можно почерпнуть из психолого-педагогических книг, журналов, газет, общения со специалистами, детьми, родителями, администрацией. Продумать, кто встретит родителей и проводит их в группу или зал.

3. Следует заранее договориться с другими педагогами ДОУ, которые помогут провести собрание. Обговорить основные тезисы и направления 48 их выступления. Беречь время людей приглашенных на собрание, с этой целью установить регламент и следить за его соблюдением.

4. Необходимо подготовить средства – иллюстрации, документы, памятки, другой раздаточный материал для родителей.

5. Информация о времени и месте проведения родительского собрания должна быть донесена до родителей заблаговременно.

6. Продумать оформление зала, группы, чтобы создать определенную настроенность родителей (можно оформить выставку работ детей, выпустить стенгазету, подготовить видеофрагменты, фотографии, которые раскрывают отдельные моменты из жизни группы).

7. Основным методом проведения собрания должен стать диалог – только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения. Важно подготовить вопросы, которые родителям.

8. Помещение должно быть убрано и проветрено.

9. Подумать нужно заранее и о том, чтобы родителям было удобно снять верхнюю одежду, поставить сумки, чтобы они чувствовали себя комфортно.

10.Особое внимание обратить на размещение родителей: не слишком далеко от выступающих, чтобы все участники хорошо видели и слышали друг друга.

11.Подобрать и продемонстрировать работы детей, с целью наглядно показать родителям рост и совершенствование ЗУН каждого ребенка.

12.Собрание не должно превышать 40-60 минут, т.к. родители утомились после рабочего дня и многих из них еще ждут дети на площадке.

13.Руководить деятельностью младшего воспитателя, который должен помочь организовать другому педагогу или самостоятельно прогулку оставшихся детей.

14.Обращаться к родителям по имени и отчеству. Чтобы не ошибиться, положить перед собой список с их именами.

15.Помнить о «золотом правиле» педагогического анализа: начинать с позитивного, продолжить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

Примерный порядок проведения родительского собрания.

1. Определение темы, повестки дня собрания.

2. Сообщение воспитателя, членов родительского комитета о выполнении решений предыдущего собрания.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей на педагогическую тему (в форме лекции, беседы, консультации). Например: «Телевизор и компьютер в жизни ребенка» или «Как развить у ребенка желание читать» «Леворукость и праворукость» «Свободное время – организация досуга» «Режим дня в жизни ребенка» «Как избежать конфликтов со сверстниками?»

4. Выступление специалиста детского сада или родителя об опыте семейного воспитания по теме собрания. Обобщение сказанного, обмен мнениями по изложенному вопросу.

5. Анализ достижений детей группы воспитателем.

6. Разное - обсуждение организационных вопросов (экскурсии, предстоящие праздники, и т.д.), т.е. информирование родителей о предстоящих делах (финансовые вопросы лучше заранее обсудить с родительским комитетом).

7. Подведение итогов родительского собрания (необходимо сделать выводы, сформулировать решения. Важно выяснить отношение родителей к проведенному собранию, можно подготовить анкеты для оценок и пожеланий родителей).

8. Сообщить о проведении следующей встречи.

9. Попрощаться и поблагодарить за внимание.

Анкетирование

Одна из активных форм получения и обмена информацией по разным вопросам работы детского сада. Анкетирование помогает педагогическому коллективу получить наиболее полную информацию по определённым вопросам, проанализировать её и правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении. С другой стороны, анкетирование помогает родителям серьёзнее задуматься на ту или иную тему, оценить свои педагогические возможности, стиль взаимоотношения с ребёнком и др.

Анкетирование давно и прочно вошло в работу детского сада, у такой формы взаимодействия с родителями есть плюсы: быстрое получение информации по какой-либо проблеме; достоверность информации; возможность охватить всех родителей.

Анализируя ответы родителей, педагоги получают информацию о семье, запросах и ожиданиях родителей по отношению к детскому саду, об особенностях ребёнка, о готовности родителей взаимодействовать с педагогами по тем или иным вопросам воспитания, качестве питания и др.

В анкете обязательно должны присутствовать: вежливое обращение к родителям; краткое вступление с обозначением цели анкетирования; вопросы, при необходимости варианты ответов на них; благодарность за взаимодействие в конце анкеты.

Наши рекомендации